Источник

Грех, грешник

Грех – злейшее зло

Грех есть злейшее зло из всех зол. Он удаляет нас от неизреченного благодатного света Божия, который радостью исполняет все наше существо, а может ли радоваться грешник? Нет. Все его удовольствия не по Богу еще более заставляют тосковать. Грешить и оставаться без наказания – еще худшее зло. Кто, согрешая, не кается, не терпит наказания, того ожидает немилостивый Суд Божий. Поэтому: егоже любит Господь, наказует (25, с.450).

* * *

Грехопадение от зависти диавола.

Нарушили заповедь, послушав диавола.

После грехопадения человек попал в руки диавольские.

Грех первородный глубоко исказил человека.

Грех лишил человека всякого БЛАЖЕНСТВА.

Грех первородный передается по наследству.

Грех есть яд, умерщвляющий ДУШУ.

Грех такое великое зло, что разрушить его мог только СЫН БОЖИЙ.

Грех настолько ужасное зло, что для его уничтожения необходимы страдания Христа.

Грех есть великое зло и источник всякого зла.

Грех – великое зло, разлитое во всех душевных и телесных силах чело­века

Грех – великое зло.

Лучше претерпеть всякое временное зло, чем гре­шить.

Нет большего зла, как грех.

Грех хуже всякого зла и демона.

Грех хуже демона.

Грех хуже змея, разбойника, демона.

Грешник по грехам хуже скота.

В одном человеке может скрываться множество ПОРОКОВ.

Грех есть противление Богу.

Согрешая, человек предпочитает свою волю воле Божией.

Грех есть как делание запрещенного, так и уклонение от повеленного.

Грешник один из всего творения не покоряется Богу.

Грешник Бесконечного Бога не почитает.

Грешник почитает себя более Бога.

Грех – неповиновение Богу.

Грех есть плод НЕПОСЛУШАНИЯ Богу.

Грех есть нарушение заповедей Божиих и противление Его воле.

Грешник отвергает ЗАПОВЕДИ Божии.

Грех есть отвращение от Бога.

Грех есть отступление от Бога.

Грех есть признак НЕБЛАГОДАРНОСТИ к Богу.

Грех есть раздражение правды Божией.

Грехи есть наши долги пред Богом.

Чем больше человек совершает грехов, тем больше умножает свои долги пред Богом.

Грех есть первый плод САМОЛЮБИЯ.

Грех есть плен для ДУШИ.

Грех есть сеть вражия к нашей погибели.

Грех – диавольское изобретение.

Грех – дьявольское дело.

Кто работает греху, тот работает дьяволу.

Согрешить – дело немощи, а пребывать в грехе – дело диавольское.

Пребывающие в грехе являются детьми ДИАВОЛА и врагами Божиими.

Человек через грех вступает в дружество с ДИАВОЛОМ.

Согрешая, человек отдает себя во власть диаволу.

Грешник, совершая грех, от Бога переходит к сатане.

Грешник, совершая грех, делается идолопоклонником.

Творящий грех служит САТАНЕ.

Беззаконники идут за ДИАВОЛОМ.

Грех есть оскорбление Бога и Его закона.

Грех есть преступление закона.

Грех есть беззаконие, поэтому грешники скрывают грехи и делают их тайно.

Грех есть все, что против закона Божия.

Всякая неправда, нечистота и нарушение закона есть грех.

Всякий грех есть разорение закона Божия.

Грех имеет такую власть, что человек не может исполнять закон.

Грешник как преступник закона недостоин жить, но ГОСПОДЬ хранит и благодетельствует ему.

Нарушающий ЗАКОН БОЖИЙ НЕ ВЕРИТ в Бога.

Грех есть проказа, которая заражает других.

Грех есть безобразие для ДУШИ.

Грехи есть смрад ДУШИ, от которого отвращается Бог.

Грех есть тьма духовная.

Грех есть тьма, необходимо удаляться от него.

Грешник живет, как во тьме.

Грешник, оставивший греховную жизнь, как из темницы вышел.

Грех есть стыд и срам, поэтому каждый старается скрыть свои грехи.

Грех есть мерзость, но христианин и умом и сердцем прилепляется и служит ему.

Грех внутри незаметен; но изверженный есть мерзость и гнусность.

Вся жизнь человека преисполнена грехами.

ДЕЛО ДОБРОЕ в грех превращается, когда намерение нечистое.

Грехи тайные не самопроизвольные, но те, которых не замечают.

Грехи – самые страшные наши мучители.

Грехи покрывают душу, как рубища и грязь, такая ДУША мерзка пред Богом.

Предаться греху равносильно перемене одежды хорошей на грязное рубище.

Грех обнажает душу.

Христианин грехом оскорбляет величество Божие.

Всякий грех бывает против Бога.

Грех против человека – грех против Христа.

Всячески удаляться от греха, так как грех Бога оскорбляет.

Любящий Христа бережется от всякого греха.

Грешник так ослеплен, что не боится Бога оскорбить.

Бог оскорбляется худыми делами.

Бог вездесущ, и всякий грех досаждает Ему.

Грешник не боится перед Богом Вездесущим бесчинствовать.

Грешник когда грешит, бесчинствует перед Всеведущим и Вездесущим Богом.

Только безумный и ослепленный может грешить перед Вездеприсутствующим Богом.

Всяким грехом бесчестится имя Божие.

Грешник, совершая ГРЕХ, бесчестит Бога и достоин смерти и вечного наказания.

Грех удаляет от Бога.

Грех отлучает от Христа и подвергает духовной СМЕРТИ.

Когда человек ко греху обращен, значит, от Бога отвратился.

Через грех человек отступает от Бога, изменяет Ему.

Грех чем более укореняется в сердце, тем труднее искореняется.

Впадая в грех, человек погубляет достояние Божие.

Грех разлучает человека с Богом и ОСЛЕПЛЯЕТ ДУШУ.

Грех заключает вход в жизнь вечную.

Грех помрачает РАЗУМ и совесть.

Грех помрачил ум.

Грех умерщвляет ДУШУ.

Грех – причина смерти.

Следствие греха – СМЕРТЬ.

Грех, как завеса, закрывает от человека духовное.

Грехи, как кандалы, связывают человека по рукам и ногам.

Грехи, как раны, уязвляют ДУШУ.

Грех разлучает от Бога и лишает благодати.

Человек, не обновленный БЛАГОДАТЬЮ, по грехам подобен скоту.

Просвещаемый благодатью замечает и малые проступки и сокрушается.

Грех терзает СОВЕСТЬ.

Грех, как змий, терзает душу.

Грех мучает человека и внутренне и внешне.

Грех мучает СОВЕСТЬ.

За грехи СОВЕСТЬ мучает.

Грехи познаются от ЗАКОНА через СОВЕСТЬ.

Грех наводит и временные казни.

Ради грехов в мире происходят многие БЕДСТВИЯ.

Растленное естество человеческое является причиной греха.

Грех имеет начало от диавола.

Грех сначала совершается в душе, а потом делами.

Грех начинается в сердце, а члены только орудия сердца.

Грех состоит в воле и в произволении человека, хотя на деле может не совершиться.

Грех сначала услаждает, затем горесть бесконечная.

Легко согрешить, но нелегко освободиться от греха.

Грех противоестественен, так как первый раз грех совершается с большим трудом и СТЫДОМ.

Первый грех влечет за собой прочие.

Грешник подобен человеку, оставившему прекрасную супругу и прилепившемуся к безобразной блуднице.

Грешник, когда грешит, подобен младенцу плюющему на отца, находясь у него на руках.

Грешник, когда грешит, поворачивается к Богу спиной.

Согрешающий вредит и казнит самого себя.

Согрешающий хуже язычника.

Совершая беззакония, грешник идет в ров погибели.

Делающий грех не в состоянии делать что-либо христианское.

Правда Божия требует, чтобы и малый грех наказан был.

Удовлетворить правде Божией за грех никто и ничто не могло.

За грех наказания от Бога.

Грех без казни не бывает.

За грех человека страдает и неповинное естество.

За грех бывают временные наказания.

Бог ненавидит грехи и за них посылает НАКАЗАНИЕ.

За грехи, как за долги, человек заключается в темницу.

Пленение греховное не кончается и в будущей жизни.

За грех – геенна и вечное мучение.

За грехи человек достоин вечной смерти.

Меч правосудия висит над грешником.

Чем больше ГРЕХОВ, тем больший ответ на Суде.

Бог судит не только внешние, но и внутренние грехи.

Грехи будут свидетельствовать против грешника НА СУДЕ, если он не покается.

Грешник некающийся не может называть Бога Отцем.

Грешник, не внимающий Божиему повелению покаяться, будет осужден на Суде Страшном.

Согрешающий и некающийся показывает неверие и тем хулит Бога.

Грешник некающийся лежит и не идет ко спасению.

Грешник нераскаянный сам виновник своей погибели.

За нераскаянность в грехах Христос отречется от неисправных.

Грешник ни во что вменяет благодеяния Божия.

Покаявшемуся прежние грехи не повредят.

Грехи сейчас заглаждаются кающимся, а с непокаявшихся взыщутся.

Познавшим немощи свои необходимо врачевать их покаянием и призыванием Врача – Христа.

Чтобы получить исцеление ДУШИ от греха, необходимо признать болезнь греховную и просить Христа об исцелении.

Просить Бога об исцелении от греховной проказы и расслабления.

Общие грехи общими молитвами и покаянием врачуются.

Сразу каятьсяв грехе.

Кающимся и перестающим грешить оставляются грехи, ради заслуг Христовых.

Грех прощается человеку по милости Божией.

Всякий грех, и малейший, низводит человека на дно адово, если милость Божия не поможет.

Не отчаиваться от грехов, но надеяться на милосердие Божие.

Грехи допускают и самые благочестивые.

Грех беспокоит и святых людей, поэтому человек спасается только милостью Божией.

И святым необходимо просить Бога о прощении грехов.

Молить Бога о прощении грехов юности и неведения.

Грехи прощаются человеку, если он сам прощает ближним.

Чтобы получить прощение греха, необходимо самому отстать от них и не повторяться.

Грехи прощаются тому, кто перестает грешить и приносит ПОКАЯНИЕ.

Сокрушаться о грехах, но не унывать, так как Христос пришел грешников спасти.

Истинно ПОКАЯВШИЙСЯ согласен умереть, чем грех совершить.

Удаление от грехов – истинное почитание Христа и истинное ПОКАЯНИЕ.

Не желающий оставить грех собирает себе ГНЕВ БОЖИЙ.

За грех человек подлежит ГНЕВУ Божию.

По мере увеличения греха увеличивается гнев Божий.

ХРИСТИАНИН, желающий работать Господу, должен оставить СТРАСТИ и похоти.

Работающий греху и повинующийся ему мертв для Бога.

Живущий греху духовно мертв и есть раб греха.

Кто на грех соизволяет, тот врагу повинуется.

Кто греху противится, тот сопротивляется ВРАГУ – диаволу.

От Бога нигде нельзя укрыться.

Грешник, совершая ГРЕХИ, как слепой, думает, что никто не видит, забывая, что есть БОГ Всевидящий.

Грешник, думая укрыться в своих грехах, никуда не скроется от Бога.

Бог видит и слышит всякое дело и слово и помышление.

Воздерживаться от греха размышлением о ВЕЗДЕПРИСУТСТВИИ Божием.

Всяческое уклонение от греха есть признак живой ВЕРЫ.

При оскудении ВЕРЫ грех так усиливается, что человек не может жить, не сотворив зла.

При отсутствии веры человек не может вместить духовных наставлений.

ХРИСТИАНИН обещался в Крещении Богу работать, но грехами отстает от Бога и пристает к врагу.

Христианин, в Крещении омытый, грехами снова, как грязью, вымазывается.

Грешник потерял дар Крещения и удален от Христа, как не имеющий Христовых нравов.

Грех удаляется отсечением ПОМЫСЛОВ.

Начало сопротивления греху – не подчиняться ПОМЫСЛАМ.

Как уклоняемся от яда и разбойников, так убегать от греха.

Чтобы избавиться от греха, следует удаляться от злых людей.

Чтобы избежать греха, удаляться от соблазнительных случаев.

Чтобы избежать греха, проявить твердость и не следовать дурным примерам.

Чтобы избежать греха, хранить глаза, уши.

Рассуждение о страданиях и смерти Христа за грехи рода человеческого удаляет от греха.

Беречься от грехов, ибо Христос за них страдал.

От греха беречься, ибо он опечаливает Бога.

РАЗМЫШЛЕНИЯ о правде и о МИЛОСТИ Божией удерживают от греха и от ОТЧАЯНИЯ.

Размышление о сущности греха и его следствиях удерживает от грехов.

Бог в слове Своем предостерегает от греха.

Чтобы избежать грехов, поучаться в слове Божием.

Согрешая ближнему, человек более вредит себе.

Грех ближнего должен служить не на ОСУЖДЕНИЕ, а к познанию своей НЕМОЩИ.

Воздерживаться как от внешних, так и от внутренних ГРЕХОВ.

Как по естеству человек убегает от тьмы к свету, так должен убегать от греха к Богу.

БЛАГОСТЬ Божия побуждает человека отстать от грехов.

Нет таких грехов, которые ЦЕРКОВЬ не исцеляет.

Всякий грех очищается Кровию Христа.

Получаем избавление от грехов только Иисусом Христом.

Спасение от греха во Христе.

Ради истребления греха Сын Божий пришел в мир.

За грехи человека Христос страдал.

Избежать греха без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможно.

Только Сын Божий может освободить человека от греха (8, с.228–246, 248–292).

* * *

Грех есть путь к смерти (7, с.334).

Корни греха

Корни греха таятся в начальнике всякого зла – диаволе, а также в падшем естестве человека, унаследованном от праотца Адама. И эта наследственная порча вредит не только малоопытному в духовной жизни христианину, но даже и человеку, умудренному и просвещенному светом Божественной Ис­тины (7, с.311)

Греховные корни укрепляютсяот порочных помыслов

Греховные корни не сразу дают о себе знать; они укрепляются и набирают силу под влиянием порочных помыслов, входящих в душу человека в основ­ном через чувства, посредством которых, как через дверь, «всякое зло входит в сердце наше ... и тако зачинает и рождает беззаконие» (3.324) (7, с.311).

Действия греха

Христианин, увлекшись грехом, изменяет Богу и попирает все обеты, данные им во святом крещении, грех совлекает с человека «прекрасные и священные одежды, которыми душа одеяна была; лишает, усыновления Божия, чести» (4.33) (7, с.308).

Грехи, подобно мгле, омрачают богоподобные свойства человека, и не допускают проникнуть в душу свету Христову. Такая душа бывает подобна слепцу – падает и не знает, куда ей идти (7, с.308).

Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола, даже хуже демона, который также «сначала был ангел добрый и светлый», но «грехом повредился и потемнел» (5.222) (7, с.308).

Человек, находящийся в греховном плену, целиком и полностью служит злу и тем самым лишает себя, если только не раскается, всякой возможности спасения (7, с.309).

Человек, совершая грех, хотел бы он этого или нет – начинает испытывать внутреннее нравственное мучение (7, с.308).

Совершая грех, человек отвергает любовь Божию

Совершая грех, человек не только уничижает «великого, бесконечного, неописанного, страшного, Святого и Вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, перед Которым ангелы святии со страхом стоят и благоговеют» (3.288), но и более того – отвергает любовь Божию, уничижает Кровь Сына Божия, и презирает Его святое Евангелие» (1.7) (7, с.308).

Сила и опасность греха

По своей силе и опасности грех бывает хуже ядовитых веществ, так как последние мучительно действуют только на тело, а иногда и умерщвляют его, но грех распространяет свое смертоносное действие на тело и душу (7, с.308).

Какие грехи более всего удаляют человека от Бога

Все грехи, даже маловажные, способны обнажить душу христианина и лишить ее общения с Богом. К таким грехам относятся, например, неведение, неосмотрительность, неразумие и т.д. От них, пожалуй, никто не свободен, кроме единого Богочеловека (7, с.306).

Грехи, доставляющие душе смертоносный вред

Есть грехи, которые полностью овладевают душой человека, подавляют в ней все святое и богоугодное, ожесточают ее и не дают ей возможности искренне раскаяться. Они заграждают вход душе в обители Отца Небесного, а значит – умерщвляют ее.

Таких грехов, доставляющих душе смертоносный вред, святитель Тихон Задонский насчитывает семь, а именно «1) гордость, еже есть бесчинное власти и славы желание, 2) лакомство, еже есть безмерное желание внешних благ, еже имети богатство и стяжание; 3) блуд и нечистота, еже есть бесчин­ное вожделение плотского сквернения или самим делом похоти телесной исполнение, 4) обжорство или чревоугодие еже есть безмерное ядение и пития употребления, 5) зависть, еже есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселие о зле, 6) гнев, еже есть безмерное желание отмщения, 7) леность или уныние, еже есть студеность (холодность) и нерадение о душевном спасении» (1.3) (7 с 306–307).

Грехи против Святого Духа

К виду грехов, которые направлены против Святого Духа, относится шесть «1) отчаяние, еже есть не надеятеся милосердия Божия, 2) излишнее упование на милость Божию, 3) сопротивление познавательной истине Священного Писания и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя, 4) зависть к духовным благам, яже ближний приемлет от Бога, 5) во гресех пребывание и состарение во злобе; 6) нерадение о душевном спасении до кончины жизни своея» (1.3) (7, с.307).

Грешник – самое бедное существо

Человек, работающий греху, есть самое бедное существо, ибо грех становится идолом в его сердце, в котором приносится жертва другому богу (7, с.308)

Грешник искажает истину

Отрицание закона Божия и Его святости приводит человека к иска­жению истины (7, с.308).

Грехи, умерщвляющие душу

К третьей группе грехов, умерщвляющих душу и лишающих ее спасения, святитель относит грехи, «вопиющие на небо к Богу и просящие отмщения». Это – вольное убийство, содомский блуд, обида нищих, вдов и сирот, а также удержание или невыдача «мзды наемникам и делателям» (1.3). Такие грехи, если человек не отстанет от них и не совершит истинного покаяния и внутрен­него перерождения, умерщвляют в душе все святое и богоугодное и делают ее пленницей вечных адских уз (7, с.307).

Грешник для удовлетворения составляет свой закон

Грешник своей порочной жизнью уже не созидает закон Христов, а, наоборот, разрушает Его «установление и узаконение» (2.126), составляет для своего удовлетворения собственный закон, который проявляется в нем в виде похоти и чувственных удовольствий (7, с.308).

Душа грешника теряет добро и красоту

Вместо добра и красоты в душе грешника на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», образ великого и совершеннейшего Бога тускнеет (7, с.308).

Грешник духовно ослеплен

Вследствие духовного ослепления грешника Божественный закон, определяющий отношение человека к Богу, воспринимается им как нечто второсте­пенное, необязательное для исполнения. Святитель Тихон Задонский подмечает парадоксальное явление: никто из людей в присутствии земного царя не станет бесчинствовать или нарушать его закон, а перед Богом вездесущим человек допускает такие безнравственные поступки, о которых «срамно есть писать и глаголати» (3.344) (7, с.308).

Грешник не различает добра от зла

Человек, допустивший греховную скверну в свою душу, уже бывает неспособен различать добро от зла, святость от греховности (7, с.308).

Грех можно сравнить с моровой язвой

Грех можно сравнить с моровой язвой, которая «в одном человеке начавшаяся, многих близ находящихся заражает и умерщвляет» (4.119) (7, с.308).

Грех источник человеческих страданий

Греховная скверна является главнейшим источником человеческих несчастий и страданий (7, с.308).

Грешник жалок

Поистине жалок бывает человек, подверженный тяжкой физической болез­ни и страданиям, но не менее жалок тот, в ком страждет пораженная грехом душа (7, с.309).

Все члены нашего тела заражены грехом

Поскольку все члены тела нашего заражены грехом, и все они вместе восстают на дух, то предстоит постоянное «сражение», потому что «плоть похотствует на духа, дух же на плоть» (3.58) (7, с.315).

Греховные соблазны – препятствия на пути спасения

Греховные соблазны, предлагающие христианину вместо вечных благ временные и скоропреходящие, являются немалым препятствием на его спасительном пути (7, с.309).

Три вида греховных соблазнов

Греховных соблазнов святитель Тихон Задонский насчитывает три вида «богатство, слава и роскошь мира сего, и сие, как тройственного бога почитают, ищут и прилепляются тому» (3.255) (7, с.309).

Грешник своими грехами снова распинает Христа

Грешник забывает о Своем Искупителе и вместо благодарности, своими грехами снова распинает Его на кресте (7, с.310).

Грешник причисляется к богопротивному обществу

И чем более грешит человек, тем более удаляется от Бога и тем более помрачается (2.136). Пребывая в таком жалком состоянии, он отлучается «от славной и сладкой вечери, на которой от начала мира и до конца избранни­ки Божии (будут) веселиться» (5.240), отлучается от ангельских сил и святых угодников Божиих (2.101) и причисляются к богопротивному обществу – к темным и лукавым духам (5. 240) (7, с.310).

Цель наказания Божия – пресечь грех

Наказания Божии могут служить и для той цели, чтобы пресечь грех, развивающийся в христианах, и тем самым отвратить их от гибельного пути, ведущего в пропасть адову (7, с.310).

Грех влияет на весь Божественный миропорядок

Грех не только поражает и умерщвляет человека, но и распространяет свое влияние на весь Божественный миропорядок и вносит в него расстройство и тление. «Человек грешит, – пишет святитель Тихон Задонский, – но прочая тварь страждет, земля не дает плода, скоты и звери от голода пропадают, воз­дух и вода растлеваются» (2.131) (7, с.310).

Борьба с грехом

Борьба с грехами должна вестись самым решительным образом, потому что ими человек навлекает на себя гнев Божий и лишается благодатной помощи свыше (7, с.314)

Грешник не может скрыть грехи

Хотя грешник подчас старается свои грехи совершать втайне от людей и для этой цели употребляет всю осторожность и хитрость, но «от всевидящего Ока (Божия) не утаится», потому что Бог видит не только наши внешние дела, но и сокровенные, сердечные намерения. Где бы человек ни делал богопротивные дела – «на пути ли, или в пустыне, в доме или на торжище, наедине или на публике, тайно или явно или во внутренности сердца своего», он не может утаиться, ибо Бог «везде присутствует, и все, что и где делаешь и замышляешь, видит и в книге Своей записывает» (4.170) (7, с.314).

Человек должен сбросить с себя бремя греховное

Поскольку человек сотворен Творцом не для мучений, а для вечной блаженной жизни, то святитель Тихон Задонский призывает его сбросить с себя бремя греховное, позаботиться о своей бессмертной душе, которая дороже не только всего мира с его сокровищами, но и неба (4.141), и освободиться от уз дьявольских (1.250)(7, с.314).

Как избавиться от греха

Чтобы избавиться от греха и уз дьявольских, человеку нужно проявить со своей стороны много усилий, настойчивости и самоотвержения (7, с.314).

Действие греха ослабляет духовные силы

Под действием частого греха в человеке до того ослабевают его духовные силы, что он бывает совершенно неспособен противодействовать каким-либо даже незначительным грехам. Он не может уже обуздать ни свои чувства, ни мысли, ни желания, потому что разум его ослеплен, и деятельность его направлена по ложному пути (7, с.314).

Человек, искупленный Христовой Кровью, мало-помалу становится рабом греха «Кому бо человек угождает, – говорит святитель Тихон Задонский, – тому и работает а кому работает, того и раб есть"(3.193). «Кто работает греху и страстям, тот Богу работати не может» (3.99), а значит, не может считаться истинным христианином (7, с.315).

Как избавить душу от наклонности к грехам

Чтобы окончательно вытеснить из души не только греховные приражения или страсти, но и самую наклонность к ним, святительТихон Задонский советует христианам со тщанием подвизаться «в смирении, в презрении славы суетной, терпении и кротости, отрицании себя самого, распинании плоти со страстьми и похотьми, и мужественном терпении. Когда сие показуют христиане, тогда не уступают места на брани врагу своему диаволу» (2.36) (7, с.315).

Борьба с грехом

Борьба с грехом заставляет последователя Христова мобилизовать не только все его духовные силы, но и телесные. Только при таком сочетании и направ­лении сил души и тела возможна полная победа христианина над его ветхим человеком (7, с.316).

Несогласие с грехом

Несогласие с грехом имеет весьма важное значение в христианском подвиге, и на нем должно быть сосредоточено все внимание воина Христова. По­слабление одному какому-либо греховному делу может открыть вход в душу многочисленным грехам и порокам. «И тако бедный человек, научившися зла и привыкши нечестием, как хлебом насыщается, и от зла во зло и от беззако­ния в беззаконие падает, и стремится в погибель, яко же камень, с верху горы пущенный вниз. И хотя бывает, что некоторые из таковых узнают свою беду ипогибель, и содрогаются и ужасаются, и начинают каятися; но привычкою, яко веревкою влекомы, на нечестие обращаются» (4.202), т.е. греховная привычка влечет человека на преступление против его воли (7, с.316).

При повторении грехов дух диавола укореняется

При повторении богопротивных дел дух ревности человека ослабевает, а укореняется и возрастает дух диавола, который влечет христианина, как алч­ного к хлебу и жаждущего к воде (7, с.316).

Грех станет второй природой человека, если не употребить весь духовный арсенал для борьбы с ним

Если человек не употребит весь духовный арсенал для борьбы с грехом, то грех постепенно переходит в «пристрастие», которое бывает так сильно, что становится как бы второй природой человека (2.136) (7, с.316).

С чьей помощью человек может побороть греховные соблазны

С помощью Божественной благодати человек может побороть дьявола, свирепеющую плоть с ее бесчисленными страстями и греховные соблазны мира (3.66) (7, с.317).

Враг учит всякому греху

Самая жестокая и упорная борьба предстоит христианину с «князем мира сего» – диаволом, который со своими демонами окружает его и научает на всякий грех (7, с.311).

Грех заключается в делах, мыслях и пожеланиях

Грех может заключаться не только в делах, но и в дурных мыслях и пожеланиях, которые способны осквернить сердце человека, удалить из него все доброе и святое (7, с.311).

Порабощение материальными благами – греховно

Не обладание материальными благами является греховным, а полное порабощение человека ими, т.е. такое состояние, когда человек в материальных благах видит цель и смысл всей своей жизни (7, с.330).

Когда человек может выйти из греховного состояния

Последователь Христов с помощью Божией может выйти из греховного состояния только тогда, когда увидит пагубность и мерзость греха (7, с.307).

Не ближними своими гнушаться, но тем грехом, который живет в их сердцах.

Все люди составляют единое целое во Христе Иисусе, и поэтому человек должен не ближними своими гнушаться, но тем грехом, который живет в ихсердцах; именно его нужно возненавидеть, «как дьявольское изобретение» (1.92) (7, с.327).

Святитель Тихон Задонский о грехе

Грех «есть отступление от Бога живого и животворящего» (1.250) (7, с.307).

Грех разрушает все то, что было приобретено драгоценной Жертвой Сына Божия (7, с.307).

Грех противоречит «святой и благой воле Божией» (3.288) (7, с.307).

Грех является самым пагубным началом и источником всякого зла (7, с.308).

От грехов и суеты мира отвращает вера.

Вера «от грехов и суеты мира отвращает» (4.375), дает силу и крепостьподвизаться против сатаны и слуг его (3.443) (7, с.225).

Степень греховного падения определяется мерой оскудения веры

Мера оскудения веры, как правило, определяет и степень греховного падения христианина. «Когда в человеке вера совсем оскудеет, – пишет святитель Ти­хон Задонский, – человек совсем испортится. ... Плоды его суть таковы, каков он внутрь имеется, ум его преисполнен мыслями неподобными, суетными, скверными» (1.69). После полного оскудения веры христианин становится неспособным шествовать спасительным путем, уклоняясь в сторону зла, он совершенно умирает духовно и начинает служить не Богу, а диаволу (7, с.225–226).

Греховные увлечения способствуют охлаждению веры

И если внешние греховные увлечения способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога, то тем более следует остерегаться еще более па­губных внутренних привычек, т.е. нечистой похоти, «гнева, злобы, зависти, ненависти, гордости и прочих» (3.192) (7, с.226).

От греховных поползновений удерживает желание исполнить волю Божию

Боголюбец постоянно стремится исполнить то, что предписывается волей Божией, а это в свою очередь удерживает его от греховных поползновений (7, с.230).

Отвращение ко греху – плод любви к Богу – появляется при ревностном исполнении воли Божией

При ревностном исполнении воли Божией, как плод истинной христианской любви к Богу, в душе христианина появляется отвращение к мирской грехов­ной скверне, под которой следует понимать похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую (7, с.230).

Как пагубно влияет на жизнь привязанность к греховным страстям

Привязанность к греховным страстям мира настолько пагубно влияет жизнь христианина, что под их воздействием он может в своем сердце отречься от Христа (7, с.231).

Нераскаянные грешники пойдут на вечное мучение

Как диавол постоянно противится и не покоряется Богу, так и нераскаянный грешник противится своему Спасителю и не слушает Его голоса, призывающе­го на покаяние. Поэтому Господь наш Иисус Христос как Праведный Судия, определяя на Страшном Суде участь нераскаянных грешников, скажет им: «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25,41). И тогда нераскаянные грешники, хотя и христиане, но пре­бывшие ложными и неверными, отлучаются от среды верных чад Божиих, как козлища от овец, отлучатся от святых Ангелов и Самого Бога и с неутешным плачем, ужасом и отчаянием пойдут в огненное озеро на вечное мучение (7, с.269).

Что должно удерживать человека от греха

Благо тому, кто стремится трудами, подвигами и добрыми делами приобрести Небесное Царство. Без этого делания человека ждет за гробом иное царство, где огнь не угасает и червь не умирает. Именно это и должно быть для нас удерживающей уздой от всего скверного и греховного (3, с.94).

Как искоренить всякую скверну

Всякая скверна, живущая в человеке, должна быть искоренена покаянием, любовью к Богу и ближним (3, с.94).

* * *

Проводящие жизнь греховную и нерадивую сами уготовляют себе вечные муки (9, с.94).

Что делает с человеком грех

Искушения и греховные наклонности не только способны расстроить здоровье, но и свести душу до глубины ада (3, с.75).

* * *

Скверна и пороки преграждают нам путь к небу (Там же, с.77).

* * *

Все производит грех: и болезни, и печали, и скорби... От множества грехов немоществует душа и тело (Там же, с.78)

* * *

Грехи отягощают нас и сбивают с праведного пути (Там же, с.83).

* * *

Человек, живя греховно, может стать на сторону злого духа, а значит, после своей земной жизни переселится в вечные мучения, от которых да сохранит всех Господь (32).

Грехи опустошают наши души

Всем хочется спастись и быть в теснейшем единении со Христом, но грехи наши, подобно лютым зверям, препятствуют на этом пути. Они не только опустошают наши души, но и наполняют их всевозможной нечистью. И мы в таком случае становимся не детьми Божиими, а детьми злого духа, который влечет нас во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. Да избавит Господь всех нас от этой плачевной участи (3, с.89).

Что является причиной грехов

Причиной и поводом к совершению грехов являются скрытые в человеке стра­сти, с которыми нужно вести борьбу или избегать и не допускать их (6, с.120)

* * *

Грехом ограничена свобода духа человека, вследствие чего борьба с искушениями связана с борьбой за свободу духа (5, с.85)

* * *

Вследствие грехопадения и происшедшей отсюда испорченности духовной природы человека его сознание сделалось настолько слабым, что оказалось неспособным воспринимать свет Божественного Откровения без какого-либо посредства. Как глаз не может переносить полного блеска солнечных лучей и под их непосредственным действием притупляется, так и свет Божественного учения мог бы ослепить неразвитое сознание простого народа, если бы оно (то есть учение) не сообщалось ему в форме притчи (Там же, с.107).

Грехи лишают душу благодати

Как нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу, говорит один из святых отцов, так и грехи, соделанные нами, оскверняют душу и ли­шают ее благодати Божией. За грех преступления заповеди Божией Адам изгоняется из рая и навлекает проклятия и смерть на себя и на весь род человеческий, воды потопа покрывают бесчисленное множество народов, огнем истребляются Содом и Гоморра, египтян поражают казни, и фараон со всем воинством потопляется в морской пучине – все это и многое другое в истории народов не служит ли яснейшим свидетельством того, какую злую и пагубную силу таит в себе грех, лишающий человека уже в этой жизни счастья и радости и отнимающий блаженство в вечности? (21, с.29–30).

Наши грехи пригвоздили Сына Божия ко Кресту

А Праведного, ни в чем не повинного, Святейшего Сына Божия разве не наши грехи пригвоздили ко Кресту и предали позорной смерти, которую Он безропотно принял, уготовляя нам спасение? (Там же, с.30).

Грех поражает все существо человека

«Беги от греха, как от лица змия, – говорит премудрый Сирах, – ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя» (Сир.21,2). И не одно какое-то место по­разит в тебе грех, но пропитает ядом все твое существо (Там же).

Чтобы возвратить нас на путь спасения, требуется воздействие благодати

Благо нам бывает, если мы вовремя сумеем сбросить с себя это постыдное бремя и обратиться к Единому Врачу душ и телес – Богу. Но если грех успел уже настолько возобладать над нашей волей, что сделал ее бессильной бороться с ним, то требуется особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на добрый путь, иначе мы, предоставленные собственным силам, безвозвратно погибнем.

Будем с помощью Божией удаляться от зловредного греха, чтобы нам после телесной смерти не оказаться в отчужденности от Бога и не подпасть смерти вечной (Там же).

Какие грехи считаются смертными

Смертные грехи следующие: гордость, сребролюбие или лихоимство, блуд, чревоугодие, зависть, гнев и леность. Кроме этих грехов, можно счи­тать смертными все те, которые терзают нашу совесть и не дают ей покоя (7, с.384).

* * *

Грех нарушил целостность природы человека и лишил его сил к достижению его великого назначения (7, с.171).

Когда стал проявляться грех

Грех стал проявляться в природе человека сразу же после нарушения заповеди Божией. У прародителей появился стыд, который выражался в том, что они увидели самих себя нагими. И это было доказательством и свидетельством их внутреннего обнажения (7, с.172).

* * *

Грех таит в себе злую и пагубную силу, лишает человека уже в этой жизни счастья, радости и блаженства в вечности (3, с.168).

* * *

Грехи, соделанные нами, оскверняют душу и отгоняют от нее благодать Божию (Там же, с.157).

* * *

Все мы – грешники. Во грехах зачаты и рождены во грехах, как в тумане живем (Там же, с.159).

* * *

Грех, как смертоносный яд, отравляет души и тем самым делает их неспособными к единению со Христом. Мрак греха, как грозовая туча, покрывает нашу душу, угнетает и умерщвляет в ней все святое, лишает ее великих духов­ных целей. Грех никогда не остается без наказания и влечет за собой смерть духовную (Там же, с.168).

* * *

Какое убожество воспринял на Себя Сын Божий, ища заблудшего человека. Ведь грехи наши побудили Его снизойти с Неба на землю. И доселе человек, а вернее сказать – мы с вами своими грехами гоним Его, подобно Ироду, ищем убить Его. Всем нам следует остановиться и подумать, не являемся ли и мы причиной Его скорбного пути. И если найдем в своих сердцах грехи, как-то: гордость, упрямство, самомнение, самоволие или отсутствие любви к Богу, к нашим наставникам и друг к другу, значит, мы в таком случае стоим на опаснейшем пути (Там же, с.87).

Как уклоняться от греха

Христианин должен уклоняться от всего греховного, а для этого ему необходи­мо как можно чаще рассматривать свои дела и поступки, строго испытывать их и направлять к спасительной цели. Более того, кающийся обязан возненавидеть грех и полностью оставить его. Для этого он в первую очередь, должен, рассуждая о своей греховности, прийти в истинное раскаяние, которое состоит в сожалении и сердечном сокрушении о беззаконных своих поступках, и со стыдом осудить себя за них перед Всевидящим Богом и просить прощения (7, с.270).

Грех – корень всех зол

Грех есть величайшее зло, все бедствия временные и вечные происходят от него, именно он есть корень всех зол как в этой, так и в будущей жизни (Там же, с.271).

* * *

Грех отлучил человека от Бога и вверг его в бездну пороков. Грех так тесно слился с природой человека, что стал его вторым естеством; освободиться от него человек сам уже не мог (Там же, с.183).

Грех умерщвляет душу

Грех разрушает в душе христианина тот благодатный союз, который был установлен между Богом и человеком. Совершая греховные действия, человек умерщвляет свою душу и делает ее неспособной к восприятию Божественной благодати. Отсюда становится ясно, почему в таком случае даже Крещение, совершаемое во имя Святой Троицы, не приносит человеку пользы. Не имеют эти ложные христиане никакой части во Христе, хотя и исповедуют Его имя. Следовательно, те, кто не исправляют свою жизнь, не могут являться членами этого благодатного, живого организма. Подобные люди подлежат большему осужде­нию и наказанию, нежели те, которые не познали Бога (Там же, с.205).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle