Источник

Пьянство

Пьянство есть почитание идола Бахуса.

Пьянство бывает от вина и от СТРАСТЕЙ.

Пьянство бывает причиною многих зол.

У пьяного и воля и совесть ослабевают.

Пьянство, если переходит в страсть, то порабощает ДУШУ и приводит к ПОГИБЕЛИ ДУШИ.

Пьянство не только тело, но и душу погубляет.

Пьянство приносит вред и душе, и телу.

Пьянство не только душевных, но и телесных зол бывает причиной.

Пьяница приносит вред другим (8, с.780–782).

* * *

Пьянство – это порок, который так крепко пленяет душу человека, что пристрастившийся к вину не находит в себе силы воли освободиться от него. Увлекшийся винопитием теряет человеческий образ, становится непригодным как для общественного служения, так и для своей семьи (6, с.143).

* * *

Самое верное и сильное средство освобождения от винопития – молитва Иисусова (Там же, с.144).

Пьянство и праздность – преступление

Предающиеся пьянству и праздности в часы богослужений являются преступниками заповедей Божиих, постановлений церковных и гражданских, и за это их ожидает гнев Божий и страшный неизбежный суд (7, с.61).

* * *

Святитель Тихон Задонский всегда спешил к началу церковного богослужения, где со страхом Божиим и благоговением вникал в каждое слово, черпая благодатные силы, возводящие его душу в горние обители Отца Небесного (Там же, с.61).

Пьянство тесно связано с праздностью

С праздностью тесно связана страсть пьянства, которая причиняет большой вред как телу, так и душе христианина и которая укореняется в человеке под действием частого и излишнего употребления вина (7, с.332).

Греховно не само вино, но неумеренное его употребление

Осуждая пьянство как таковое, святитель Тихон Задонский в то же время подчеркивает, что греховно не само вино, но неумеренное его употребление (1.11). Всякий злак, созданный Творцом, не говоря уже о вине, при злоупотре­блении им не только вредит человеку, но и умерщвляет его (7, с.332).

Пьянство овладевает волей человека и влечет к порокам

Под действием частого и лишнего употребления вина в человеке вырабатывается порочная привычка, со временем переходящая в злую страсть, и человек становится неспособным справиться с собой. Пленив человека и овладев его волей, страсть пьянства насильно влечет его к всевозможным порокам. Хотя подпавший под власть этой страсти сознает свое бедственное состояние, сокрушается и терзается душой, но освободиться от этого тирана не находит в себе силы (7, с.333).

Неосознание пагубного положения ведет к духовному порабощению

Иногда увлеченный страстью винопития не осознает своего пагубного положения, считая его вполне закономерным и естественным. Он не только не желает избавиться от этой болезни души, но, напротив, увлекается и одобряет ее. И чем больше человек предается страсти пьянства, тем больше у него рас­тет потребность к ее удовлетворению. Постепенно ослабевает в нем духовная жизнь, наступает состояние духовного порабощения, и человек решается тогда на всевозможные пороки и преступления сквернословие, обман, лесть, ссоры, драки, кровопролития и даже убийства (7, с.333).

Пьяница утрачивает всякое религиозное чувство

Все более попадая под власть этой страсти, человек приближается к скотоподобному образу жизни. Винопитие составляет для него единственную цель и заботу всей его жизни, и тогда человек утрачивает в себе всякое религиозное чувство, становится холодным ко всему чистому и святому (7, с.333).

Пьяница – исполнитель воли врага

Идя по такому порочному пути, христианин делается ревностным исполнителем злой и богопротивной воли врага и губителя душ человеческих – диавола и этим доставляет ему великую радость (1.9) (7, с.333).

Пьяница бессилен обуздывать внутренние страсти

Вследствие разоренности души и водворения в ней злого духа, человек уже бывает бессилен обуздать в себе внутренние страсти, которые при всяком удобном случае повергают свою жертву в «самоизвольное беснование», до­стойное смеха и презрения (2.190)(7, с.333).

Влияние пьянства на семью и общество

Такой человек не может принести пользы ни семье, ни обществу. Под действием зловредной страсти винопития порываются семейные узы, утрачивается любовь к родным и окружающим людям. Пьяница уже бывает неспособен делать добро и становится всем в тягость, подвергается бесславию и презре­нию, вызывает отвращение (7, с.333).

Влияние пьянства на здоровье

Пьянство разрушительным образом действует на тело человека, расслабляя его, подвергая частым и нередко тяжелым, мучительным болезням, которые преждевременно разрушают тело и приводят к смерти (7, с.333).

Средства к искоренению пьянства

Указывая средства к искоренению пьянства как страсти, святитель Тихон Задонский прежде всего обращает внимание на необходимость воспитания человека в трезвенности, начиная с юного возраста, и в связи с этим возлагает большую ответственность на родителей, говоря, что они должны предостере­гать детей от употребления спиртных напитков, так как навыки, приобретаемые ими в эти детские годы, остаются в их сердцах на всю жизнь. Немаловажным средством, ограждающим от пьянства, служит также удаление от порочных сообществ и от всех пиршеств (1.137). Пленившимся этой страстью святитель Тихон Задонский советует бороться против нее покаянием и слезным молит­венным призыванием Божественной помощи, а также путем рассуждения о ее пагубности, памятования о внезапной смерти, о суде Христовом и вечной участи, ожидающей грешников (2.191) (7, с.333).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle