Устройство богослужения в отечественной Церкви
Обозревая устройство богослужения в нашей православной Церкви, мы не имеем в виду описывать богослужебные обряды, или излагать весь чин богослужения: мы будем сводить только общие и основные Правила о совершении богослужения н важнейшие постановления о главных и существенных его принадлежностях; также такие постановления, которые – а) руководствуют самих священнослужителей в исправлении духовных треб, а мирян в их употреблении,– б) которые относятся более к управлению богослужебной части, т. е. к благоустроению её в разных отношениях, к соблюдению надлежащего благочиния при совершении священных действий, к разрешению могущих возникать здесь недоумений и случаев, затруднительных для священников или мирян, к предупреждению и пресечению в богослужении всего, противного духу православной Церкви и действующим в ней законам. Словом сказать, мы будем излагать не обрядовую сторону богослужения, а закононоложительную, или законодательство православной Церкви относительно богослужения. В связи с общими, древними правилами мы будем приводить наши отечественные узаконения.
В состав полного обозрения этого предмета должны войти: 1) общие постановления о православном богослужении, и 2) частные – относительно священных мест, священных действий и священных времен Церкви. На этот раз мы ограничимся только общими постановлениями и частными – относительно священнейших мест.
1. Общие постановления
Так как в православной Церкви существует таинство священства, в котором избранные по достоинству лица освящаются на совершение церковного богослужения, так как есть положительный богослужебный устав, с различными чинопоследованиями, принятый и сохраняемый Церковью от древнейших времен Христианства: то всякое священнодействие должно быть совершаемо не иначе, как правильно поставленным священнослужителем,–и не иначе, как по уставу, заключающемуся в книгах церковных (напр. соб. пр. 6. лаод. 55. VI всел. 55. V II 4 4 т вселен. І4 . карф. 1 1в).
в). Запрещается всякое уклонение от церковного устава, всякое произвольное в нем изменение; также и нововведение, уставу противное 1. Как тщательно и строго Церковь православная всегда охраняла древний устав богослужения, апостолами и отцами преданный, видно из правил вселенских соборов, которые осуждали всякое отступление от священным преданий и обычаев, по видимому даже неглавных и несущественных В богослужении: каковы напр. правила о не преклонении колен В церкви в дни воскресные и пасхальные _ (1 всел. 20.VI всел. 20). Утверждать и вводить в Церковь вновь составляемые службы и молитвословия, исключительное право принадлежит высшей духовной власти, собору, (карф. 116), или – в нашей отечественной Церкви Синоду 2.
Богослужение, как Церковное, так и домашнее (при исправлении духовных треб) должно быть совершаемо с полным вниманием и благоговением, с чтением и пением внятным, без поспешности и замешательства (карф. 75)3 и наблюдение за порядком и правильностию богослужения принадлежит– но епархиям епархиальному начальству, а по всей отечественной Церкви св. правительствующему Синоду.
Духовное начальство также наблюдает, чтобы богослужение в церквах соборных, монастырских, и городских, имеющих более одного причта, совершаемо было ежедневно, а в церквах одпопричетных п сельских, сколько можно чаще, сверх воскресных и праздничных дней, в которые служба церковная должна быть неотменно4.
Все православные христиане обязываются, особенно во дни воскресные и праздничные, присутствовать при общественном богослужении во храмах. Уклоняющиеся от церковного богослужения, кроме дозволенных причин (болезни, неотложных занятий но делам общественным и пр.), а еще более чуждающиеся его, под разными предлогами, подвергаются, по церковным правилам, не только осуждению за небрежение, но п отлучению от св. тайн, в особенности последние, как отделяющиеся от единства Церкви и склонные к вольномыслию, ересям и расколам (Апост. 9. антиох. соб. 2. и пр.). Поэтому запрещаются и всякия частные, отдельные от Церкви, и с правилами её несообразные, собрания, под видом благочестивых, для совершения каких либо особых, самоизмышленных молитвословий (Апост. 32. VI всел. 80. антиох. 3. гангр. ,6. лаодиик. 35).5
Православным запрещается также принимать участие в молитвословиях, или духовным обрядах еретиков, неверных, и всех, отделяющихся от единства Церкви, также отлученных от Церкви, равно и их допускать к духовному общению с собою в молитвах (Апост. 10. I I . 43. 63. 70. 71.антиох. 2. лаод. 32. 33). Присутствие при церковном богослужении может соединяться с участием мирян в церковном чтении и пении: но не дозволяется непосвященным для чтения или пения всходить на амвон (VI всел. соб. пр. 33. VII всел.14. лаод. 13).
Все духовные требы, в особенности соединенные с совершением таинств, также дневные богослужения, православные обязываются исправлять для себя в церквах, а не в домах, исключая особенные, уважительные причины, как то–немощи, преклонность лет, или когда самое молитвословие, по роду и по предмету своему, относится к домашнему быту и в доме должно быть совершаемо (VI всел. 59. VII всел, 10).6
2. Частные постановления
А) о священных местах богослужения.
Христианский православный храм есть не только дом общественной молитвы (Лук. 19, 45), по и место совершения тайн Божиих (1Кор. I I , 20. 22 след.), в которых верующие имеют духовное общение между собою (I О,16. 17), теснейшим образом соединяются с главою своею,–Иисусом Христом (Иоан. 6, 56. Матф. 18, 20) и, в общении с Церковию небесною, представляют Церковь видимую, на земле. От того и самый храм получает название церкви (1 Коринф. 14, 23. 28. 55. 11, 18. 22).
Этой главной идее христианского храма должно соответствовать не только внутреннее устройство его, определенное впрочем положительными правилами, но древнейшему преданию Церкви, но и внешнее устройство его (архитектура ц цр,), в этом отношении, как и в других случаях, весьма важно соблюдение священной древности, отличавшейся строгостию вкуса и соответствием наружного вида храмов их внутреннему значению. К этому направлены многие из наших отечественных постановлений. Наши законы также имеют в Виду, чтобы сооружение новых храмов служило к сохранению и распространению только православной веры, а не к усилению каких либо еретических или раскольнических общин, чтобы построение и поддержание храмов было обеспечено достаточными средствами, чтобы все устройство их было благоприлично и сообразно их священному назначению.–Таковы следующие постановления.
1) Православные церкви строятся не иначе, как с ведома духовного начальства
и с разрешения или св. Синода, или самих епархиальных архиереев 7.
2) Епархиальные Начальства представляют На разрешение св. Синода о . построении церквей в городах (и на городских кладбищах), также о распространении невместительных и перестройке обветшавших городских церквей 8.
Но епархиальные начальства сами разрешают построение новых сельских церквей, вместо обветшавших, пли сгоревших, также обновление их и распространение невместительных, если только не предстоит надобности в учреждении новых принтов. При сем наблюдается, а) чтобы при распространении и возобновлении церкви соблюдаемо было достоинство и приличие в архитектурном отношении, с соблюдением предпочтительно древнего византийского стиля;
б) чтобы планы и Фасады рассматривались в местной строительной комиссии 9.
5) О построении новых церквей в монастырях, если настоит надобность, и если монастыри могут соорудить их собственными средствами, епархиальное начальство представляет на усмотрение св. Синода 10.
4) На устроение церквей в домах испрашивается разрешение св. Синода для лиц, приобретших право на особое уважение, и таких, которые, имея усердие к храму Божию, не могут посещать приходской церкви по болезненному состоянию, или преклонным летам. На устройство домовых церквей в столицах испрашивается Высочайшее соизволение 11.
Но существование домовой церкви допускается только до кончины лица, для которого построение её дозволено, а по кончине его вся принадлежность церкви, по распоряжению епархиального начальства, обращается в собственность церкви приходской 12.
5) Гражданскому начальству вменяется в обязанность, чтобы для построения новых церквей назначаемы и отводимы были места самые приличные и удобные. Оно не отказывает духовному начальству в дозволении строить новую церковь и в таком месте, где, по общему плану города, церкви не назначено,– с предварительным испрошением на то соизволения Высочайшего 13.
6) Епархиальное начальство при сооружении церквей главным образом наблюдает:
а) чтобы храмы сооружались в тех местах, где православные христиане имеют в том действительную надобность, но отдаленному жительству от других церквей, по неудобству сообщений, или когда существующая приходская церковь недостаточна для помещения прихожан; б) чтобы церкви не были воздвигаемы сверх действительной нужды, дабы после не оставались в запустении и небрежении, неприличном святости храма; в) чтобы места для церквей избирались удобные, по возможности на площадях, а не среди обывательских строений; г) чтобы церкви строились из прочных материалов 14
7) Епархиальное начальство, усматривая где либо надобность в построении церкви, по причинам вышеизложенным, входит в сношение с прихожанами, или начальствами (гражданскими), а в случае неуспеха сношений, доносит о том св. Синоду, с подробным изложением причин необходимости построить церковь. Оно может также оказывать пособие прихожанам И монастырям, для построения церквей, по надлежащем удостоверении в необходимости пособий. Именно оно может ходатайствовать, чрез св. Синод, об отпуске леса из казенных дачь, на строение церковного здания; также выдать кому либо из прихожан, выбранному и уполномоченному от них, книгу для сбора пособий от доброхотных дателей 15.
8) Бесприходные церкви, под видом придельных или домовых, строить запрещается 16.
Общим правилом при сооружении церквей принимается, чтобы церкви были строимы каменные. Впрочем разрешается строит и деревянные церкви, где Пет материалов, или других необходимых средств в построению церквей каменных, но с тем, чтобы такие церкви строены были на каменных Фундаментах, и чтобы прочие постановления, относящиеся к построению и исправлению церквей, оставались во всей силе 17.
Общим правилом полагается, чтобы при составлении проектов на построение церквей православных, преимущественно был сохраняем вкус древнего византийского зодчества18.
Построение и обновление церквей в губернских и уездных городах (равно и в тех селениях, где они строятся от казны), производится по планам, Фасадам и сметам, рассмотренным в главном управлении путей сообщения и публичных зданий,–а церквей, сооружаемых в селениях от прихожан,–по проектам, рассмотренным местными строительными комиссиями 19.
Место кругом церкви должно быть не тесно, надлежащим образом ограждено, ничем не застроено, не засорено, каким либо непристойным строением не занято20, и т. д.
Когда оказывается ветхость церковного здания, внушающая опасения, или по крайней мере производящая в нем неприличие и неблагопристойность, священник вместе с благочинным обязывается увещевать прихожан к попечению о исправлении, или сооружении новой церкви. Благочинный сверх того обязывается без отлагательства доносить своему начальству о церквах, в ветхость пришедших.
В случае разрушения церкви от огня, епархиальное начальство, по донесению причта, сообщает гражданскому для исследования о происшествии, распоряжается об охранении церковного имущества, оставшегося от пожара, также о месте богослужения, если нет в том приходе другой церкви, ии о всех таких распоряжениях доносит св. Синоду.
Исправления в церквах или поновления но частям допускаются с тем, чтобы при этом а) сохраняем был ненарушимо наружный и внутренний вид храмов и не допускались своевольные поправки без дозволения высшего духовного начальства; б) также не уничтожались, без ведома начальства, в церквах замечательные или любопытные памятники древности 21.
Вообще древность как в наружном так и внутреннем виде церквей должна быть охраняема тщательно. Кроме того, епархиальным начальствам вменяется в обязанность наблюдать, чтобы нигде, ни под каким предлогом, в древних церквах не допускались произвольные исправления, или изменения старинной живописи, по всегда испрашивалось бы на то разрешение св. Синода. А в особенно замечательных и важных памятниках древности, это не может быть допущено без Высочайшего разрешения 22.
В тех епархиях, где приходы расположены на обширных пространствах, и прихожане не все могут с удобностию посещать во всякое время приходскую церковь, епархиальное начальство может разрешать построение в отдаленных приходских деревнях молитвенных домов, на определенное или неопределенное время. Также разрешается построение молитвенных домов, в случае сгорения церкви, до времени сооружения новой, если церковь, к которой приписывается приход, находится в дальнеме расстоянии.
Епархиальное начальство разрешает построение молитвенных домов па сельских кладбищах, для поставления тел умерших, к для обычных над ними молитвословий.
Издревле построенные благочестивым усердием православных предков часовни в честь некоторых св. икон, или благочестивое воспоминание событий церковных иг отечественных, должны быть сохраняемы, а потому и возобновляемы быть могут с разрешения епархиального начальства, по планам и Фасадам, рассмотренным, где следует.
Но построение сего рода часовен вновь может быть допускаемо не иначе, как по самым достойным уважения причинам и только с разрешения св. Синода, а в столицах с Высочайшего разрешения. Все часовни и молитвенные домы состоят в ведении духовного начальства; и для того должны быть приписаны к монастырским или приходским церквам, и поручены наблюдению настоятелей или священников с церковными старостами.
Построившие пли перестроившие часовню или молитвенный дом без разрешения духовного начальства подлежат суду, а самое здание уничтожению, если окажется построенным в противность выше означенным правилам 23.
Построение вновь раскольнических часовен и молитвенных домов, равно и возобновление или переделка старых, не дозволяется 24.
Если число прихожан какой либо церкви, по случаю переселения, или по другим обстоятельствам, значительно уменьшится, а остальные прихожане не будут в состоянии оказывать причту пособия в содержании, то церковь сия приписывается к другой, смотря по местной удобности, и по желанию самих прихожан, впредь до усмотрения. Распоряжение это прекращается, как скоро откроются способы к содержанию причта. Но если этого не последует в течение пяти лет, то епархиальное начальство может постановить определение о совершенном упразднении штата священно и церковнослужителей при той церкви, и об окончательной приписке её к другой, п такое постановление представляется на разрешение св. Синода.
Приписная церковь поручается в заведывание причта, состоящего при той церкви, к которой приписаны будут находившиеся при ней прихожане. Этот причт н отправляет в пей повременим богослужение, если это возможно по состоянию церковного здания.
Если же приписная церковь приходит в такую ветхость, что становится неудобною к совершению в ней богослужения с приличием и безопасностию, то она решительно упраздняется. В таком случае церковная утварь переносится в приходскую самостоятельную церковь, а о здании делается такое распоряжение, чтобы материалы его не были обращены на неприличное употребление 25,
По сооружении нового храма, и л и капитального исправления древней церкви, после которого нужно освящение её вновь, епархиальное начальство поручает благочинному, или другому доверенному духовному лицу, освидетельствовать церковь, и если окажется, что все потребное готово и устроено с должным приличием, то разрешает освящение церкви26.
По уставу Церкви об освящении храмов – основным правилом полагается то, что оно должно быть совершено епископом, с положением в храме частиц св. мощей. Древние правила вселенской Церкви определяют, что священнослужение во храме, не освященном от епископа, должно быть почитаемо расколом и подлежит запрещению; а за освящение храма без положения в нем св. мощей, епископ осуждается к извержению из сана, как преступник древнейшего и священнейшего предания Церкви (Апост. 51. VII вселенского 7. антиох. 5. карфаг. 10). Ибо Церковь от первых веков совершала богослужение на гробах мученических, подражая Церкви небесной, в которой Божественное откровение показало тайновидцу под алтарем души избиенных за слово Божие (Апоп. 6, 9). Положение св. мощей в церкви составляет столь необходимое и существенное правило для освящения церкви, и вообще для совершения священнодействий, что карфагенский собор (419) в свое время определил:"повсюду на полях и в вертоградах, поставленные якобы в память мучеников алтари, при которых пе оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических, да разрушатся, аще возможно местными епископами. Аще же не допустят до сего народные смятения: по крайней мере да будет вразумляем народ, чтобы не собирался в оных местах, и чтобы правомыслящие к таковым местам не призывались никаким суеверием И память мучеников совсем да пе совершается, разве аще где либо есть или тело, или некая часть мощей, или, по сказанию от Верной древности преданному, их жилище, или стяжание, или место страдания. А алтари, где бы то ни было поставленные, по сновидениям или суетным откровением некоторых людей, да будут всемерно отвергаемы (пр. 94). В случае же невозможности самому епископу освятить храм, приносится туда антиминс отдельно освященный епископом, и этот антиминс, быв положен на престоле Храма, с установленным молитвословием, приносит храму архиерейское освящение. Употребление антиминсов в Церкви весьма древне. Ибо в первые века Христианства непрерывные гонения препятствовали христианам совершать богослужение на постоянных престолах, а принуждали их укрываться в разных местах, куда переносили они с собою и кости св. мучеников и церковную утварь.
При таких обстоятельствах должны были получить свое начало престолы подвижные, с частями св. мощей, или так названные антиминсы. Потом император Константин великий, по обращении в Христианство, устроил походные церкви, по подобию древней скинии, как замечают историки, со всею церковною утварью, и такие церкви всегда имел при себе во время своих путешествий и воинских походов, и учредил такие же церкви при войсках.27 Здесь также без сомнения употреблялись антиминсы, и писатели V века (напр. Исидор Пелусиот) уже упоминают о них .28
Наконец положительно известно, что антиминсы издревле назначались для священнодействия на таких местах, которые не были, или не могли быть освящены самими епископами, пли где не было постоянных храмов и престолов: и потому самые антиминсы непременно освящались епископами,– как положено и уставом церковным 29.
Уставом не дозволяется освящать церкви в тот самый день, когда празднуется память того святого или того священного события, во имя которого построена церковь,– но прежде, или после, чтобы не смешивать особо установленной на освящение храма службы с службою храмовою в честь праздника. Только храмы во имя воскресения Христова положено освящать не в иные дни, а именно в день воскресный, кроме некоторых воскресных дней, от того изъятых, как то: недели пятидесятницы, недели св. праотец и отец, недель четыредесятницы,– и еще дней праздников Богородичных 30,
В церкви, которая осквернена какой либо нечистотою, нарушающею её святыню, пли обагрена человеческою кровию, не должно священнодействовать без положенного в уставе очищения, с благословением архиерейским. В случае же осквернения церкви от насилия языческого или еретического, постановлено освящать церковь новым, полным освящением 31.
При исправлении или возобновлении храма, внутри алтаря, если престол остается недвижим и не поврежден, то,– не совершая нового, освящения церкви, дозволяется окропить только престол и одежду его, также все возобновленное, освященною водою; в случае же повреждения или поколебания престола, церковь должна быть освящена 32.
Теперь обратимся к внутреннему устройству храма и его принадлежностям. Из описания древних храмов, равно и из некоторых положительных правил древней Церкви, можно извлечь следующее понятие о внутреннем устройстве храма. В полном своем составе, православный храм имеет четыре части; 1) наружное преддверие, или внешний притвор (προπυλαιον), где в древние времена правилами Церкви назначено было место кающимся, под названием плачущих (προσχλχιοντεζ), 2) Внутренний притвор (ναιδηξ), где, при самом входе во храм, стояли оглашенные, а около других дверей–дальнейших, вводивших в среднюю часть храма, стояли кающиеся так названные слушающие (αχροωμενοι) которым дозволялось входить в церковь только для слушания слова Божия и церковных поучений; 3) среднюю часть, или собственно так называемый храм (ναος),где посредине возвышался амвон для чтения священных книг и возглашения церковных молитвословии; позади амвона–место кающихся припадающих (προσπιπτοντες) которые, после чтения слова Божия, припадая к земле выслушивали молитвы Церкви о прощении им грехов, и приняв благословение от епископа, выходили вслед за оглашенными из храма. Около же амвона, на всей средине храма стояли верные и те из кающихся, которым это дозволено было, и которые поэтому назывались купностоящими (σύστασις);здесь мужеский пол отделялся от женского; в некоторых же церквах женский пол занимал отдельное место в верхних галереях; 4) в восточной стороне храма возвышается главное святилище, алтарь (βωμός), отделяющейся огь прочих частей храма завесою и дверьми (царскими); здесь посреди – св. престол или св. трапеза, для совершения бескровной жертвы; за ним древле было епископское седалище (?ρονος), с окружающими его седалищами пресвитеров (δυν?ρονος). К алтарю примыкали два особые отделения храма, из которых одно назначалось для принятия приношений в храм от христиан и приготовления св. даров для таинства евхаристии (Ευχαριστία); а другое для хранения церковной утвари и приготовления её к богослужению, и для самих священнослужителей (διαχονιχον).
Алтарь, главное святилище храма, по древнему преданию и установлению Церкви, должен быть обращен на восток, так чтобы и все присутствующие во храме молились к востоку. Сим означается стремление искупленных благодатию душ христианских к царству Христову, изображенному в св. Писании под именем Востока, или, как говорит св. Василий великий, мы чрез то пишем древнего отечества, рая, который насадил Бог в едеме, на востоке. (Вас. всл. пр. 21).
В алтарь, кроме священноцерковнослужителей, правилами древних соборов не
дозволяется входить никому из мирян, без особенной нужды. Исключение сделано теми же правилами только для царского сана по некоему древнейшему преданию, как изъясняют св. отцы. Женскому полу совершенно возбраняется вход в алтарь. Эти древние постановления подтверждаются и нашими отечественными узаконениями 33.
В алтаре все должно быть особенно чисто, опрятно, благообразно. Всякое священнодействие, совершаемое в алтаре, требует особенного благоговения лиц священнослужащих. И всегда, и вне богослужения, входить в алтарь и стоять в нем должно с благочестивым вниманием и страхом, ведуще, яко тамо присутствует таинственно Христос Бог наш на престоле.
Правила церковные повелевают,– входя в св. алтарь, и выходя, всегда делать благоговейное поклонение св. престолу. Равным образом, проходя мимо си. царских врат, никогда не миновать их без поклонения 34.
Одежда на престоле (и па жертвеннике) должна быть не ветхая, пе из низкой материи, св. месту неприличной 35. Св. престола касаться, как во время священнослужения, так и во всякое время, папр. для очищения, облачения его, и пр., дозволяется только священнослужителям; неосвященным же касаться его возбраняется 36.
Священную и необходимую принадлежность православного храма составляют иконы. Основание к почитанию св. икон, также сущность и цель их почитания, выражены в постановлении VII вселенского собора, следующим образом: «храним не нововводно, говорят отцы того собора, все, писанием, или без писания установленные для нас церковные предания, от них же едино есть изображение, яко повествованию евангельские проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова и к подобной пользе. Яко бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия Церкве, (вемы бо, яко сия есть Духа Святого в ней живущего) со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению честного и животворящего креста, полагати во св. Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на деках, в домах и на путях, честные и святые иконы, писанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочные Владычицы нашея святые Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потодику взирающий на оные подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательииым поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиест, предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» 37.
Отсюда видно, что 1) почитание икон основывается на древнем, изначальном предании вселенской Церкви; что 2) согласно евангельскому учению о воплощении Сына Божия, его земной жизни, и пр.,–св. иконы в православной Церкви служат ко уверению в сих событиях и изображению действительности их, а не воображаемого только представления; что 3) на иконах могут быть изображаемы лики Господа Иисуса Христа, пречистой Его Матери, ангелов и всех святых и преподобных мужей, в Церкви святостию прославленных; что 4) иконы могут быть живописные, мозаиковые, и составленные из других пригодных веществ; и должны быть употребляемы, подобно изображению честного и животворящего креста Христова, в храмах, на стенах и деках, на священных сосудах, священных одеждах и пр.; также могут быть употребляемы и в домах, па путях, и пр.; что 5) воззрение на иконы должно возбуждать христиан к воспоминанию, любви и почитанию лиц, па них изображаемых,–и. это воспоминание, почитание и любовь могут и должны быть свидетельствуемы поклонением пред св. иконами, лобзанием их; также возжением свечей, каждением фимиама; что 6) чествование икон не должно быть богопоклонением, или обоготворением, таким почитанием, которое приличествует единому Божескому существу,– но поклонение пред иконами должно в духе нашем возноситься от них к изображенным на них святым лицам; а самые иконы уважать должно, как священные изображения, подобно образу креста Христова и книге евангелия, как священные орудия, чрез которые, по заступлению святых, на них изображенных, и по благодати, им данной, мы молием сподобляться и особенных милостей Божиих (таковы в особенности иконы чудотворные). Касательно самого искусства иконописания, или правил его, мы не находим положительных определений на древних соборах и у св. отцев: и это можно объяснить тем, что в древней восточной Церкви иконопочитание сохранялось непрерывным преданием, которое во всей чистоте, неизменно передавало и стиль его и самые образцы св. ликов из века в век, от первых времен Христианства, когда, как известно, некоторые из самых первых проповедников Евангелия писали св. иконы, (как папр. это известно о св. евангелисте Луке, изобразившем в живописи лик Богоматери). Это подтверждается также – а) единством восточного иконописания, в стиле ц в самых ликах святых, единством, сохранившимся в продолжение всех веков (как показывают древнейшия иконы восточной Церкви),–и во всех местах православного востока, как-то: п в Палестине, и в Цареграде, и на Афоне, и в Афинах 38;– б) неизменною строгостию вкуса, отличающею образцы византийской живописи, и ясно выражающею дух священной древности, которая изображала священные предметы в свойственном им величии и чуждалась вымыслов и вольности новейшего вкуса. По этим уважениям, древняя греческая живопись получила исключительное предпочтение в православной Церкви пред новейшею живописью, и служит образцом и правилом церковного иконописания. Замечательно также, что после VIII века, когда были на сии иконы гонения, без сомнения побуждавшие ревнителей с особенною заботливостию хранить священные изображения, а иконописцев–тщательно сберегать древние образцы священной живописи,– именно с IX века являются и доселе сохраняются сборники правил иконописания, с лицевыми изображениями, известные под именем подлинников39.
В нашей отечественной Церкви иконописание изначала было византийское: ибо сам св. Владимир, после крещения, вместе с другими священными предметами принес в отечество и греческие иконы. Потом в XI веке нарочито прибыли в Киев из Царьграда греческие иконописцы, для украшения живописью Киево-Печерского храма: и они без сомнения передали искусство иконописания и образцы его нашим отечественным живописцам, (каков напр. был преп. Алимпий Печерский, их современник, которого несколько икон доселе известны). Тип греческий постоянно у нас сохранялся: но много терпел от неискусной кисти и недостатка духовного образования иконописцев. Неисправность иконописания обратила внимание нашего Правительства в XVI столетии. Царь Иоанн Васильевич предложил стоглавому собору (1551 г.) определить правила в руководство иконописцам. Собор определил следующее:
а) Наблюдать, чтобы иконописцы были люди благочестивые, кроткие, воздержные, некорысголюбцы; вообще они должны быт украшены христианскими добродетелями, а особенно должны хранить чистоту целомудрия; не могущие же оставаться в девстве, должны вступать в законный брак.
б) Поведение и жизнь иконописцев должны наблюдать отцы духовные, с особенным тщанием.
в) Живописцы, принимая к себе учеников, должны воспитывать их также в строгом благочестии; по окончании воспитания и образования в искусстве, если окажется в них добрая способность к иконописанию, приводить их к епископу. Епископ, судя по опытам их искусства, и по сведениям о добром поведении их, дает им благословение и разрешение заниматься иконописанием.
г) Достойных по искусству и по жизни иконописцев царь будет жаловать, а архиереи должны принимать под свое покровительство и попечение; вельможи и все вообще уважать их «паче простых человек».
д) Тем, которые дотоле писали иконы «не учася и самовольством», и те иконы передали простым людям, запретить это ремесло, пока не научатся от добрых мастеров; если не окажут способности к правильному иконописанию, должны совершенно оставить это занятие, а за ослушание подвергаются царскому гневу и суду.
е) Архиереям в городах, в селах и в монастырях изыскивать иконных мастеров, и иметь под личным своим наблюдением.
ж) «Писать иконы с древних образцов, по образу и по подобию, и по существу’, а от своего смышления и но своим догадкам Божества не описывать».
з) Протоиереям и старейшим священникам в каждом городе, по всем церквам обозревал иконы, также как священные сосуды и антиминсы: иконы ветхия отдавать иконописцам для исправления 40.
Таковы постановления стоглавого собора об иконописании. С этого же времени (XVI ст.) являются и у нас рукописные подлинники, т. е. руководства к правильному изображению св. лиц, по образцам греческим 41. Затем в 1667 г., когда был собор патриархов .в Москве, между другими предметами церковного благоустроения, их внимание обращено было и на живопись иконную. Особою грамотою (1668 г.) патриархи определили, чтобы занятие иконописанием не было дозволяемо всякому живописцу, но только избранным и отличным по искусству в сем деле, которые должны получить свидетельство своего искусства и права па иконописание еще от других, опытнейших иконописцев; чтобы иконописание было под наблюдением духовного начальства; чтобы лучшие иконописцы исключительно этим только художеством занимались, и никакими другими занятиями, а тем более низкими, не развлекались; а для сего они были бы освобождены от низких званий и должностей, не соответствующих пх священному занятию; чтобы они пользовались в обществе особым уважением и вниманием Правительства 42. Поводом к таким определениям было то, что писанием св. икон занимались лица низкого звания, необразованные, которых ни способности, ни поведение, ни другие их занятия не соответствовали важности сего искусства, и для которых оно составляло простое ремесло и предмет торговой корысти; от того и самое искусство иконописания более и более умножалось, и чествование св. икон ослабевало в народе.
Вслед за тем царь Алексей Михайлович окружною гранатою обнародовал постановление собора патриархов, возвел иконописцев на степень первейших художников в государстве, чтобы облагородить и возвысить их искуство, и разделил их на классы или разряды; подтвердил, чтобы иконы писаны были непременно «по преданию св. отец, по духу и обычаю восточной Церкви, по приличию лиц и дел живописуемых»; а дух иконной живописи и цель её выразил так: «во еже бы всякого возраста верным, благоговейный очеса па иконы возводящим, к сокрушению сердца, к слезам покаяния, к любви Божией и святых Его угодников, к подражанию житию их богоугодному возбуждатися, и предстояще им мнети бы себе на небеси стояти пред лицы самых первообразных»; чтобы хорошее искусство иконописания с,особенным тщанием хранимо было; сверх, того подтвердил и определения стоглавого собора об этом предмете 43. В конце XVII ст. (1674 г.) соборною грамотою патриарха Иоакима воспрещено было печатать свящ. изображения на бумажных листах, особенно писанный неискусно, продавать такие листы на торгах и употреблять их вместо икон в церквах, или домах; а повелено иконы писать только па деках; также запрещено покупать живописные изображения свящ. Предметов у иностранных мастеров (немецких)' и их чествовать; подтверждено писать и употреблять иконы только с древних (греческих) подлинников писанные 44. В 1721 году, по учреждении св. Синода, вменено ему в обязанность наблюдать правильность иконописания и отбирать изображения, неправильно, или неискусно написанные; печатные листы с свящ. изображениями продавать повелено не иначе, как по рассмотрении и засвидетельствовании их от Синода 45. В 1722 году, по повелению Имп. Петра великого , были составляемы св. Синодом (общее с Сенатом) особенные предположения об исправлении и полного письма. Было положено: а) епархиальным архиереям вменить в особенною обязанность, чтобы они заботились об улучшении иконописания, и допускали в церкви иконы только хорошей и правильной живописи; б) учредить особого Главного надзирателя (супер-интенданта) над всеми иконописцами, которые обязывались отовсюду представлять ему свои опыты, и не иначе, как но его одобрению, выпускать их во всеобщее употребление; в) под начальством главного поставить частных надзирателей по городам, так, чтобы никто, не свидетельствованный такими надзирателями, не мог быть допущен к писанию икон. При этом г) запрещено делать и ставить в церквах иконы резные и отливные, кроме распятия и барельефов, на высоких местах храмов; воспрещено употреблять такие иконы и в домах, кроме малых крестов; д) не дозволено писать на иконах одни символические изображения вместо лиц, ими изображаемых, папр. агнца вместо Христа Спасителя, животных (известных четырех) вместо евангелистов46.
Эти постановления вообще подтверждены были в последующее время: но не видно, какой успех имело предположение о главном ц частных надзирателях иконописания47.
Что касается постановлений настоящего времени, то имея в виду сохранение древнего духа Церкви в иконных изображениях, также соблюдение в них всякого благоприличия, и сообразности с священным назначением, законы постановляют:
I) Иконы писать с надлежащим искусством, в благоприличном виде и без всякого суемудрия. Неприличных изображений ни под каким видом не писать и в церквах не ставить48.
2) Иконы, писанные безобразно, в каких либо странных или соблазнительных видах, нигде, ни в церквах, ни в продаже не допускать до употребления 49.
5) Искусство иконописания обязываются свидетельствовать духовные лица50.
4) В иконописные цехи не дозволяется допускать раскольников каких бы то ни было сект; равно если бы кто из записанных в цех совратился в раскол, то немедленно исключается из цеха 51.
5) Гравированные или литографированные изображения св. предметов веры, богослужения, священной истории, подлежат духовной цензуре, которая обязывается не допускать в них ничего неприличного 52.
6)Запрещается употреблять в православных церквах иконы резные и отливные, кроме распятия искусной резьбы и некоторых других лепных изображений, па высоких местах поставляемых; иконы изваянные прежних времен повелевается выводить из употребления.
7) В домах, кроме малых крестов и панагий, искусной резьбы, также никаких резных и отливных икон держать не дозволяется. Вообще же дозволяется лить на меди и олова и продавать только кресты, носимые на груди 53. Ваяние не считается уместным в православной Церкви потому, что представляет священные предметы слишком чувственно и обращает святые лики в статуи, а таким образом в религиозном отношении напоминает язычество и вводит как-бы его дух; другое свойство имеет живопись: это более, так сказать, одухотворенное искусство, менее имеет в себе и менее выражает в предметах изображаемых чувственности: от того живопись более свойственна духу православной Церкви; она более содействует и цели ипонопочитания, так как гораздо более, нежели ваяние, способствует внутренней созерцательности и возносит Дух от изображений к изображаемым предметам. Б грековосточной Церкви ваяние икон, никогда не было в употреблений. Вселенский VII собор, ни в деяниях, ни в правилах не упоминает об изваянных иконах, а только о живописных И еще мозаиковых. 8) Подтверждается также не изображать на иконах одни символические знаки вместо лиц, ими представляемых, напр. агнца вместо Христа Спасителя, и т. п. Это постановлено еще на VI вселенском соборе и в объяснение такого постановления собор заметил: «почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона» (VI всел. пр. 74). К сему в настоящее время можно присовокупить, что не все способны от чувственных образов восходить к духовным изображаемым предметам, и потому запрещается изображать агнца вместо лица Христа Спасителя, дабы поклонение святому изображению в таком виде не приводило к суеверному заблуждению и смешению понятий в умах народа. С этою же целью запрещается вместо евангелистов изображать отдельно их атрибуты– животных из видения пророка Иезекииля 54.
9) В селениям и деревнях священники обязываются наблюдать, чтобы в домах православных прихожан св- иконы были содержимы в чистоте, исправности и надлежащем благоговении 55.
10) Запрещается делать и продавать какие либо обыкновенные в житейском быту вещи с священными изображениями, как напр. печати, посуду и пр. 56.
11) Наконец в духовном регламенте замечено: «об иконах святых смотреть то, что в обещании поставляемых епископов написано» 57. А в обещании этом сказано: «дабы св. икон не боготворили, и им ложных, вымышленных чудес не приписывали, чтобы тем не делалось вреда истинному благочестию, и иномыслящим не подан был повод к поношению на православных, но почитать иконы, как изображается в определении св. VII вселенского собора»58.
Выше было замечено, что в основание всякого православного храма полагаются мощи святых. Для сего православная Церковь с особенным тщанием хранит в частицах мощи древних святых. Но вместе с тем Церковь имеет благодать и полномочие свыше вновь открывать мощи – новоявленных святых. По чрезвычайной важности этого дела, Церковь действует в таких случаях с крайнею осмотрительностию и с особенною строгостию. Поставляя открытие мощей в связи с признанием усопших в лике святых, Церковь не прежде допускает чествование известных мощей, как по самом тщательном исследовании о личности, жизни и загробном состоянии тех, чьи мощи открываются. Постоянная практика православной Церкви касательно сего предмета представляет следующие правила: 1 ) чествовать и признавать святыми – мощи только известных в Церкви лиц, о которых память и предания, или положительные свидетельства (писанные) сохранялись непрерывно и ясно со дня их кончины. Мощи неизвестных лиц Церковь всегда остерегается признавать святыми (карф, соб. прав. 94); 2) иметь несомненные свидетельства о богоугодной жизни известного лица, свидетельства современные и неизменно сохранившиеся,– и притом о жизни более или менее открытой и полезной для Церкви, в Духе чистого Православия, глубокого благочестия и ревности о вере и спасении своем и других. А жизнь, может быть сокровенно и богоугодная, однако же малоизвестная в Церкви, и ничем недоказанная, тем более жизнь мирская, хотя и великими подвигами (напр. гражданскими) украшенная, без особенных свидетельств веры и благочестия,– не прославляется Церковью в лике святых;
3) наблюдать знамения свыше, указующие людей, Богу угодивших и Богом прославленных; такие знамения, (откровения свыше, чудеса), служат Главнейшим основанием к признанию известного лица, чрез которое они действуют, в лике святых. Но и в рассуждении таких чрезвычайных знамений Церковью соблюдается особенная осторожность, чтобы различать откровения истинно Божественные от мнимых, или лживых, чтобы веры не смешивать с суевериями;
4) исследовать нетление самого тела по смерти, нетление, одними естественными причинами не объяснимое, но по времени, месту, и другим обстоятельствам погребении, показывающее особое действие благодати Божией в теле, и особенное свыше прославление усопшего.
Эти общие правила Церкви раскрываются в следующих положительных узаконениях;
а) Древними соборами постановлено; вне православной Церкви, в обществах еретических, и вообще отделившихся от единой, святой, соборной и апостольской Церкви, не признавать ни святых, ни мощей нетленных, ни чудотворепий (лаод. 9. 34. карф. 94).
б) Собор патриархов в России в 1667 году определил: «нетленных телес, обретающихся в нынешнем времени, не дерзать без достоверного освидетельствования и соборного решения, почитать во святых; зане обретаются многая телеса цела и нетленна, не от святости» 59.
в) Епископы православные, при самом своем поставлении, дают клятвенное обещание–между прочим в том, «дабы неведомых и от Церкви не освидетельствованных гробов за святыню не почитать, и других к тому не допускать»60.
г) В духовном регламенте постановлено: «священники и прочие церковнослужители да не дерзают идти на пение (священнослужение) к местам, славимым чудотворными, но не свидетельствованным соборно, и народу то воспрещать; а доносить своим архиереям». А св. Синоду тем же регламентом вменено в обязанность–"о мощах святых разыскивать и смотреть, чтобы сомнительных не было» 61.
д) По Своду законов Империи и по Уставу консисторий, духовное начальство обязывается наблюдать, чтобы не были разглашаемы ложные чудеса, и всякое такое разглашение прекращать мерами вразумлений и увещаний.
Разглашающих какие либо неблагонамеренные вымыслы, особенно если они производят заметное впечатление на народ, отсылать на суд к светскому начальству 62.
Теперь скажем о благоустройстве и украшении храмов. Православная Церковь признает не излишним благолепие и приличное украшение храмов Божиих, сообразно важности святого места. Заботится об этом духовное начальство, наблюдая впрочем, чтобы украшение св. храмов и все благоустройство их было во всем сообразно с духом и постановлениями св. православной Церкви.
Но и вообще храмы Божии, со всеми предметами, к богослужению принадлежащими, утварью, иконами и свящ. облачениями, должны быть содержимы в чистоте и порядке, достойно священного их назначения 63. Не только ничего безобразного, соблазнительного, суеверного в церквах не должно быть 64; но и запрещаются в церквах православных украшения излишние и несвойственные месту.
Так напр. не допускаются в церквах никакие изображения, кроме священных; запрещается принимать и выставлять в церквах Чьи бы то ни было портреты, даже царские 65.
Не только самые церкви, но и все места, к ним принадлежащие (колокольни, ограды церковные, памятники надгробные и пр.) должны быть сохраняемы в порядке и благоустройстве. Как благочинные, при обозрении церквей, обращают внимание на все предметы церковного благоустройства, и о каждой церкви, по сим предметам, свидетельствуют в годичных своих донесениях епархиальным архиереям, так епархиальные преосвященные в ежегодных донесениях св. Синоду о состоянии епархий, присовокупляют сведения о благоустройстве церквей 66.
Состояние утвари и ризницы свидетельствуется благочинным при каждом посещении церквей, и недостающее, если прихожане не восполняют но добровольному усердию приобретается на церковные доходы с общего согласия причта и прихожан, и по разрешению епархиального архиерея. Консистория должна иметь по благочинническим клировым ведомостям сведение о состоянии ризницы во всех церквах епархии: о чем свидетельствуется и пред св. Синодом в годичных донесениях епархиального архиерея о благосостоянии епархии. Ризница кафедрального собора обозревается чрез каждые два года членов, консистории, с одним или двумя доверенными духовными лицами по распоряжению преосвященного 67.
Сообразно святости храмов должно быть соблюдаемо в них самое строгое благочиние, не только во время священнослужения, но и во всякое другое время. Правилами св. апостолов определено, чтобы все приходящие в храм, стояли в нем до конца богослужения, с благоговением и молитвою; а выходящих из храма преждевременно повелено лишать церковного общения, как нарушающих церковное благочиние (Анос 9). Правилами вселенских соборов воспрещено обращаться вхраме, как обыкновенном жилище, поселяться в нем для житья, есть и пить, спать и пр.; даже запрещено было наконец совершать в храме и так, названные трапезы братолюбия, бывшие в обычае первых веков. Не дозволено входить в. храм и с плотскою нечистотою, как напр. женам, находящимся в, очищении. Также не вводить в храм никакого животного; не производить там торговли какими либо не церковными предметами, не относящимися к богослужению; наконец не дозволено и в ограде церковной открывать какие либо непристойные святому месту заведения, как напр. корчемницы, и т. п. (VI всел. 74. 75.76. 78. 97).
Из наших отечественных законов особенною строгостию относительно благочиния в храме отличались законы царя Алексея Михайловича. За бесчиние во время литургии, если бы совершение божественной службы было прервано, определена была Уложением смертная казнь. За оскорбление священного лица во время священнослужения, положена была торговая (публичная) казнь; за смертоубийство в церкви – смертная казнь; за нанесение кому либо ран в церкви– торговая казнь– без пощады; за оскорбление словами назначалось тюремное заключение.– Уложением также воспрещено было подавать в церкви государю или патриарху и прочим духовным властям– какие либо челобитные прошения 68.
В настоящее время существуют следующие узаконения по сему предмету. Уставом духовных консисторий внушается священно и церковнослужителям, чтобы при отправлении божественных служб во храпе, онп наблюдали полное благоговение и всякое благочиние; особенно были бы трезвы и обходились между собою со всякою благопристойностию п взаимным уважением. За всякое нарушение ими благочиния в храме, делом или словом, определяются строгия наказания, даже до извержения из сана 69. Гражданскими законами обязываются все приходящие во храм быть почтительными к церкви Божией, входить с благоговением, без шума п усилий. В подтверждение церковных правил, наши гражданские законы не дозволяют никому из мирян быть в алтаре во время службы; также никому, кто не участвует в совершении божественной службы, не дозволяют занимать мест, назначенных для священнодействия, стоять у иконостаса того престола, где она совершается, и на всем пространстве между обоими клиросами, исключая лишь те случаи, когда мирянам нужно приступать к св. тайнам, или к св. иконам. Пред иконами законы внушают стоять так, как святость места и благопристойность требуют; но запрещают во время божественной службы прикладываться к иконам или мощам, что ложно делать пред начатием, или по окончании службы. Во время службы запрещается вести разговоры, переходить с места на место, отвлекать чем бы то ни было внимание Предстоящих от службы; но сохранять благоговение, молчание, тишину и всякую благопристойность. Запрещается во время службы в церкви подавать прошение государю и духовным пли иным властям. Священнослужители с своей стороны обязываются внушать христианам приличное к службе Божией благоговение, и сохраняя всю благопристойность, наблюдать, чтобы тишина и порядок в храме не были нарушаемы приходящими.–При малейшем отступлении от этих правил, виновные, несмотря ни на какое лице, отсылаются к суду. Б особенности это» относится к тем, кто стал бы входить в церковь с шумом, или войдя в нее, сделал бы уголовное преступление, произвел в службе Божией какое либо помешательству прервал ее, пли воспрепятствовал бы ее кончить 70. Для отвращения всякого помешательства богослужению совне храма, запрещается близ церквей строить дамы, лавки, и прочее, все что может давать поводе к соблазнам, шуму и пр. Гражданское начальство также наблюдает, чтобы близ церквей, особенно во время совершения божественной службы, и на улицах не было шума, криков, и вообще никакого бесчинства 71; чтобы по воскресным и торжественным дням, в Городах и «селениях, прежде окончания в приходских церквах литургии не были начинаемы игрища, музыка, пляски, пение песней по домам и по улицам, театральные представления и всякия другие общенародные увеселения, а торговые лавки, (исключая тех, в которых продаются съестные припасы и питейные домы не были открываемы 72.
Особенного внимания требуют происшествия, когда бы кто действительно нарушил благочиние в храме Божием, И произвёл словами, или делом, соблазн, замешательство, остановку, или совершенное прекращение службы. В таких случаях: 1) о всяком приключившейся событий в храме священно и церковно-служители обязываются немедленно доносить и своему местному начальству, и гражданскому; 2) в свою очередь местное духовное начальство неукоснительно доносит о происшествии св. Синоду, который составленные из сих донесений ведомости подносит, в установленное время (по третям года), на Высочайшее усмотрение; о важнейших же происшествиях доносит Его Величеству немедленно (независимо от донесений по гражданскому ведомству); 3) если виновный в нарушении церковного благочиния принадлежит к духовному званию, то дело немедленно исследывается по духовному ведомству, и виновный подвергается суду в консистории; 4) если же обвиняемый не принадлежит к духовному ведомству, то о исследовании поступка его сообщается светскому начальству, при депутате с духовной стороны; 5) во всяком случае, о воспоследовавшем решении дела, как в гражданском, так и в духовном суде, вновь доносится св. Синоду. Эти же правила имеют место и в тех случаях, когда нарушается благочиние во время церковного служения вне храмов, напр. во время крестных ходов.73
* * *
Духов, регл. ч. 2. § 1. 2. Си. Св. зак. IV*.
Уст. ценз. ст. 229.
См. Учительное известие при церк. служебнике и Уст. конс. 34.
Устав. консист. ст. 33.
Си. Духовн. реглам. о причте § 18.
Духовн, реглам. о пресвит. 18. Уст. консист. ст 49
Св. зак. т. XII. устав. строительный, разд. III. о зданиях дерк. ст. 179.
В епархиях сибирских и закавказских, епархиальные начальства сами разрешают построение новых церквей, представляя в конце года, к сведению св. Синода, о числе и наименовании вновь воздвигнутых церквей. (Св. зак. тамже ст. 184).
Св. зак. тамже сг. 181. Усг. конс. ст. 50.
Тамже ст. 182. Уст. консист. ст. 48.
Св. эак. т. XII. уст. строит. разд. Ш. ст. 183. Уст. конс. ст. 4–9.
Уст. консист. тамже.
Св. зак. тамже ст. 1091.
Уст. консист. ст. 44.
Уст. консист. ст, 54. 55, Св, зак. устав. строительный ст. 194, 208. Сюда относятся также:Свод. эакон. т. XIV. о предупр. прест. разд. 1. гл. 11, ст. 33. прим.
Ук. 1800 сент. 24 и Высочайше утвержденного 1764 г. о духовных имениях учреждения п. 17. О производстве церковных построений и о порядке надзора за этим делом см. Св. зак. уст. строит. отд. второе и третье.
Св. зак. тамже ст. 186. 187. В Сибири вообще дозволяется строить деревянные церкви, по сношению местного духовного начальства с местным гражданским, без особенного представления планов и Фасадов в главное управление путей сообщения и публичных зданий. В селениях западного края России, также и в Закавказском крае разрешено построение церквей самой простой архитектуры, но вниманию к бедности тамошнего населения и особенным затруднениям в постройках. Св. зак. тамже ст. 120.
Св. зак. тамже ст. 189. Для руководства в составлении планов н Фасадов 'вновь устрояемых храмов, издано в особой книге собрание церковных планов, фасадов и профилей соч. Тона, (тамже прим. к ст. 188. 189).
Св. зак. тамже ст. 188.
Уст. конс. ст. 4–1. сн. Инстр. благоч.пунк. 11.
Уст. консист. ст. 42, 52. 53. Св. зак. тамже ст. 185.
Св. заки уст. строит. продолж. I и II. прин.1 и 2 к ст. 180.
Св. эак. т. XII, ст. 212–214. Уст. консист. ст. 56. 58. 59. 60.
Св. зак. т. XIV. о предупр. преступл. разд. И.гл. III. отд. 2. ст. 48.
Уст. консист. ст. 01–64.
Уст. консист. ст. 51. сн. Ипструк. благочин.п. 15.
Евсев. жязн. Коиист. 4-, 56. Сократ. ист. 1, 18.
Исидор: 1. 123. сн. св. Афапас. к пустыни, св. Григор. Нисс. о крещении христ.
Vid Balsamon ad can 31 trull. et can. 7 concil. VII.Johan. Citri ad ep. Cabasilam respons.
См. в большом требнике устав об освящении храмов.
См. Учительное известие при свящ. служебнике.
Указ. 1753 г. августа 13.
VI всел. соб. пр. 69. лаодик. соб. пр. 19.
44. Помок. пунк. 66. Св. зак. т. XIV». о пред. прест. разд. 1. гл. 1. ст. 4.
См. Учит. известие в служебнике
Инстр. благоч. п. 4-.
См. Учит. известие в служебнике.
См. догмат VII вселен. собора об иконопочитании, в книге правил.
См. Наслед. об иконописании Сахарова, т. I.стр. 18. Спб. 184–9 г.
Тамже стр. 10. имп. Василий Македонянин распространил в своей империи греч. месяцослов с лицевыми изображениями.
См. Стогл. гл. 27.
См. Исслед. об иконописании Сахарова, т. I. стр. 11– 13.
Грамоту патриархов 1668 г. можно видеть в рукописных подлинниках, также в сборнике соловецкой библиотеки № 891.
Акт. историч. 4. № 174..
Тамже № 200.
Собр. эак. 1721 г. ДО 3765.
Собр. зак. тамже № 4–079. си. № 4–154–521
См. в собр. заков. после 1721 года.
Св. эак. т. XIV. р. 1. гл. V. ст. 191. о пред. кощунства и пр. сн. ук. 1722 г. окт. 11. 1759. мар. 17 и пр. в Собр. законов.
Ук. 1759–60. Инстр. благоч. п. 7. Неискусно писанные иконы велено отбирать и хранить в домах архиерейских или монастырях. Св. з. XIV. тамже ст. 124.
Ук. 1750 г. авг. г. 31. 1767 г. мая 24. июня 4. Инстр. благоч. тамже.
Св. зак. продолж. 6. т. XIV. ет. 124.
Уст. цепз. въ Св з. т. XIV о дух. цензуре ст-,173.И разд. 11. ст. 125.
Св. зак. т. XIV. о пред. прест. разд. 1. гл. V ст. 120. 121. 122.
Св. зак. тамже ст. 123.
Св. зак. т. XIV. о пред. прест. р. 1. гл. V.ст. 126.
Тамже ст. 127. Вывозимые из за-границ
Фарфоровые и другия вещи, употребляемые на столы, стенные уборы и т. п., если на них есть священные изображения, постановлено конфисковать, а провозителей штрафовать по законам, ст. 128.
Дух. регл. дела общия. § 7.
Чудотворные иконы, если где явятся в домах, определено по исследовании переносить в церкви или монастыри, а в домах держать запрещено. Ук. 1722 г. Февр. 24–326
См. извлечение из соборных деяний, при служебнике патриарха Иоасафа.
См. Клятвенное обещание новопоставляемых епископов.
Регл. дела общия § 6. и прибавлен. § 19.
Св. зак. т. XIV. о пред. прест. р. 1. гл. И.ст. 39. Уст. консист. ст. 18. 19. си. Дух. реглам. ч. 2. о посещении епархий п. 9.
Уст. дух. консист. ст. 38.
Инструк. благочин. пунк. 2.
Св. зак. т. XIV. р. 1. гл; V. ст. 12Й.
Уст. дух. консист. ст. 4–1. 42. 43.
Уст. дух. консист. ст. 38 (прим)
Улож. гл. 1. Спб. 1787 г.
Устав. конспст. ст. 190 и след. сов. и. 35
Св. зак. т. XIV*. р. 1. гл. 1. ст. 3– 13–83 з
Тамже ст. 16.
VI продолж. Св. зак. т. XIV. ст.35
Св. зак. таиже ст. 14-. 15. Уст. консист. т. 36. 37.