архиепископ Иоанн (Шаховской)

Тайна имени

Одна вдумчивая русская женщина жаловалась, что русские люди забывают многие прекрасные свои имена. В шко­лах пестрят обычно лишь несколько имен, ставших стандартными. В одном классе учительница сказала ей: «У нас почти все девочки в классе Наташи. А мальчики – все Вовки. И еще есть пять Юр. Круг имен поразительно сужен. Почти начисто выве­лись такие хорошие мужские имена, как Василий, Петр, Фе­дор, Григорий, Максим, Степан, Тихон, Роман, даже Павел». «Что же делать? – спрашивает автор заметки в журнале «Но­вый мир». – Как помочь молодым матерям и отцам выйти из узкого, обидно обедненного круга имен?» И автор спра­ведливо вспоминает, каким путем раньше русский народ знакомился с человеческими именами.

«Раньше дело обстояло просто: существовали святцы, к каждому дню прикреплен был какой-либо святой, и порой день рождения определял имя новорожденного. Мы зачерк­нули святцы и святых, но зачем-то позабыли и десятки на­циональных, колоритных, индивидуальных и разных имен. Не следует ли напомнить об этих именах, может быть, на страничках календаря...»

Русская женщина, написавшая эти строки, права. Она только не договорила своей мысли до конца. Свою заметку Прилежаева заканчивает так: «Пусть подумают и подскажут читатели, как вернуть в жизнь утраченные имена». Позво­лим себе и мы высказаться и «подсказать», как вернуть в жизнь хорошие имена.

Тут могла бы помочь Церковь. По списку святцев, сопря­женному с памятью многих праведных и замечательных лю­дей своей страны, русским людям (особенно – молодым ро­дителям) было бы удобно выбирать имена своим детям.

Восстановление в сознании народа святых имен связано с общим возвышением сознания в людях и укреплением чувства бессмертной личности человеческой. В именовании есть некий акт веры. Мы верим, что человек отождествляет­ся с данным ему именем. И он сам так верит. Через имя про­тягивается нить живого, личного общения между людьми. Человек откликается на свое имя! Имя есть неповторимое обращение к его неповторимой душе – не к «сгустку мате­рии», каким представляет человека материализм. И оттого когда человек начинает ненавидеть другого человека, то он спешит живое имя брата-человека заменить бранным, уни­жающим, убивающим и безличным словом. Когда отходит любовь, порывается между людьми связь духа. Евангелие учит восстановлению и установлению этой связи.

Невнимание к человеческим именам, их стандартизация есть признак дегуманизации общества. Животным дается кличка, предметам – название, этикетка; человек получает имя.

Неизречен Бог. Богоподобно неизречен и «образ Божий» – человек. Невыразима в словах не только Божия, но и че­ловеческая сущность. И в своих именах мы, люди, не только открываем себя, но и сокрываем.

Только в вечности, куда мы идем, будет каждому из нас дано имя – единственное, неповторимое, которое человек заслужит. Каждому будет дано особое, новое, единственное имя, выражающее сущность этого в Боге спасенного челове­ка. «...Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, ко­торого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И уже сейчас, даже в этой земной жизни, мы умеем в любви своей к брату-человеку преображать это его бедное «общее» имя своим теплым и личным чувством, своей на­деждой и любовью. В каждом личном именовании человека мы выражаем то неповторимое и бессмертное, что есть в нем и в нас. Обращаясь к Ивану, Павлу, Марии, мы обращаемся не ко всем «Павлам», «Иванам» и «Мариям», а к данной жи­вой душе. В нашем человечном именовании открывается ве­ра в образ неповторимого человека.

Для материалистического сознания достаточно клички. И там, где нет духа истинного обращения, имя человека лег­ко заменить номером.

Человеку дана не только земля, но и небо; и не только ви­димое небо, в которое человек может пускать свои ракеты, но и великая область нравственной истины, духа, бессмер­тия. Об этом говорит тайна имени.

Источник: Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Сочинение в двух томах. 1 том. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского


Источник: Ценность и личность / Иоанн (Шаховской), архиепископ. – Минск: Изд.: Белорусского Экзархата, 2011. – 544 с. / Тайна имени. 264-265 с. ISBN 978-985-511-332-5

Комментарии для сайта Cackle