А. Леднев, Е. Лукьянов

Источник

Ангел Сан-Францисской паствы

Взойдите на гору и несите дерева и стройте храм

Так рек Господь Саваоф: «Народ сей говорит: не пришло ещё время, не время строить дом Господень».

И было слово Господне: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» [Агг. 1, 2 – 4].

К кому обращены сии слова Господни? Задолго до Рождества Христова через пророка Аггея так говорил Господь иудеям, вернувшимся в Иерусалим из Вавилонского пленения.

Но так же дословно обращение Господне отностися и православной пастве Сан-Францисской. Не те ли же слова слышатся ныне? «Не время строить храм», – говорят люди, из которых многие приобретают себе дома, живут в своих домах в полном достатке или перепродают свои дома, переходя из лучшего в лучший и всё увеличивая своё имущество. Понятно, когда такие слова слышатся из уст неверующих. Понятно, когда безбожники, ненавидя всё, что напоминает о Боге, разрушают церкви, построенные нашими благочестивыми предками. Но как то могут повторять люди верующие, сами посещающие церковь? Церковь есть место освящённое, святое, в котором вечно пребывает благодать Божия. При освящении храма Соломонова слава Господня в виде облака наполнила дом Божий. Так было в ветхозаветном храме. Во сколько же сильнее действует благодать Божия в храмах новозаветных, в которых подается истинное очищение от грехов, в которых приобщаемся Тела и Крови Христовых, в которых постоянно Дух Святый сходит во время Литургии на освящаемые Дары и на предстоящие люди? На всяком месте можно молиться и отовсюду слышит Господь молитвы. Но гораздо легче молиться в храме, где всё располагает к молитве. Возносятся оттуда молитвы наши к Богу и низводят на нас милости Божии.

Построение храма есть жертва Богу: выделение для богослужения участка земли, пожертвование Богу части своего имущества, а главное – принесение Ему своей любви, своего усердия. Воздвигались храмы при различных обстоятельствах, и при событиях радостных и печальных ставились, как свечки от всего народа, по лицу земли родной.

Св. Петр, митрополит Киевский, посетив малый, в то время, град Москву, сказал князю Иоанну Калите построить «Дом Божией Матери». «Какая нужда в новом храме», – сказали бы теперь некоторые, ведь и без того в малой Москве было достаточно храмов, построенных отцом Калиты, преподобным князем Даниилом. Но без колебаний начал князь строить собор Успения Богородицы, и едва он был закончен, как стала возвышаться Москва и князья её объединили вокруг неё всю Русскую землю.

Храмы нужны не Богу, Престол Которого небо и подножие земля, а нам они нужны. Полезны нам наши жертвы на храмы, но Господь принимает не столько вещество, сколько наше усердие. Христос одобрил лепту вдовицы, сказав, что она положила больше всех, ибо богатые клали много от своего избытка, а она отдала всё, что имела, всё пропитание своё. Жертвы наши во имя Божие принимает Сам Бог. Духовно наши жертвы поступают в сокровищницы небесные, Божии, откуда их никто не восхитит, а если кто похищает церковное имущество, то тот крадёт у Самого Бога и покарает того Сам Господь Бог.

Так и смотрели благочестивые русские люди, подавая свои гроши собиравшим на храмы седым дядям Власам.

За каждым богослужением поминаются строители храмов.

Строя храмы здесь на земле, мы тем самым созидаем и себе вечные кровы на небе. Пройдут десятки лет, истлеют наши тела, быть может и от костей ничего не останется. А души наши будут вечно жить. Благо тому, кто приготовил для души своей обитель в чертогах Небесных! Если даже уже разрушатся построенные церкви, записаны будут в вечных книгах Божиих имена их строителей и запечатлены будут вознесённые в них молитвы.

Так говорит Господь Саваоф: «Обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и несите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь».

«Я с вами!» – говорит Господь. (Агг. 1 7–13).

Сан-Францисской пастве

Возблагодарив Господа Бога за окончание судебных тяжб вынесением судебного решения, призываем всю паству прекратить все взаимные обвинения и постараться загладить всё внесенное церковной смутой. Отстаивая правду, как кто её понимал, друг другу наносили оскорбления, высказывались или таились подозрения, разделившие русское общество на ряд враждующих лагерей. С вынесением судебного решения ясно, что все подозрения и обвинения не имели основания. Таким постановлением Штатного суда обелено русское имя, и оно является отрадным не только для обвинявшихся, но и для всех русских, а особенно для жертвовавших на построение нового собора и прихожан собора, которые могут быть спокойны, что средства, жертвуемые ими на Церковь шли (и сейчас идут) по назначению.

Прославление св. Иоанна Кронштадтского и он сам своими молитвами да помогут нам изгладить из сердец своих всякое недоброжелательство, и восстановив мир, объединиться вокруг Церкви Божией. Благословение Божие да будет на всех!

13 октября 1964 г.

Из слова к Сан-Францисской пастве

Произнесено на собрании прихода Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости»

...Я должен отметить усердие нашей Сан-Францисской паствы в делах церкви и посещении богослужений в великие праздники, а некоторых даже и ежедневно. Весьма большая жертвенность, которая проявлена при постройке собора, свидетельствует о преданности нашей паствы Церкви. Однако, говоря об отрадных явлениях в приходской жизни, я не могу умолчать и о прискорбных явлениях. Таковым является постепенное уменьшение количества лиц, посещающих богослужения. Напрасно сваливать вину на то, что район стал опасным – не то главная причина, а главное именно то, что люди втягиваются в житейскую жизнь и постепенно отходят от духовной. Это общее явление, замечаемое в Америке. К прискорбию, от нашей первой эмиграции 20-х годов потомства почти не осталось, только единицы существуют от тех семейств, которые прибыли сюда в 20-х годах. Почему? Они растворились, они отошли от православной веры и от русской национальности, также в большинстве переменили свои фамилии, так что не узнаешь, что они русские. Такое явление замечалось и прежде, но те самые, которые переселились не из державной России, а подъяремной Руси– Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживают здесь много десятков лет и сохранили как-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тех старообрядцев, которые в Турции 300 лет прожили, однако прибыли в Америку чисто русскими, говорят на чистейшем русском языке и носят свои народные одежды. А прибыли они сюда, так как теперешнее турецкое правительство стало притеснять их в области исповедания веры. Вот если бы наша эмиграция была так же тверда в исповедании своей веры и своего русского достоинства, то действительно мы представляли бы силу, перед которой склонялись бы другие народности. Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны, не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия, чтобы, как сказано в Евангелии: «Перед концом мира проповедано будет Евангелие во всём мире». Надо, приводя к Православию других, опасаться, чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили Святое Православие.

Между тем нарушаются нами не только посты, но и другие церковные правила. Особенно пагубно, что здесь принято устройство благотворительных развлечений под праздники. Они отвлекают христиан, наших богомольцев, от богослужения. Тогда, когда происходит главная часть богослужения праздника, когда совершается всенощное бдение, на котором прославляется то или иное событие, Господом Богом совершённое для нашего вечного спасения, когда прославляются угодники Божии, когда в дивных церковных песнопениях и чтениях излагается их жизнь, указываются светлые примеры, тогда большинство богомольцев отсутствует и вместо того идёт на развлечение. По канонам церковным устройство таких развлечений является тяжким грехом. Правда, главным богослужением является Литургия. Литургия – это кульминация, конец богослужения, когда мы уже должны вознестись на такую духовную высоту, чтобы осознать значение таинств и, если не устами, то духом причаститься Святых Христовых Таин. Для того нам и нужно всенощное бдение, чтобы мы духовно сблизились с праздником и уже, действительно, посещение Литургии было бы для нас полноценно и спасительно. Могут сказать, что такие увеселения устраивались у нас в России. Так, к прискорбию, было в последнее время. Ещё при Александре III твёрдо держалось, что никаких развлечений, никаких увеселений, никаких театральных представлений не было в постные дни и кануны праздников. Только когда загремели уже раскаты революции, стали потрясать Россию, то постепенно стали даваться свободы, которые привели к теперешним свободам, когда порабощены миллионы людей. Правда, так было не только в последнее время. Святой Иоанн Златоуст был выслан из Константинополя за то, что произнес громовую проповедь против устройств скачек в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. И в те времена народ уходил от богослужений для того, чтобы смотреть на какие-нибудь состязания, или комедии, или ещё что – нибудь. Так же было и тогда, однако Иоанн Златоуст пошёл на изгнание, но не оставил своей проповеди. И вот послезавтра мы будем вспоминать, как торжественно были возвращены его мощи в Царьград. Да, так было. Но это не значит, что с этим не надо бороться. Есть ещё более тяжкие преступления, как, например, убийство, как Каин убил Авеля, однако никто не считает, что раз то в древности совершалось, то оно дозволено и теперь. И теперь и Церковь и власти стараются бороться с такими преступлениями. Древность преступления не оправдывает его, потому мы должны всемерно сопротивляться таким явлениям. Особенно вредно, когда этими развлечениями отвлекается молодёжь. Теперь ещё старые люди помнят о прежних праздниках в России и время от времени их тянет, в особенности в великие праздники, посетить богослужения. Молодёжь не особенно привыкла к тому, а если с детства не привыкнет, то что будет после? Напрасно тогда мы строим здесь церкви, они будут пусты через два десятка лет. Мы должны всемерно способствовать и особенно в детях закладывать любовь к храму, и хвала тем родителям, которые с детства приучают их к церкви, особенно тем, которые приучают их прислуживать в церкви и активно участвовать в богослужениях. Это естественно западает в их души и, способствуя благолепию богослужения, в то же время их воспитывает в нашем церковном русско – православном сознании. Церковь – не земное учреждение. Я должен немного о том сказать, чтобы мы имели ясную картину того, что мы хотим делать. Церковь стоит на земле, но её Глава возвышается выше неба, и Глава Церкви Сам Господь Иисус Христос. Он установил, чтобы Церковь управлялась через лиц, которые получили от Него благодать Святого Духа, благодать, которая способствует вести людей к вечному спасению, к Царствию Божию. Поэтому главное руководящее значение имеют в Церкви те, которые получили благодать через рукоположение, то есть священство. И раз они руководят духовной жизнью, то ясно, что остальные могут быть только помощниками; лица, не получившие благодати Святого Духа, могут только помогать духовенству. Ведь абсурдно было бы, если бы во главе стояли не те, которые могли бы исполнять главные назначения того или иного учреждения, а только второстепенные. Мы не можем себе представить, чтобы председателем суда был бы заведующий зданием того суда, и если бы, например, армией командовал за­ведующий хозяйством. Правда, при советской власти были попытки, чтобы армией командовали и не военные, а политруки, которые имели целью политическую пропаганду, но что тогда получилось, кроме развала? Также и в Церкви во главе могут стоять только те, которые Духом Святым уполномочены, Духом Святым прияли благодать руководить Церковью для вечного спасения. Вопросы хозяйственные, как они ни важны – они могут и должны вестись мирянами, но под руководством пастырей Церкви. Поэтому все мирские должности при церкви только вспомогательны при духовенстве, но никак не являются руководящими. И ктиторы храмов, и старосты по уставу являются только помощниками настоятелей. Приходские Советы возникли у нас после революции, специально для поддержки духовенства. Я был в первом составе Приходского Совета после революции в нашем приходе; мы собрались для того, чтобы помогать нашему батюшке. И сейчас приходские должности являются вспомогательными при духовенстве. Посему не может быть никакой речи о том, чтобы они имели какую-либо самостоятельную работу и чувствовали себя как бы главными в Церкви. Главными миряне могут быть в частном обществе, в каком – нибудь художественном, литературном, коммерческом предприятии, но никак не в Церкви.

Главное значение Церкви – ведение к вечному спасению, а всё остальное должно приноравливаться к этому. Церковь имеет прежде всего задачей – борьбу с грехом, и в том ей должны помогать миряне. Я очень благодарен от себя, и Святая Церковь благословляет тех, кто, правильно понимая своё назначение, являются помощниками для устроения Церкви, как корабля, ведущего нас через житейское море туда, куда ведёт нас Христос – к Царствию Небесному.

Я призываю всех в настоящий Пост усердно посещать богослужения. Помните, что причащаться раз в год – это минимум, после которого человек выбывает из состава Церкви. По уставам церковным тот, кто три недели не посетил Литургии без уважительных причин, считается отпавшим от церковной общины. Поэтому те, кто нарушают правила исповеди церковной или правила о непосещении церкви, или же кто открыто презирают церковные законы, если даже руководятся правилами гражданскими, могут иметь место в гражданских учреждениях, но никак не в церковных. Наша Церковь имеет свои правила, и независимо от того, как смотрят окружающие, идёт своим путём. Она пережила время Нерона и Диоклетиана...

За границей действуют иные законы, мы принуждены считаться с гражданскими властями; ведь и в Советском Союзе те законы, которые не направлены прямо против Церкви, и те исполняются теми, кто там живёт. Тем более мы должны там, где Церковь не гонима, где государство даёт Церкви возможность всевозможно развивать свою деятельность, исполнять все законы, но в своей внутренней жизни мы должны руководствоваться только церковными законами. Никто нам не может предписать принять членом общины или допустить до церковных должностей того, кто скажем, нарушил правила о браке; кто не получил благодати Святого Духа при таинстве брака является преступником перед церковными законами, как бы то ни считали государственные власти. Церковь имеет свои законы, и Церковь идёт своим путём. Государства образуются и исчезают, а Церковь вечна.

Я призываю вас прежде всего быть православными христианами, а всё остальное может быть лишь к тому приложено.

25 января/7 февраля 1965 г.

Обращение к общеприходскому годовому собранию

Нынешнее общее собрание происходит в день воспоминания о Страшном Суде, и все мы должны помнить, что некогда предстанем пред Судией всего мира, видящим даже сокровенные наши мысли, и должны внимательно следить за своими желаниями, словами и мыслями, дабы не быть осуждёнными на Суде. Собрание наше есть собрание церковное, чтобы решать дела, касающиеся наших храмов и церковной жизни. Посему, хотя мы собрались не в храме, мы должны себя вести, как в церкви, не допуская ничего, что не может допускаться в церкви, также шумных выражений одобрения и негодования.

Мы чада Православной Церкви и должны прежде всего подчиняться её законам, законам Православной Церкви, установленным Самим Господом Богом (основные законы положены Им). Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ея», – и также сказал: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века». Господь вдохнул Дух Святой в апостолов, дал им власть держать и разрешать грехи и дал власть и обязанность проповеди Евангелия по всей вселенной. Проповедуя Евангелие, они устрояли Церковь на земле, как ученики и друзья Христовы. Свою власть они затем передали своим преемникам, то есть епископам, которых они поставили. Мы видим это уже из Священного Писания, Деяний Апостолов и Посланий апостола Павла – для христиан важны все законы Церкви.

Бывают разные взаимоотношения между Церковью и государством. Вначале Церковь была жестоко гонима. Были моменты, что государство не преследовало за веру, если исполнялись государственные законы, – государственным законом было почитать кесаря как бога, а далее были этапы, что говорилось, что можно продолжать молиться по – своему, только следовало принести жертву кесарю или жертву какому – нибудь идолу, и этого было достаточно. Но христиане не исполняли таких законов. Они шли на мучения. Мы их прославляем как мучеников: свв. Григория Богоносца, Димитрия, Пантелеймона и других. А что они сделали?

Они пошли за веру Христову и не приняли никаких оказаний уважения тем законам, которые были противны вере. До конца века будут христиан преследовать и будут мученики до конца века... А те, которых на смерть не посылали – те прославлены как исповедники. Недавно, когда мы были на Дальнем Востоке, вышел закон японцев, которые оккупировали Манчжурию, чтоб все жители города шли на поклонение в храм богини Аматурасы – это было объявлено государственным законом, так как богиня почиталась как начальница Императорского Дома. Что же, пошли ли туда христиане? – Некоторые пошли, но Харбинский митрополит Мелетий с архиепископом Димитрием, отцом нашего Первоиерарха митрополита Филарета, мужественно восстали против этого. И когда один из священников, занимавший видное место в Харбинской епархии, пошёл было на соглашательство, он сразу был лишён всех своих должностей и запрещён в священнослужении и не был разрешён, пока японцы не согласились свой закон не применять. Так и паства осталась верной своим архипастырям, потому что закон этот шёл против веры Христовой. Мы должны мужественно всегда стоять за правила церковные. Если от нас требуют чего-либо невыполнимого, то мы не должны то выполнять.

Мы видим, как наши братья страдают в нашем Отечестве. Многие из них мужественно терпят за исповедание веры Христовой. Их лишают мест, их лишают заработка, лишают пищи, и они всё – таки исповедуют веру Христову. Если так, то насколько должны мы, находясь здесь на свободе, если закон не преследует за веру, исповедовать свою веру. В здешней стране законы никого не преследуют за веру. Правила, касающиеся церковной жизни, установлены лишь для внутренней жизни, не мешая другим. Когда же это никому и ничем не угрожает, исповедание своей веры предоставляется каждому лицу и каждой общине. Мы в своей внутренней жизни можем руководствоваться безбоязненно только уставами Православной Церкви, за которые должны быть готовы умереть, если было иначе.

Церковь Христова есть Божественное учреждение, и основы её устройства даны Христом и Святым Духом через апостолов и святых мужей. Развитие церковных правил и руководство Церковью было поручено епископам, как то видим из Посланий апостольских и ближайших преемников.

Православная Церковь, также и католическая, почитает Церковное Предание, как и Священное Писание. Тем отличаются от них протестанты и протестантские секты, не признающие Священное Предание. Священное Предание относительно церковного управления говорит в канонах. Каноны суть церковные правила, являющиеся основой церковной жизни, как в государстве – основные законы. Разница, однако, та, что в государстве они составлены людьми, а Церковь вдохновляется Святым Духом. Глава Церкви – Христос, и власть устроить земную Церковь Он дал апостолам. Вот что говорит 41-е правило Свв. Апостол: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценный человеческий души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти». Согласно дальнейшим церковным правилам, он должен иметь управляющего церковным имуществом (правило 26, IV Вселенского Собора). Сначала то были клирики, потом стали то поручать и мирянам, но руководство ими продолжало оставаться в руках епископа, как и духовная власть, так как «ему вверены люди Господни, и он даст ответ о душах их». Почему так? Потому что в Церкви должно всё быть направлено и согласовано с главной целью: спасение душ человеческих через веру и жизнь по заповедям Христовым и направление жизни их к Небесному Царствию.

Православной Церкви чуждо народовластие. В Церкви Христовой всё идет от Божественного начала, и Богу даётся конечный отчет за свои деяния. Посему во главе церковного управления стоят епископы, как преемники апостолов. Дабы им и остальному клиру не погружаться в дела мирские и житейские, в тех делах им помогают и иногда почти всецело берут заботу миряне, но действуя в духе указаний пастырей, так как за жизнь церковную несут ответственность пастыри и в особености глава их, епископ. Руководство продолжает оставаться в руках епископов, и епископа нужно почитать, пока он не отходит от истинного учения, то есть не станет еретиком и не отступит от священноначалия. Епископ отвечает как за души, так и за церковную жизнь.

Распространенное выражение «Глас народа – глас Божий» относительно верно. Когда народ чувствует потребность в помощи Божией, усердно молится и хочет прежде всего, чтобы сделать по воле Божией, тогда Господь вразумляет, осеняет добрыми мыслями, и решения бывают на пользу. Так поступали христиане в древности. Так поступали и наши предки. Когда собрался Земский Собор в 1613 году, настал Великий Пост, все собравшиеся и весь народ молился и постился, и только после причащения Святых Таин едиными устами нарекли Царём Михаила Феодоровича Романова – и тогда действительно глас народа был гласом Божиим. Но вот мы читаем в Евангелии о том, как происходит суд над Иисусом Христом, как ведут Его к Пилату и как Пилат выводит Его к народу: «Весь народ стал кричать: смерть Ему, отпусти нам Варавву. Пилат возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его». Был ли тот глас народный гласом Божиим? А когда «народные представители», поддержанные главнокомандующими всего фронта, мнившими себя выразителями гласа армии, потребовали от Императора Николая II отречения от престола, а шумные толпы ходили тогда по Петрограду и приветствовали наступление так называемой демократии народной – был ли тогда глас народа гласом Божиим?

Глас Божий мы слышим в Священном Писании, звучит он и в Священном Предании, им должно повиноваться, соблюдать церковные уставы, тогда и коснется нас глас Божий, а не когда хотим действовать по своей воле. Сейчас мы знаем, что во всём мире идёт борьба против Священного Предания.

Собравшись для решения дел нашего прихода, мы должны ясно сознавать, что приход есть частица великой Вселенской Церкви, веточка поместной Русской Церкви. Мы должны руководствоваться правилами церковными, созданными на основании и в духе канонов Церкви, в духе тех церковных устоев. Если мы не доверяем церковным канонам, отклоняемся от них, мы тем самым становимся на путь протестантизма и уже теряем право именоваться православными христианами. Когда мы собираемся на церковные собрания, мы должны думать о том, как бы принять решения во славу Божию. Во славу Божию – это значит во спасение наше. Когда мы делаем что – нибудь во славу Божию, мы уподобляемся Ангелам, которые вечно славословят Господа Бога. Будем думать не о том, что нам приятно и желательно, а что согласно с правдой Божией и ведет всех нас вместе и каждого в отдельности к вечному спасению и доброму ответу на Страшном Судилище, на котором все мы предстанем, хотим мы его или желали бы избежать его, помним мы о нём или не помним. И вспоминая слова Христовы, что «от словес своих оправдимся и от словес своих осудимся», будем ныне вести собрание наше, как в преддверии Страшного Суда, к чему призываемся мы в нынешний день Евангелием и церковными молитвами. Начнем же наше церковное собрание во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы Животворящия и Нераздельныя.

Сан-Франциско, 1966 г.


Источник: Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн : [Сборник / Сост. А. Леднев, Е. Лукьянов]. - Москва : Паломник : Журн. "Глаголы жизни", 1998. - 702 с.

Комментарии для сайта Cackle