Русская ручная пасхалия

Источник

§ 1. Предварительные сведения

Пасхалия, или та часть Хронологии, которая учит отыскивать для данного года день Пасхи и другие Церковные времена, и пользу которой знают не только служители Церкви, но и все занимающееся исследованиями историческими (1), была многими изучаема и обрабатываема с особенным тщанием. Потому и у нас, с Арифметической выкладкой своей, она многим известна, особенно тем, которые обучались в Духовных Семинариях. (2) Но не столь известен у нас другой, особливый способ пасхального счисления, – по составам пальцев на руках, или так называемая Ручная Пасхалия. Он замечателен как потому, что легче обыкновенного или Арифметического, – столько же (если не более), сколько способ вычисления по Счетам легче обыкновенного вычисления по средством цифр, – так и потому, что, в некотором отношении, есть собственно наш Русский (3).

Новое изложение этого способа нельзя почитать лишним, тем более, что наша Ручная Пасхалия, еще не возведена к желаемому совершенству. В ней требуется более простоты и ясности, и от нее можно ожидать более приложений. Еще не было, кажется, опыта, чтобы наш ручной способ прилагал кто и к нахождению Пасхи Римской, которая в наш век разнится от нашей иногда пятью неделями, и которую, по разным сношениям нашим с последователями нового стиля, небесполезно знать нам. Настоящая Пасхалия, возобновляя и, в некоторых местах, приводя к большей простоте то, что было известно у нас прежде, показывает способ, по правилам нашей Пасхалии ручной, удобно находить и то, что западные Христиане не без труда находят по своим переменчивым Епактам.

(1). Занимающиеся чтением и объяснением древних летописей знают, что к точнейшему определенно года, к которому какое-либо происшествие относится, не редко ведут указания летописцев, в какое число месяца был какой-нибудь праздник, зависящий от Пасхи, или самый праздник Пасхи. А знать, точно ли в предполагаемом году были, или в какие годы могли быть, праздники в показанных у летописца числах, может только тот, кто знает Пасхалию (смотри ниже примеры при конце примечания: 15-го) .

(2). Для проверки счисления, желающему научиться Ручной Пасхалии представляется здесь легчайший Арифметический способ находить день Пасхи1.

Данное число года раздели на 19 и пусть остаток после деления будет а.

Тоже данное число лет раздели на 4, и, остаток после деления назови b.

Тоже число еще раздели на 7 остаток означь буквою c.

Раздели 19a + M на 30, и пусть остаток будет d.

Раздели, наконец, 2b + 4с + 6d + N на 7, и остаток назови е.

Тогда день Пасхи будет 22 + d + e Марта или d + е – 9 Апреля. Если счисление даст 26 Апреля, то 7 дней отбрось.

При нашем счислении (Юлианском) М всегда = 15, a N = 6. Но для Календаря Григорианского, с 1582 года, (когда введен новый Календарь на Западе) М и N, в разных столетиях, имеют различные величины. А именно:

с 1582 до 1699 М = 22, N = 3

1700 – 1799 М = 23, N = 3

1800 – 1899 М = 23, N = 4

1900 – 1999 М = 24, N = 5

2000 – 2099 М = 24, N = 5

2100 – 2199 М = 24, N = 6

2200 – 2299 М = 25, N = 0

2300 – 2399 М = 26, N = 1

2400 – 2499 М = 25, N = 1

Например: для 1835 г. a = 1, b = 3, c = 1,

19а + М у нас = 209 + 15 = 224.

у Римлян = 209 + 23 = 232;

d у нас = 14, у Римлян = 22.

2b + 4c + 6d + N у нас = 100,

у Римлян = 146.

e у нас = 2, у Римлян = 6.

d + e – 9 у нас = 16 – 9 = 7 Апреля.

у Западных = 28 – 9 = 19 Апреля.

Но 19 Апреля по новому стилю тоже самое, что 7-е по старому стилю. Следовательно, 1835 года Римская Пасха случилась в один день с нашей.

(3) Получили ли мы Ручную Пасхалию или так называемую в Великороссии, Богословлю, а в Малороссии Дамаскинову Руку, от Греков, но умели переложить эту Руку на наши руки (приспособив ее к нашему Славянскому Алфавиту) или изобрели ее сами?

Издатель Ручной Пасхалии 1799 г. Преосвящ. Симон, Архиепископ Рязанский2 не почитает вероятным, чтоб сам Препод. Дамаскин был изобретателем Пасхального счисления по рукам. В сочинениях его (Парижск. изд. 1712 г.) есть, замечает Преосвященный, одни таблицы кругов лунных и солнечных, с показанием дней Пасхи, но и те не признаются изобретением Дамаскина. Уверяют, однако, что у Греков есть также своя Ручная Пасхалия и называется Рукою Соломоновою3: кто же первый изобретатель её?

По мнению Преосвящ. Симона, в России эта Пасхалия введена, вероятно, вместе с письменами Славянскими в 10-м веке, и может быть сам Константин или Кирилл, Еп. Моравский, передал это искусство Славянам. Как бы то ни было, но нет сомнения в том, что Ручная Пасхалия у нас очень древняя. Это можно заключать и из того, что она известна нашим раскольникам. Сам Преосв. Симон первоначально узнал о ней (около 1750 г.) от одного выходца из раскольнических скитов (Сиозиомок), послушника Выгоретского Монастыря Алексея Попова (который, как пишет Преосвященный, «по его сказанию учился Грамматике и Риторике от Андрея Денисова, славного оного учителя сонмищ раскольнических», – и был после Протоиереем в Новгороде). Он же Преосвященный первый стал учить Ручной Пасхалии Семинаристов в Костромской Семинарии, еще 1771 г., хотя издал печатную Ручную Пасхалию уже 1799 г. Прежде его издания вышла в свет Рука Богословля Московского Священника Василия Петрова (Москва 1787 г.), в которой находим, для Ручной Пасхалии, довольно хороших соображений.

Подобное искусство известно и на Западе. Издатель настоящей Пасхалии имел случай видеть книгу, напечатанную в 1687 г., сочинение Езуита Тыльковского (Quintuplex temporis exegesis), в которой, между прочим, есть правила для Ручной Пасхалии (они, однако, не имеют той простоты, какая видна в Русской Пасхалии, и вместо букв употребляют числа). Сам Тыльковский ссылается на другого Латинского писателя, Клявия. (Clavius contra Maestilinum, L. 3.)

§ 2 . Главное правило Пасхалии

При изобретении дня Пасхи нужно знать: 1) Пасхальное полнолуние в данном году, и 2) в какой день недели оно случится. В ближайшее воскресенье после Пасхального, или первого весеннего полнолуния (т. е. какое случится не прежде равноденствия) Собор Никейский, 325 г., узаконил всем Христианам праздновать день Св. Пасхи (4).

Почему в Пасхалиях обыкновенно ищут пасхальный срок или предел, то есть день, прежде которого, по силе определения соборного, не должно праздновать Пасхи.

В нашей Пасхалии мы примем следующее правило: если Пасхальный срок будет день воскресный, то Пасха празднуется в тот же день, а когда случится в другой день, тогда праздник Пасхи относится к ближайшему воскресенью следующему (5).

Пасхальный предел будем находить на правой руке; а для того, чтоб знать, в какой день недели этот предел случится, будем искать вруцелето – на левой руке.

(4) Определение Собора имело в виду: а) то, чтоб день Пасхи был всегда воскресный, и б) чтоб не сходился с днем Пасхи Иудейской, а был бы всегда после него. Известно же, что Иудейская Пасха, по Закону, должна быть в первое весеннее полнолуние: потому Христианскую Пасху положено праздновать всегда после этого полнолуния.

(5) Другое правило, известное в Пасхалии, есть следующее: Пасха празднуется всегда после Пасхального срока, хотя бы он случился в день воскресный. Но при этом правиле берутся сроки ближайшие тех, какие разумеются в нашей Пасхалии.

Предполагая с Александрийцами, составившими, по соборному поручению, 19 летний Круг, что новолуния и полнолуния через 19 лет следуют опять в те же по порядку дни месяцев, как и прежде, находим, что 19 годам Круга лунного соответствуют следующие Пасхальные пределы:


1 г. Кр. Л. 3 Апр.   11 г. Кр. Л. 13 Апр.
2 г. Кр. Л. 23 Мар.   12 г. Кр. Л. 2 Апр.
3 г. Кр. Л. 11 Апр.   13 г. Кр. Л. 22 Мар.
4 г. Кр. Л. 31 Мар.   14 г. Кр. Л. 10 Апр.
5 г. Кр. Л. 19 Апр.   15 г. Кр. Л. 30 Мар.
6 г. Кр. Л. 8 Апр.   16 г. Кр. Л. 18 Апр.
7 г. Кр. Л. 28 Мар.   17 г. Кр. Л. 6 Апр.
8 г. Кр. Л. 16 Апр.   18 г. Кр. Л. 26 Мар.
9 г. Кр. Л. 5 Апр.   19 г. Кр. Л. 14 Апр.
10 г. Кр. Л. 25 Мар.      

Если следовать тому правилу, чтоб Пасху относить всегда к последующему за сроком воскресенью, то показанные числа нужно убавить единицею, то есть вместо 3 Апреля взять 2 Апреля, вместо 23 Марта – 22 Марта и т. д.

§ 3. Способ находить годы Круга Лунного и Пасхальные пределы

Вот легчайший способ, которым находится во всяком данном году Пасхальный срок, по составам пальцев: Возьмем на правой руке, соответственно 19 годам Круга лунного, 19 мест, или составов на пальцах: по четыре места на каждом из четырех пальцев, начиная с указательного, и три состава на большом пальце (см. Рисунок 1, Черт. №1, числа Арабские). Поставив 1-й г. Круга лунного на первом месте указательного, или при корне его у ладони, 2-й положим на первом же среднего, 3-й на таком же составе перстневого, 4-й, подобными образом на мизинце, а 5-й на нижнем месте большого пальца; потом пройдем высшим рядом составов на пальцах, считая следующие числа: 10-й год положим на высшее, второе место большого, 15-й на верх его же, а последний 19-й на верх мизинца. Если на первом месте поставим 1-й год от С. М. (с которого начинают у нас счет Кругов лунных), то очевидно, что там же, где 19-й год, будут и 190, 1900, 3800, 5700 и 5700 без 190 или 5510, а следовательно 5508-й, или год Р. X. будет на 17 месте (на верху среднего).

После чего нетрудно считать и годы по Р . X . Но счисление наше сделается несравненно легче, когда заметим, что:

а)      Четные десятки лежат один после другого непосредственно: например, 20 на 1-м, 40 на 2-м, 60 на 3-м месте, и т. д.

б)      Сотни падают также одна по другой непосредственно, только в другом порядке, а именно, когда считаем составы на каждом пальце снизу вверх, переходим к низу следующего пальца, и также считаем составы вверх: например, если 100 на 1-м составе перстневого, то 200 на 2-м высшем его составе,… 400 на верху, 500 в низу мизинца... 800 наверху его же,... 1900 на верху среднего, 2000 внизу перстневого и т. д.

в)      Четные тысячи, одна по другой, идут также, как сотни. (6)

Таким образом, скоро найти можно всякий данный год, а с тем вместе и число года в Круге лунном, смотря потому, который по числу – в обыкновенном порядке, по горизонтальным рядам, – состав занимается найденным годом. (7) В тоже время найдется и Пасхальный предел, соответствующий приисканному году Круга лунного. Нужно только заметишь ту букву, которая стоит на составе, где пал данный год, и она укажет нам пасхальный предел. – В последствии узнаем мы, что Л значит 3 Апр., Б = 23 Март., У = 11 Апреля и проч. (то есть: 19 букв означают те 19 пределов, которые показаны в примечании 5) (8)

(6)      Можно расположишь 19 лет и иначе. Можно, например, по пяти мест занять на трех пальцах и четыре, на четвертом (как делает в своей Пасхалии Свящ. Петров), и считать годы по составам сверху вниз (или обратно). Тогда сотни будут идти также одна после другой непосредственно, но с одного пальца на другой, или в рядах горизонтальных. Удобство здесь одинаково; но мы предпочли показанный выше способ для того, чтоб порядок счисления лет на правой руке был сходен с порядком счисления на левой, который имеет важные выгоды. В Пасхалии Преосв. Симона показанный способ не столь выгоден: занимается 5 мест на указательном и по 7-ми на двух следующих пальцах, и сотни предписывается считать чрез 5 мест одну после другой.

(7) Так, когда знаем, что год Р. X. или О стоит на верху среднего, то 100 будет внизу перстневого, 200 на 2-м высшем месте того же пальца ... 1000 на втором месте большого, 1100 на верху того же пальца,... 1800 на третьем высшем составе среднего, 1820 непосредственно за 1800, но в ряду не вертикальном а горизонтальном, то есть: на третьем же составе перстневого, 1821 на таком же месте мизинца, 1822 на верху большого, 1823 на верху указательного,...      1827 внизу указательного (куда возвращаемся с последнего 19-го места),... 1835 на втором месте мизинца, где и покажется 9-е место, или 9-й год Круга Л.

(8) Показанные на составах правой руки 19 букв называются у пасхалистов Исправными, или Исправою Алфе. Численное значение их тоже, что значение тех же букв на левой руке, где они входят в число 35-ти букв Ключевых, о которых будет сказано ниже.– Заметим для желающих научишься Ручной Пасхалии, что им весьма полезно знать на память 19 Исправных букв в том порядке, в каком они поставлены, то есть:

Л, Б, У, И, Ъ, Р, Ж, Ч, Н, Г, Х, К, А, Т, З, Щ, О, Д, Ѿ.

Это одна трудность в нашей Пасхалии: все прочее очень легко. Для уменьшения и этой трудности заметим, что каждая высшая на пальце буква стоить на 5 месте в Алфавите далее от своей низшей буквы (на том же пальце с нею стоящей), и только три последние буквы О, Д, Ѿ, стоят не на 5, а на 4 места далее по Слав. Алфавиту в отношении к своим низшим буквам (К, А, Т). Но при таком счислении нужно последней в Алфавите буквой считать Ы, и от неё возвращаться опять к первой А. – И так довольно заметить нижние на пальцах буквы: Л, Б, У, И, Ъ прочие сами найдутся, показанным способом, в Алфавите.

§ 4. Способ находить годы Круга солнечного и вруцелето

Дабы узнать, в какой день недели случится найденный Пасхальный предел, для того нужно знать вруцелето года, или одно из семи первых чисел (которыми означаются в Святцах дни недельные через весь год от 1-го Марта до последнего Февраля), указующее в данном году день воскресный4.

Для этого научимся делать счисление на левой руке и находить здесь сперва год Круга солнечного, а потом и вруцелето.

Займем на четырех пальцах по семь составов на каждом: три на задней стороне, один наверху и три на передней стороне пальца, – дабы получить число 28, то есть число лет Круга солнечного (см. Рисунок 1, Черт. №2, числа Арабские). Поставим наш 0 на верху указательного, и, исчисляя лета от С. М., будем идти горизонтальными рядами, сперва по верхам пальцев до мизинца (1, 2, 3), потом, перейдя на указательный, по первыми верхними сгибам пальцев на обратной их стороне (4, 5, 6, 7), далее по вторыми низшим сгибам (8, 9, 10, 11), еще далее по третьим (при корне пальцев,– 12, 13, 14, 15); перейдем к первым низшим сгибам от ладони, т: е: к другой стороне корня пальцев (16, 17, 18, 19), начиная всегда с указательного; поднимемся ко вторым высшим сгибам (20, 21, 22, 23), к третьим (24, 25, 26, 27), и 28-й год положим на верх указательного пальца там, где прежде поставили 0. Теперь очевидно, что на том же месте, где 28, станут 280, 2800 и 5600. Вычтя из 5600 число 28 х 3 = 84, находим 5516 год на том же самом месте; после чего без труда найдем место и для 5508 г. (год Р. X.) , а потом и для всякого года по Р. X. Год Р. X. находится там, где считается 20-й год Круга солнечного, то есть: на втором снизу месте указательного – к ладони. Для облегчения исчисления заметим, что

а)      Четные десятки падают всегда на указательном пальце через одно место после другого: например, если 20 на 1-м месте (с задней стороны); то 40 на 3-м, 60 на 5-м (то есть 3-м от ладони), 80 на 7-м (1-м от ладони).

б)      Сотни лежат одна после другой чрез два места на третьем: например, если 100 на 2-м, то 200 на 5-м , 300 на 8-м, или что тоже, на 1-м, 400 на 4-м и т. д. (все на том же указательном пальце)5.

в)      Четные, или сугубые сотни кладутся одна по другой непосредственно, только в обратном порядке, т. е. если 0 на 6-м месте (2-м от ладони), то 200 на 5-м, 400 на 4-м (на верху), 600 на 3-м, 800 на 2-м, а 1000 на 1-м месте того же указательного пальца.

г)      Тысячи полагаются через одно место одна после другой так же, как и четные десятки, а тройные тысячи падают так, как четные сотни (9).

От места указательного пальца, где найдется, после тысяч и сотен, четный десяток данного года, надобно идти обыкновенным порядком (горизонтальными рядами по составам) до числа, каким данный год превышает число сысканное на указательном: место, где падет данный год покажет число года в Кругу солнечном (10). В тоже время откроется и вруцелето года. Заметим только, что високосные года всегда выпадают на места указательного пальца, а вруцелета по составам его лежат в следующем порядке: на 1-м (с задней стороны) – 1-е, на 2-м 3-е, далее 5, 7, 2, 4, 6 (на первом от ладони)6. Если от места указательного пальца, какое лежит в том же ряду, в котором и данный год, сочтем, по порядку, вруцелета до места соответствующего данному году, то и откроется искомое вруцелето года (11).

(9) Конечно, расположение 28 лет на пальцах может быть и другое, и не одно (например, занять на четырех пальцах по 6 мест, а на 5-м 4, или на четырех пальцах по 5-ти, а на 5-м 8-мь мест и т. п.); но ни одно иное расположение не представит столько выгод, как изъясненное выше. Кроме выгод показанных в правилах для исчисления, еще имеем ту выгоду, что место года Р. X. или 0 легко помнить: он стоит как на правой, так и на левой руке там, где показана буква О. – Лучшее, по-видимому, было бы расположение то, которое давало бы сотни одну после другой непосредственно, как это видели мы при счете годов Круга Лунного; но такое расположение хотя не невозможно, не может однако сохранить прочих выгод счисления. Священник Петров (Рука Богословля, Част. II. гл. 4) предлагает между прочим располагать годы круга солнечного так: начав 1 на 7-м составе указательного (на 1-м от ладони) велит идти на 6-й среднего, на 5-й перстневого, и на 3-й мизинца; потом на 2-й указательного, на 1-й среднего, на 7-й перстневого и на 5-й мизинца (на мизинце всегда не одним местом, а двумя выше), далее на 4-й указательного, на 5-й среднего и т. д. (28-й г. падет на 1-й состав мизинца). Это трудное расположение дает ту выгоду, что на мизинце считаются сотни одна после другой непосредственно (100 на 2-м, 200 на 3-м, 300 на 4-м и т. д. месте), зато четные десятки считаются так, как по нашему способу сотни, а числа меньшие 20-ти весьма трудно отыскиваются7.

Тыльковский (в упомянутой в 3 примечании к книге) располагает сотни лет от Р. X. на семи местах: на трех большого пальца и на каждом из нижних мест четырех других пальцев. На 1-м месте ставит 0, на 2-м 100, на 3-м 200 и т. д., 700 опять там где 0, 800 там где 100 и т. д. и замечает на каждом месте число Круга Солнечного Римского: на 1-м (где 0) 9-ть, на 2-м 25, на 3-м 13, на 4-м 1, на 5-м 17, на 6-м 5, на 7-м 21. Но если год не вековый, то избыток прикладывает к найденному для векового года числу Круг. Солн.,– если этот избыток меньше 28, а в противном случае отбрасывает от него по 30, и за каждое вычитание прикладывает к числу Круга Солнечного 2 (*) Если бы кто хотел найти по этому способу наше число Круга Солнечного (которое превышает Римское 11-ю); то при 0 считай 20, далее – 8, 24, 12 28, 16, 4. Всякий, однако же, согласится в том, что наш Русский способ несравненно лучше этого способа.

(10) Например 1000-й г. по Р. X. падет от места, где 0, чрез одно место, то есть: на 1-е на обратной стороне пальца. Отсчитываю назад четыре места для четырех двустолетий (предыдущее 1-му месту есть 7-е, или 1-е от ладони), и получаю 1800 на верху пальца. Отсюда поступаю опять вперед чрез одно место, и нахожу 1820 там же где 0; 1821 будет подле этого места на среднем, 1822 на подобном месте перстневого, 1824 на третьем от ладони на указательном, 1828 на верху того же пальца, 1832 назади того же пальца на верхнем его сгибе, a 1835 на таком же сгибе мизинца. Найдется, что этому месту соответствует 7-й год Круга Солнечного.

(11) Когда известно, что на первом верхнем сгибе указательного, на обратной стороне, стоит вруцелето 5, то знаем, что на верхнем же сгибе среднего стоит 6, на равном тому месте перстневого 7, а на том же сгибе мизинца 1. Итак вруцелето 1835-го года есть 1 или А.

Теперь все приготовления кончены, и нам стоить еще раз взглянуть на правую и левую руки, чтобы узнать, когда в данном году будет или была Пасха.

§ 5. Изобретение дня Пасхи

На правой руке нашли мы год Круга Лунного и Исправную букву, а на левой год Круга Солнечного и вруцелето. После этого остается нам узнать, в какой день недели будет Пасхальный предел, соответствующий найденной Исправной букве (§ 2). Начнем на левой руке, с третьего от ладони состава на мизинце (12) считать 35 букв Славянского Алфавита А, Б, В, перейдем на заднюю сторону большого пальца, считая места вверх: Г, Д, Е, Ж, а на передней стороне вниз: Ѯ, З, И (т: е: по всем семи местам пальца), потом на указательный, на средний и т. д., переходя места тем же порядком. Заметим, что А значить 22 Марта (прежде которого дня никогда не бывает Пасхи), Б – 23 Марта, В – 24 Марта,.... что А или 31 Марта станет на последнем месте большого пальца (на 1-м от ладони), a I или 1 Апреля на первом указательного (сзади его), и, наконец, Ѧ или 25 Апреля – самый поздний день Пасхальный – на самом верху мизинца (13) (см. Рисунок 1, Черт. №2). Найдя, где стоит на левой руке, найденная на правой, буква Исправная, мы тотчас узнаем, здесь ли стоит число Пасхи или его искать должно далее. Здесь нужно только изыскать, будет ли Пасхальный предел в воскресенье или нет, или, что тоже, число места (от ладони)8, где отыскана на левой руке Исправная буква, равно числу вруцелетному или нет? – Вруцелетное число отсчитывается, в этом случае, от ладони вверх, а потом (если нужно) и назад пальца: на первом от ладони говорится 1, на втором 2, и т. д. (14) Если состав, на котором найдена Исправная буква на левой руке, совпадет с числом вруцелетным, то та же самая буква будет и Ключевою, то есть: показательницей числа Пасхи. Если тот состав лежит далее числа вруцелетного (это значит, что предел Пасхальный будет в один из предыдущих дней воскресенью); тогда день Пасхи укажется той буквой, которая стоит на месте вруцелета. Если, наконец, состав с Исправной буквой лежит ближе (к ладони) числа вруцелетного; тогда вруцелето должно полагать на следующем пальце, и состав, на котором падет оно, своею буквою, покажет нам число Пасхи. (15)

(12) Это начало произвольно, но оно имеет свои выгоды. Оно есть третье место от ладони, а при Ключевой букве А вруцелето бывает также 3. Сверх того легко заметить, где кончатся Пасхальные дни Марта и где начинаются дни Апреля. Есть и невыгоды этого положения, как увидим ниже, при нахождении некоторых других церковных времен.

(13) Первое полнолуние весеннее может быть в самый день равноденствия, то есть 21 Марта (по счислению 4-го века, в котором был Никейский Собор): тогда ближайший день воскресный может случиться 22 Марта, которое и есть первое, самое раннее, Пасхальное число. Но если полнолуние случится 20-го Марта, тогда оно не почитается Пасхальным, потому что ранее предполагаемого Собором равноденствия, а берется первое полнолуние следующее, то есть, считая от 20 Марта, в 30 день или 18 Апреля. А как это число может быть воскресным, то по правилу, которое возбраняет в самое полнолуние, вместе с Евреями, праздновать Пасху, должно относить наш праздник к следующему воскресенью, то есть к 25 Апреля. Вот почему 22-е Марта есть самое раннее, а 25 Апреля самое позднее число Пасхи.– Всего Пасхальных дней 35, а потому столько же и Ключевых букв.

(14) Вруцелето считаем здесь от ладони вверх, или обратным против обыкновенного порядком, потому, что наши вруцелетия идут по числам месяцев тоже не прямым, а обратным порядком, то есть: так: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. (Ѯ, З, Е, Д, Г, В, А). Например, если на 7-е Апреля падает 1-е вруцелето, то на 8-е падет 7 на 9-е 6, на 10-е 5 и т. д. (см. Святцы).

(15) Например, 1835 г. Круг Луны 9 (см. прим. 7), которому соответствует Исправная буква Н. Та же буква на левой руке есть третья от ладони на указательном. Вруцелето 1835-гo года есть 1 (см. прим, 11), и, полагаясь на первом от ладони месте, показывает букву П. Эта буква и должна быть Ключевою, потому что число вруцелета не взошло далее места Исправной буквы, а лежит ниже его. Ключевая П значит 7-е Апреля.

Вот еще несколько примеров для упражнения:

Найти Пасху 325-го года. На правой руке 100 падает там где У, 200 выше, там где Ч, 300 на А, а 320 подле А по горизонтальной линии, то есть на Т, 325 падет на Ѿ, что и есть Исправная буква для 325-го года. На левой руке 200 нахожу выше О непосредственно на Н, а 300 через два места (чрез О и П) на I9, 320 через одно место далее на Л, потом считая пять мест по горизонтальным рядам, нахожу 325 на С, где вруцелето 4, потому что на равном тому месте, на указательном, вруцелето 3. Но буква Ѿ на левой руке занимает первое место от ладони на среднем; след. вруцелето 4 нельзя положить на среднем пальце, а должно перенести его на перстневой. Оно падет наверх пальца и покажет Ключевую Щ, то есть 18-е Апреля, день Пасхи 325 года.

Найти Пасху 1840 г.– На правой руке станет данный год на Т, на левой там, где I и вруцелето 1-е. Буква Т на левой руке далее 1-го места от ладони: потому Ключевою буквою почитаю ту, которая совпадает с числом вруцелета, то есть: Ѿ, что значить 14-е Апреля.

Найти Пасху 2000 г.– Исправная буква его У, а на левой руке нахожу тот же год там где Л и вруцелето 5. Буква У на левой руке стоит на верху среднего, или на 4-м месте от ладони: след. должно поступать, для вруцелета 5, на следующий палец. Здесь пятое от ладони место занимает Ш, которая и есть Ключевая для 2000-го года. Она значит 17-е Апреля.

В Четии Минеи, Мая 2, сказано, что при В. К. Владимире Мономахе Мощи Св. Бориса и Глеба перенесены в новую каменную церковь в Вышгороде 2-го Maя в неделю Мироносиц, и следовательно Пасха была тогда 18 Апреля. Спрашивается: в каком году это было? – Владимир Мономах стал Великим Князем 1114 года. Этот год падает на правой руке там, где Г, а на левой там, где Ц, и вруцелето имеет 3. Но Г на левой руке принадлежит большому пальцу, где стоят дни Марта, а не Апреля, и вруцелету не нужно переходить на следующий палец: следовательно 1114 г. вопросу не удовлетворяет. Следующий 1115 г. имеет Исправную букву Х, а вруцелето 4,– что и удовлетворяет вопросу, потому что число 4 должно положить на перстневом пальце, где и найдется Ключевая буква Щ, или 18 день Апреля для Пасхи. (У Нестора показан именно этот год).

Волынский Летописец замечает, что после Владимира Волынского сел на княжение Мстислав 6797 (1289) г. Апреля 10-го на «самый велик день»: точно ли это день Пасхи? – 1289-й год на правой руке находим там где Т, а на левой там где Х и вруцелето 5. Здесь же находим, что б Т с вруцелетом 5 сходится на одном месте. Следовательно Ключевая того года есть Т, что и значит 10-е Апреля.

Труднее вопрос из Пролога (Maя 20): мощи Св. Алексия положены при В. К. Иоанне Васильевиче в новую серебряную раку, Февр. 12 дня, на первой седмице В. поста в четверток,– в каком году это было? Если год был високосный, то Пасха была тогда 28 Марта, а если простой, то 29 Марта. В первом случае ближайший к 1533 г. (когда начал княжить Иоанн Васильевич) удовлетворяет вопросу 1540 г., а в последнем 1551-й.

§ 7. Праздники Минейные и Триодные

Кроме дня Пасхи, как по обыкновенной Пасхалии, так и по ручной находятся в данном году праздники, или вообще Церковные времена двоякого рода: преходящие, Триодные, или зависящие от Пасхи, и неподвижные, или Минейные. Общее правило для изобретения их есть следующее:

Нужно знать самые ранние или ближайшие пределы искомого праздника или поста (16), а потом идти на левой руке от А вперед или от Ѧ назад до Ключевой буквы года, считая следующие после предала числа или дни. Вперед считается (по А, Б, В и проч.), когда ищется праздник триодный, а назад (от Ѧ к Ѫ, Ю и проч.), когда находят праздник минейный. Число, какое сочтется на Ключевой букве покажет время праздника или продолжение поста. (17)

(16) Пределы праздников Триодных на Ключевой А


Начало Триоди 11 Янв Для високоса эти числа подвигаются на одно место вперед.
Предел мясопуста   25 Янв
– .. – сыропуста (заговение на В. пост) 1 Февраля
– .. – Преполовения 15 Апреля
– .. – Вознесения 30 Апреля
– .. – Пятидесятницы    10 Мая

Сюда же относится продолжение мясоястия Рождественного, которое при Ключевой А = 4 нед. и 4 дням, а в високосном году = 4 нед. и 5 дням.

Границы неподвижных праздников

на Ключевой Ѧ.


Начало Триоди 11 Янв Для високоса эти числа подвигаются на одно место вперед.
Предел мясопуста   25 Янв
– .. – сыропуста (заговение на В. пост) 1 Февраля
– .. – Преполовения 15 Апреля
– .. – Вознесения 30 Апреля
– .. – Пятидесятницы    10 Мая

Сверх сего, подобно тому, как отыскиваются триодные праздники, находятся и Столпы 8 гласов Церковных:


1-го Столпа начало 24 Мая
2 19 Июля
3 13 Сентября
4 8 Ноября
5 3 Января
6 28 Февраля

Первый Столп начинается после недели Всех Святых. Каждый продолжается 8 недель, кроме последнего, который не доканчивается, потому что от 6-й недели Вел. поста до понедельника Фоминой Октоих оставляется, а потом до недели Всех Святых наблюдается особый порядок гласов (по Цветной Триоди). Для 6-го Столпа, в году високосном, берется не 28, а 29 Февраля.

Зная, когда начинаются Столпы гласов, знаем и число недель по сошествии Св. Духа.


с   1-м  Столпом начинается 2-я неделя по Сошествии Святого Духа
со 2-м 10-я
с   3-м 18-я
с   4-м 26-я
с   5-м 34-я

Но 34-я неделя есть неделя предшествующая Мясопустной, а мясопуст бывает иногда ранее (в Январе), иногда позже (в Марте): потому и 34-я неделя, с двумя ей предыдущими 32 и 33-ю, бывает ранее и позже, так что, после недели по Просвещении, иногда бывает нужно принимать прежние недели. Заметим следующие правила:

Евангелие о Закхее (нед. З2-я) читается при Ключевых буквах, которые на мизинце первые (А В), в неделю пред Просвещением

на большом пальце (ГН), в самую неделю по Просвещении

на указательном (IП), в неделю следующую после недели по Просвещению.

При Ключевых на следующих пальцах принимаются прежние недели:


при Ключевых на среднем пальце 31-я нед.
– – – – – – перстневом 30-я нед.
– – – – – – мизинце (ЪѦ) 29-я нед.

(Для високосных лет должно следовать тем же правилам, но так, чтобы вместо данной Ключевой брать следующую по Алфавиту: например, в 1840 г. вместо ѾЦ)

(17) Так, желая найти сыропуст в году имеющем Ключевую П, при А говорю 1-e Февраля, при Б – 2-е, при В – 3-е и т. д., а при П – 17-е Февраля. Если это год високосный, то беру следующее число, т. е. 18 Февраля. Когда же приискиваю день Благовещения (праздник неподвижный), то при Ѧ говорю: четверток 3-й недели, при Ѫ – пяток, при Ю – суббота, или, скорее, перехожу сверху мизинца на верх перстневого и говорю: четверток 4-й недели, потом на верху среднего – четверток 5-й недели, а на верху указательного – четверток 6-й нед. В. поста. Но здесь, спускаясь к Ключевой П считаю дни обратно: четверток, среда, вторник, понедельник 6-й нед. Вел. поста. Если бы Ключевая стояла назади пальца, тогда дни считались бы вперед. Заметим, что это небольшое неудобство есть следствие нашего расположения Ключевых букв по составам пальцев левой руки (см. выше прим. 12). Если бы А поставили мы на первом месте пальца (наприм. большого, где теперь Г), то Ѧ стало бы на последнем месте, и тогда счет дней или чисел был бы только прямой (от первых мест у ладони). Но при таком расположении имели бы мы ту невыгоду, что, при отыскании Ключевой, ставили бы на первом месте от ладони не 1-e, а 4-e вруцелето, a 1-e Апр. имели бы не на 1-м месте указательного, а на 4-м.

§ 8. Индикт, Основание, Рождение и Ущерб Луны, и пр.

Не бесполезны также в Пасхалии предметы: Индикт и Основание.

Индикт, или год 15 летнего Римского круга, находят по правой руке, где на каждом из трех пальцев, для Индикта, занимается по 5-ти мест (см. Рисунок 1, Черт. №1, числа Римск.) Заметив 0 на третьем месте, или на III Индикта, найдем 10-й год на таком же месте перстневого, 20 на среднем, 30 на указательном, 40 опять на перстневом и т. д., – обходя, так сказать, пальцы кругом. Сотни и тысячи, одна по другой, считаются подобным образом, так что после тысячи первая сотня, и после сотни первый десяток кладется так же, как после первого десятка второй (18).

Основание года, т: е: число которое, когда вычтется из 30, дает в году день рождения луны Мартовской (19), по Ручной Пасхалии находят так: на левой руке от места Ч считают, против порядка букв, числа 1, 2, 3 и т. д.; 23 получают на Г, 24 на В,.. 26 на А, а 27 полагают на Ы (пять мест ћѦ опускаются),.. 30 на Ш. Отыскав на левой руке Исправную букву, находят па ней показанным счетом, число равное Основанию того года, которому соответствует Исправная буква. Потом считая 30 дней с буквы Щ (также опуская 5 мест ћѦ) порядком прямым, или по течению букв, на месте той же Исправной буквы находят число рождения луны Мартовской, а начиная счет с М, число ущерба, или полнолуния той же луны (20).

Вот еще небесполезный способ находить, в какой день недели случится или случалось число какого-либо месяца в данном году:

На указательном пальце имеем 1-е Марта на Н 1-е Апр. на I на том же пальце поставим 1-е Мая на Л, 1-е июня на О, 1-е Июля на I, 1-е Августа на М.., вообще так, чтобы после месяца, имеющего 30 дней, следующий падал через одно место далее, а следующий после месяца, содержащего в себе 31 день,– чрез два места далее10. Отсчитав на том же указательном место вруцелета, так же как и при изобретении Ключевой буквы, будем знать, что, где падает число вруцелетное, на том составе воскресенье, что выше его суббота, пяток и проч., а ниже (к ладони) понедельник, вторник и т. д. Зная, что где падает 1-е число месяца, там и 8, 15, 22, 29, легко найдем день недели для всякого другого числа (21).

(18) Например, 1000 на XIII Индикта, 1100 на VIII,... 1800 на III , 1810 на XIII,... 1830 на III, а 1835 на VIII.–

Выгоднее счет Индикта перенести на левую руку: тогда 0 будет там же, где на левой руке О.

(19) Основание наше при 17-м Круге луны есть 11, т. е. то число, которым солнечный год (365 дней) превышает год лунный (354 дней). В следующих годах находится оно чрез приложение к Основанию предыдущего года еще 11-ти (причем из суммы большей 30 по 30 дней отбрасывается). Таким образом составляется следующая таблица:


Круг. Л. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Основ. 14 25 6 7 28 9 20 1 12


Круг. Л. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
Основ. 23 4 15 26 7 18 29 11 22 3

Каждому году Круга лунного, который цело делится на 3, соответствует Основание 3-мя большее числа того года, кроме 18-го, которому соответствует Основание 18 + 4 = 22.

Такой порядок Оснований, для показания Мартовских новолуний, не приличен временам Никейского Собора и вообще 4-му веку. В 319 г. например, полнолуние было в самый день равноденствия, то есть 21 Марта11, и след. новолуние 7 Марта: это значит, что Основание того года (который есть 13-й в Кр. Л.) было 23, между тем как ныне в 13-м году Кр. лунного Основание 26, т. е. 3-мя большее. В настоящем виде Основания употребляются, вероятно, не более 500 лет12. Ныне нужно было бы опять изменить наши Основания, прибавив к ним по единице. (см. ниже прим. 24-е, и сравни новолуния, находимые по нашим Основаниям, с новолуниями, какие показываются в календаре С. Петербургском.)

(20) Разумеется, что весь этот счет не дает показаний точных и может ошибаться днем, и более. Ныне выгоднее считать не с Щ, а с Ъ. – 11-ть предыдущих Исправной букве чисел, приблизительно же, показывают дни рождения или ущерба для 11-ти последующих за Мартом месяцев.

Вот еще несколько слов о Епакте. Она значит у нас число, показывающее 21 день старости Пасхальной луны13, и находится посредством вычитания Основания из 21 или 51 (если Основание больше 21). По Ручной Пасхалии находят ее, считая числа 1, 2, 3 и пр. с буквы Ж на левой же руке, прямым порядком, до места буквы Исправной.

(21) В прежних Р. Пасхалиях месяцы разлагаются по разным пальцам: 1 Марта на Н, 1 Апр. на I , 1 Мая на Е, 1 Июня на Б, 1 Июля на Ѣ и проч., т. е. так, как они приходятся при непрерывном исчислении дней всего года по 35 местам пальцев. Но из показанного у нас способа видно, что такое расположено месяцев совсем не нужно.

По руке же находят, какой месяц сколько имеет дней, следующим образом: пригибают к ладони пальцы указательный и перстневой, и, указывая на большой, говорят Март, на указательный Апрель и т. д., от мизинца возвращаются назад к большому: при таком счете получают на пригнутых пальцах месяцы в 30 дней, а на прочих, в которых по 31 дню (Февраль замечают особо).

§ 9 . Способ, по нашим Исправным буквам, находить Епакты Римские

У западных Христиан вместо наших пределов Пасхальных, а след. и Исправных букв, употребляются Епакты, которые значат не то, что Епакты наши, а имеют сходство с нашим Основанием года, то есть означают, на сколько дней год солнечный идет впереди лунного14. По старому стилю Епакты Римские шли след. порядком:


Кр, Л. 19 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Еп: * или 30 11 22 3 14 25 6 17 28 9 20

Им соответствуют наши:

Испр. Б б: Ѿ, Л, Б, У, И, Ъ, Р, Ж, Ч, Н, Г.


Кр. Л. 11 12 13 14 15 16 17 18
Епакты: 1 12 23 4 15 26 8 19
Испр. Б б: Х К А Т З Щ О Д

(22)

Итак, до 1582 г. (когда введен на Западе новый стиль) изобретение Римской Пасхи производится по тем же правилами, какие показаны для изобретения нашей Пасхи.

Но изобретатели нового календаря (23) нашли, что прежние Епакты годны, или согласны с истинным течением солнца и луны, только до 800 г. по Р. X. и что с 800 года надобно Епакты подвинуть одним днем далее, или увеличить, а потом таким же образом увеличивать их чрез каждые 300 лет (в 1100, 1400 г. и пр.), и потому в 15-м веке считать например вместо Епакты 30 Епакту 33 или 3, а откинув в 1582 г. 10 дней вместо Епакты 3 или 33 взять 33 – 10 = 23, (соответственно же тому изменить и все Епакты в древнем 19 летнем Круге). Сверх того с течением веков, Епакты должны изменяться от того, что не все вековые годы считаются високосными: при опущении одного дня, нужно убавлять Епакту днем же. Так 1700 г. Епакта, вместо 23, будет 22; но с 1800 г. который положен вместо 300-го15, Епакту нужно уменьшить днем и увеличить днем же, то есть оставить прежнюю. (24)

Теперь, если на этом основании, разложим Епакты с 1700 до 1900 г., то получим следующие ряды:


Кр. Л. 16 19 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Епакты: 22 3 14 25 6 17 28 9 20 1 12

Им параллельны

Испр. Б б: Б, У, И, Ъ, Р, Ж, Ч, Н, Г, Х, К


Кр. Л. 11 12 13 14 15 16 17 18
Епак: 23 4 15 26 7 18 * 11
Исп. Б б: А Т З Щ П Е Ѿ Л

Здесь видим, что Исправная буква для Римской Пасхи при 1-м г. Круга лунного та же, что у нас при 3-м, при 2-м г. в Римской Пасхалии та же, что в нашей при 4-м и т. д., или, что тоже, Римские Исправные буквы (разумеются пределы Пасхальные, а Исправных букв собственно нет у Римлян) идут пред нашими Исправными двумя местами (в Лунном круге) впереди, и только вместо наших О и Д должно считать П и Е.

Итак вот правило для изобретения Исправной буквы для Пасхи Римской (в 18 и 19-м веках):

На правой руке найди данный год по нашему правилу (§ 3), но подвинься на два места вперед, и здесь заметь нашу Исправную букву, которая и будет Исправная буква для Римской Пасхи; вместо же О и Д (у нас 17 и 18 г г. в Кр. Л.) бери следующие в Алфавите П и Е.– В других столетиях (кроме 18 и 19-го) это правило должно изменяться только в рассуждении вида Исправных букв. (25)

(22) Епактам 22, 21, 20, 19 и пр… , 30, 29 и пр. соответствуют у Римлян Пасхальные пределы 22 Марта, 23, 24, 25 и пр. 12. Апр. 13, 14 и пр. Но это пределы такие, которые если бы случились в день воскресный, то Пасха относится к другому следующему дню воскресному. Мы разумеем пределы, в которых, если они случатся в воскресенье, должно праздновать Пасху: потому вместо 22 Марта берем 23, и означаем этот предел не буквою А, а буквою Б, и т. д. (См. прим. 5).

(23) К перемене Календаря на Западе привели наблюдения Астрономов, показавшие, что равноденствие весеннее, с течением веков, отдаляется от Юлианского начала года. В 4-м веке равноденствие случалось 21 Марта, что и было принято на Никейском Соборе постоянным термином. Но в 1582 г. нашли, что равноденствие перешло на 11-е Марта, и след. в году Юлианском прибавилось 10 дней лишних. (Причина этому та, что Солнечный год содержит в себе не 365 дней и 6 часов ровно,– как предполагает счисление Юлианское, а 365 дней 5 часов, 48 минут и 48 секунд). Почему П. Григорий ХIII выключил 10 дней из мес. Октября 1582 г., а на будущее время постановил, чтоб каждый вековой год считать не високосным, а простым, кроме четвертого векового года (1600, 2000, 2400 и т. д. високосные, a 1700, 1800, 1900, 2100 и пр. простые годы). Известно, что ныне новый стиль идет впереди пред старым уже на 12 дней17. Многие и на Западе долго не принимали Календаря Григорианского. В Германии он принят только в начале прошедшего века, а в Англии в половине того же века. Ныне вся западная Церковь принимает счисление Григорианское, и только одна восточная Церковь держится древнего обычая Церкви вселенской.

(24) См. Elementa Chronologiae Chr. Wolfii, с. 6. 19-й летний Круг лунный, или 235 лун составляют 69З9 дн. 16 ч. 32 мин. 28 сек., а 19 лет солнечных Юлианских = 6939 дн. 18 ч. Небольшая разность одного 19-летия пред другим, в 312 лет, составит день. Вот почему чрез 300 лет положено один день от прежнего 19 летнего Круга убавлять. Но когда убавляется один день, Епакта Римская возрастает на одно число, по той причине, что когда Епакты разлагаются по числам месяцев в календаре (для обозначения новолуний), то ставятся в обратном порядке, подобно нашим вруцелетам. Так, если 1 Марта поставлена Епакта 30, или *, то при 2 Марта – 29, при 3-м 28 и т. д. Оттого, если новолуние было прежде, например, 2 Марта, а чрез 300 лет будет 1 Марта, то в первом случае Епакта 29, а во втором 30, или * (порядок Епакт в календаре всегда остается один, подобно тому как в наших Святцах порядок вруцелетий). При опущении одного високосного года, Епакта уменьшается днем, потому что, если новолуние было прежде, например, 1-го Марта, то, по опущении дня, оно должно быть 2-го Марта, то есть при Епакте не 30, а 29.– Таким образом, исчислено, что если в 16 веке, при 19 г. Круга Л., Епакта 23, то в 17 в. будет та же Епакта 23, потому что в 1600 г. день не опускается. Потом будет следующий порядок:


В 18 и 19 вв. в 19 г. К. Л Епакта 22  
в 20, 21, 22 21 = 22 – 1  
в 23 20 = 22 – 2  
в 24 19 = 22 – 3  
в 25 20 = 22 – 2  
в 26 19 = 22 – 3  
в 27, 28, 29 18 = 22 – 4  
в 30, 31 17 = 22 – 5  
в 32, 33, 34 16 = 22 – 6  
в 35 15 = 22 – 7  
в 36 14 = 22 – 8  
в 37 15 = 22 – 7  
в 38 14 = 22 – 8  
в 39, 40, 41 13 = 22 – 9  
в 42 12 = 22 – 10  
в 43, 44, 45 11 = 22 – 11  
в 46, 47 10 = 22 – 12  
в 48, 49, 50 9   = 22 – 13  
и проч.    

(Должно заметить, что здесь столетия считаем мы не от единицы, а от 0, например, 1900 полагаем уже в 20-м столетии).

(25). Это счастье наше, что мы, в нашем столетии, получили для Римской Пасхи тот же вид Исправных букв, какой имеют они у нас. Но из предыдущего примечания 24-го видим, что в следующих столетиях Епакты должны уменьшаться. Отсюда заключаем, что Исправные буквы для Римск. Пасхи в следующих веках, относительно к нынешним, должны быть одним, двумя, тремя и т. д. местами далее по нашему Алфавиту. Должны быть далее, а не ближе потому, что Исправные наши буквы идут обратным, против Римских Епакт, порядком, т. е. если Епакте 23 соответствует наше А (или, по нашему правилу, предел Пасхи 22 Марта), то Епакте 22 соответствует Б, Епакте 21 – В,... Епакте 1 – Х, Еп. 30– Ѿ,.... Еп. 25 – Ъ.

Итак в 20, 21, 22 стол. Найдя, например, (по прав. § 9) для данного года Испр. букву Л, будем называть ее М, Б назовем В, УФ и т. д.

Для 23-го стол. вместо Л будем говорить Н вместо БГ и т. д.

Для 24-го стол. вместо ЛО, вместо БД и т. д.

Но при 17 и 18 гг . Кр. Л. (где у нас О и Д) должно еще подвигаться на одно место далее в Алфавите, например, в 20, 21, 22 ст. вм. наших О и Д, брать не П и Е, а Р и Ж.

Напротив, для 17-го века нужно вместо Л говорить К, вместо Б, А и т. д. (вместо. АЪ); но О и Д не изменяются.

На сколько мест в каком столетии подвигать должно по Алфавиту Исправные буквы, показывают числа, вычитаемые из 22-х, в таблице примеч. 24-го.

Если угодно таблицу прим. 24-го перевести на руку, то сложи пальцы, как показано в прим. 21, и займи по два места на каждом пальце (верхнее и нижнее), а на среднем и мизинце по три места, чтоб получить 12 мест. В нижнем месте большого ставь 0, далее считай 1, 2, 3 до 11-ти. Это числа, которые покажут на сколько в каком столетии подвигать должно вперед по Алфавиту Исправные буквы. Потом начни с места, где 0, считать столетия с 18-го, таким образом: на каждом месте полагай не менее двух столетий, и только на среднем месте мизинца одно столетие; на верхах стоящих пальцев, по три, и постольку же на нижних местах среднего и мизинца, но на пригнутых пальцах считай по два столетия не рядом, а так: на 1-м месте, например, 23, на втором 24, а 25 опять на 1-м, 26 на втором. Число места, где станет искомое столетие, покажет, на сколько мест подвигаются в нем Исправные буквы18. После 45-го столетия (на последнем месте), 46-е должно ставить опять на 1-м месте и продолжать счисление показанным порядком, но считать на 1-м месте 12-е, далее 13-e место и проч.

§ 10. Способ находить Римскую Пасху

Нашедши Исправную букву для Римск. Пасхи, нетрудно найти и самую Пасху. Найденную на правой руке букву отыщи на левой, и, узнав какое Римское вруцелето принадлежит данному году, полагай число вруцелета по составам пальца, так же, как при изобретении нашей Пасхи (§5). По известному правилу найдется, либо на том же, либо на следующем пальце, Ключевая буква, которая и покажет день Пасхи. А что бы знать Римские вруцелета, сравним их с нашими. Воскресным буквам Римским: G, А, В, С, D, Е, F19 параллельны наши вруцелета 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Итак если вместо F будем считать 1, вместо Е – 2, вместо D – 3 и т. д., то до 1582 г. Римские вруцелета найдем совершенно те же, как и у нас. В следующих после 1582 г. годах и столетиях тождество это нарушается потому, что новый стиль идет несколькими днями впереди против старого. (26) Находим, что в 18 стол. Римские вруцелета более наших 3-мя, в 19-м 2-мя единицами, а в 20-м будут более единицею. Итак, на указательном пальце, на семи местах его, вместо 1, 3, 5, 7, 2, 4, 6 (§4), поставим, для 19 столетия 3, 5, 7, 2, 4, 6, 1, для 20-го же 2, 4, 6, 1, 3, 5, 7, а впрочем, будем считать годы и находить их вруцелета по нашему обыкновенному правилу. (27).– Заметим, наконец, что найденное число Пасхи Римской будет число по новому стило, и что для сравнения его с числом нашего стиля, должно вычитать из первого в 16 и 17 в. – 10, в 18 в. – 11, в 19 в. – 12, в 20 и 21–м – 13, в 22 – 14 и т. д. (28)

(26) Когда в 1582 г. после 4 Октября стали считать непосредственно 15 Октября, а вруцелето тогда было G (7), 4-му Октября соответствовало D, 15-му А; то воскресный день получили не на букву G, а на С. Но Римское С, по нашему счету 4, а G = 7: следовательно тогда Римское вруцелето сделалось на 4 единицы более нашего. В 17 веке было тоже отношение по той причине, то 1600 г. почитали Римляне високосным. С 1700 г. они день убавили; потому уменьшилось и вруцелето.

(27) Чем в каком столетии Р. вруцелето более нашего, узнаем следующим образом: будем считать столетия по 7-ми местам указательного пальца, поставив 16 и 17-е столетие на верху его, или на 4-м месте; сходя вниз назад пальца, будем говорить 18-е на 3-м месте, 19 на 2-м , 20 и 21 на 1-м, 22 на 7 месте (на 1-м от ладони), 23 на 6-м, 24 и 25 на 5-м и т. д., т. е. всегда, через два места, будем выговаривать на одном месте по два столетия. Число места, где падет столетие, покажет, на сколько Римск. влуцелето больше нашего. Например, 25-е столетие падает на 5-е место; следовательно, если наше вруцелето 1, то Римское 6; если наше 3, то Римское 8 или 1 и т. д. Когда столетие падает на 7-е место, это значит, что Римское вруцелето сходно с нашим (например, в 22, 31, 40, 41, 50 столетии и пр.20)

(28) Если на 16 и 17 столетии, порядком показанным в примечании 27, сочтем 10, на 18-м 11, далее 12, 13, 14 и т. д., то откроется, на сколько дней в каком столетии нов. стиль идет впереди пред старым. Здесь, однако, для избежания ошибки в счете, лучше с 5-го места одного пальца переходить на 4-е (на верх) следующего.

Вот несколько примеров:

Найти Римскую Пасху 18З4 г. – На правой руке нахожу данный год там, где Ч, но, по правилу, беру Исправ. букву Г, т. е. чрез место далее. На левой руке тот же год нахожу там где Ш, а Римск. вруцелето 2. Но Г стоит на большом пальце левой руки; здесь же считаю от ладони число 2, и нахожу ключевую З, что значит 30 Марта нов. стиля, или 18 Марта старого. Наша Ключевая б. была Ѣ, т. е . 22-e Апреля. Следовательно, Римляне праздновали Пасху 35-ю днями прежде нас21.

Найти Римск. Пасху 1879 г.– Исправная буква для Римск. Пасхи не О, а П (по правилу для 17 и 18 гг. К. Л.), Римск. вруцелето 2. Таким образом находим Ключевую X = 13 Апр., что тоже, как и 1-e Апр. по стар. стилю (наша Пасха в то же число).

Найти Р. Пасхи 1994 г. – Испр. буква для данного года должна быть не Д и не Е, а Ж, вруцелето, вместо нашего 4, будет 5. Так как Ж стоит на 4-м месте от ладони на большом пальце, (на левой руке), а не на 5-м, то Ключевую букву нахожу на указательном пальце – Л, т. е. 3-е Апреля для Р. Пасхи22 (наша Пасха 18 Апр. или по нов. стилю, 1 Maя).

Найти Р. Пасху 2425 г.– Этот год на правой руке получаю там, где Г, но замечаю Испр. букву К, вместо которой, по правилу для 25 стол., беру О. Вруцелето тогда наше 4, Римское более его 5-ю, т. е. 9 или 9 – 7 = 2. Таким образом нахожу на левой руке ключевую О, т. е. 6-е Апр. Но в 25 стол, новый стиль впереди у старого на 16 дней. След. 6-е Апр. тоже, что по нашему 21-е Марта. (Наша Пасха 28 Марта).

В 2426 г. для Р. Пасхи Исправ. буква найдется Д, вруцелето 3; след. Пасха 29 Марта по нов. стилю или 13 Марта по старому. (Наша Пасха 17 Апр. по ст. ст., или 3 Мая по нов. стилю).

Найти нашу и Римскую Пасху 8804 г.– Этот год станет на правой руке там, где Ъ, а на левой там, где Л и вруцелето 5. След. наша Пасха 24 Апр. – Через место после Ъ на правой стоит Ж: но в 89-м стол., вместо этой буквы, надобно брать другую в Алфавите чрез 30 мест, т. е. туже Ж (последняя буква в Алфавите, при этом счете, разумеется Ы). Вруцелето тогда более нашего 5-ю, или 10 – 7 = 3, а стиль новый впереди у старого на 65 дней. Итак Р. Пасха будет 29 Марта по нов. ст. или 24 Янв. по старому. Наше 24 Апреля будет = 28 Июня по нов. стилю.

Стран.       Строк . напеч. Должно быть

5 5 N=3 N=2

45 15 Прибавить:

Пять мест (ЬѦ) и здесь опускаются

Примечания

Для употребления приложенного здесь чертежа Пасхальных рук:

1) Буквы и числа, поставленные на крайних чертах пальцев левой Руки (I, К, Л, Р, С, Т и проч. 12, 8, 4, 13, 9, 5 и пр.) должно представлять себе на задней стороне пальцев.

2) На чертеже одинаковые составы пальцев не могли быть поставлены рядами горизонтальными, хотя при исчислении такое положение нужно: оно удобно получится, если Пасхалист пальцы руки своей несколько наклонит к ладони.

Рисунок 1

* * *

1

Изобретатель его есть некто Гаусс (Gauss). См. Abrege d` Astronomic par. М: Delambre Par. 1813. ch. 25

2

Ручная его Пасхалия приложена к Арифметической, составленной Протоиер. Зыриным. Москва, 1799 г.

3

Некоторые следы этой книги видны в книге Митроп. Монемвласийского Дорофея (1781 г.) Βιβλιον ιϛορικὸν περιεχον ἐν συνόψει διαφορȣς καὶ ἐξόχȣς ἰϛορίας При конце этой книги показано, как знавши год круга Солнечного и круга Лунного, находить по составам пальцев вруцелето и проч. 28 лет располагаются по семи пальцам (на двух руках). Вместо наших Исправных букв, в особливой табличке, выставлены Греческие числа (буквами).

4

Слово вруцелето по всей вероятности, произошло у нас от знатоков Ручной Пасхалии. Это также доказывает древность этой Пасхалии.

5

Нужно хорошо заметить, где считаем мы 1, 2, 3.. 7-е место на пальце: 1-е назади его нижнее, 2-е выше, – 4-е на верху,... 7-е при ладони.

6

На Черт. N. 2. вруцелета означены Римскими цифрами на указательном.

7

При этом счете число вруцелетнее равно числу состава на пальце, если считать составы от ладони вверх и на обратную сторону пальцев.

Вот еще способ, который дает счисление сотен довольно удобное, не затрудняя счисления чисел и до 20. Поставим О при конце пальца указательного к ладони; 1, 2, 3, и пр., будем считать по горизонтальным рядам, поднимаясь вверх; с последнего места на верху (на мизинце) перейдем к корню указательного на обратной его стороне и также будем считать рядами горизонтальными, поднимаясь вверх; 27 поставится на 3-м соста­ве мизинца, а 28 там же, где поставили О; 100 будешь против этого места на другой стороне пальца, 200 выше О непосредственно, 300 прошив 200 па другой стороне и т. д., 600 на верху пальца, 700 там где О и т. д. Но при таком счете трудно отыскивать четные десятки.

8

Заметим, что здесь счет мест на пальце обратный прежнему.

9

Два места отсчитаны к ладони, a третье после того найдено на первом месте, с обратной стороны пальца.

10

Только первым месяцем в году считай Март, а последним Февраль.– Кроме мест Марта и Апреля, довольно заметишь место Августа на верху пальца, и место Декабря на первом месте при ладони. – Для предыдущих Марту месяцев, Января и Февраля, дол­жно брать вруцелето прошедшего года.

11

Смотр. Астрон. таблицы Georgii Vegae.

12

Смотр. Руководство к Пасхалии, изд. от Комиссии Д. У. 1830 – стр. 17.

13

Когда кончатся опресночные дни Пасхи Иудейской, Эпакты 25, 26, 28, 29 принадлежат Марту, а прочие пятнадцать Апрелю.

14

Они составляются также чрез приложение к предыд. Епакте 11-ти. Такой порядок будет непрерывный, если начать его с 17 г. Кр. Луны. Тоже самое в порядке наших Оснований.

15

Хотя он после 1400-го не 300-й, а 400-й. Это сделано для лучшего уравнения Церковного счисления с Астрономическим. С таким же намерением новый Ка­лендарь (как видно из Пасхальных Римских таблиц) в 25 столетий один раз уменьшает день в Кругу лунном не чрез 300, а чрез 400 лет. Причина этому та, что день в 19 летнем Кругу нарастает не ровно в 300 а в 312 л.

16

Это Круг луны наш, а годы Римского Круга луны, или Златое число, тремя единицами более годов нашего Круга Л., т. е. наш 1-й год в Кругу соответствует 4-му Златому числу и т. д.

17

Равноденствие случается 9-го Марта по старому стилю, но 21 Марта по новому стилю, или близко к тому

18

Это, конечно, довольно запутано, но не мы виноваты в том, а Римские Епакты. Если бы Епакты увеличивались постоянно через 300 лет, то правило наше было бы проще; но Римляне, как видно из таблиц их, увеличивают иногда Епакту не через 300, а через 400 лет.

19

Римские воскресные буквы в календаре идут прямым, а не обратным порядком.

20

Основанием этому правилу послужила таблица воскр. букв у Вольфа, Elementa Chronol параграф 145.

21

1835 и 1814 (когда Русские войска праздновали Пасху в Париже) Римская Пасха была вместе с нашей. В первом случае 7 (19) Апр., а в последнем 29 Марта (10 Апр).

Еще вместе с нашей Римск. Пасха была: 1801, 1808, 1811, 1817 , 1821 , 1824 , 1827, а будет: 1838, 1841, 1844, 1847, 1848,– 51,– 52,– 55,– 58,– 59,– 62 ,– 65,– 68,– 71,– 76 , – 79,– 82,– 85,– 86,– 89,– 92,– 95,– 96,– и проч.

22

Заметим, что если бы мы здесь взяли Исправ. букву Д или Е, то Пасху нашли бы 27 Марта, т . е . неделей прежде 3 Апр. Таким же образом, в предыдущем примере, взяв вместо П Исправ. бук. О, имели бы Ключевую О, а не Х и также погрешили бы в счислении неделей.


Источник: Русская ручная пасхалия / [Прот. Иоанн Скворцов]. - Киев : Тип. Киево-Печерской лавры, 1836. - [2], 64 с., 1 л. черт. (Авт. установлен по изд.: "Киевские епарх. вед." 1863, № 17. С. 533).

Комментарии для сайта Cackle