схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Христос

Христос подробно предсказан пророками, что согласуется с учением апостолов.

Христос есть Мессия.

Дела Христа показывают, что Он есть Мессия.

Христос, хотя прийти в мир, неоднократно предупреждал об этом.

Все, что проповедывалось в Ветхом Завете, относилось ко Христу.

Христос всем подобен человеку, кроме греха.

Христос страдал по человечеству, а не по Божеству.

Христос есть Истинный Бог

В одном Лице Христа соединены неслитно и нераздельно два естества.

О Христе свидетельствуют апостолы, которые с Ним ели, пили, ходили, видели Его.

Христос – Сын Божий (Свидетельства Бога Отца, Иоанна Предтечи, ап.Петра).

Каждое действие и событие в жизни Христа имеет непосредственное отношение к человеку.

Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер.

Христос воплотился, пострадал и отверз двери в Царство Небесное.

Христос есть все и вся для человека.

На конец веков Бог послал Сына для СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Христос принес свет в мир.

Христос принес богатство благости Божией.

Христос принес на землю благую весть.

Христос с рождения терпел гонения.

Христос смирился и обнищал.

Христос был смирен, тих, кроток, милосерд.

Христос показал пример святой жизни.

Христос научил людей, как свято жить.

Христос в Преображении показал, что Он – Бог и Царь славы.

Христос говорил ученикам Своим о Своих страданиях.

Христос показал образец СМИРЕНИЯ.

Смирение Христа от любви происходит.

Христос пострадал от народа, которому более благотворил.

Христос Своими страданиями удовлетворил правде Божией.

Страданиями Христа даровано всякое благо.

Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой.

Христос страдал прежде страданий крестных, так как знал все, что с Ним произойдет.

Христос пострадал добровольно.

Христос принял страдания ради освобождения человека.

Христос страдал за наши ГРЕХИ.

Христос страдал и телом и душою.

Христос пострадал за грешников.

Христос пострадал за людей грешных.

Страдания Христовы есть проявление милосердия Божия.

В пришествии Христа на землю открылась благость Божия.

Христос, приняв по ЛЮБВИ ПЛОТЬ человеческую, почтил ЧЕЛОВЕКА великой честью.

Христос ради человека сошел с небес и претерпел все.

Христос пришел в мир грешных спасти.

Христос пришел спасти род человеческий, исполнил закон и взял на Себя грехи мира.

Христос избавил ЧЕЛОВЕКА от греха, проклятия, смерти, диавола и ада.

Христос страданиями очистил от грехов, избавил от диавола и примирил с Богом.

Христос был осужден на смерть.

Христос осуждается на смерть, да мы не будем осуждены за ГРЕХИ.

Христос, взяв крест, понес ГРЕХИ наши.

Христос терпит страдания, да нас освободит от греха.

Христос много претерпел ради грехов человеческих.

Христос претерпел величайшие мучения.

Христос от рабов Своих претерпел мучения.

Каждый член Христа претерпел бесчестие ради человека.

Христос принял поругания, да освободит ЧЕЛОВЕКА от наказания за ГРЕХ.

Христос принял безчестие, да верующих в Него облечет во славу.

Христос вознесен на КРЕСТ, да очистит нас от ГРЕХОВ.

Христос умер за всех, так как пришел СПАСТИ всех.

Христос пострадал и умер за грешников.

Христос крестной смертью победил СМЕРТЬ.

РАЗМЫШЛЕНИЕ о страданиях Христовых удерживает от ГРЕХА.

Страдания Христовы будут в осуждение нераскаявшемуся грешнику.

Иисус Христос – руководитель на пути к небу.

Христос наш Спаситель, Искупитель, Избавитель.

Само имя Иисус Христос подает утешение.

Христос есть Врач, Избавитель, Искупитель, Прибежище, Ходатай и Оправдание.

Христос жаждет спасения грешника.

Христос Своим пришествием, жизнью и страданиями призывает к ПОКАЯНИЮ.

Кроме Христа никто не мог помочь человеку исцелиться от грехов.

Христос исцеляет ДУШУ от ГРЕХОВ, если человек пожелает этого.

Христос был на СУДЕ, да мы не осудимся (8, с.1119–1142).

Христос – истинный Хлеб вечной жизни

Артос напоминает нам, что Христос Спаситель Своей крестной смертью и Воскресением соделался для нас истинным Хлебом вечной жизни (4, с.284).

* * *

Христос – воистину Сын Божий и совершенный Человек (Там же, с.303).

Христос – Глава Церкви, Первосвященник и Пастыреначальник

Божественный Искупитель явился именно тем любвеобильным Пастырем, Который, оставив девяносто девять овец, идет искать в горах одну заблудшую. Сообразно с приточным указанием на Себя, как на Пастыря, пришедшего взыскать заблудших овец, Спаситель прямо называл Себя Пастырем, Которого знают овцы и Который отверзает двери во двор овчий, чтобы сводить туда всех входящих дверьми, а не «прелазающих инуде», т.е. достойно избираемых, а не самозванных. На этом основании и апостолы, признавая Спасителя Главой Церкви, Совершителем и Начальником спасения, называли Его Первосвящен­ником и Пастыреначальником. Апостол Павел, например, говорит: «Мы имеем Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия» (Евр.4,14) (5, с.66).

Отношение к людям

Христос возлюбил нас прежде сложения мира (7, с.395).

Что нужно, чтобы всегда пребывать со Христом

Для того, чтобы всегда пребывать со Христом, от нас требуется не только хранить себя от нечистоты телесной, но и духовной (3, с.81).

* * *

Со Христом – рай, а без Него – ад, терзающий нашу душу в этой юдоли плачевной (Там же, с.88).

Кого Христос постоянно влечет к Себе

Воплощенный, Распятый и Воскресший Христос постоянно влечет к Себе всех, кто ищет вечной правды и единения с Ним (7, с.375).

Почему Христос пришел на землю

Господь наш Иисус Христос пришел на землю спасти род человеческий (20, с.1).

Как Христос истребил все наши грехи

Один только Христос, Единородный Сын Божий, Ангел Завета вечного, Умиротворитель вселенной, Сокрушитель царства диавола, Владыка небесных, земных и преисподних, Грядущий Судия, мог воспринять и понести все наши грехи, дабы истребить их Крестом Своим (Там же).

Наше спасение невозможно без Христа

Самое рождение Христа во плоти и Его искупительная смерть составляют одно величайшее тайнодействие, без которого было бы невозможно наше спасение. Итак, пришел Христос, чтобы быть и жертвой, и священником, быть «Приносящим» жертву и «Приносимым» в жертву (5, с.66).

Жизнь Спасителя от Его рождения до вступления на общественное служение

В Лице Иисуса Христа явился в мир Сын Божий, «воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечившийся». «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Едино­родного от Отца» (Ин.1,14). Евангелие обстоятельно повествует о событиях рождения Богомладенца и поклонении Ему пастырей и волхвов, а также о бег­стве Святого Семейства в Египет, возвращении оттуда и поселении в Назарете. Но совсем ничего, кроме путешествия двенадцатилетнего Отрока с родителями в Иерусалим, не говорится о жизни Спасителя до начала Его общественного служения. Но и то, что сохранилось, весьма поучительно для пастыря. Еван­гелист Лука повествует: «Отроча растяше и крепляшеся духом, преспеваше премудростию и возрастом и благодатию у Бога и человек» (Лк.1, 80, 2, 52).

Христос, до Своего общественного служения, был сокрыт от народа. Находясь в захудалом городке Назарете, Он с кротостью повиновался Своим родителям. Удаленный от широкого потока жизни, находясь как бы в уединении, вдали от средств и пособий к широкому и многостороннему образованию, Христос, однако, не оставался в замкнутости. Под руководством Своей Богомудрой Матери Он постоянно развивал Свои духовные силы и способности, поучаясь «в Законе Господнем день и ночь». Телесные силы Его развивались под воздействием участия в домашних трудах праведной семьи.

Известно, что Иисус Христос в отроческие лета не посещал раввинских школ и не слушал учебных наставлений какого-либо достохвального ритора или ученого раввина. Кратко повествуя об отроческих годах земной жизни Иисуса Христа, Евангелисты только замечают, что Он «возрастал и укреплял­ся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2,40). Жил Христос у Своего нареченного родителя по плоти – Иосифа, из­редка совершая путешествия со Своими родителями в Иерусалимский храм. Следовательно, школою для Него был лишь дом родителей и храм Отца Его Небесного, благодать Которого заменяла Ему всяких учителей и наставников и исполняла Его такою премудростью, которой не мог дать или научить ни отдельный мудрец того времени, ни весь тогдашний, уже обветшалый и раз­лагавшийся мир. Таким образом, Иисус Христос не связан был никакими преданиями частных или общественных школ, никакими тенденциями или воззрениями учителей, что обыкновенно характеризует и приложимо бывает к каждому проповеднику или мудрецу-философу.

Домашнее воспитание Иисуса Христа способствовало Его духовному развитию, так что впоследствии Его Божественной мудрости и разуму удивлялись еврейские учители, которые слушали, вопрошали и «ужасались» глубине Его познаний и мудрости (Лк.2,46–47). С двенадцатилетнего возраста еврейским отрокам предписывалось исполнять закон Они назывались детьми закона.

Отрок Христос, посещая Иерусалимский храм, как дом Отца Своего, желал постоянно пребывать в нем и питать Свою душу чтением закона Господня. Во время одного из таких посещений, как повествует евангелист Лука, когда окончился праздник и все возвращались по своим домам, Отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, думая, что Он идет с другими, прошедши дневной путь, стали искать Его и не нашли, возвра­тились в Иерусалим и нашли Его в храме. Христос сказал «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк.2, 43–49). Эти слова говорят о том, что Христос всецело был предан Богу Отцу, Который послал Его в мир для того, чтобы спасти людей.

Так продолжалось до тридцатилетнего возраста. По ветхозаветному закону в эти годы иудейские раввины вступали в должность народных учителей.

Прежде чем начать Свое общественное служение, Христос Спаситель, как неоднократно говорит Евангелие, прошел суровую школу сосредоточенного уединения, внутреннего подвига молитвы и нераздельного единения с Не­бесным Отцом.

Христос любил уединение. Он неоднократно удалялся в пустынное место, где предавался пламенной молитве Своему Небесному Отцу. Здесь, вдали от мира и его треволнений, Он погружался в глубину Своего духа, размышляя о деле, ради которого Он явился. В пустыне Он приготовлялся к борьбе с искуше­ниями, которые во всей силе предстали Ему во время сорокадневного поста Его – этого высшего и решительного акта Его приготовления, но которые, несомненно, не оставили Его и после.

В уединении Христос был наедине с природой. В созерцании ее Ему открывалась чудная картина жизни человеческой и благости Божией, языком и образами которой Он так прекрасно пользовался впоследствии.

Природа для Христа была вспомогательной книгой в Его мессианском служении. Он неоднократно приводил примеры о сеянии доброго семени, о виноградной лозе, полевых лилиях, птицах небесных и т.д. Все это было нуж­но для того, чтобы человек мог лучше воспринять то Божественное учение, которое проповедовал Христос Спаситель (5, с.66–69).

Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение

В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. «Отец глаголет», Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух в виде голубя.

В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение, как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира (Ин.1,29). Таково новозаветное Богоявление.

Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру (Ин.1,32).

Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

Таким образом, Крещение Спасителя явилось началом Его пастырского служения (Там же, с.69–70).

Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне. / Прообразовательное значение борьбы с искушениями для пастырей и паствы

Прежде чем выступить на общественное служение спасению рода человеческого, Иисус Христос после Крещения был возведен Духом Святым в пустыню. Что это значит? Почему не Он Сам пошел, а возведен был Духом Святым? Это значит, что Он был не только Истинным Богом, но и истинным Человеком, что все человеческое, кроме греха, не было чуждо Ему. Он боял­ся и трепетал при мысли о Своем страшном конце – о распятии на Кресте. В саду Гефсиманском, пред крестными страданиями, Он молился Отцу до кровавого пота, чтобы миновала Его эта страшная чаша страданий. Но естество человеческое в Его Святейшем Лице соединилось нераздельно и неслитно с естеством подлинно Божественным. Вот почему Духом Святым Он и был возведен в пустыню. Ему трудно было как человеку решиться на этот великий подвиг, подвиг сорокадневного поста, на жизнь в дикой пустыне со зверями. Трудно Ему было решиться на тяжкое искушение от диавола, ибо знал Он, что предстоит оно.

Зачем нужно было Христу столь долгое пребывание в пустыне в таких тяжелых условия?

Он готовился к Своему Божественному подвигу, к подвигу искупления рода человеческого от власти диавола Кровью Своею.

Он готовился непрестанной молитвой, беседой с Богом Отцом. Ему нужно было уединение, полное отрешение от людской суеты, чтобы всецело предаться общению с Богом. Ему надо было этим общением укрепить Свою человеческую волю, принять от Отца всесильную помощь в предстоящем служении.

Таким образом, и для Самого Пастыреначальника необходимо было приготовление. Если же и Он постился и молился пред началом Своего служения, если Его примеру следовали впоследствии апостолы (Деян.1,14) и великие отцы Церкви (св.Василий Великий, св.Иоанн Златоуст и др.), то не тем ли более необходимо такое приготовление для всякого кандидата священства, для того, кто является продолжателем дела Господа Иисуса, идущим по стопам Его.

Пребывание в пустыне было заключительным, высшим актом приготовления Спасителя к общественному служению, но начало этого приготовления было положено, как отмечалось выше, еще в детском возрасте. Так и кандидатам священства должно проходить приготовление, начиная готовиться с того времени, когда возникло решение принять священный сан; окончательное же приготовление, завершение его, должно произойти пред самым принятием священного сана. И в момент, когда на него уже готова снизойти Божественная Благодать в Таинстве Священства, его духовное око еще раз должно обозреть всю прошедшую жизнь и прозреть будущее, чтобы решить окончательно и бесповоротно, достоин ли он, в состоянии ли принять и носить то звание, которое может быть достоянием лишь избранников Божиих (Ин.15,19). Христос – Великий Первосвященник, возродивший человека нравственно и указавший ему райское блаженство (5, с.70–71, 65).

* * *

Христос Своей Кровью искупил человека раз и навсегда (Там же, с.66).

* * *

Христос пришел на землю с целью привести людей в Церковь Свою на земле, а через нее и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил тот высочайший идеал чистоты и святости, стремиться к которому есть главнейшая и единственная цель жизни каждого христианина, а тем более пастыря (Там же, с.101).

Непостижимых высот жертвенное служение Спасителя достигло на Голгофе, когда Он молился за распинателей (Лк.23,34), заботился о Матери (Ин.19,25–27), открыл вход в Царство Небесное покаявшемуся разбойнику (Лк.23,40–43) и отдал душу Свою за «други своя», за весь род человеческий.

Существенное и вместе вечное в пастырстве Христа – это цель Его: приведение людей к Богу, сообщение людям Своего учения, усвоение и осуществление которого делало бы их сынами и наследниками Царствия Божия, и, наконец, освящение людей (Там же, с.113–114).

Обличение книжников и фарисеев. Действенность этих обличений на новозаветных недостойных пастырей

Обличительные речи Христа Спасителя, обращенные к книжникам и фарисеям, ясны и понятны, как и Его речи к простому народу, но тон и характер этих речей совершенно иной. В среде этих слушателей нет простоты и сердечности, а потому нет и теплоты и задушевности Поучающего. Здесь уже не беседа отца с своими детьми, и даже не учителя с своими учениками. Здесь Истинный Учитель, с одной стороны, и называвшие себя учителями книжни­ки и фарисеи – с другой. Здесь слушающие присутствуют не затем, чтобы поучаться, а затем, чтобы в словах любимого народом и ненавистного для самих книжников и фарисеев Учителя подслушать что-нибудь такое, за что бы Его потом можно обвинить и выдать римскому правительству для утверждения смертного приговора. Оттого и речи Иисуса Христа к книжникам и фарисеям все имеют обличительный характер.

Обладая всеведением, Иисус Христос разоблачает все поступки гордых фарисеев, выводит на свет все тайные движения их зачерствелого сердца и обращает в ничто все хитросплетения их самообольщенного разума. Не один раз Христос восклицает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» и на­зывает их, кроме того, вождями безумными и слепыми, змеями и порожде­ниями ехидниными. Милосердное и любвеобильное сердце Иисуса Христа не могло не возмущаться при виде этих лицемеров, оцеживающих комаров, а верблюдов поглощающих, и Христос не пропускал ни одного случая, чтобы не указать народу на их постоянную маскировку пред прочими людьми одеждой праведности и благочестия, сравнивая их в этом случае с окрашенными гро­бами, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.

Этот характер обличений в беседах с книжниками и фарисеями Христос не изменял никогда, хотя и вообще, как замечает евангелист Лука, более дру­гих синоптиков следящий и обрисовывающий отношения иудеев к Иисусу Христу, Спаситель входит в общение с фарисеями и законниками по их же собственной инициативе. При этом замечательно, что Иисус Христос всегда побеждает их же собственным орудием. Мнящиеся быти знатоками «закона», они все свои коварные вопросы, которыми хотели уловить Иисуса Христа и обвинить Его в разрушении закона, старались обосновать также на «законе» и на свидетельствах вообще Писания, которое, впрочем, они понимали слишком буквально, односторонне и узко, примешивая к нему еще и чуждые наросты – плод великого в мелочах и казуистике ума многих раввинов. Посему и Иисус Христос всякий раз словами и фактами того же Писания доказывает неправоту их понимания «закона», восполняя в то же время самый «закон» ветхозавет­ный.

Так, известно, что фарисеи старались соблюдать во всей строгости различные постановления закона обрядового характера, прибавляя к словам закона еще и измышления разных раввинов Более, чем какой-либо другой закон, был обставлен и увеличен этими предписаниями и «преданиями старцев» закон о субботе, в котором чуть ли не каждый шаг в субботний день был определен особым правилом. В неисполнении этих-то законов, правил и постановлений и хотели не раз обвинить Иисуса Христа с учениками книжники и фарисеи.

Проходил однажды Иисус Христос с учениками через засеянные поля. Взалкавшие ученики Его начали срывать колосья и есть. Растирание колосьев было запрещено в субботний день, а потому фарисеи и замечают тотчас же Христу: «Вот, ученики Твои делают то, что не должно делать в субботу». Ии­сус Христос, чтобы опровергнуть это возражение, обращается к Священному Писанию и приводит несколько фактов, вполне обезоруживающих фарисеев, и тем показывает их недальновидность и непонимание ими духа закона. Христос указывает им на Давида, который вошел в дом Божий и вместе с своими при­верженцами ел хлебы предложения, которые могли есть только священники, указывает и на священников, которые в субботу в храме же нарушают субботу, однако считаются невиновными (Мф.12, 3–5).

Фарисеи субботу считали абсолютным покоем, в силу чего в субботу предписывалось воздерживаться от работ даже самых необходимых, как в данном случае растирание колосьев, чтобы утолить свой голод, и даже от работы на пользу ближнего. Несправедливость такого понимания осуждалась самим Писанием, по которому седьмой день, как день покоя от дневных, обыденных забот, должен посвящаться на служение Богу, но не бездействием, конечно, и праздностью, а делами веры и нравственности, совершением богослужения и добрых дел. «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно, – заключает Христос, – в субботы делать добро» (Мф.12, 11–12).

Когда Иисус Христос прибыл с Своими учениками в землю Геннисаретскую, со всех сторон, по обыкновению, начал стекаться к Нему народ кто послушать Его учение, а кто исцелиться от своих немощей и недугов. Приходят к Нему и иерусалимские книжники и фарисеи. Но эти, как считающие себя праведными, чистыми, вполне святыми, приходят ко Христу не затем, чтобы исцелиться или поучиться у Него Божественной премудрости – у них другое на уме. Они говорят Христу: «Зачем ученики Твои преступают предания старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Мф.15,2). На их вопрос и Христос от­вечает вопросом, но вопросом обличительного характера. Зачем и вы, говорит Христос, ради преданий ваших нарушаете даже заповеди Господни? У вас, если кто не желает почтить отца или мать, то стоит ему лишь сказать: дар Богу все, чем бы можно от меня пользоваться, и он уже якобы в праве ничего не дать отцу или матери, хотя заповедь Божия ведь прямо и понятно говорит: «Чти отца твоего и матерь твою» и т.д. (Исх.20, 12, 21, 17).

Указав на их в данном случае простое и очевидное лицемерие, Иисус Христос обращается опять к Писанию и словами пророка Исаии так характеризует их поведение «Приближаются ко Мне людие сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча уче­ниям, заповедям человеческим» (Ис.29, 13; Мф.15,8–9).

Вот приходит Иисус Христос из Галилеи в Иудею (Мф.19,1–9). Здесь снова к Нему подступают фарисеи и, искушая Его, говорят: по всякой ли вине можно разводиться с женою? На этот вопрос ясно и определенно отвечает Иисус Христос словами книги Бытия (1,27,2,24), заключая при этом от Себя:«Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает». Против такого положения фарисеи делают возражение, основываясь на словах Моисея, который в не­которых случаях дозволяет давать жене разводное письмо. Иисус Христос, наперед заметив, что это допущено было Моисеем только по жестокосердию иудейского народа, снова ссылается на прежние слова Писания и говорит, что сначала не было так, и далее не должно быть (ст. 9).

Эти немногие приведенные факты показывают, что фарисеи в своих возраже­ниях прибегали к Писанию не из ревности к нему, а только прикрывались им, желая обличить Самого даже Иисуса Христа в разрушении Закона. Сами же, в существе дела, не верили Писанию, ибо для них «предания старцев» значили больше, чем Моисей. И за это они подверглись справедливому обличению со стороны Иисуса Христа (Ин.5, 39–47).

Так как «закон и пророки» составляли главный источник религиозного ведения и для всего еврейского народа, который в чтении его назидался за каждым богослужебным собранием, то Христос и в своих беседах к народу неоднократно обращается к Священному Писанию, приводя из него раз­личные места, служащие пророческим указанием или вообще разъяснением совершающихся событий.

Иисус Христос весьма часто обращался в Своих речах к ветхозаветному Писанию, то как к предмету Своих разъяснений, то как к обличителю за­блуждений фарисеев, книжников и саддукеев (Мф. 9, 13, 12, 7; 13, 14–15, 15, 4–5, 19, 3–5, 19, 21, 42, 22, 32 и др.) или торговцев в храме (Мф.21, 13), то просто как к богатому источнику, откуда Он черпал разного рода примеры и назидательные для данной минуты события. Так, Христос говорит о жителях Ниневии, покаявшихся под влиянием проповеди пророка Ионы (Мф.12,41), о самом пророке Ионе, пробывшем три дня и три ночи во чреве китовом и тем прообразовавшем трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе (Мф.12, 40, 16, 4; Лк.11, 29–30), вспоминает поучительную по своим последствиям судьбу городов Содома и Гоморры (Мф.11, 21–23; Лк.10, 12–14), об отцах, евших манну в пустыне (Ин.6, 31) и т.д. Словом, эти обращения к ветхоза­ветному Писанию довольно многочисленны и в то же время разнообразны как по содержанию, так и по тем книгам, откуда заимствуются те или другие изречения.

Чтобы убедиться во всех этих выводах, просмотрим и разберем двадцать третью главу Евангелия от Матфея. Здесь в Своей речи Спаситель сово­купил все, что было Им сказано против фарисеев в разные времена Его служения. Господь предвидел, что и между Его последователями найдутся такие же фарисеи и книжники, которые станут связывать неудобоносимые бремена, чтобы возлагать их на плечи других, а сами не захотят и перстом двинуть, будут украшать внешность своей жизни, внутри же будут полны всякой неправды и хищения. И против христианских лицемеров Он изрек Свое «горе» 270.

«Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф.23, 1, 2). Этими словами Иисус Христос признает продолжение власти и авторитета за фарисеями и книжниками, как народными учителями, как истолкователями закона Моисеева и руководителями народа к жизни по закону.

В лице Иисуса Христа дается пастырю не просто пример, но и живая, вечно действующая Божественная Личность, с Которой пастырь теснейшим обра­зом в своем пастырстве связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать (5, с.116–121,129).

* * *

Все идеалы человеческие до Христа и после Него в сравнении со Христом – ничто и меркнут пред Ним. И хотя сделаться равным Ему в исполнении зако­на никто не может, но подражать Ему в исполнении той или другой заповеди может и должен каждый человек. Поистине велик этот идеал, проявившийся в жизни, проповеди, чудесах Христа Спасителя и воздействии Его на людей, соприкасавшихся с Ним в обращении закоренелых грешников, исцелением больных и бесноватых, воскрешении мертвых, насыщении хлебами и прочих Его добродетелях (Там же, с.101–102).

Учительство Христа Спасителя

В Своей пастырской деятельности Господь Иисус Христос самым главным считал проповеди (см.: Лк.4,43; Ин.4,34). «Я на то родился и на то пришел в мир, – говорил Он ученикам и народу, – чтобы свидетельствовать о истине, всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин.18,37). И свидетельство это есть самое несомненное и непреложное, так как исходит от Того, Который есть «свидетель верный», по словам Иоанна Богослова (Апок.1,5), Который есть, наконец, Сама Ипостасная Истина (Ин.14,6).

Следовательно, Христос Спаситель один преимущественно пред всеми может научить этой истине и всех прочих как для их собственного спасения, так и для приведения других к животу вечному, состоящему, по словам Того же Божественного Учителя, в познании Истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, – сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, – да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17,3), – разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, участвует и воля чрез свою пре­данность Воле высочайшей, чрез исполнение Заповедей Господних.

В этом состоит сущность проповеди Христа Спасителя. Выступая со Своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно быть перестроено на общественное, греховное – на чистое, святое; земное – на небесное; старое на новое. «Вы слышали, что сказано древним. А Я говорю вам .. » (Мф.5,21). Так, преобразуя, возвышая старое, ветхозаветное, Христос решительно утверждал новое, новозаветное.

Выступая с проповедью Евангельской истины, Христос Спаситель имел необычайный успех. Уже первоначальная проповедь в Галилее (Мф.4,23), по словам евангелиста Луки, обратила к Иисусу Христу внимание всех слушаю­щих Его речи, вызывая в них невольное удивление и возгласы хвалы, так что Христос, учивший в то время на сонмищах иудейских, был «славим всеми» (Лк.4,15). А после произнесения речи в Назаретской синагоге, речи, сказанной в разъяснение слов пророка Исаии: «Дух Господень на мне» и т.д., все присут­ствующие подтвердили Его слово и выражали удивление «о словесех благодати, исходящих из уст Его», и говорили «Не Иосифов ли это сын?» (Лк.4,22).

С каждой новой речью слава об Иисусе Христе как великом Учителе, росла все более и более, вызывая удивление не только слушавших, но распространя­ясь и на жителей окрестных стран, так что после пребывания в Капернауме, где Иисус Христос учил в субботы и где также дивились Его учению (Лк.4,31–32), «исхождаше глас о Нем во всяко место страны» (Лк.4,37) и даже за пределы ее, ибо, по словам евангелиста Матфея, прошел о Нем тогда слух и «по всей Сирии» (Мф.4,24). Вместе с этим увеличивалось и число сопрово­ждавших Христа слушателей, которые из разных стран и городов стекались к Нему, чтобы слушать и врачеваться у Него от болезней своих (Лк.6,18).

Тут, по словам евангелиста Матфея, было великое множество народа из Галилеи и Десятиградия, Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана (Мф.4,25), кроме того, тут был народ и из пределов Тирских и Сидонских (Мк.3,8). Само собою понятно, что все это «множество» состояло не из простого только и необразованного народа, увлекавшегося речами Иисуса Христа; тут появлялись постоянно и ученые книжники, и фарисеи с саддукеями, и законоучители (Лк.5, 17), тут были даже и образованные эллины, которые, будучи наслышаны об Иисусе Христе, хотели и сами увидеть Его (Ин.12, 20–21) (Там же, с.102–103).

Различие национальностей и вероисповеданий не мешают восприятию проповедей Христа

Впрочем, ни разнообразие национальностей слушателей, ни различия их вероисповедания не препятствовали тому, чтобы их ум одинаково пленялся глубиною мудрости Великого Учителя, их сердца в равной степени размягча­лись теплотою бесед Сына Давидова, а уста от избытка сердца единогласно восклицали в удивлении: «Как Он знает Писание, не учившись?» (Ин.7,15) или: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын?Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?» (Мф.13,54–56). Все они испытывали на себе сильное действие Его слов и речей и исполнялись единодушным желанием, чтобы Иисус Христос пробыл с ними еще некоторое время (Лк.4,42) (Там же, с.103–104).

Воздействие проповедей Христа на души слушателей

В словах галилейского Учителя было столько мягкости, призыва, любви и Божественной чистоты, что всякое сердце перерождалось как воск, наполняясь каким-то детским, то есть полным и безраздельным к Нему доверием. Мало того, эти размягченные словами Христа души в простоте сердечной внимавших Ему слушателей исполнялись такою духовною радостью и в такой степени, что не могли не поделиться этою радостью и с другими своими друзьями и согражданами. Вот, например, самарянка Встретившись с Христом у колодца, после непродолжительной (сравнительно) беседы с Ним, она почувствовала в душе своей такую отраду, которая переполнила ее сердце и которой она не могла не поделиться с своими согражданами, а потому, оставивши водонос свой, пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите человека, Кото­рый сказал мне все, что я сделала не Он ли Христос?» (Ин.4,28–29).

Проповедуя Евангелие, Спаситель постоянно ходил по городам и селениям (Лк.8,1) Иудеи, Самарии, Галилеи, Десятиградия, помория Тирского и Сидонского. И всюду слышалось Его Божественное слово и в населенном городе (Мф.11,1; Лк.19,47), и в маленькой деревеньке (Мк.6,56), в синагоге и в частном доме (Мк.6,2; Лк.13,10,14,1), в храме (Мф.21,23; Ин.8,2), на дорогах (Лк.6,17), в бесплодной пустыне (Мф.14,13), на берегу моря (Мф.13,2), с лодки рыбака (Лк.5,3) (5, с.104).

Поприще проповеднической деятельности Христа – весь мир

Не ограничивая Своей проповеднической деятельности каким-либо определенным местом, Господь не ограничивал ее и определенным временем дня и ночи (Ин.3,2) и никогда не отказывался от поучительных бесед. Он проповедовал Свое учение не только в праздничные дни, но также и во всякое другое время, нередко забывая об удовлетворении Своих насущных ежеднев­ных потребностей (Ин.4,31–32).

Христос Спаситель не ограничивал Своей проповеди и каким-нибудь тесным, строго определенный кругом слушателей. Как поприщем Его проповеднической деятельности является весь мир, так и слушателями Его являлись все люди. Естественно, что уровень умственного развития подобной аудитории был крайне разнообразен. Христос проповедовал не только Своим ученикам, но и народу, не только книжникам и законникам, но и необразованному населению.

В числе Его слушателей мы видим бедных и богатых, добродетельных и греш­ников, иудеев Палестины и иудеев рассеяния, самарян, эллинов и других.

И всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития Своей паствы. Он иначе говорил с ученым книжником или образованным саддукеем и иначе – с простым, неразвитым жителем Галилеи. – С пер­выми Он ведет вполне научные беседы (Мф.12,1–8; Лк.20,27–38; Ин.10,24–38), держит к ним логически стройные и последовательные речи (Мф.23, 2–39), с последними говорит просто, их собственным языком, чтобы высокие и спасительные истины Своего учения по возможности приблизить к пониманию Своих слушателей и собеседников.

С людьми простыми, бесхитростными, с нетерпением ожидавшими пришествия Мессии-Христа, Иисус Христос и беседовал просто, бесхитростно, как беседует отец с своими детьми. Сколько, например, простоты и согревающей душу и сердце слушателей задушевности заключается уже и в тех кратких изречениях, с которыми Иисус Христос обращался к разного рода больным, кающимся грешникам и вообще ко всем, недужным и немощным по душе или по телу, но более или менее богатым по их вере в Его Божественное посланничество и всемогущество! Сколько отрады проливали в сердца этих больных такие сердечные слова, как «дерзай, чадо, вера твоя спасе тя», или «не плачь, жено, не плачьте, ибо она не умерла, но спит» (дочь Иаира), или: «женщина, где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи!» Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши» (Ин.8,10–11) и т.д. (Там же, с.104–105).

Христос никого не оставил без ответа

С другой стороны, не было положительно ни одного случая, чтобы Христос кого-либо оставил без ответа, если кто обращался к Нему с своей нуждой (духовной или телесной), у Него всегда было для каждого нужное слово, приходил ли к Нему знатный князь иудейского сонмища, гражданский начальник или простая женщина-самарянка или даже язычница-сирофиникиянка.

В речах к простому народу Христос, например, часто употребляет народные пословицы (Мф.19,24; Лк.14,35), сравнения (Мф.7,27; 11,16–19, 23, 37, 24, 32–33; Лк.13,34; Ин.10, 1–18, 12, 35 46, 16, 20–26) и притчи с единственной целью – сообщить Своему учению убедительность, ясность и удобопонятность (Там же, с.105–106).

Христос удалял все препятствия, мешающие запечатлеть каждое Его слово в сердцах людей

Если о чем и имел заботу Иисус Христос в минуты проповеди, так это о том, чтобы доставить народу удобства для лучшего восприятия слова Божия, напи­тать их души духовною пищею, а когда нужно, то и тела их хлебом и рыбами (чудеса насыщения народа в пустыне). Для того Иисус Христос восходит на гору и оттуда говорит к народу, располагающемуся вокруг Него, или садится в лодку (Мф.13,2) и с моря поучает народ Словом, все препятствия – и внешние, а тем более внутренние, заключающиеся в неудобовразумительности речи, старался Христос удалить, чтобы тем с большей цельностью, полнотой и ясностью отпечатлелось каждое слово Его на внутренних скрижалях чело­веческого сердца (Там же, с.106).

Внешние формы проповеди Христа Спасителя

Читая речи Иисуса Христа, нельзя не поражаться, какой замечательной доступностью для всякого ума, какой неподражаемой теплотой, сердечностью и искренностью, какою естественностью и простотой образов, заимствованных чаще всего из находящейся пред глазами слушателей природы, отличаются все Его речи. В Его устах истины, самые глубокие и возвышенные, разъясненные на общепонятных примерах из природы или обыденной жизни, становятся вполне доступными и понятными даже не развитому научно сознанию про­стого народа.

Ни среда, ни время не могли оказать влияния на учительство Иисуса Христа, хотя вполне справедливо обратное, ибо Иисус Христос в Своих речах всегда сообразовывался с обстоятельствами времени, и места, и лиц, Им наученных (сообразовывался, правда, не с тем, чтобы подчиняться им, а пользоваться ими для наилучшего достижения своих мессианских целей). Но это, в свою очередь, удерживало Иисуса Христа в Его учительстве от всякой односторон­ности, ибо приходилось разнообразить внешний облик Своих речей, так как менялись слушатели.

Очень часто Свои речи Господь облекает в приточные формы. Рассматривая все случаи, когда Иисус говорил с народом или учениками притчами, можно прийти к тому заключению, что приточная форма речи, прежде всего, служи­ла средством, приближающим высокие истины христианства к пониманию слушателей простых, еще не возвысившихся до того, чтобы воспринимать истины в их, так сказать, неприкровенности. На эти мысли наводят слова Самого Иисуса Христа, Который на вопрос учеников, почему Он к народу говорит притчами? – ответил: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13,13).

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественного Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредственным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (то есть учение) не сообщалось ему в форме притчи. Таким образом, приточная форма речи, с одной стороны, служила покровом, прикрывавшим слабое чело­веческое сознание от облистания светом Божественного учения, а с другой – она служила и проводником этого света в сознании и сердца слушателей, по­скольку то был свет спасительный и потому необходимый каждому человеку (Там же, с.106–107).

Предмет проповеди Христа Спасителя

Предметом проповеди Христа был почти исключительно нравственный закон, необходимость покаяния и очищения и т.п., как это видно из содержания Нагорной проповеди и других, но уже сравнительно кратких речей Иисуса Христа. Чрез проповедь Спаситель хотел пробудить в душах современников жажду истины, правды и святости и заставить их горячо пожелать пришествия Его Царствия, близость которого возвестил еще св.Иоанн и Сам Христос воз­вестил в начале Своей проповеди.

Далее следует учение об этом скоро наступающем Царствии Божием. Но в данном вопросе Христу предстояла большая трудность внедрить в сознание иудеев истинное понятие о Царствии Божием. Дело в том, что в умах современ­ных Христу иудеев уже было представление об этом Царстве, но представление крайне извращенное и в то же время глубоко укоренившееся.

Истинное понятие о Царстве Божием в иудейском народе времен Иисуса Христа было сильно искажено. Под именем Царства Божия иудеи представ­ляли в своих мечтах восстановление царства Израильского, освобождение от римского ига и пришествие Мессии, как земного властелина этого царства (Там же, с.107–108).

Царство Божие есть внутреннее состояние

Христос Спаситель, пришедший в мир спасти грешных и указать истинный путь ко спасению, прежде всего указал, что для принятия приблизившегося Царства Небесного необходимо покаяние (Мк.1,15), необходима чистота душевная, сознание своей немощи и нищеты (Мф.5,3), «ибо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,21). Своей проповедью Господь показывал, что Царство Божие не награда, не воздаяние за земную, хотя бы и доброде­тельную жизнь. Царство Божие есть внутреннее состояние, которое является следствием духоносного и богоносного настроения души. Человек с таким настроением уже на земле становится членом Царства Божия и способен переживать радости райского состояния.

«Как в царство диавола, – говорит преподобный Иоанн Кассиан, – вступают через совершение пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотой сердца и духовным знанием. А где Царство Божие, там, без сомнения, и жизнь вечная, а где царство диавола, там, без сомнения, смерть и ад. Все заключается в святилище души. Когда диавол будет изгнан отсюда и страсти уже не будут в ней царствовать, то основывается в нас Цар­ство Божие, как говорится в Евангелии, «Царствие Божие внутрь вас» (Лк.17,20–21). А внутри вас не что иное может быть, как знание или неведение истины, и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце рабство или диаволу, или Христу. Качество этого Царства описывает и апостол, когда говорит: «Царствие Божие не пища и не питие, но праведность, мир и радость во Святом Духе» (Рим.14,17). Итак, если Царство Божие внутрь нас находится и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием и, напротив, кото­рые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти, этими признаками отмечается Царство Божие и царство диавола» 271.

В дальнейшем периоде Своего общественного служения Иисус Христос становится Сам предметом Своих поучений. Вначале Он не только не провозглашал о Своем Божественном происхождении и достоинстве, но и всякое слово об этом со стороны слушателей или исцеляемых старался воспретить. Те­перь Он объявляет Себя Владыкой и Господом, Единосущным и Равносущным Отцу, Сопребывающему в Нем («Аз во Отце и Отец во Мне»), объявляет Себя грядущим Судией мира в День Страшного и праведного Суда Божия и т.д.

В начале служения Спаситель даже апостолам не говорил о предстоящих Своих страданиях и крестной смерти. Они не могли вместить этого, почему им и дано было только то, что они могли вместить и что служило наилучшим подготовлением к последующему. Затем, когда наступило время и возможность, когда апостолы уже исповедали Его Христом, Сыном Божиим, Спаситель прямо и точно сказал им о Своих страданиях и затем неоднократно повторял:«Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его» (Мф.17, 22–23; Мк.8,31; 9, 31; Лк.9, 44).

Таким образом, начав с краткой проповеди Иоанновой: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17), Господь развил ее в обширное и всеобъемлющее учение для всех народов, изъяснил требования для желающих вступить в это Царство и быть его членами (Нагорная проповедь). Он показал отношение закона этого Царства к закону иудейскому и преданиям старцев и рассеял лицемерие и пустосвятство руководителей народа иудейского. Он объяснил отношение к этому царству служения Иоаннова и служения Собственного, предызобразил открытие этого Царства на земле, его судьбу, борьбу с врагами и торжество. Спаситель обличал неверие, призывал к вере в Сына Человеческого и Его Божественную власть и силу и таинственно указывал на Свою смерть, спасительную для целого мира (5, с.108–109).

Жертвенное служение Христа Спасителя ближним. Причины действенности проповеди Спасителя

Проповедь Христа Спасителя была действенной, и причина ее успеха состояла, во-первых, в том, что проповедуемая Христом истина оказалась самой человечной, самой нужной и своевременной. Во-вторых, проповедь Спасителя была отражением полного единства Его мысли и жизни, слова и дела. «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» (Ин.10,25). И третьей причиной покоряющей силы учения Спасителя была Божественная Любовь, которой растворялось каждое слово Спасителя.

Проповедуя любовь к людям, Иисус Христос и Сам на деле проявлял ее. Из Евангелия нам неизвестно ни одного случая, когда бы Он отказал в Своей по­мощи кому-либо из нуждающихся в ней. Призывая к Себе всех труждающихся и обремененных, Он дает им действительный покой. Так, у евангелиста Марка повествуется о принесении расслабленного, которого исцелил Иисус Христос, сказав: «Чадо, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал» (Мк.2,5,11–12; Мф.12,9–14; 21,14–17). Далее у евангелиста Матфея мы читаем, что Иисус Христос исцелил многих бесноватых: «Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф.8,16). Христос Спаситель воскрешал мертвых. Так, четверодневный Лазарь, который уже подвергся разложению, по слову Жизнодавца ожил. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший» (Ин.11,39,43–44). Утешал плачущих, ублажал кротких, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф.5,4–10) (Там же, с.109–110).

Христос Спаситель отдал Свою жизнь, чтобы даровать жизнь миру

Всю земную жизнь Свою Спаситель отдал людям. Одних Он исцелял от болезни (Мф.4,23), других насыщал хлебом (Ин.6,1–12), домы иных ис­полнял вина и веселия (Ин.2,9), иных ободрял и утешал словом любви и сострадания (Ин.11,40), других выводил из мрака тяжелых нравственных и религиозных сомнений на свет истины евангельской (Мф.19,21–26), а всех вообще призывал к наследию Царствия Небесного.

Начальник жизни с радующимися радовался (в Кане Галилейской – Ин.2), всегда и ко всем относился с лаской и кротостью. Однако радость Иисуса Христа никогда не заглушала в Нем печали о грехах людских. Его никогда не видели смеющимся, но о слезах Его записано на страницах Евангелия (Ин.11,35).

Всецело занятый исполнением воли Отца Своего Небесного, всего Себя предавая делу служения человеческому роду, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, чистой и безгрешной, находя подкрепление в молитвенном общении с Богом во всякое время дня и ночи. Так, после исцеления тещи Симона, Иисус Христос «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Мк.1,35). Далее, когда Он исцелил прокаженных и «народ мног» отовсюду стекался к Нему, Он «бе отходя в пустыню и моляся» (Лк.5, 16, ср 9, 18, 10, 2; Мф.9,38 и др.). Чу­десно насытивший пять тысяч народу пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на ту сторону, пока Сам отпустит народ. Оставив их, пошел на гору помолиться, где и пробыл до самого вечера (Мф.14,22–23), ибо уже вечером мы видим Его идущим по водам к лодке Своих учеников (Мк.6,45–48). Пред избранием двенадцати апостолов Иисус Христос удалился на «гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6,12). Вся середина последней, пред взятием под стражу, ночи была проведена Христом в молитве в саду Гефсиманском (Мф.26,36,39,42,44 и др.). Все это видел и знал народ, а потому все, чему учил Христос и что бы Он ни делал, исполняло всех слушателей благоговейным удивлением, вызывавшим такую оценку Его делам (отзывы народа о Его мудрости мы уже видели выше). «Все хорошо делает и глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Мк.7,37).

Всюду Спаситель вносил мир и любовь, всецело отдавая Себя для других. По свидетельству апостола Павла, вся жизнь Его была совершеннейшей и свободной жертвой, и Он «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония» (Тит.2,14). Иисус Христос отдал Свою жизнь, чтобы даровать жизнь миру (Ин.6,51) (Там же, с.110–111).

Вся жизнь Христа – непрерывная жертва Богу

Проповедуя людям любовь к ближним до положения жизни своей за них (Ин.15,13), Господь Иисус Христос первый совершил этот великий подвиг, положив душу Свою за всех, – за праведных и неправедных, за веровавших и неверовавших, за друзей и врагов. Вся жизнь Его была одной непрерывной жертвой Богу, была так нравственно совершенна и чиста, что Он мог сказать врагам Своим: «Кто из вас обличит Меня во грехе?» (Ин.8,46). И ученикам Своим «Грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин.14,30).

Вся жизнь Христа была сплошным подвигом служения ближнему, – жертвой совершенно бескорыстной (Мк.7,37; Ин 8,46,14,30). Христос всюду творил дела любви с удовольствием, от всей души и никогда не требовал Себе никакой награды. Спаситель забывает о Своей личной жизни, Он живет жизнью Своих слушателей, им отдает всего Себя, их призывает ко спасению. Его личное, человеческое «я» состоит, если можно так выразиться, разве только в полном отречении от Себя Самого ради любви к Богу и людям (Там же, с.111).

Призвание Христа – привести людей ко спасению

Всякий раз, когда требовали того обстоятельства, Христос проявлял величай­шее мужество и твердость, пренебрегал опасностями, лишь бы исполнить Свое призвание – привести людей ко спасению. Христос не смущался, когда против Него подымались взрывы негодования со стороны враждебно настроенных к Нему слушателей (Лк.4,16–30; Ин.10,30–31). Он настойчиво и твердо продолжал говорить о том, что вызывало ропот среди Его противников.

Христа оскорбляли, старались унизить Его достоинство, подорвать к Нему любовь и уважение народа, но Христос всегда кротко сносил эти обиды. Он прекрасно знал, что злое сердце можно сделать добрым и любящим только силой любви и незлобия, что «сильное слово, будучи соединено с кротостью, возьмет за сердце и победит» (Св.Иоанн Златоуст. Толкование на Тимоф.1,7).

Поэтому, желая обличить в чем-либо Своих врагов, Христос не допускал в Своих обличениях никаких оскорблений и не унижал личности Своих противников. Он обращался к самой совести врагов и старался побудить последнюю к добрым делам (Там же, с.111–112).

Суть душепопечительства Спасителя – в жертвенной любви

В жертвенной любви и заключается вся суть душепопечительства Спасителя в течение всего Его общественного служения.

Это служение началось с призыва к покаянию (Мф.4,17). Покаяться – значит перемениться: из грешника сделаться достойным Царства Небесного. Но как подойти к душе грешника, чтобы расположить его к духовному обнов­лению? Нужно найти в ней зародыши добра и побудить их к произрастанию. Иисус Христос, как Сердцеведец, видел эти спасительные зерна в каждой душе человеческой и соответственно воздействовал на нее.

Так, Никодима, искавшего духовной истины, Он призвал к «рождению свыше» (Ин.3,2–4).

Закхея, который, движимый верой, влез на дерево, чтобы видеть Христа, Он пожелал посетить, чтобы создать в мытаре решимость от веры перейти к спасительному делу раздать половину имения нищим и вчетверо отплатить обиженным (Лк.19,2–9).

В простых, бесхитростных людях Он видел здоровую нравственную основу для духовного обновления и приближал их к Себе (Ин.1,45–50).

По тем же основаниям общество грешников и мытарей Он предпочитал обществу праведников (Лк.19,10; Мф.9,13), общество нуждающихся во враче предпочитал обществу считавших себя здоровыми (Мф.9,12).

Проявляя разнообразие в душепопечительстве к окружающим Его людям, Христос таковым же был в Своем учении. Проникновенной душепопечительностью согреты Его слова о потерянной драхме и пропавшей овце (Лк.15,4–10).

Теплотой отеческой ласки и душепопечительной любви проникнута Его притча о блудном сыне (Лк.15,20–24). В ней Христос раскрывает тайну взаимоотношений Бога с грешным человеком. Грешник должен лишь «прийти в себя» и сделать шаг к Отцу, чтобы неизреченная любовь Божия сделала все остальное для его спасения.

Непостижимых высот жертвенное служение Спасителя достигло на Голгофе, когда Он молился за распинателей (Лк.23,34), заботился о Матери (Ин.19,25–27), открыл вход в Царство Небесное покаявшемуся разбойнику (Лк.23,40–43) и отдал душу Свою за «други своя», за весь род челове­ческий (Там же, с.112–113).

Почему не все идут за Христом

Почему не все идут за Христом, не все слушают Его голос? Потому что не желают расстаться с прелестями мира, которые настолько увлекают человека своими греховными приманками, что человек становится рабом их и через это лишает себя действия искупительных заслуг Сына Божия (32).

* * *

Христос «есть мир наш», говорит апостол Он «благовествовал мир дальним и близким» (Еф.2,14,17). Благовестием о мире началась жизнь Спасителя на земле (Лк.2,14). Благовестием о мире закончилось Его служение (Ин.14,27) (16, с.45).

* * *

Образ Христа стал вечным и победоносным. Именно это и отвечало тай­ным запросам человеческой души, которая по природе – христианка (7, с.400).

Земная жизнь Христа

Земная жизнь Богочеловека с ее тяжелым крестоношением была и оста­ется предметом постоянного удивления для всякого сотворенного существа (Там же, с.187).

Как Христос возвел человека в Царство Божие

Как могло быть, что Творец и Законодатель, род Которого превыше всякого ума, подчиняясь закону, принимает обрезание, подвергается уничижению и умалению? Этим подчинением закону Сын Божий возводит человеческий род в Царство Божие (7, с.187).

Самоуничижение Христа

В актах самоуничижения Бог Отец возвеличивает Своего Божественного Сына. Например, в сороковой день, когда Младенец Христос был принесен в храм Господень Девой Марией, праведный Симеон, по внушению Духа Святого, называет Его Мессией, «Который от Бога обещанный и пророками проповеданный». Прозрев духовными очами в Младенце пришедшего во плоти Бога Слова, старец принял Его на свои руки и с радостью воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людий » (Лк.2,29–31) (Там же).

Когда Христос открыто выходит на общественное служение

До Своего сорокадневного подвига в пустыне Христос Спаситель общался с ограниченным кругом людей. Теперь же, после победы над злым духом, Он в полной духовной силе открыто выходит на общественное служение. Та Свеча, Которая была до сих пор под спудом, ставится на подсвечнике и светит всем, и люди увидели свет великий, указывающий им путь к истинному Богопознанию и спасению (Там же, с.188).

Христос пришел возвестить волю Божию

Христос – Свет истинный пришел возвестить грешному человечеству во всей возможной полноте и ясности волю Божию о спасении мира, пришел преподать ему новое учение. Другими словами, Искупитель мира преподал людям совершеннейший закон веры и нравственности, спасительный для всего мира (Там же).

Христос – образец святости

В течение тридцати трех лет, живя на земле, Христос трудился ради спасения человека. Спаситель мира в Своем Лице не только открыл людям Бога, но вместе с тем показал образец святости и нравственного совершенства, указал путь, по которому люди должны идти в жизни и согласно которому должны устроять свое спасение (Там же, с.189).

Христос подготавливал учеников к Своему крестному пути

Чем ближе подходило время к завершению искупительного подвига Христа Спасителя, тем более увеличивались Его скорби и страдания. Предвидя близ­кий конец Своего пребывания на земле и тот ужасный, тяжелый крестный путь, по которому Ему предстояло добровольно пройти, Господь начал постепенно подготавливать к этому Своих учеников, объясняя им, что Ему «подобает идти во Иерусалим и много пострадати от старец и архиерей и книжник, и убиену быти, и в третий день востати» (Мф.16,21). Так поступал Христос, чтобы ученики в тот скорбный момент не поколебались в истинности Его ис­купительного подвига (7, с.190).

Христос добровольно терпит страдания для спасения людей

Христос добровольно предает Себя в руки злобно настроенных людей, чтобы Своим подвигом разрушить дело диавола и даровать человеку спасение.

Но самое ужасное поругание Христа в предании Его Пилатом в руки бесчеловечных воинов, которые, как злые волки, терзают тело безгрешного Богочеловека, Того, пред Которым Ангелы и Архангелы благоговеют, бьют тростью по главе. После таких ужасных мучений и бесчеловечных издевательств Пилат по настоянию озлобленных вождей израильских осуждает Божественного Страдальца на крестную смерть. И Сына Божия повели на распятие, возложив на Него Крест, т.е. тот спасительный жертвенник, на котором должна быть принесена на все времена и за все человечество умилостивительная Жертва Богочеловека. Это несение Креста и распятие на нем Сына Божия явилось не чем иным, как снятием с людей тех заслуженных наказаний, которые они на­влекли на себя своими грехами. Чтобы освободить род человеческий от этих наказаний и вечной смерти, Христу надлежало взойти на Крест, пригвоздив на нем наши грехи и омыв их Своею Кровию. Злобные люди, научаемые диаволом, старались как бы побыстрее прекратить жизнь Страдальца, думая этим положить конец Его учению, но сами не понимали того, что все это должно было совершиться.

Изнемогающего под тяжестью Креста Сына Божия, уже не имеющего «ни вида, ни доброты», привели на Лобное место, «место смерти», и пригвоздили ко Кресту. Для большего поругания и бесчестия Христа с Ним распяли двух разбойников, в чем сбылось пророчество: «И со беззаконными вменися» (Ис.53,12). Между тем злобные люди, подстрекаемые диаволом, даже в эти страшные минуты не могли удовлетвориться. Они хулили Спасителя, висящего на древе, поили желчью и, наконец, пронзили Ему копием ребро. Божественный Страдалец, вися на Кресте, обагренном Его Пречистой Кровию, произносил не проклятия на своих распинателей, но возносил мольбу к Своему Отцу о прощении их грехов «не ведят бо что творят» (Лк.23,34). Во время страда­ния Сына Божия от часа шестого до девятого, в котором Христос умер, при­рода подверглась смятению, будучи не в состоянии видеть поругание своего Создателя. Так, Спаситель мира Своею смертию нашу смерть умертвил и тем самым заключил подвиг Свой (Там же, с.192).

* * *

Распятие Христа явилось снятием с людей наказания, которые они навлекли на себя грехами (32).

Значение подвига Христа

Своим искупительным подвигом Христос Спаситель усыновил людей Богу Отцу и открыл возможность и на земле проводить небесное житие. Таким образом, искупительное дело Христово есть дело «бесконечной важности, силы и достоинства». И как бы ни были тяжелы и «ужасны» грехи и сколько бы их ни было, все они могут быть прощены ради заслуг Христовых. Бесконечные заслуги Искупительной Жертвы, принесенной на Кресте, безмерно превышают собой все долги человечества пред Богом. Отсюда вытекает право Искупителя прощать грехи кающимся, очищать их души и соединять их с Самим Собой (Там же, с.193).

Христос сделал все то, что должны были сделать люди для своего спасения

Христос сделал все то, что должны были сделать люди для своего спасения. Они должны были порвать связь с грехом, отречься от него, потому что он именно и явился причиной удаления от Бога. Но этого сделать не мог никто из людей по своей греховности, и поэтому грех уже как бы сроднился с нашим естеством и стал обычным для каждого человека. И только во Христе челове­чество осознало всю гибельность греха. Сын Божий воспринял на Себя грех с внутренним усвоением, с осознанием и переживанием вины за него

Своей волей и благоволением Отца Небесного Христос взял грехи наши на Себя, должен был выстрадать всю их тяжесть и умереть за них крестной смертью (Там же, с.193–194).

Христос уничтожил власть диавола над людьми

До пришествия Спасителя мира все люди находились под властью диавола, который пленил их грехом, «торжествовал и явился над ними, как мучитель лютый». С пришествием Христа эта власть была уничтожена и царство зла разрушено (Там же, с.194).

Божественная природа Христа

Хотя Божественная природа Христа не страдала, но Она соучаствовала в страдании с природой человеческой. Вися на Кресте, Христос Своим Всемо­гущим Божеством помрачил солнце, землю поколебал, гробы отверзл, мертвыя оживил (Там же, с.195).

Христос воскрес не как прочие люди, а силой Своего Божества

Христос воскрес не как все прочие люди, которые были воскрешаемы богоугодными мужами при содействии благодатной помощи, обитаемой в них, но «силой Своего Божества» (Там же, с.196).

Как Христос совершил спасение людей

Господь Иисус Христос совершил спасение людей Своим жертвенным служением воплощением, жизнью, проповедью, крестной смертью и прославлением, посредством чего Он облек человека в ризу спасения (Ис.61,10), даровал ему в пищу Плоть и Кровь Свою, чтобы вкушающий их имел жизнь вечную (Ин.6,54) (7, с.306).

Христово врачество

Спасительное Христово врачество доступно для всех (2.53–54) (7, с.328).

Христос постоянно пребывает у дверей человеческого сердца

Христос со Своей благодатной силой и помощью постоянно пребывает у дверей человеческого сердца и ждет, пока человек добрым своим соизволением откроет ему эти двери (Апок.3,20) (7, с.335).

Христианин должен постоянно представлять высочайший образ Христа

Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого (1.148) и в этом источнике черпать силы для при­обретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордыни (2.172–173) (7, с.321).

Христос – ходатай нашего спасения

Никто не может быть спасенным и оправданным пред Богом без Ходатая нашего спасения – Христа (7, с.222).

Для чего Христос даровал людям в пищу Плоть и Кровь Свою

Господь Иисус Христос даровал человеку в пищу Плоть и Кровь Свою, чтобы вкушающий их имел жизнь вечную (Ин.6, 54) (7, с.306).

* * *

270

А.Иванов. Руководство к изъяснению Св.Писания Нового Завета. К, 1886, с.391–392.

271

Прот. Г.И.Шавельский. Цит.соч., с.7.



Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ХРИСТОС схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варавва профессор Александр Павлович Лопухин

3. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Молодость святитель Димитрий Ростовский

4. Двести двадцать две проповеди на ежедневные Церковные Апостольские и Евангельские чтения протоиерей Вячеслав Резников

5. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Произволение преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

6. Основы христианства. Том II. Евангелие – 8. Духовная праведность Михаил Михайлович Тареев

7. Письма и статьи – ПОУЧЕHИЕ В ПРАЗДHИК ХАРЬКОВСКОЙ (ОЗЕРЯHСКОЙ) ИКОHЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ИМЕНИЕ (См. также МИРОЛЮБИЕ, МШЕЛОИМСТВО) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета – Глава 13. Книга Пророка Михея Алексей Никитич Хергозерский

10. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Жертва святитель Тихон Задонский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс