схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Боговоплощение

Совершилось Боговоплощение – открылась тайна Богочеловечества (Там же, с.399).

Без тайны Боговоплощения нет смысла жизни на земле

Люди мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько при­выкли к этим словам, что не придаем большого значения этому всеспасительному событию. Наше сердце вместо благодарности Богу остается холодным и бесчувственным. Как человек привыкает к жизни природы – к круговращению земли и к мировому за­кону тяготения, и уже не обращает на это внимания, – так и многие из нас относятся к воплощению Сына Божия бесчувственно, формально. Но стоит только на один миг представить себе прекращение действия закона всемир­ного тяготения, и мы ясно увидим перед собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно сказать и о тайне Боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового. Человечество от поворотного пун­кта ветхозаветного периода движется по совершенно иному руслу, «от века предуставленному» (Там же).

* * *

Если в земной жизни есть нечто кратковременное, случайное и преходящее, то есть беспрерывная смена событий в человеческой жизни, падения и восстановления царств, племен, народов, семейной, общественной и государственной жизни, то облагодатствованный ум человека, просветленный руководством веры, видит и находит в евангельских словах «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» вечные и непререкаемые законы. Это такие явления, то есть законы природы, определенные Богом, которые действовали и будут действовать до второго пришествия Христа Спасителя. О них нужно помнить всегда и особенно в такие минуты, когда, переживая конец года и стоя перед годом новым, мы, естественно, должны испытывать самих себя: стоим ли мы в вере Христовой?

Спасительные слова, воспетые небожителями в час рождения Богочеловека о славе Богу, о мире на земле, о «благоволении в человецех», звучат со времени воплощения Сына Божия и доныне (Там же).

Жизнь общества изменилась коренным образом после Боговоплощения

Философское учение древних мудрецов после пришествия на землю Сына Божия оказалось несостоятельным Внешнее устроение жизни общества в целом изменилось коренным образом. Нравственные запросы человека, осно­ванные на Вечной Правде и Откровенной Истине, обнаружились во всей своей полноте. Языческий мир не мог удовлетворить их ни в своих религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах искусства.

Нравственная потребность не могла быть заменена и правом, которое никакое государственное законодательство не могло слить с нравственным началом. В языческом мире, вследствие отсутствия истинного учения о Боге, в жизни людей ощущалась некая пустота, холодность и бесцельность. Только с вопло­щением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение. «Свершилось чаяние языков», исполнились заветные ожидания всех людей. Бог соединился с человеком и возвел его снова на небо (Там же, с.400).

После Боговоплощения благородные усилия человека не тщетны

Совершилась преславная тайна вочеловечивания Божества. Отныне в лице Богочеловека соединились навеки Божественное начало с человеческим. И эта спасительная тайна, светоносная и животворящая, приемлется просвещенным умом и глубокой верой. Отныне благородные усилия человеческой мысли не беспомощны, а святые искания истины не тщетны. Отныне не всуе живут в нас возвышенные запросы совести, святая жажда вечной правды. Все это на­ходит ответ, помощь и удовлетворение в Том, Кто сказал о Себе, что Он есть Путь и Истина и Жизнь (Там же).

Восприняв человеческое естество, Христос превознес еговыше небес.

Христос Спаситель, восприяв естество человеческое, превознес его превы­ше небес. Воплощение Сына Божия послужило тем твердым основанием, на котором устроилось спасение человека (Там же, с.186).

Значение Боговоплощения

Величайшее значение факта Боговоплощения может быть усвоено лишь верой человека, а воспринимая верою реальность этого факта и его значимость, человеческий разум приходит в восхищение, не будучи при этом в состоянии согласовать Божественную беспредельность с добровольным истощанием Спасителя в воплощении (Там же).

Бог явился на земле Своим Существом

Прежде Бог открывался Своим избранным мужам только в слове, теперь же Он Сам явился на земле всем Своим Существом, Которое было сокрыто под покровом человеческого естества (Там же).

* * *

Пришествие Христово во плоти является для человека подобным действию воды для земли жаждущей, или света во тьме сидящим, или пришествию врача к немощному, или пастыря к овцам заблудшим (Там же, с.187).

Почему Христос терпел унижения

Для спасения человека и возведения его в первозданную чистоту Христос претерпел многие искушения и уничижения. Тот, Которого прославили Анге­лы при Его рождении и Который содержит «дланию» всю вселенную, Которому беспрекословно повинуются все стихии и в руках Которого жизнь всякого человека, вынужден был убегать от Ирода, искавшего Его смерти. Такими действиями Спаситель мира стремился скрыть под человеческой плотью Свою Божественную природу, всемогущество и достоинство Сына Божия, чтобы удобнее мог бедствию нашему помочь (Там же).

Во Христе Божеское и человеческое естества соединились

Христос воспринял не одну какую-либо часть состава человека, но всю его природу, тело и душу со всеми ее силами и способностями. Во Христе Иисусе Божеское и человеческое естества теснейшим образом соединились во единую Ипостась Богочеловека, но пребыли и пребывают «неслиянны» и потому Хри­стос Господь наш есть совершенный Бог и совершенный Человек. Естество человеческое освятилось и приблизилось к Богу. И если наше естество при падении обесчестилось, исказилось, то при принятии его Сыном Божиим оно не только возвысилось и освятилось, но и соединилось с Ним самым тесней­шим образом (Там же).

Почему Спаситель взял на себя немощи человека

Слово Божие «стало плотию», и в силу того, что Сын Божий усвоил Себе нашу природу, Ему были свойственны и немощи человеческие, кроме греха. <...> Все эти немощи Спаситель мира взял на Себя с той целью, чтобы в человеческой плоти умертвить грех и тем самым благодатно обитать в рабах Своих (Там же, с.189).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle