схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Раскол

Причины раскола

Многие из христиан, особенно в массе простого народа, нося досточтимое на себе имя христианина, не знают и первых начал христианской веры, не знают ее духа и держатся слепо одной буквы, одних народных преданий, одних местных и частных обычаев, поэтому легко увлекаются всяким ветром ложного учения. Стоит только явиться в среде их какому-нибудь изуверу, – и они готовы принять его за пророка. Значит, первая причина раскола – неве­жество. Много служит в подрыв Православию и то, что между христианами не стало прежнего братства и общения для своих прихотей они не в меру рас­точительны, а на благотворения и пособия другим не в меру расчетливы. Когда у них бывают праздники, то один другого старается превзойти угощениями, иной тянется из последнего, чтобы только не отстать от других. Но когда дело дойдет до платежа податей, и когда кто не в силах заплатить подушных, ни­кто не заикнется помочь ему, продают у него последнюю корову или лошадь. Сектанты, напротив, взаимно помогают друг другу. Поневоле бедный идет к ним искать себе милости. Они радушно принимают бедных, снабжают их деньгами без процентов и залога, притом не на срок, а до справы. Кого не заинтересует это? – Ведь это чисто христианская черта! Потому-то многие отпадают от Православной Церкви и причисляются к ним. Быть может, скажут такая благотворительность со стороны сектантов есть хитро рассчитанный способ завлечь православных в свои сети. Но нужда не рассчитывает того, с какою это делается целью, – она ценит самое дело. Вся вина сектантов в том, что они имеют ревность не по разуму. Почему бы и православным с тою же целью не помогать своим присным, чтобы удержать их в союзе с Православною Церковью? Разве честь обществу, когда члены его вынуждаются крайностью положения уклоняться в раскол? Так ли это было у первых христиан? – Нет! У первых христиан нужды одного восполнялись избытками других, и тем уравновешивалось состояние всех и каждого, так что ни одного у них не было бедного, как повествует святый евангелист Лука (Деян.4,34). К сожалению, надобно сознаться, что сейчас между православными слишком заметна холод­ность к своим сочленам, равнодушие к чести своего общества и непомерное пристрастие к своим личным интересам269.

Что делать для искоренения раскола

Следует:

1. Преимущественно пред прочими учебными предметами преподавать в сельских школах детям историю Российской Церкви и православное исповедание веры, раскрывая в ясном свете дух христианства и силу Священного Писания, в котором наши отщепенцы находят точку опоры своим заблуждениям, так чтобы они могли знать основательно все предметы, относящиеся до религии, различать предания от догматов, обряды от Таинств, местные и частные обычаи от положительных законов христианской деятельности. – И этот внутренний процесс образования подчинить непосредственно духовной власти, предоставляя светской власти только лицевую сторону, или учреждение этих учебных заведе­ний и средства, потребные к поддержанию их. Ибо несовместно и для Церкви оскорбительно, чтобы духовные власти в деле, собственно им принадлежащем, подлежали контролю посторонней власти. От этого может быть застой в развитии духовной, религиозной жизни в среде народа.

2. Определять в раскольнические приходы священников с добрым поведением, с твердым характером, кротких и бескорыстных, сильных в слове и учении, и обеспечить их совершенно в со­держании, приличном помещении и во всех житейских потребностях, так чтобы они, не имея никакой нужды в пособии со стороны прихожан, могли внушить им полную к себе доверчивость и уважение

3. Приходские священники, как по­веренные своих прихожан в делах совести, должны влиять и на общественный их быт, поселяя в среде их дух общительности, единомыслия и братства, а в случае упадка материальных сил кого-либо из их сочленов, располагать обще­ство к поддержанию его совокупными силами, и тем самым предотвращать все поводы к сношению их с сектантами. А чтобы такая мера общительности не об­ратилась иному во вред, не повела к праздной и беспечной жизни и обществу не обратилась в большую тягость, строго наблюдать за поведением всех и каждого из членов его, и кто в чем будет замечен – в нетрезвости ли или другом каком предосудительном поступке, умолять, обличать, наказывать.

4. Сектанты, же­лающие крестить своих детей в Православной Церкви, предварительно обязаны сами присоединиться к ней. Это только и может служить со стороны их верным ручательством за воспитание детей их в духе Православия. Впрочем, и тогда они должны состоять под особенным наблюдением своих приходских священников, как не совсем еще дознанные в искренности своего обращения. Дознано опытом, что многие обращались к Православной Церкви по видам своекорыстным, без всякого убеждения в ея правоте, и снова отпадали (Там же).

Как говорить с раскольниками?

Христианам, не сведущим в догматах православной веры, при столкновениях с раскольниками следует быть осмотрительными и не вступать с ними в споры. В крайнем же случае на вопрос о вере отвечать вопрошающему так: «Я верую так, как содержит и приказывает мать наша Святая Церковь». А если последует встречный вопрос о Церкви, как она содержит веру, то отвечать: «Так, как мы веруем и содержим» (7, с.55).

* * *

269

Иеромонах Порфирий (Левашов). О причинах раскола // Журнал «Странник», 1867, Июль.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle