мученик Иоанн Васильевич Попов

Заключение

Вопрос, разрешению которого посвящена наша книга, был формулирован нами во введении в следующих словах: в каких свойствах человеческой природы корениться естественный нравственный закон, понимаемый в смысле внутреннего побуждения к добру, в чем состоят его психологические основы? Но много далее мы сообщили этому вопросу более определенную форму. Нравственный закон, как принцип, определяющий деятельность воли, должен иметь свою основу в одном из ее стремлений. Но стремления не даны нам непосредственно. Мы можем судить о них или на основании чувств, в которых они выражаются, или на основании представлений, которыми они возбуждаются. Это побудило нас подвергнуть анализу нравственные чувства и нравственные идеалы. Исследование нравственных чувств и идеалов дало нам три основания для суждения о сущности стремления человеческой воли, приводящего его к добру.

Основной идеал нравственности сводится 1) к идее полного жизненного единения разумных существ в мысли, чувстве и стремлениях и 2) к любви к Богу и ближним. Два этих требования в сущности тожественны и отмечают две стороны одного и того же целого – объективную и субъективную. Таким образом, основною целью нравственной деятельности, определяющей собою ценное и нравственное достоинство отдельных видов поведения, служит единение разумных существ, осуществляемое в чувстве любви. Этому основному идеалу соответствует чувство нравственной ценности, слагающегося из чувства любви и чувства гармонического отношения воль. Чувство любви, входя в состав содержания нравственности, в тоже время служит одним из слагающих элементов ее формальной стороны – нравственных чувствований. Чувство любви и по условиям своего возникновения и по своим проявлениям указывает на стремление нашего существа к единению с себе подобными. Чувство гармонии возникает вследствие удовлетворения наклонности сознания к единству, гармонии и порядку. Таким образом, стремление лежащее в основе нравственности характеризуется тремя данными; основным требованием нравственных идеалов, чувством любви и чувством гармонического единения воль. Все эти данные указывают на глубокое стремление человеческой природы к жизненному единение с другими разумными и чувствующими существами, стремление, находящее свое удовлетворение субъективно в любви и объективно в созерцании согласно настроенных воль.

Теперь мы можем убедиться, насколько глубока в человеке нравственная потребность, насколько тесно связана она с его природою. Она вытекает из самого основного стремления человеческого духа к гармонии, порядку и единству. Мы подробно сказали об объединяющей деятельности сознания, начиная с простейших форм и кончая самыми сложными. Читателю могло показаться, что мы останавливаемся на этом предмете более, чем это нужно для наших непосредственных целей. Однако мы сделали это вполне сознательно и намеренно. Мы имели в виду показать этим, как глубоко коренятся в человеческом духе те силы, полный расцвет которых делает его существом нравственным, стремящимся к универсальной гармонии. И действительно, устраните стремление человеческого духа к единству и гармонии, и для него сделаются невозможными самые элементарные процессы мысли. Содержание его сознания должно превратиться в хаос, о котором дают некоторое понятие душевные болезни. Для него сделается полною невозможностью всякое восприятие, самое простое и элементарное ощущение. Устраните объединяющую деятельность сознания и жизнь духа погаснет в тот же момент. В своем высшем развитии это стремление преобразуется в нравственные побуждения. Оно как бы выходит за пределы личности. В чувствующей стороне человеческого существа оно проявляется в любви, стремящейся слить свою личность с личностью другого. Как мы видели, условием возникновения любви, является не бедность и недостатки человеческой личности, а полнота и совершенство ее сил. Любовь изливается только из переполненного сердца. Она служит выраженном активности и самодеятельности человеческого духа, носящего в себе самом более сил, чем это нужно для удовлетворения его личных потребностей. В мыслящей стороне человеческого существа стремление к единству создает идеалы всеобщей любви и гармонии. Наконец, осуществившись в его деятельности, оно преобразует природу и общество для того, чтобы и вне человеческой личности проявить основной закон духовной жизни. Таким образом, нравственность не есть случайная черта в человеческой природе, которая может и не принадлежать ей. Она не есть простой продукт борьбы за существование и столкновения эгоизмов. Она имеет свою основу в самом коренном законе духовной жизни и служит выражением творческих способностей человека и его власти над природой650.

* * *


Источник: Естественный нравственный закон: (Психол. основы нравственности): Исслед. Ивана Попова. – Сергиев Посад: 2 тип. А.И. Снегиревой, 1897. – VIII, XIX, 597 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle