схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Богослужение

Зазвонят в церковь – как на пожар беги (25, с.448).

* * *

Приготовляясь к богослужению, размышлять о домостроительстве Божием (8, с.110).

Значение возгласа: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа...»

Все то, что доступно и что недоступно человеческому уму, принадлежит Богу Триединому (9, с.386).

Что показывает высоту и истинность Православия и его богослуже­ния? – Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного устава (4, с.13).

Церковные напевы – результат многосотлетнего творчества

Положенные для богослужебных песнопений превосходные, изящные, молитвенно-задушевные церковные напевы – результат многосотлетнего церковного творчества – вполне соответствуют их содержанию и, будучи исполняемы, не отвлекают внимания от слов, а приковывают к ним (4, с.15)

Церковные распевы

В области церковного пения Русская Православная Церковь обладает богатейшим количеством церковных распевов (большой знаменный, малый знаменный, киевский, греческий) и напевов (Киево-Печерской лавры, Глин­ской, Зосимовой пустыни, Валаамского монастыря и т.д. ).

Творцами этих распевов были люди высокого религиозного духа, подвижники, одаренные тайной познания божественных звуков (Святейший Патриарх Алексий I, Слова и речи. М, 1948, с.247). И именно соединение слов с этими «божественными звуками», с возвышенным церковным пением затрагивает самые глубины нашего существа, те стороны, которые были всегда открыты воздействию Божества (Там же, с.15).

Что придают богослужению уставное чтение и пение

Уставное чтение и пение придает богослужебному чину невыразимую трогательность и задушевность, причем длительность службы становится незаметной и неутомительной. После таких богослужений все верующие выходят из храма молитвенно-одушевленные и исполненные глубокого назидания. Но это бывает тогда, когда богослужение совершается истово и поуставу, чтение бывает раздельное и внятное и пение – с возвышенно-церковными напева­ми. Но очень часто чтение бывает или «борзо» и неблагоговейно, или «дмяся и громогласуя», с «бесчинными воплями» (4 Вселенского Собора 78 прав.), на что обращает внимание и Устав. То же самое замечается и в пении: оно бывает невнятное и торопливое или, наоборот, растянутое. Уже давно в наше богослужение проникло чуждое церковности не молитвенное, а художественно-театральное, искусственное, показное пение, рассчитанное на эффект.<…> Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время концертно-театрального пения нельзя молиться и что оно не настраивает на благоговейную молитву (Там же, с.15–16,17).

Православное богослужение проникнуто заботой о спасении чад Церкви

Православное богослужение «дышит» любовью Матери-Церкви к своим чадам, совершающим свое спасение на земле. Святой Божественной любовью, заботой о спасении чад Церкви проникнуто каждое песнопение, каждая мо­литва, каждое священнодействие, которое в нашем богослужении – не само­цель, не церемониал, а в нем глубокий символический смысл, раскрывающий и дополняющий содержание богослужения (Там же, с.13).

Соотношение формы и содержания православного богослужения

Форма и содержание богослужений находятся между собою в самой тес­ной гармонии. Во всех формах православного богослужения нет ничего искусственного, вычурного, предназначенного для внешнего впечатления. Они проникнуты высокими религиозными мыслями, они глубоко трогают душу, волнуют ее священными переживаниями, назидают (Там же).

Церковный устав предлагает нам идеал богослужения

Имея такое сокровище – наше православное богослужение, – мы не должны пренебрегать им, и Церковный устав (Типикон) предлагает нам идеал богослужения, к которому нам следует стремиться (Там же).

Долг пастыря – совершать богослужение по требованиям Устава

Долг пастыря – совершать богослужение неукоснительно по чину и требованиям церковной уставности. С этой целью все священники и диаконы при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении ими Церков­ного устава. Также и все православные епископы при своей хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии архиереев, клира и народа дают торжественное клятвенное обещание блюсти Церковный устав (Там же).

Православное богослужение – выражение религиозного сознания Церкви и полноты религиозной жизни

Православное общественное богослужение является выражением веры, надежды, любви и благоговения к Богу, выражением полноты религиозной жизни и религиозного сознания Церкви, взаимной любви и единства верующих между собою (Там же, с.12).

Богослужение Православной Церкви – средство духовного воспитания, общенародное церковное богословие

Богослужение Православной Церкви, исполняемое по Церковному уставу, во все времена, с глубокой древности являлось и является руководством, средством внутреннего духовного обучения и воспитания, источником хри­стианской веры и деятельности, или иначе – общенародным церковным бо­гословием. Изложение истин веры наиболее доступно и легко воспринимаемо всеми именно в богослужении (Там же).

Значение церковных песнопений

Церковные песнопения в соединении с обрядами богослужения оказывают большое влияние на ум и чувства людей: в уме верующих они производят вы­сокое представление о домостроительстве нашего спасения, а в чувстве – важ­ность торжества, радость, благодарность, покаяние и умиление, соответственно содержанию службы (Там же).

Сравнение православного богослужения с другими

Чрезвычайная благотворность православного богослужения наиболее ярко проявляется в сравнении. Если католическое богослужение действует преимущественно на чувства, если протестантское богослужение, наоборот, восприняло черты столь характерного для протестантизма акцента на разум, а не на чувства, – то в нашем православном богослужении гармонично слиты «обоя»: и глубокая содержательность, и эмоциональная сторона, чуждая край­него преобладания внешних эффектов. Оно дает пищу для ума, действует и на сердце, вызывает сердечные переживания, ибо все содержание богослужения пронизано любовью к Богу, к людям (Там же, с.12–13).

Общее понятие о великопостном богослужении

В богослужении в великопостный период Церковь отлагает всякую торжественность. И прежде всего, она не совершает самого торжественного христианского богослужения – полной литургии в седмичные дни Вели­кого поста, кроме суббот и воскресений. Вместо нее полагается по средам и пятницам литургия Преждеосвященных Даров. Почти прекращается в седмичные дни пение, как выражение радостного состояния духа, и от­дается предпочтение чтению, содержание которого соответствует велико­постным дням. Вместо радостного благовествования Евангелия Христова, верующим предлагается чтение из ветхозаветных писаний. Особенно ши­роко используется чтение Псалтири, которая наиболее благоприятствуют созиданию молитвенного и покаянного духа. Во все церковные службы вводится молитва св.Ефрема Сирина с великими поклонами Наконец, дневные церковные службы – третий, шестой и девятый часы – Церковь соединяет с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Великий пост охватывает собою дни св.Четыредесятницы и дни последующей за ней Страстной седмицы. Св.Четыредесятница и ее богослужение начинается с вечерни Сыропустной недели (воскресения). Сыропустное воскресение называется еще Прощеным воскресением (Там же, с.204).

Почему возвышенны все церковные песнопения

Возвышенны все песнопения наших церковных служб, ибо в них мы призываем Бога, просим, благодарим и славословим Его (30, с.30–31).

Какие церковные песнопения наиболее глубоко проникают в сердца молящихся

Наиболее глубоко проникают в сердца молящихся песнопения Великого поста, в которых выражены воздыхания и вопли души, осознавшей всю тя­жесть содеянных грехов, скорбящей об утрате чистоты и райского блаженства (Там же).

Как воздействуют на душу великопостные песнопения

Великопостные песнопения вызывают раскаяние в грехах, воодушевляют верующего на подвиги поста, к умерщвлению страстей и очищению сердца (Там же).

Песнопения Страстной седмицы

Особенно благотворное воздействие на душу оказывают песнопения Страстной седмицы «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя», – мо­лится христианское сердце Богу, Милующему грешников (Там же).

* * *

Приступая к совершению Божественной службы, священнослужитель должен с умилением помышлять о спасительных действиях Господа Иисуса Христа (7, с.51).

Цель богослужения

Все Таинства, богослужение, вся жизнь Церкви Христовой, имеют своей целью очищение, освящение, обожение человека, соединение его с Господом здесь в этом мире и дарование ему вечной жизни в будущем веке (9, с.386).

Начальные возгласы богослужений

Каждое богослужение в Церкви Христовой начинается особым возгласом. Так, начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш», утрени: «Слава Святей», Божественная же литургия всегда предваряется возгласом: «Благо­словенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Там же).

Что является центральным пунктом суточного круга богослужения

В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство, по молитве священника Духом Святым хлеб и вино пресуществля­ются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы (Там же, с.375).



Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – БОГОСЛУЖЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Анастасия патрикия, преп. Египетская профессор Александр Павлович Лопухин

3. Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. Том II профессор Николай Никанорович Глубоковский

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Совершенство святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Обращение святитель Тихон Задонский

6. Библейская энциклопедия – Пришельцы архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ИСТИНА святитель Игнатий (Брянчанинов)

8. Византия и Московская Русь – БИБЛИОГРАФИЯ протоиерей Иоанн Мейендорф

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Плач преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. На путях к Вселенскому собору – IV. III-й Вселенский Собор профессор Антон Владимирович Карташёв

Комментарии для сайта Cackle