схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Покаяние

Что надо думать, если нет слез для оплакивания грехов

Не скорби, что у тебя нет слез для оплакивания грехов, ибо Господь отвергнул все добродетели фарисея, а принял мытарево одно воздыхание и две лепты вдовицы предпочел всем приношениям, посему несомненно надо верить, что если мы воздохнем только от чистого сердца ко Господу, то Он и сие приимет от нас паче источников слез, которые, может быть, текли бы у нас с примесью или тщеславия, или осуждения, или еще – всего хуже – гордости, поэтому сове­тую тебе всегда во всем благодарить Господа и не желать излишне того, чего не имеем, потому что мы не знаем, послужит ли то нам в пользу (15, с.256).

* * *

Христос ради того в мир пришел, чтобы привести людей к покаянию.

Для кающихся Христос приходит и спасает их.

I. Что такое покаяние и в чем оно состоит

Покаяние есть первейшее дело ХРИСТИАНИНА.

Покаяние есть звание христианина.

Согрешившим против ОБЕТОВ КРЕЩЕНИЯ одна НАДЕЖДА – покаяние.

Покаяние – единственная надежда на спасение для грешников.

Покаяние для христианина – это как воскресение.

Отсутствие покаяния – духовная смерть.

Истинное раскаяние – ПЕЧАЛЬ по Боге.

Покаяние есть печаль по Боге, сопровождаемая слезами.

Покаяние есть сожаление, сокрушение в содеянном.

Покаяние – сокрушение, что прежней греховной жизнью оскорбил Бога.

Необходимо постоянное сокрушение о прежней греховной жизни.

Покаяние есть горькая печаль о своих согрешениях.

Покаяние – сокрушение, что ничего, кроме грехов, не имеешь.

Покаяние – сознание себя недостойным никаких благ от Бога.

Покаяние истинное, когда человек от грехов отвращается.

Покаяние – перемена жизни и удаление от страстей..

Начало покаяния есть в том, чтобы остановиться на пути греха.

Когда человек имеет истинное покаяние, то решится лучше умереть, чем согрешить.

Покаяние истинное, когда человек внутренне изменяется и отстает от греха.

Покаяние в том состоит, чтобы жизнь и сердце изменить.

Покаяние есть изменение воли и нравов.

Необходимо переменить внутреннее состояние.

Жизнь христианская есть постоянное покаяние.

II. Плоды покаяния

Первый плод покаяния – ПРОЩЕНИЕ грехов.

Второй плод покаяния – новое СЕРДЦЕ и новый дух.

После покаяния прежняя греховная жизнь не вредит, так как открываются духовные очи.

Если человек хочет от Бога просветиться, должен грех оставить.

Покаяние возвращает БЛАГОДАТЬ КРЕЩЕНИЯ.

Чтобы истинно веровать во Христа, необходимо истинное покаяние.

Покаяние показывает вред увлечения СУЕТОЙ.

Истинно обратившееся сердце не останется без утешения.

Покаяние делает человека ГРЕШНИКА праведным.

Покаяние вводит в РАЙ.

Радость на небе об одном даже кающемся.

Кающимся грешникам открыты двери милосердия.

Покаяние – избавление от грехов и умилостивление Бога.

Бог обещает МИЛОСТЬ, кто обратится и отстанет от грехов.

Прощение грехов кающемуся и принятие в Царство есть МИЛОСТЬ Божия, достойная удивления.

Всякое воздыхание Господь видит и помнит, а грехи забывает.

Господь не поминает прежних грехов покаявшимся.

При истинном покаянии никакие грехи не помянутся.

Покаяние от суда избавляет.

Покаяние избавляет от ГНЕВА Божия за прежние ГРЕХИ.

К покаявшемуся угрозы Божии за грех не относятся.

Не отчаиваться в Божием милосердии.

Грешника кающегося Бог услышит.

Обратившийся от грехов поворачивается лицем к Богу.

Ум покаявшегося думает по-другому.

Истинно покаявшийся и внутренне и внешне работает Богу.

Должно каяться в прежних грехах, чтобы сокрушаться сердцем и Бога благодарить.

III. Что способствует истинному покаянию

Покаяние есть действие Божие.

Покаяние истинное от БЛАГОДАТИ.

Покаяние благодатию оживляет Бог призывает всякого человека.

Господь зовет на покаяние через пророков и апостолов.

В истинном покаянии ЗАКОН и Евангелие сходятся.

Господь призывает через голос СОВЕСТИ.

Кто внимает Божию призыву загладить грехи покаянием, получает прощение.

Бог научает, как каяться.

Покаяние истинное есть ПОДВИГ противу ДИАВОЛА и ГРЕХА.

Начало покаяния в познании греха.

Условие покаяния – познание своей духовной нищеты.

Покаяние невозможно без осознания своей греховности.

Отпущение ГРЕХОВ получают те, кто сокрушается о них.

Ради спасения иметь дух сокрушения.

Покаяние рождается от познания СВЯТОСТИ Божией.

Без СМИРЕНИЯ покаяние ложное.

Довольствоваться только необходимым.

Сердечную печаль соделывает рассуждение о грехах, которые оскорбляют Бога.

К покаянию возбуждает неизвестность смерти.

Более всего подвигает грешника на покаяние рассуждение о ВЕЧНОСТИ.

Господь призывает к покаянию через обещание временных и вечных благ.

Покаяние – страх перед СУДОМ БОЖИИМ.

Ожидая ответа пред Богом, после СМЕРТИ, поспеши покаяться в делах своих.

Напоминая о СТРАШНОМ СУДЕ, Бог возбуждает к покаянию.

Покаяние есть истинное приготовление к будущему Суду.

К покаянию возбуждают прещения Божии некающимся.

Господь продлевает жизнь человека, ожидая его покаяния.

Совершив грех, спешить к ВРАЧУ и просить исцеления души.

Некающиеся навлекают на себя ГНЕВ Божий.

Кто приносит покаяние, но грехи не оставляет, того покаяние не истинное, и нет отпущения грехов.

Если ГРЕХИ не оставляются, то покаяние недействительно и ХРИСТИАНСТВО ложное.

Кровь Христова очищает покаявшегося, а нераскаянным ничего не пользует.

Без покаяния Евангелие и Христос не приносят нам пользы.

Для некающихся Христос приходил напрасно.

Человека погубляет не множество ГРЕХОВ, но нераскаянность.

Кто не кается, тот мертв.

Покаяние откладывать на более позднее время есть тяжкий грех.

Откладывание покаяния до случая болезни есть от диавола.

Покаяние после смерти бесполезно.

Покаяние необходимо всегда, а не только при смерти.

ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ – самое удобное время для покаяния (8, с.701–730).

* * *

Будем внимать себе, но если что-то не сделаем спасительного, то для нас остается единственное средство – слезное покаяние (3, с.59).

Покаяние избавляет от смерти духовной

Что же нам остается делать, как избавиться от смерти духовной? На это мы находим множество указаний в книгах святых отцов, которые дают нам советы и указывают путь к Богу через слезное покаяние. Постараемся и мы отстать от злых наших беззаконий и омыть душу слезами. И Господь приимет нас как блудного сына, как блудницу и мытаря. Трудно отстать от грехов, от порочной жизни, но с помощью Божией все возможно. Нужно только взмолиться к Нему, попросить Его в помощь. Ведь все в Его руках: и жизнь и смерть – и Он по­может нам и укрепит нас в борьбе со злом (Там же, с.66).

Наставление братии-священнослужителям Жировицкого монастыря

По святоотеческому учению, все насельники монастыря должны как можно чаще очищать свою совесть посредством Таинства Покаяния перед братским духовником. А это, в свою очередь, будет способствовать духовному росту и нравственному перерождению души. Иноки, ставшие на этот спасительный путь, обретут в своем сердце благодатную силу, которая будет помогать им не только распознавать козни диавольские, но и возводить их ум и сердце к Престолу Божию.

Особенно священнослужители алтаря Господня обязаны каждый раз очищать свою совесть посредством спасительного Таинства Покаяния перед братским духовником, когда они заступают на седмичное богослужение (Там же, с.72–73).

* * *

За греховные пожелания и суетность нужно приносить искреннее Богу покаяние (Там же, с.59).

Толкование Евангельской притчи о сокровище, сокрытом на поле

Полем является покаяние. По слову Господа нашего Иисуса Христа, «Царство Небесное подобно со­кровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13,44). Полем, на котором скрыто такое драгоценное сокровище, как Царствие Божие, является покаяние. И как нельзя приобрести сокровище, не купив поле, так нельзя до­стигнуть Царствия Небесного без покаяния. «Покайтесь» (Мк.1,15), – так начинает свою проповедь Спаситель (6, с.94).

Покаяние – необходимое условие спасения христианина.

О покаянии как о необходимом условии спасения христианина учили святые апостолы и святые отцы (Там же).

* * *

Покаяние – основная добродетель (Там же).

* * *

Посредством покаяния душа сподобляется единения с Богом (Там же).

* * *

Неотъемлемая часть покаяния – искренняя чистосердечная исповедь (Там же, с.95).

* * *

Покаяние есть средство восстановления общения с Богом, которое нарушено грехом (Там же).

* * *

С прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека (Там же, с.95–96).

* * *

Без покаяния не может человек черпать силы из благодатного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь (Там же, с.96).

Христос открыл людям путь спасения через покаяние

Своими страданиями Христос искупил грехи всего мира. Он воплотился и сходил на землю именно для того, чтобы открыть людям путь к спасению через покаяние (Там же, с.97).

Как возобновить союз с Богом

С покаяния и смирения должен начинать тот, кто хочет возобновить союз с Богом. И как бы ни было велико бремя грехов, человеку прежде всего не­обходимо восстать от сна греховного, принести смиренное покаяние, и тогда, возрожденный благодатию Божией в Таинствах Покаяния и Причащения, он сможет начать жизнь по Богу (Там же, с.98).

Когда покаяние истинное

Покаяние только тогда будет истинным, когда человек осознает свой грех, возненавидит его, постарается не повторять его и получить прощение через исповедь. В то же время он должен смиренно сознавать, что своими грехами он оскорбил Бога и достоин всякого наказания, которое может выразиться во внешних скорбных обстоятельствах жизни (Там же).

Покаяние делает человека храмом Божиим

Только искреннее и смиренное покаяние может сделать человека храмом Божиим, вместилищем невместимого небесами Христа Бога (Там же, с.99).

* * *

Чтобы покаяние было действенным, оно должно быть смиренным (Там же). В смирении – вся сила покаяния.

Следствием смиренного покаяния будет духовное возрождение каю­щегося, обращение его к жизни по Богу и решительное отвержение всех прежде содеянных грехов. Покаяние требует глубочайшего смирения, смирения мытарева, ибо в смирении и заключается вся сила покаяния. Смиренное покаяние предотвращает гнев Божий, по сказанному: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс.50,19). Смиренное покая­ние изглаживает все грехи, оно привлекает милость Божию к кающемуся грешнику (Там же).

* * *

Нужно посредством Таинства Покаяния очистить душу, чтобы она стала способна получить Божию милость (3, С.78).

Покаяние смывает грязь греховную

Прежде всего вся скверна греховная смывается с человека посредством искреннего покаяния и причащения Святых Христовых Тайн (Там же, с.84).

* * *

Бог ждет чистосердечного покаяния, посредством которого кающийся становится чист и свят (Там же, с.103).

Покаяние избавляет от страшных мук

Для избежания страшных мук в вечности надо жить по Евангельским заповедям и очищать свое сердце от всего порочного и греховного покаянием (6, с.94).

* * *

Образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия – житие преподобной Марии Египетской (4, с.241).

* * *

Покаяться – значит перемениться из грешника сделаться достойным Царства Небесного.

Искреннее покаяние освобождает человека от грехов и делает его в короткое время достойным членом Церкви.

Грешника, принесшего чистосердечное покаяние, Господь приемлет и не отвергает (32).

Можно ли при Исповеди читать разрешительную молитву нескольким лицам вместе?

Этого делать не следует, потому что это отражается самым отрицательным образом на исповедающихся. Они не могут при других открыть полностью свою душу, и Исповедь в таком случае бывает нечистосердечной. По этому поводу говорит митрополит Петр Могила: «Это несть святыя кафолическия Церкви обычай, но чуждый и растленный, паче же еретический». И о священ­никах, так исповедующих, прямо постановляется: «Да никакоже всех вкупе исповедати дерзают»261 (32).

* * *

Покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн – средство вновь облечься в одежду спасения после грехопадения. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа (30, с.31).

* * *

Еще живя здесь, на земле, мы должны оживлять наши души верой, надеждой и любовью, а если они умирают или умерли, воскрешать их через покаяние и приобщение Святых Христовых Тайн (Там же, с.30).

Как из душевного состояния перейти в духовное

Пока христианин жив, он постоянно должен пользоваться врачевством покаяния и никогда не отчаиваться в грехопадениях. Через покаяние христианин возрастает духовно и удостаивается великих милостей Божиих. Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное (31).

* * *

Посредством покаяния душа восстанавливает общение с Богом, постоянно нарушаемое грехом (7, с.442).

Без покаяния нет духовной жизни

Вся жизнь христианина должна проходить в покаянии, ибо с прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь человека, так как без покаяния не может человек черпать силы из благодатного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь (Там же, с.443).

* * *

Нужно посредством Таинства Покаяния очистить душу, чтобы она стала способна получить Божию милость (3, с.54).

* * *

Царствие Божие наследуют только те, которые омоют свою скверну слезами покаяния (Там же, с.82).

Под покаянием, которое проповедовал в пустыне св.Иоанн Предтеча и которого требовал от людей Сам Спаситель, разумеется не одно только времен­ное исповедание грехов, а постоянное старание сознавать свою греховность, очищать свое сердце сокрушением и стремлением к добродетели. На покаяние мы должны смотреть как на существенный наш долг, как на постоянный и непрерывный подвиг всей нашей жизни (Там же, с.121).

* * *

Без покаяния нет в душе нашей надлежащей почвы для веры (Там же, с.122–123).

* * *

Всякая скверна, живущая в человеке, должна быть искоренена покаянием, любовью к Богу и ближним (Там же, с.94).

Земля предназначена грешному человеку для плача и покаяния (Там же).

Отлагающий покаяние оскорбляет Бога

Однако диавол, исконный враг рода человеческого, старается увести грешника и от этой милости Божией. Он простирает свои сети на грешных, идущих по его стопам, и внушает им мысль отложить время покаяния до тяжелой болезни, до старости или даже до смерти. Откладывающий свое покаяние ожесточается подобно фараону, не слушает призыва Божия и под­вергает себя опасности при случае внезапной смерти лишиться всякой на­дежды на спасение. С другой стороны, откладывание покаяния указывает на нерадение грешника о своем спасении, что является еще большей опасностью, потому что покаяние при тяжелой болезни или при смерти не всегда бывает полноценным. У немощного покаяние бывает немощное, а у умирающего – мертвое. Кроме того, тяжелобольные иногда теряют дар речи, часто бывают не в полном сознании, эти и многие другие причины являются для них не­преодолимым препятствием для принесения истинного покаяния. Притом отлагающий покаяние до конца своей жизни тем самым оскорбляет Бога, по­тому что жизнь человеку дана для прославления имени Божия, а некающийся грешник, проводя ее для угождения своей плоти и диаволу и намереваясь каяться лишь тогда, когда оканчивает свою земную жизнь, т.е. когда уже не может грешить, тем самым не выполняет своего высокого назначения (7, с.269).

Когда у человека появляется покаяние

Когда человек истинным сердцем и своевременно обращается ко Господу, то он освобождается от прикрывающей его бедственное состояние греховной завесы и явно видит свои заблуждения и погибель, и тогда у него появляется желание исправить свою жизнь и творить в оставшееся время плоды, достой­ные покаяния (Там же, с.269–270).

Плод искупительных страданий Спасителя – отпускать и покрывать грехи

Такие христиане, отстав благодатью Божией от грехов, не должны смущаться при воспоминании об этих грехах, но надеяться на милосердие Божие, ибо грехи их прощены, и Господь подает им Свою милость. Для того и пришел в мир Христос, чтобы грешников спасти, поэтому и радость бывает «на небеси о единем грешнице кающемся» (Лк.15,7). Свою милость к обращающемуся грешнику Господь утвердил даже клятвой, и это с той целью, чтобы он не сомневался в своем покаянии. «Живу Аз, – говорит Господь, – не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» (Иез.33,11). Таким образом, обратившемуся и со смирением и сокрушением исповедующему грехи свои Отец Небесный, без сомнения, с радостью оставит их, покроет Своим милосердием и не помянет их на Страшном Суде, пото­му что это Его святое хотение и плод искупительных страданий Спасителя (Там же, с.270).

Раскаяние в чем состоит

Истинное раскаяние состоит в сожалении и сердечном сокрушении о беззаконных своих поступках, кающийся должен со стыдом осудить себя за них перед Всевидящим Богом и просить прощения (Там же).

Печаль о грехах

Истинно кающийся признает себя достойным всякого наказания, начинает осуждать свои поступки, укорять, гневаться и негодовать на себя, и, таким образом, его сердце наполняется болезнью и печалью. Признав себя ниже всей твари, грешник видит, что он действительно недостоин ни малейшего Божьего благодеяния, и от исполненного печалью сердца вырываются воз­дыхания, слезы и плач, которые и свидетельствуют об истинной «печали по Бозе», «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7,10). Сердеч­ная печаль «по Бозе» не только очищает душевную скверну, но и удерживает от поползновения к греху, а слезами, проливаемыми при этом, «сетующая и скорбящая душа прохлаждается, как дождем воздух». Такую именно печаль все согрешившие перед Господом и обратившиеся к Нему с покаянием должны иметь не от страха вечных мучений за свои злодеяния, но от сожаления, что они Бога оскорбили. И Сам Сердцеведец Господь, «исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их» (Пс.146,3), не замедлит посетить в печали находящую­ся душу и подать ей Свое спасительное утешение. Только тогда освободившаяся от бремени греха душа, сокрушенная печалью и утешенная благодатью Святого Духа, сможет предстать пред Богом как бы лицом к лицу и не только слушать каждое евангельское слово с вниманием как повеление, исходящее из уст Самого Бога, но и усердно стараться исполнять его (Там же, с.270–271).

Бог призывает на покаяние по-разному

Как Отец Человеколюбивый, Бог призывает грешника на покаяние различными способами то через внутренний голос совести, то обещанием временных и вечных благ, то, напротив, напоминанием о смерти и вечных муках. Свободной же воле человека предоставляется выбор: или откликнуться на Божий призыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов. Если грешник по своей ожесточенности избирает все же последнее и остается нераскаянным, Господь употребляет еще один способ для его обращения – обличение от людей. Такое обличение можно сравнить с зеркалом, которое показывает все пороки на лице, какие бы они ни были, подобным образом и обличительное слово бывает способно раскрыть душевные пороки в грешнике и заставить его загладить их покаянием. Через сильное обличительное слово удобнее возбуждается его спящая совесть, которая, в свою очередь, может привести человека в покаянное чувство, а затем и к истинному покаянию. Но если и это средство пренебрегается грешником и он продолжает вести безза­конную жизнь, тогда его, как ожесточенного и нераскаянного, постигает суд Божий (7, с.271).

Путь к покаянию

Необходимо размышлять о содеянных грехах. А это, в свою очередь, сможет привести христианина к познанию мерзости греха и тяжелых его последствий, к осознанию, что грех есть величайшее зло, что все бедствия временные и вечные происходят от него, что именно он есть корень всех зол как в этой, так и в будущей жизни. Действенным средством, помогающим прийти к спаси­тельному сокрушению сердца, служит сопоставление своей греховной жизни с законом Божиим, которое, как «молотом, печалью сокрушает сердце», а к сокрушенному сердцу не замедлит прийти и Евангельское утешение. Познав, таким образом, свои немощи, грешник, естественно, придет к самоуничиже­нию перед Богом и людьми, увидит, что и ум его помрачен грехами, и душа осквернена, и тело растленно. Имея в себе такие чувства, грешник начинает понимать, что и на слово обличительное не должно ему никогда гневаться, потому что оно направлено не с целью унизить его человеческое достоинство, но против его греховных привычек. Далее, рассуждая о гибельности и крайней опасности своего греховного состояния, человек может прийти, наконец, в разумение того, что земная его жизнь неумолимо быстро сокращается и что нечаянно может постигнуть его смерть.

Немаловажным средством, возбуждающим человека от смертной грехов­ной спячки, служит воспоминание о вечных мучениях. Несомненная вера в то, что будут, по слову Господа, вечные муки для нераскаянных грешников, способствует коренному изменению, обновлению и очищению всех помыш­лений и чувствований человека. Страх будущего Суда, как огонь, поедает нечистоту сердца и приготовляет его к принятию Евангельского утешения. Внутреннее состояние человека при этом исправляется, появляется сердечная молитва, внимание к себе и частые воздыхания. Осознавая суетность земных благ и утешений, грешник отвращается от мирских, греховных сладостей и со всей серьезностью начинает вести борьбу с греховной скверной.

С другой стороны, к истинному покаянию приводит и размышление о Царствии Небесном и блаженной жизни праведных. Памятование о блаженной вечности возбуждает в христианине сильное желание оставить грех и провести дни своей земной жизни в доброделании. А это, в свою очередь, не только настраивает душу на истинное покаяние, но и способствует к возвышению мыслей человека от вещей временных к вечным.

Таким образом, цель этих душеспасительных размышлений заключается в том, чтобы создать в душе христианина постоянное покаянное настроение (Там же, с.271–272).

Покаяние – целожизненный подвиг

Истинное покаяние есть не кратковременное или периодическое воспоминание и сокрушение о своих грехах, но целожизненный подвиг, постоянная душевная настроенность, занимающая исключительно важное место в деле спасения каждого христианина (Там же, с.272).

Покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке

Это же покаянное настроение является первейшим средством и в деле подготовления христианина к принятию бесповоротного решения исправить свою жизнь, дать ей совершенно другое направление, чтобы стать действительно новой тварью во Христе и всячески беречь себя от новых падений, как от смертоносного яда. Отсюда покаяние есть полный духовно-нравственный переворот в человеке, кардинальная перемена его внутренних настроений, стремлений и самой жизни, то есть истинно кающийся должен умереть греху и жить для Бога, «ибо и греху и Богу жить, и миру и Христу работать не­возможно». Умирание же заключается в окончательном оставлении греха, а жизнь для Бога – в творении плодов, достойных покаяния. Эти плоды, или добродетели, являются следствием полной духовно-нравственной перемены и исправления сердца и всего внутреннего состояния в лучшее. Как сосуд, очищенный и наполненный благовонием, и вне себя издает благоухание, так и душа, очищенная от зла и наполненная добрыми мыслями и нравами, есте­ственно, и вне себя творит все доброе, сообразное внутреннему состоянию (Там же).

Ложное покаяние

Но кто не заботится о стяжании плодов покаяния, а повторяет те же грехи, тот далек от спасительного пути, прельщает свою совесть и остается духовным мертвецом. Да и как может ожидать оставления грехов от Бога тот, кто сам их оставить не хочет, но после покаяния снова возвращается к ним? Такое лож­ное покаяние говорит о том, что,кающийся не имеет твердой веры во Христа. И если истинно кающийся христианин всем своим существом устремляется к Спасителю с твердой верой и надеждой на то, что Господь, будучи любвео­бильным отцом, примет его, как возвратившегося блудного сына, и простит ему всякое согрешение, то, наоборот, возвращающийся после покаяния к тому же греху тем самым показывает не только свою неблагодарность Богу, но и маловерие. Вот почему Господь не прощает ему грехи, а покаяние в таком случае остается только церемонией, обрядом, совершаемым перед духовником и не приносящим никакой пользы (Там же, с.273).

Как сделать покаяние основой духовной жизни

Чтобы покаяние стало действительно основой духовной жизни христиани­на, для этого ему необходимо контролировать каждый свой поступок, слова и мысли, так чтобы при малейшем нарушении заповедей Божиих спешить возвратиться с греховной стези на праведный путь к Богу. Так постепенно по­каяние сможет перейти в навык, способствующий постоянной, повседневной духовной трезвенности (Там же).

Повседневное покаяние должно быть как перед смертью

Поскольку христианин не знает дня своего отшествия из этого мира, то и повседневное покаяние его должно быть как бы перед самой смертью. При этом святитель советует христианину учитывать, что Господь не столько смотрит на время, проведенное в покаянии или на слова молитв, сколько на усердие и сердечное расположение кающегося (Там же).

Господь не отвергает ни одного кающегося

Примеры из истории Ветхого Завета наглядно показывают, что Господь не отвергает ни одного кающегося, но, наоборот, ждет покаяния от грешника и всякому обращающемуся подает Свою Божественную благодать, вспомоществующую ему на этом пути (Там же).

Покаяние подобно горе, на которой спасся Лот

Покаяние подобно горе, на которой спасся праведный Лот от гнева Господа, попалившего Содом и Гоморру. Бог также простил ниневитян, беззаконновавших, но покаявшихся, помиловал Манассию, царя Иудейского, и принимал после покаяния народ израильский, многократно отступавший от Него. В Новом Завете также имеется бесчисленное множество примеров, являющих милосердие Божие к кающимся грешникам – апостол Петр, трижды отвергшийся от своего Учителя и плакавший о своем согрешении, с любовью принят в лик апостольский, мытарь, великий грешник, получил прощение, грешнице плакавшей «отпущены грехи многи», разбойнику, на кресте покаявшемуся, двери рая отворены. И вообще Господь устами пророка говорит: «Не хощу смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему» (Иез.33,11) (Там же, с.273–274).

Покаяние отверзает врата рая

Покаяние не только готовит христианина к вечной жизни и указывает путь в нее, но, сопровождая до гроба, отверзает ему и самые врата рая (Там же, с.274).

Покаяние есть воскресение духовное

Как пишет святой отец, покаяние есть и воскресение духовное. Пока человек находится во грехах, он, хотя и живой телесно, но духовно мертв. Поэтому через покаяние ему следует воскреснуть духом еще при жизни на земле, чтобы и в день всеобщего Воскресения воскреснуть не для осуждения, но для вечной жизни на небесах (Ин. 5,29) (Там же).

Признак истинного покаяния

Когда грешник в глубине своего сердца осознает свою греховность, обратится к Богу и воздаст Ему благодарение как своему Создателю и Искупителю, тогда он сможет духовными очами увидеть перед собой Бога, по слову псалмопевца: «Предзрех Господа предо мною выну» (Пс.15,8), и это будет верным признаком его истинного покаяния и воскресения духовного (Там же).

Для покаявшегося смерти нет

Для истинно покаявшегося смерти уже не существует, она утратила над ним свою власть и силу. Истинное обращение к Богу с сокрушенным сердцем, сожалением и плачем о своих согрешениях действительно освобождает че­ловека от горести вечных мучений в жизни будущего века, ибо Господь судит не по прошлой греховной жизни, но по настоящей, и «не множество грехов погубляет грешника, но нераскаянное житие» (Там же).

Сущность покаяния

За человеческую душу ведут борьбу злой дух и мир со своими соблазнами. Христианин, хотя и получил от Бога благодатную помощь, может впасть в искушение и склонить свою волю на путь греха. Поэтому нужно еще богоустановленное средство, которое бы очищало человека от греховной накипи и снова воссоединяло его с Источником жизни – Богом. Таким средством является Таинство Покаяния. Сущность его, по учению святителя, заключа­ется в том, чтобы грешник имел в своем сердце жалость и болезнь о грехах, по Крещении содеянных, которые через нелицемерное и истинное испове­дание и сокрушение сердца, через разрешение иерейское отпускаются. Это спасительное Таинство установлено Искупителем мира словами: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18,18) (Там же, с.212).

Действенность Таинства Покаяния

Действенность Таинства зависит как от совершающего, так и от приемлющего его. Необходимо правильное произнесение формулы, без чего Таинство, как таковое, не может быть спасительным. Что касается самого исповедающегося, то от него требуется соблюдение следующих условий во-первых, он должен «подробно и по единому» объявлять свои грехи пред священником, во-вторых, иметь искреннее сокрушение во грехах и твердое намерение не возвращаться больше к ним. Искреннее раскаяние способствует удержанию в душе человека Божественной благодати, кото­рая укрепляет волю кающегося в добре и постепенно перерождает его для вечной блаженной жизни. Искренне принявшие это Таинство Покаяния всегда ощущают в своем сердце внутреннее успокоение и облегчение от греховной тяжести. Вот почему каждому христианину следует как можно чаще приступать к его врачебной силе (Там же, с.212–213).

Чем больше человек познает свою немощь, тем искреннее раскаивается

Христианин, оплакивающий свои грехи, никогда не будет отчаиваться в своем спасении, но чем больше будет познавать свою немощь, тем ревностнее станет стремиться к искреннему раскаянию пред Богом и своей совестью. «По­знай убо, человече, – пишет святитель Тихон Задонский, – язвы души твоея, когда хочешь от них исцелиться, и со всяким усердием молись и воздыхай ко Христу, да Он исцелит тебя» (4.137) (7, с.316).

После грехопадения надо сразу с сокрушением обращаться к Богу

Святитель Тихон Задонский советует христианину тотчас по грехопадении прибегать за помощью к Врачу душ и телес и припадать к Нему с сокрушенным сердцем, и Он, как всеведующий и милующий, поможет восстать от порока (7, с.317).

Бог ждет от человека покаяния, не наказывая тотчас

Любовь человека к своему Создателю должна простираться до бесконечности еще и по той причине, что Он долготерпеливо относится к его грехам и не тотчас наказывает за беззакония, но ждет покаяния. Если бы Бог по Своему правосудию наказывал человека за каждое преступление, то он не смог бы прожить и малое время, о чем еще свидетельствовал Пророк: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» (Пс.129,3) (1.88) (7, с.229).

Покаяние одухотворяет сердце человека любовью к Богу

Сердце, одухотворенное любовью к Богу, христианин может иметь только тогда, когда он полностью порвет всякую связь с грехом, принеся искреннее покаяние. А без этого в нем не может быть истинной любви к своему Созда­телю, но только притворное лицемерие (7, с.231).

Покаяние – помощник в самосовершенствовании

Поскольку христианин предназначен жить в Боге и для Бога, а смысл его жизни заключается в самосовершенствовании, то, следовательно, его насущ­ной задачей должна быть постоянная бдительность по отношении к своему внутреннему миру, дабы легче распознавать все диавольские ухищрения, направленные на погубление его души, и с помощью Божией вовремя отра­жать их. Непременным спутником его и помощником на этом многотрудном духовном поприще служит искреннее покаяние, главной целью которого является то, «чтобы человек от грехов и суеты мира сего отвратился, и к Богу всем сердцем обратился, внутрь бы изменился, и иным бы, как прежде был, сделался.. и ни о чем бы так не тщался, как только Богу угодить, и тако спа­стися» (5.161) (7, с.335).

* * *

261

Митр.Петр Могила. Требник. О покаянии. с.345–48, срав.прот. Хойнацкий. Цит.соч., с.126.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle