Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна
Указ о поминовении неправославных
Напоминается священнослужителям, что за Божественной Литургией совершается поминовение только лиц, принадлежащих к Православной Церкви, так как такое поминовение делает поминаемое лицо участником богослужения, в коем могут участвовать только православные христиане. Также не могут быть поминаемы сознательные самоубийцы, как своевольно оставившие Церковь.
Тоже должно сказать об отпеваниях, панихидах и прочих богослужениях, предназначенных для совершения о православно верующих, что явствует из самих выражений, употребляемых в них. Как исключение в отношении лиц, при жизни показывавших своё расположение к православной вере и Церкви и принимавших посильное участие в её жизни, может быть совершаемо заупокойное моление, состоящее из пения или чтения 17 кафизмы (118 псалом) с добавлением краткой ектении о упокоении усопшего и «Вечная память».
В частных же своих молитвах православные христиане могут молиться Богу о всех, уповая на милосердие Божие.
Указ № 39, 23 сентября 1951 г.
Указ о почитании древних святых Запада
Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославились своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в то же время к святым угодникам Божиим, к коим мы прибегали и прежде в молитвах. В различных местах древней Галлии, ныне Франции, и других странах Западной Европы сохранились поныне священные останки мучеников первых веков и последующих, являвшихся исповедниками веры православной. Призываем о.о. священнослужителей поминать на богослужениях – на литиях и в других молитвах – угодников Божиих, являющихся покровителями того места или страны, где происходит служба и особенно чтимых, также на отпусте. В частности, в пределах Парижа надлежит поминать священномученика Дионисия, преподобную Геновефу, также преподобного Клотуальда, в Лионе – священномученика Иринея, в Марселе – мученика Виктора и преподобного Кассиана, в пределах Тулузы – священномученика Сатурнина, епископа Тулузского, в Туре – святителя Мартина. В случаях неясности и недоумений обращаться к нам за разъяснениями и указаниями. Паству же призывать чтить сих угодников.
Указ № 223, 23 апреля 1953 г.
Воззвание о помощи Святой Земле
«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя», – восклицал пророчески Царь Давид ещё в дни благополучия Сиона. С горечью воспевали тот псалом иудеи во время Вавилонского пленения.
Любил Иерусалим Господь Иисус Христос, проливая слезы о грядущих на него бедствиях.
Священный для ветхозаветных иудеев Иерусалим стал ещё более священным для христиан, освятившись стопами, а потом и кровию Божественного Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Как только прекратились гонения на христиан, к нему устремляться стали паломники со всех стран, где прославлялось Имя Христово, начиная от Царицы Елены, обретшей Крест Господень и построившей в священных местах земного пути Христова ряд великолепных храмов.
Места те наполнились также монастырями, в которых подвижники искали себе и указывали другим путь спасения.
Порабощение тех стран иноверными восточными народами не уменьшило почитание Святой Земли христианами. Западные народы предпринимали походы для их освобождения, не достигши, однако, желанной цели.
С крестившейся же тогда Руси, с самого начала в ней христианства, пошли новые паломники.
Русская Церковь, с первых её времен, находилась в тесном общении со Святой Землёй. Всё приходившее или принесенное со Святой Земли было священным в очах русских людей. Предельной же целью благочестивых людей было посетить Святую Землю. Отдельным лицам то удавалось даже во времена, когда то было сопряжено с неимоверными трудностями; в прошлом же веке потоки паломников почти не преставая текли туда.
Для облегчения паломничества была создана Русская Духовная Миссия в Иерусалиме и Палестинское Общество, которые приобрели в собственность ряд участков в священных местах, и на них появились русские обители.
Те обители, с одной стороны, давали возможность русским людям, прибывшим туда, иметь пристанище во время поклонения святым местам, а желавшим даже и остаться там до конца своей жизни. С другой стороны, те обители, благодаря лившимся из России средствам, могли развивать широкую просветительную деятельность среди местного населения и тем оказывать существенную поддержку местному Иерусалимскому Патриархату.
Всё то изменилось с наступлением горестных для России времён.
С начала Первой мировой войны прекратился поток паломников и средств для деятельности наших святых обителей, а с окончанием её, после крушения Русского Государства, положение их стало ещё тяжелее. После же Второй и разделения Палестины между Королевством Иордан и восстановленным государством Израиль появились новые бедствия и опасности.
Обители, оказавшиеся в Израиле, были лишены части своего имущества и переданы в ведение Московского Патриарха.
Обители же в Королевстве Иордан остались в составе Русской Зарубежной Церкви, несмотря на попытки Московской Патриархии подчинить их себе; те обители и другие православные русские учреждения там отказались подчиниться Московскому Патриарху из-за связанности его с Советским правительством.
Последнее стремится подчинить себе и распространить своё влияние на все народы и всеми способами.
Ради того на Ближнем Востоке, учитывая прежнее значение Православной России и её славу среди православных народов, Советское правительство, будучи врагом Церкви и религии, выставляет себя там их покровителем и всячески стремится установить влияние на Ближнем Востоке Патриарха Московского, находящегося в руках Советской власти.
Если бы не было противодействия той деятельности, она могла бы иметь большой успех, и места с дорогими всему христианскому миру именами, могли бы стать базами для влияния противохристианского.
Однако тот замысел и деятельность встретили неодолимое препятствие в лице бедных и воистину святых обителей и русских православных учреждений на Святой Земле.
Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский Патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те святые обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви – Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды.
Русские обители на Святой Земле есть олицетворение чистой христианской совести на Ближнем Востоке, и их наличие и исповедание не дают православным народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и Бога.
Мужественный подвиг исповедания истины теми обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним.
Естественно и необходимо, чтобы русские люди за рубежом признали своим долгом оказание поддержки, моральной и материальной помощи, тому славному подвигу престарелых монахинь и монахов, терпящих большую нужду во всём, но крепких духом.
Для организации того дела Архиерейским Синодом учрежден Палестинский Комитет под моим председательством.
Приступая к учреждению по всему Зарубежью представительств Комитета, призываю всех православных оказать им содействие и дело помощи обителям и православным учреждениям на Святой Земле признать своим священным долгом Церкви и Святой Руси, которая так искренно и благоговейно почитала Иерусалим.
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Возможное участие духовенства в общественной жизни
Имея главной целью своего служения возрождение душ человеческих и ведение их к вечному Царствию Божиему, приявшие дар священства не должны отвлекаться от делания апостольского и тратить время на дела мирские. То, что даёт людям священник, не может дать никто иной, и ничто не может сравниться с тем вечным благом, к которому он ведёт людей. Посему священнослужитель не смеет отвлекаться от своих прямых обязанностей, заниматься даже полезными мирскими делами, помня, что он страж душ человеческих и даст ответ на Страшном Суде Божием за каждую овцу, погибшую по его нерадению. Пример показали апостолы при возникших в среде учеников их спорах о раздаянии пособий, сказавшие: «Не угодно есть нам, оставлыним слово Божие, служити трапезам». Церковные каноны строго воспрещают клирикам заниматься мирскими попечениями и брать на себя общественные должности. Однако то не значит, что священнослужители совершенно могут устраниться от всех мирских дел. Люди состоят из души и тела, и невозможно, заботясь о душе, совершенно забыть о потребностях тела. Господь заповедал проявлять любовь к ближним в делах милосердия, о которых спросит на Страшном Суде. Многие святители и преподобные являлись деятельными участниками событий, происходивших в их времена, иногда даже возглавляли государства. Но то бывало тогда, когда оно вызывалось настойчивой необходимостью. Когда нужно спасать людей в бедствиях, когда необходимо участие пастыря, чтобы наставить их на правый путь, пастырь не смеет оставаться безучастным. Он не только может, но и должен прийти им на помощь. То относится как к делам частным, так и общим. Побуждать людей к благотворительности и, если нужно, стать во главе благотворительных учреждений, дать согласное духу Христова учения направление общественным делам – долг пастыря. Но при том он должен оставаться всегда священнослужителем и пастырем. Недопустимо вступление в какую-либо партию с подчинением её дисциплине. Неподходяще для пастыря также погружаться в чисто житейскую сторону дел общественных. Всё то, что могут делать миряне, нужно оставлять им, стараясь сосредоточиться на делах духовных, являющихся делом пастырей. Священство есть свет мира, и участие его в общественной жизни должно заключаться в том, чтоб освящать путь личной, общественной и государственной жизни. Долг священнослужителя – указывать нравственные основы, на которых жизнь общества должна устрояться, и вдохновлять его деятельность, напояя её духом Христова учения. Не опускаясь сам в гущу житейской суеты, пастырь должен парить над паствою и, зорко наблюдая над ней, спускаться, когда нужно поддержать слабых духом или телом, пресечь и обличить зло, побудить на добрые дела и подвиги, укрепить в делании добра. Наивысший же и важнейший дар священнослужителя обществу есть призвание на него и низведение благословения и благодати Божиих, для чего пастырь должен быть особенно усердным в молитве и, памятуя, что прежде всего он является служителем Божиим, быть «образ верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» [1Тим. 4, 12], молитвою, примером и наставлением ведя их к Царствию Божиему.
Указ о привлечении прихожан к участию в богослужении
Для более деятельного и действенного участия верующих в богослужениях, призываются о.о. настоятели храмов и все священнослужители привлекать мирян в возможно большем числе к чтению и пению на клиросе, а детей и юношей также к прислуживанию за богослужением. Вместе с тем предписывается вводить по возможности пение отдельных частей богослужения, или даже всего, всеми верующими, подражая в том древней Церкви. Безусловно, общим пением во все воскресные и праздничные дни должны исполняться: за Литургией «Верую» и «Отче наш», а за всенощной, когда положено, «Воскресение Христово видевше». Полезно для проведения сего высылать тогда на средину храма часть певчих, а диакону или начальнику хора – руководить пением.
Указ № 70, 8 ноября 1951 г.
Указ о возможности священнослужителям давать показания в качестве свидетелей
В случаях обращения властей с предложением дать показания в качестве свидетеля, священнослужитель должен руководствоваться следующим:
Если предлагается засвидетельствовать какое-либо событие или происшествие, которое священник видел в качестве случайного наблюдателя или знает наряду с другими людьми, то он может и должен дать свидетельские показания.
Если же власти предлагают свидетельствовать что-либо известное ему по его пастырскому положению или деятельности, то по таким вопросам священник свидетелем быть не должен, ибо каждый может приходить к священнику как к духовному отцу и не должен опасаться, что что-либо станет известным посторонним.
В случае же, если власть нуждается в освещении какого-либо события общественной или церковной жизни и предлагают священнику дать о сём показания, то последний должен заявить, что он на то не уполномочен и предложить обратиться к церковной власти, которая всегда даст соответственные разъяснения.
Указ № 424, 29 декабря 1954 г.
Указ клиру о поминовении самоубийц
Напоминается отцам священнослужителям для неуклонного и точного соблюдения, что церковными канонами воспрещается поминовение за Божественной Литургией самоубийц, как и совершение их отпевания и служения панихид. В случае, если то лицо было прежде в доме душебольных или других исключительных случаях, должно то представлять на рассмотрение Архиерея и без его разрешения не дерзать самовольно совершать священнодействие.
Указ № 489, 8 октября 1955 г.
Указ о невозможности инославным быть восприемниками
Поскольку восприемники при крещении суть поручители, что крещаемый пребудет в православной вере и приемлет на себя обязанность утверждать своих крестников в таковой, явилось бы бессмыслицей допущение иноверца быть восприемником, каковым может быть лишь лицо православное. Запись восприемниками лиц инославных является недействительной, а допускающий то подлежит ответственности.
Указ № 490, 8 октября 1955 г.
Из указа № 315 по Западно-Европейской епархии
В годы гонений на Церковь в России, в храмах, устоявших от соблазнов и оставшихся верными Патриарху Тихону, установилось петь после отпуста ирмос 3-й песни канона Сретения Господня: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди Господи Церковь, юже стяжал еси честною Твоею кровию».
Такой обычай перенесён сейчас и в некоторые зарубежные храмы прибывшими сюда после последней войны священниками, что признано Первосвятителем вполне уместным. Всецело разделяя это, призываю ввести пение означенного песнопения после отпустов, по крайней мере в праздничные дни.
1955 г.
Из указа № 105, Навечерие Рождества Христова
Разъясняется и напоминается клиру и пастве, что изношение светильника на середину храма в Навечерие праздников Рождества Христова и Богоявления после вечерни, обычно соединяемой с Литургией святителя Василия Великого, означает пришествие на землю и вселение среди людей Света Истинного, Солнца Правды, возвещённого Звездою, Свет Коего озарил человеков (см. тропарь Рождества и кондак Кресту). Ввиду сего, сам светильник, таинственно изображающий тот Незримый Свет, скрытый под плотию Богочеловека, является как бы иконою и нет надобности тогда поставлять его перед иконой, а должно ставить на середине храма и перед ним славить Христа.
24 декабря 1951 г.
Из указа № 208, Великая Пятница
Разъясняется клиру и пастве, что погребение Христово вспоминается на вечерне, почему вечерня Великого Пятка совершается среди дня, когда, по крестной смерти Христовой, тело Его было снято с креста и погребено Иосифом и Никодимом, что изображается выносом плащаницы в конце вечерни.
Читаемый затем на повечерии канон изображает скорбь Богородицы у гроба и плач Богородицы над ним.
На утрени Великой Субботы воспевается пребывание Христа телом во гробе и схождение душою во ад, чем были потрясены основания ада и освобождены томившиеся в нём души, ожидавшие Христа. Скорбь о смерти Спасителя соединяется уже с торжеством разрушения Им ада и предвкушением победы над смертию. Крестный ход в конце утрени, после великого славословия, изображает именно то победное сошествие во ад и возведение освобождённых душ в Царство Небесное, где на Престоле Божеством Своим не переставал быть Христос со Отцом и Духом; в знак чего, по обнесении плащаницы вокруг храма, она подносится к царским вратам с возглашением:
«Премудрость, прости», и крестный ход заканчивается.
Имея лишь внешнее некоторое сходство с погребением, означенное обхождение с плащаницей, как и всё последование утрени Великой Субботы, отнюдь не является таковым по своему смыслу.
Вечерня Великой Субботы, соединённая с Литургией, есть благоговейное углубление в тайну совершаемого Христом избавления рода человеческого от смерти в приуготовление к прославлению Воскресения из мертвых Христа, воскресшего при наступлении следующего дня. Уподобляясь мироносицам, ждавшим рассвета первого по субботе дня, дабы помазать тело Христово, христиане призываются отложить мирские попечения и духовно приготовиться вместо мира – песнь принести Владыце, имеющему встать от гроба.
Полунощницею заканчивается скорбь, прекращается пение над гробом Христовым, ибо после полуночи на рассвете первого дня уже была явлена Ангелом весть о Воскресении Христовом.
Точно неизвестен час Воскресения Христова, у евангелистов описываются лишь многократные приходы мироносиц на Гроб Господень. Точно лишь известно, что оно произошло глубокой ночью перед рассветом первого дня, как то ясно из сличения евангельских повествований, и как то приняла и держит изначала Святая Церковь, о чем свидетельствуют святые отцы первых веков.
Посему всемирная радость Воскресения Христова начинается со Светлой утрени, в различных поместных Церквах начинающейся в различные часы, но никак не прежде полуночи. Полночь, являясь началом следующего дня, в Светлую ночь отделяет радость от скорби и начинается тот светлый спасительный день, когда свет Воскресения озаряет сердца и души всех верующих и, посему, совершаемое в полночь или на рассвете дня утрени является отображением Христова Воскресения, а Божественная Литургия того величайшего дня теснейшим образом соединяет со Христом, восставшим из мертвых.
21 марта 1958 г.
О причащении на Пасху
Снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения. Мы о том молимся, ещё лишь начиная готовиться к Посту и затем неоднократно в течение Великого Поста: чтобы Господь сподобил нас приобщиться в нощь Святой Пасхи. Особенно действует тогда благодать Божия на сердца людей. Мы приобщаемся тогда Христа Воскресшего, делаемся участниками Его Воскресения. Конечно, надо поговеть раньше и, уже причастившись Великим Постом, снова причаститься Святых Таин. Пред Пасхальной Литургией нет времени подробно исповедоваться, это нужно сделать раньше. А в светоносную ночь, получив общее разрешение, приступать к Божественному Агнцу – залогу нашего Воскресения. Пусть никто не уходит из Церкви преждевременно, торопясь вкусить мяса животных, вместо того, чтобы вкусить Пречистых Тела и Крови Христовых.
Резолюция касательно раздачи яиц в Пасхальную ночь
Настоящим имею долг уведомить Вас, что на прошении Вашем от 2 сего апреля о разрешении Вашему кружку раздавать молящимся в Храме – Памятнике после Пасхальной заутрени красные яйца, так как большое количество одиноких, престарелых, немощных и неимущих богомольцев не могут оставаться до конца Божественной Литургии и затем возвращаться до своего места жительства в сырую, холодную погоду, – его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим архиепископом Иоанном положена нижеследующая резолюция: «Главное в Светлый день Пасхи – наше общение со Христом Воскресшим, что особенно проявляется в причащении в Светлую службу, о чём неоднократно возносим моления в службах Великого Поста.
Уход с Пасхальной службы до окончания Литургии есть грех или непонимание церковной службы.
Если же то заставляет делать непреодолимая необходимость, то яйцо, являющееся лишь символом Воскресения, не может заменить самого действительного вкушения Воскресения в Божественной Литургии, и раздача яиц до Литургии была бы презрением к Божественному Таинству и обманом верующих.
Церковные правила строго воспрещают приносить к алтарю что-либо, кроме делающихся Телом и Кровию Христовыми хлеба и вина, а елея – для лампад и фимиама, и нарушающий то священнослужитель по 3-му правилу Свв. Апостол извергается из священного чина.
Призываю всех принять теснейшее участие в Божественном пире Воскресшего Христа – Святой Литургии, а уже по окончании его благовестить Воскресение Христово и приветствовать друг друга символом Воскресения».
Указ о порядке за богослужением
Во избежание замешательств или недоразумений при сослужении священнослужителей соблюдать порядок старшинства хиротоний: архимандриты становятся по старшинству возведения в архимандриты, протоиереи по старшинству возведения в протопресвитеры, остальные иереи по старшинству рукоположения во иереи. Тот же порядок соблюдается диаконами, иподиаконами и чтецами, хотя не возбраняется по какому-либо случаю добровольно предоставлять честь первенства своему собрату. Священнослужители, запоздавшие к началу богослужения, становятся в конец ряда священнослужителей, дабы не производить замешательство во время службы, ибо благодать Божия почивает на них одинаково, на коем месте ни предстояли Господу Богу.
Указ о переносе праздников
Напоминается клиру и пастве, что ещё в Ветхом Завете, по Божию повелению были установлены дни праздничные – «ихже Бог избра и освяти» – как и дни поста и плача.
Господь Иисус Христос, научив истинному пониманию смысла праздника, тем не отменил, а утвердил соблюдение праздников, и новозаветная Христова Церковь с начала дней своих соблюдала священные дни.
Устанавливая годовой круг богослужения, Церковь определила праздничные дни, особо выделив из них те, в кои совершались великие проявления Божиего Промысла и в которые ныне изливается Божия благодать. Кроме них, заповедуют нам чтить и другие дни, в кои воспоминаются значительные события в жизни Спасителя и Божией Матери, знамения милости Божией и памяти угодников Божиих. Церковь точно установила значение и порядок их празднования, как и дни, в кои они совершаются, также и перенесение на иные дни в определенных случаях. По возможности соблюдается единовременное воспоминание священных событий и святых, дабы единою мыслию и едиными чувствами объединялись православные христиане, единодушно вознося молитвы и славословия, что не исключает, однако, особых местных празднований событий или святых, известных или особо чтимых лишь в отдельной местности.
К числу великих дней для каждого храма принадлежит его престольный праздник, то есть день празднования священных событий или святого, коему он посвящён. Храмовые праздники приравниваются церковным уставом к Великим Господним и Богородичным праздникам по своему значению и отмечаются соответствующим богослужением, предназначенным именно для сего дня, являющегося днём торжественным и благодатным для молящихся в храме и его церковной общины.
Посему недопустимо своевольное перенесение храмового праздника по соображениям житейским. И священнослужитель и миряне должны ясно сознавать, что перенесение торжества на иной день не делает тот день храмовым праздником, равно как и не отмеченный храмовой праздник не умаляется сим в своём духовном значении и остается таковым вне зависимости от отношения к нему клира и прихожан. Клир и прихожане должны всемерно стараться отметить достойно свой храмовой праздник возможно усерднейшим принятием участия в богослужении того дня, собравшись в нём. Не имеющие же возможности даже на малое время посетить тогда храм, – умом и сердцем перенеситесь к нему, приемля хоть тем в себя лучи благодати, излившиеся в нём.
Указ о недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных дней
Священные правила повествуют, чтобы кануны праздничных дней проводились христианами в молитве и благоговении, подготовляясь к участию или присутствию на Божественной Литургии. Если к тому призываются все православные христиане, то тем более то касается непосредственно принимающих участие в церковной службе. Участие их в развлечениях в кануны праздников особенно греховно. Ввиду сего бывшие в канун Воскресения или праздника на балу или подобных развлечениях и увеселениях не могут на следующий день участвовать в хоре, прислуживать, входить в алтарь и становиться на клирос.
Указ клиру и церковным певчим
Надлежит всегда помнить и сознавать, что церковное пение есть молитва и что пение молитв должно совершаться благоговейно, для возбуждения к молитве стоящих в церкви. Недопустимы напевы и песнопения лишь услаждающие слух, но по содержанию или исполнению не располагающие к молитве, а также не соответствующие данному богослужению, событию, отмечаемому Церковью, дню и церковному уставу. Вместе с тем поведение поющих должно быть благоговейным и соответствующим высокому званию церковных певцов, соединяющих голоса свои с голосами Ангелов.
Наблюдение за тем лежит на обязанности руководителей пения и на совершающем богослужение священнослужителе, указания коего должны исполняться беспрекословно.
Указ о недопустимости прикладывания к иконам с накрашенными губами
Вменяется в обязанность духовенству, и в особенности настоятелям церквей, обращать внимание, чтобы имеющие накрашенные губы не прикладывались к иконам, кресту и никакой святыне, оставляя на них след губной помады. Дожно быть о том вывешено при входе в церковь и неоднократно разъяснено в проповедях, насколько велик грех лиц, нечистым прикосновением оскверняющих святыни, почему идущие в церковь должны смыть краску или ни к чему не прикладываться и во всяком случае не приобщаться, не вымыв тщательно губы, Святых Христовых Таин.
Указ о способе тарелочных сборов
Подтверждается распоряжение, чтобы церковные старосты и другие лица, собирающие на храм и другие нужды во время богослужения, не входили в алтарь и не отвлекали священнослужителей от молитвы, а становились с тарелками против царских врат пред преподанием архиереем или священником общего благословения, когда одновременно благословляются собирающие жертвы.
Указ о правильном именовании храма
Ввиду вошедшего в употребление сокращённого наименования кафедрального собора «Свято – Скорбященским», разъясняется, что означенный собор во имя Пресвятой Богородицы имеет своей храмовой иконой образ не Скорбящей Божией Матери, изображающей скорбь Её, а образ «Всех скорбящих Радости», изображающий радость всех Ею окормляемых и утешаемых. Посему, как олицетворяющий радость, а не скорбь, образ сей и носящий его имя собор должен называться в случае сокращения его именования Скорбящим – Радостным или Радосте – Скорбященским, как и полагается впредь именовать его при сокращении его имени.