схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Гордость

Гордость есть слепота, не позволяющая познать свое окаянство.

Желание отличаться от других есть признак гордости.

Человек употребляет множество усилий, чтобы возвыситься над другими.

Гордость всегда выставляет себя наружу.

Нет ничего опаснее и скрытнее гордости.

Гордый и САМОНАДЕЯННЫЙ заодно с диаволом.

Начало гордости – диавол.

Кто СМИРЕНИЯ не имеет, того участь с диаволом.

Начало гордости от незнания самого себя.

В гордости человек подобен скоту.

Чем более человек удаляется от Бога, тем более превозносится.

Гордый возносится, как дым, но и исчезает, как дым.

Гордость есть причина других грехов.

Гордость помрачает, СМИРЕНИЕ просвещает.

Гордость мучает человека.

Желающего избавиться от гордости житейской ожидает гордость духовная.

Где гордость, ВЫСОКОУМИЕ, ЛУКАВСТВО, там не бывает Христа.

Гордость искореняется с большим трудом.

Гордость низлагается рассуждением о конце жизни человеческой.

Чтобы победить гордость, надо познать Христово смирение.

Гордость не имеет основания, так как человек не имеет ничего своего, но все Божие.

Немощи и бесконечные скорби не дают повода к гордости.

Немощи рождения и младенчества не дают повода к гордости (8, с.220–227).

* * *

Гордость рождается от самолюбия (6, с.120).

Гордость – главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели.

Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке (4, с.190).

* * *

«Гордость, еже есть бесчинное власти и славы желание» (1.3) (7, с.306–307).

* * *

Гордость – наиболее опасная страсть

Наиболее опасной страстью, препятствующей человеку в деле его спасения, является гордость, которая ведет свое начало от падения ангелов (7, с.318).

* * *

Ни один порок так не подвергается суду Божию, как гордость (7, с.319).

Родоначальницей всех зол является гордость, приведшая все Божие мироздание в хаос и расстройство (7, с.321–322 ).

Происхождение гордости

Как свидетельствует Священное Писание, первый ангел – Денница, которому были дарованы Богом силы и возможности для восхождения по лествице духовного совершенства, не восхотел повиноваться своему Творцу, но превознесся умом и впал в самообольщение, возмечтав быть равным Богу и восходить к духовному совершенству без помощи Всевышнего (Ис.14,12–15). За это десница Божия, державшая его на высоте, была отнята от него, и он, увлекая с собой множество других ангелов, пал в безысходную бездну мра­ка и отчаяния. Гордость уничтожила в падших ангелах все доброе и святое, поэтому они нравственно омрачились, утратили истинное познание о Боге, забыли свой долг любви к Творцу и тем самым расторгли с ним вечный и благодатный союз. Таким образом, гордость родилась не на земле, а на небе, в высших сферах бесплотных духов (2.170). Вот почему гордость, по мысли святителя Тихона Задонского, является родоначальницей всех зол и исчадьем диавольским (7, с.319).

Враг заразил гордостью человека

Печальная история водворения и распространения гордости в роде человеческом связана с именем падшего, злого духа – диавола, который настолько заразил этим грехом все существо человека, что последнему недостаточно даже земной жизни на его оплакивание (2.170) (7, с.319).

Человек отпал от Бога гордостью

Как дьявол начал свое отпадение от Бога гордостью, так и человек, возгордившись, не только пожелал выйти из подчинения своему Творцу, но и стать богом, сравняться с Ним, что он и пытался совершить внутренним желанием и внешним действием (2.262) (7, с.319).

Нет ничего опаснее и зловреднее гордости

Нет ничего более опаснее и зловреднее гордости: ею первый человек лишился неба и блаженной жизни в Боге, она открыла вечные темницы ада, куда впослед­ствии ниспали существа, не покоряющиеся правде Божией (7, с.319).

Грех гордости стал всеобщим

Грех гордости проявился не только в наших прародителях, он сделался всеобщим и глубоко вкоренился в природу человека (7, с.319).

Гордость и тщеславие – причина раздоров

Успеху в духовной жизни ничто так не препятствует, как тщеславие и гордость. Причиной возмущения, несогласия или раздора, если рассмотреть внимательно, бывает по большей части славолюбие и горделивость, почему апостол Павел и заповедует, говоря: «Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал.5, 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости (6, с.121).

* * *

Гордость – корень всякого зла (Там же).

Гордость скорее других грехов удаляет человекаот Бога

Опасность греха гордости заключается еще и в том, что он скорее других грехов удаляет человека от Бога (1.30) и делает его послушным орудием диа­вола (2.30). Гордость не просто грех, удаляющий человека от Создателя, но это грех – страсть, которой человек служит вместо Бога, которая таит в себе противление, вражду и дерзость по отношению к Богу (7, с.319).

Гордый человек забывает свое ничтожество

Человек, пребывающий в гордости, забывает свое ничтожество пред Богом, без помощи Которого не смог бы просуществовать и одного дня (7, с.319).

Гордый человек переоценивает свои силы

Ложно переоценивая свои силы и достоинства, человек, пребывающий в гордости, втайне обоготворяет себя самого (5.112) (7, с.319).

Гордость сочетается с полным непослушаниемТворцу

Самообоготворение сочетается в гордом человеке с полным непослушанием и противлением Творцу, в результате чего человек день ото дня все больше удаляется от Бога, ожесточается в своем безумии и уже бывает неспособен воспринимать душой Божественное вразумление. Находясь в таком жалком состоянии, человек, в конце концов, впадает в крайнее нечувствие, безумие и неверие в Бога как своего Создателя и Промыслителя (7, с.319).

Гордый человек необъективен

Все существо гордого человека пронизано чувством гордыни и надменности, и он не способен объективно представить себе бедственность своего положения (7, с.319).

Страсть гордости человек не видит

«Прочие пороки, как-то пьянство, блуд, воровство, хищения и прочие видим,– говорит святитель,– ибо часто ради их жалеем и стыдимся, но гордости не видим» (2.170) (7, с.319). Из этих слов святителя Тихона Задонского видно, что все страсти могут быть искоренены из сердца посредством исповеди или духовных наставлений богопросвещенных мужей, но гордость совершенно не дает человеку возможности воспринять это духовное врачество (7, с. 319–320).

Гордость трудно искоренить

В душе гордого человека доминирует мнение о своих высоких достоинствах, и поэтому он остается неисцеленным. Вот почему святитель Тихон Задонский считает эту страсть трудно и едва ли искоренимой без помощи Самого Господа (2.171) (7, с.320).

Гордость лишает благодатной помощи

Ничто так не лишает человека благодатной помощи и не угнетает его, как злая гордость, как всеобъемлющая зараза, она не удовлетворяется погублением одного человека, но распространяет свое смертоносное дыхание на всех лю­дей, живущих в мирской суете, и даже покушается на лиц, стоящих на высотедуховного совершенства (7, с.320).

* * *

Нет на земле, пожалуй, ни одного человека, который был бы свободен от этого недуга (7, с.320)

Порок гордости не свойствен природе человека

А между тем, порок этот (гордость) не свойствен человеческой природе, и тем более христианину (7, с.320).

Человеку нечем гордиться

Да и чем гордиться человеку: своим ли происхождением, богатством или разумом? Ведь все это он получил от Бога, своими же собственными си­лами он ничего не может приобрести. Он немощен, бессилен и слаб бывает даже при рождении. Многие животные по своем рождении сразу же способны добывать себе пищу, а человек рождается настолько слабым и бессильным, что без посторонней помощи неспособен продолжать свое существование. Однако, забывая все это, он начинает смотреть на самого себя как на нечто самобытное и независимое и тем самым водворяет в своей душе богопротив­ную страсть самомнения (7, с.320).

Характерные черты гордого человека

Гордец почти всегда бывает несправедлив к другим, не ценит их достоинства и не признает за ними никакого авторитета. Игнорируя замечания окружаю­щих, он (гордый человек) старается ответить им враждой и ненавистью (7, с.320).

Цель гордеца

Единственная цель, которую гордец ставит перед собой, – это домогательство от других «чести и славы мира сего» (4.325). И эту славу гордец поставляет выше всякого блага не только земного, но и небесного. «Смотри, что делает гордость в человеке, – с удивлением восклицает святитель Тихон Задонский, – как его мучит, сколько он вымышляет способов, как бы достичь славу и похвалу в мире сем. Как негодует, когда от кого презирается, как болезнует, смущается, ропщет и хулит, когда чести лишается, так что многие себя умерщвляют» (4.141). Человек, ставший на этот путь служит уже не Богу, а своему «я» (7, с.320).

Сердце гордеца

Сердце гордеца становится неспособным к восприятию веры Христовой и к деятельности во славу Трисвятого Имени Божия. Сердце его исполнено всякой мерзости (7, с.320).

Гордый человек свои ложные мнения навязывает другим

Находясь в плену этой страсти (гордости), человек свои мнения и рассуждения, хотя они часто являются ложными, всегда считает верными и неоспоримыми и, навязывая их другим, требует от них полного одобрения и признания (7, с.320).

Гордый не терпит обличений

Помраченный гордостью не может равнодушно сносить даже незначительные обличения от своих ближних. Он не допускает даже и мысли о том, чтобы кто-либо судил его поступки (7, с.320).

Гордый все делает напоказ

Все, что ни делает он, делает напоказ всем, ради славы человеческой. Тщеславие настолько может возрасти в гордом, что он может совершенно забыть о Боге и о той награде, которую Господь дарует Своим верным последователям. Даже подвижническая жизнь гордого человека вменяется ни во что, потому что он совершает подвиги не ради славы Божией, а ради похвалы человеческой (2.258)(7, с.320).

Что будет способствовать истреблению в человеке гордыни

На протяжении всей жизни христианин должен всячески хранить свое сердце в смирении и самоукорении, приписывая все свои добрые дела еди­ному Богу. Только такая духовная настроенность будет способствовать окончательному истреблению в человеке гордыни и его постоянному духовному росту (7, с.321).

Сильнейшее оружие «против гордого духа»

Сильнейшим оружием «против гордого духа» святитель Тихон Задонский считает смирение (3.444), без которого в деле спасения напрасен всякий другой подвиг. Как гордость бывает «гнусна и мерзка» Богу, так смирение «благоприятно и любимо». «Ни на что так Бог любовно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце» (5.228). Человеку, плененному гордостью, следует искать избавление от этой страсти во всех ее видах и проявлениях, только в познании самого себя, в сознании своего ничтожества и окаянства, в христианском смирении (7, с.321).

Что является действенным средством борьбы с гордостью

Действенным средством в борьбе со зловредной страстью гордости является рассудительность (7, с.321).

В каком источнике надо черпать силы для искоренения гордости

Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого (1.148) и в этом источнике черпать силы для при­обретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордыни (2.172). Должно часто взирать, – поучает святитель Тихон Задонский, – на глубочайшее Сына Божия смирение и тому учиться от Него, ..а притом и просить Его усердно, дабы пагубный оный яд врачеством Своея благодати выгнав, подал дух смирения, которому воспоследует и прочии Его дарования. Ибо смиренным Бог дает благодать» (2.174) (7, с.321).

Средство, способное отрезвить душу от страсти гордости

Эффективным средством, способным отрезвить душу от страсти гордости и привлечь к ней благодатные силы, служит постоянное памятование о смерти, будущем суде и вечных мучениях (2.138). Рассуждая о своем ни­чтожестве и о тех мучениях, которые ожидают грешника в загробном мире, христианин может предохранить себя от дальнейших падений и направить свою жизнь по спасительному пути (7, с.321).

Самое действенное духовное оружием против гордости

Самым действенным духовным оружием против гордости является молитва, которая «вразумляет» христианина, укрепляет его волю в борьбе «против искушения дьявола, греха и всякого неблагополучия» (2.324). Именно молитва укрепляет духовные силы человека, избавляет его от высокоумия, врачует все прочие душевные язвы и направляет по руслу нравственного совершенство­вания (7, с.321).

Как можно одержать победу над страстью гордости

Христианин, с помощью смирения, рассуждения о смирении Христо­вом и своем ничтожестве, памятования о смерти, молитве, не только сможет одержать полную победу над страстью гордости, но и обогатиться доброде­телями (7, с.321).

Что удаляет гордость из сердца

Человек, склоняющий свое сердце к смирению, удаляет из него тьму гордости и воспринимает свет (7, с.321).

От гордости человека предохраняет вера

Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры... Вера среди почестей предохраняет от гордости (7, с.224–225).

Как избавиться от гордости

Гордый и самонадеянный человек как бы носит в себе все пороки. Только полная покорность воле Божией может избавить человека от этой страсти (6, с.121).

Как оградить себя от гордости

Чтобы оградить себя от этой зловредной страсти, нуж­но всячески хранить свое сердце во смирении и самоукорении, приписывая все свои добрые дела Единому Богу, потому что самонадеяность и гордость вреднее всех страстей (Там же).

Как истребить гордость

Для истребления страсти гордости и последующих за ней страстей человек должен сконцентрировать все свои силы, все свое внимание и следить неослабленно, чтобы эти страсти постепенно, с помощью Божией, ослабевали в нём (Там же, с.122).

Необходимо избегать превозношений

Заботясь о своем спасении, каждый должен вести добродетельную жизнь, подражая угодникам Божиим в их трудах, подвигах, смиряя свое сердце от превозношений и осуждений. Иначе все наши добрые дела будут неугодны Богу (Там же).

* * *

За возношение человека борют хульные помыслы (Там же, с.127).

* * *

Если гордость происходит от превозношения собственными мнимыми достоинствами, то смирение приобретается путем обратным, то есть уничижением себя.

Гордость – самое главное препятствие на пути к единению с Богом, скрытый, хитрый и опасный враг (7, с.93).

Как избежать гордости

Чтобы избежать гордости, надо всячески искоренять в себе самомнение и тщеславие, приводящие к гордости. Иногда гордых и тщеславных Господь Сам смиряет (Там же,с.445).

* * *

Пожелав быть равным Богу, человек впал в грех гордости и, как следствие, потерял общение с Богом, благодать и бессмертие, был обречен на скорби и тяжелые болезни (Там же, с.171).

* * *

Гордость есть желание и стремление человека выделить себя перед другими, услаждение только собою и даже противление Богу. Все то доброе, что имеет гордец, он приписывает самому себе, своим собственным заслугам. Гордый человек тем самым грешит и против своих ближних. Он презирает их и осуждает, ибо говорит, подобно евангельскому фарисею, о своей святости: «Несмь, якоже прочии человецы» (Лк.18,11). Это высокомерие и осуждение ближних противно Творцу, Который «сотворил от единыя крове весь язык человечь» (Деян.17,26). Гордость есть мать всех пороков. Священное Писание ясно говорит, что «начало греха гордыня..» (Сир.10,15). Вот насколько вред­на и пагубна гордость для каждого человека. Поэтому Иисус Христос Своим Божественным учением и примером Собственной жизни показал нам высочайший образец смирения. Своими богодухновенными устами Он призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, говоря: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф:11,29) (3,с.165).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle