Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Морев Христианская семья - луч света в темном царстве неверия


протоиерей Иоанн Морев

Христианская семья – луч света в темном царстве неверия

Предисловие редакции

Семья… У каждого человека она своя, особенная – как и его жизнь, которую каждый из нас строит по-своему. Для кого-то она служит центром жизни и вселенной, кому-то забавой. У кого-то ее просто нет, и это не всегда сознательный выбор – например, дети-сироты. Вариантов бесконечно много, как и судеб Божиих. Общее одно: понятие семьи всегда подразумевает счастье – привычное, далекое, забытое, недосягаемое…

О значении семьи написано очень много, но эта проблема никогда не потеряет своей актуальности и не будет исчерпана, пока не закончится человеческий род на земле. Потому что все мы родом оттуда…

Подавляющее большинство людей именно в семье рождается не только в земную жизнь, но и в вечную. Потому что в семье мы учимся любить. А любовь – это то, что делает христианина христианином.

Наше время подобно времени первых христиан, сердца которых, подобно свечкам, горели во тьме языческого разврата и безбожия. Протоиерей Иоанн Морев, выдающийся богослов-апологет начала XX – о семейной жизни первых христиан, которые как никто должны быть примером христиан современных.

Христианская семья – луч света в темном царстве неверия

Любовь к Богу у древнейших христиан самым тесным образом связывалась с любовью к людям. Христос Спаситель завещал Своим последователям любовь, как отличительный признак. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Первые христиане глубоко и живо были проникнуты этим возвышенным чувством братской любви друг к другу: любовь царила в семействе, проявлялась в общественной жизни, простиралась даже за пределы христианской Церкви, изливаясь на врагов и язычников. Сами язычники удивлялись этому их высокому качеству и говорили: «Смотрите, как христиане любят друг друга, как они готовы один за другого душу положить». Это великое и святое чувство, одушевлявшее древних христиан, имело самые благодетельные последствия: оно как бы создавало новых людей, совершенно преобразовывало их и составляло из них такое общество, подобного которому не знал языческий мир.

В первую очередь это касалось устройства семейной жизни.

В языческих государствах не существовало правильно устроенного семейства, так как не было правильного взгляда на женщину и детей. У народов, не знающих истинного Бога, женщина ценилась и ценится невысоко. Это – раба, полностью зависящая от своего мужа. Одной прихоти последнего было достаточно, чтобы сделать ее жизнь несчастной. Он имел над ней право суда, наказания и даже смертного приговора. Тот же дух господства и порабощения создавался и в отношении отца к детям. Дети составляли собственность родителей, наравне с недвижимым имуществом и рабами. Законы языческие отдавали детей в полную власть отцу. Он мог их не только наказывать, но и продавать другим, мог и убивать, если они чем-либо ему не нравились или были болезненны…

Понятно, какова была семейная жизнь, построенная на рабстве и жестокости. Для языческих супругов недоставало самого первого условия счастья – взаимной любви и доверия. Поэтому раздоры, вражда, нарушение супружеской верности, развод по самым ничтожным причинам были обычными явлениями в языческих семействах. Безотрадно было и положение детей: они составляли для родителей излишнюю тяжесть, мешавшую свободной, распущенной жизни. О воспитании их никто не заботился: лишенные родительской любви и попечения, они были брошены на произвол судьбы…

Совсем не так было в семействах древних христиан. Вера Христова возвысила значение женщины, указала, что она также сотворена по образу Божию, имеет одну и ту же природу с мужчиной и с ним может участвовать в спасении и наследовании Царства Небесного. Поэтому и на брак первые христиане смотрели как на свободный союз того и другого пола, заключенный единственно по чувству любви и доверия друг к другу для высокой цели Спасения, в том числе рождения и воспитания детей. Жизнь христианских супругов была мирная и согласная. Мужья смотрели на своих жен не как на рабынь и служанок, а как на подруг и помощниц на пути жизни. Жены, со своей стороны, относились к мужьям с полной любовью и уважением. Вследствие этого взаимная жизнь христианских супругов отличалась истинным счастьем, которое так трогательно описал один из древних духовных писателей:

«Они (муж и жена), как дети одного отца, как рабы одного Господа: нет между ними никакого раздора или разделения ни в душе, ни в теле. Они два во единой плоти: где плоть едина, там и душа едина. Они вместе молятся, вместе припадают на колени, вместе постятся, взаимно ободряют друг друга. Они равны в Церкви и в общении с Богом, равно делят бедность и обилие, ничего один от другого скрытного не имеют, не в тягость друг другу… Иисус Христос радуется, видя такое домоводство их, посылает мир Свой на дом их и обитает в нем вместе с ними. А где Он находится, туда не может войти дух злобы»…

При такой семейной жизни, конечно, не могло быть супружеских несогласий, раздоров и измен друг другу. Нарушение супружеской верности считалось самым ужасным преступлением и случалось чрезвычайно редко.

Предметом особой заботливости христианских супругов были дети. на них родители смотрели, как на дар Божий и как на будущих наследников Царства Небесного. Поэтому при воспитании детей главнейшее внимание обращалось на то, чтобы научить их вере в Бога и доброму благочестивому поведению.

Разумеется, дети платили родителям за их попечение и заботы самой горячей любовью: относились к ним с искренним уважением, преданностью и полной готовностью жертвовать всем для их блага и спокойствия. Бедные, больные и старые родители находили в детях надежную опору и посильную помощь. Особенно старались дети послужить родителям в трудную минуту их жизни.

Истинно, это были верующие, у которых «было одно сердце и одна душа». Полные любви и искренности, отношения членов христианских семей, таким образом, были лучшей проповедью Христовой веры в холодном развращенном мире.

Вам может быть интересно:

1. О началах христианского воспитания детей в семье и школе протоиерей Николай Стеллецкий

2. Христианство и современные события протопресвитер Евгений Аквилонов

3. Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов профессор Василий Васильевич Болотов

4. Христианские мотивы в "Стихах из романа" архиепископ Нафанаил (Львов)

5. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь священномученик Михаил Чельцов

6. Христианство перед лицом современной социальной действительности профессор Георгий Петрович Федотов

7. Классическое образование и христианское воспитание протоиерей Иоанн Соловьёв

8. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе профессор Николай Никанорович Глубоковский

9. От крещения кровью до проверки временем протоиерей Валентин Асмус

10. Семья и брак нашего времени епископ Василий (Родзянко)

Комментарии для сайта Cackle