Источник

О христианском единении

I. Православное учение о христианском единении и святости Церкви Христовой

Церковь Христова истинно свята (Еф. 5:27), но не потом у. что члены ее суть люди безгрешные, а потому, что ее глава, Христос, свят, что святы ее молитва и таинства, что свято ее учение. Если же говорим о себе, что мы не имеем греха, то не имеем в себе истины, т. е. Христа, и ни в чем не преуспеваем, но обманываем самих себя (Ин. 1:8) и кроме того этим самым доказываем, что мы из простых грешников становимся уже беззаконными и нечестивыми. Если хотим испытать возможно ли человеческому естеству приобрести безгрешность, то от кого яснее можем научиться, как не от тех, которые плоть свою распяли со страстями и похотями и для которых истинно распялся мир (Гал. 5:23, 6:14), которые, удаляя из сердец своих не только страсти, но даже и греховные помыслы, однако же ежедневно исповедуют, что они и на один час не остаются без греха?

А между тем сектанты, выдавая себя за праведников, отделяются от право славных, как людей, будто бы совсем погрязших во грехе; но в этом поступке так и слышится дух фарисея, горделиво осудившего Господа за то, что Он дозволил прикоснуться к Себе грешнице (Лк. 7:39); осуждая своих православных предков, отцов духовных, научившнх их грамоте и давших им св. Писание на понятном языке, сектанты вполне ставят себя в положение Хама, посмеявшагося над отцом и заслужившего осуждение и даже проклятие (Быт. 9:22–25). При этом сектанты ругатели отделяют себя и от единства веры (Иуд. 1:18–19). На место праведности Божией, поставляя собственную праведность (Рим. 10:3), тем самым удаляют себя от лозы Христа и Церкви Его (Ин. 15:14–16). Поэтому у них не может быть ни истинно добрых плодов, ни спасения.

Сектанты рассуждают: «как же Церковь пребудет святою, если в ней оказываются явные грешники?» Но если смотреть на дело по-сектантски, то никогда и никакая Церковь не может быть святою, так как нет ни одного безгрешного человека (1Ин. 1:8. Еккл. 7:20. 3Цар. 8:46) и безгрешен один Господь Христос (1Пет. 2:22). Когда вор или разбойник, живущие в пределах нашего государства, совершают преступление, то это не значит, что совершает преступление наше государство. Так же точно, когда грешат члены Церкви, то это не значит, что грешит Христова Церковь.

II. Основания из слова Божия для учения о христианском единении

Все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны:

1Ин. 1:8. Если говорим, что не имеем греха,– обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Рим. 7:22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;

23. Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Иов. 14:4. Кто родится чистым от нечистого? ни один.

Однако от этого Церковь в ее основах, законе и учении не перестает быть святою:

Еф. 5:27. Чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Рим. 3:3. Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?

4. Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в сл вах Твоих, и победишь в суде Твоем (Псал. 50:6).

Рим.7:12. Посему закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра.

14. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.

Гал. 2:17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками: то неужели Христос есть служитель греха? Ни как.

Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан:

Ин. 17:21. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино: да уверует мир, что Ты послал Меня.

22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

1Кор. 12:12. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос.

13.Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные; и все напоены одним Духом.

14.Тело же не из одного члена, но из многих.

Еф. 4:3. Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4.Одно тело и один дух, как вы и при званы к одной надежде нашего звания;

5.Один Господь, одна вера, одно крещение,

6.Один Бог и Отец всех, который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.

Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда (Мф. 10:1–7. Лк. 18:10–14), так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обремененные грехами:

2Тим. 2:20. А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

21. Итак, кто будет чисть от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на вся кое доброе дело.

Господь явился на землю не судить людей, но взыскать и спасти погибшее:

Мф. 18:11.Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими, последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых:

1Кор. 7:14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

16. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Только в особых потребных случаях Церковь отделяет от своей среды закоренелых ослушников:

Мф. 18:17. Если же не послушает их, скажи церкви: а если и церкви но послушает: то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Полное же отделение праведников от грешников произведет Сам Господь при кончине мира:

Мф. 13:24. Другую притчу предложил Он им, говоря: царство небесное подобно человеку, посеевшему доброе семя на поле своем.

30. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы: и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою.

Ин. 12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.

Значит, совершенно неосновательно поступают сектанты, когда в вере отделяются от православных христиан, смущаясь тем, что среди последних много находится разных грешников и нарушителей закона. Распределение стада на группы подобает производить пастырям, а не овцам.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о христианском единении


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Мф. 10:34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч. 35.Ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невесткус свекровью ее. 36.И враги человеку домашние его. Лк. 12:51. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. 52.Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех. 53.Отец будет против сына, и сын против отца; мать пробив дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Эти места сектанты считают основанием для производимого ими «разделения» между христианами, тогда как здесь изображается положение не всех христиан, а только судьба св. апостолов и мучеников первых веков христианства: Лк. 12, 41, 54. Господь внес в среду людей не только разделение, но и мир: Ин. 14:27. Также и апостолы проповедывалн мир: Евр. 12:14. Кто из христиан сам производит разделение и соблазн, того, по заповеди апостольской должно остерегаться: Рим. 16:17. Этому поучает нас молитва Спасителя: «Да будут все едино: как Ты Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино,– да уверует мир, что Ты послал Меня» Ин. 17:21. Из этой молитвы ясно, что Спаситель желал единства в вере, а не разделения. Лк. 12:41. Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? 54. Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет;и бывает так. Ин. 14:27. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам.Да не смущается сердце ваше, и да не устрашается. Евр. 12:14. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Рим. 16:17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны.
II
Лк. 14:26. Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьеви сестер, а притом и самой жизни своей,тот не может быть Моим учеником. Примеч . Этими словами сектанты оправдывают Свое отпадение от Православной Церкви. Господь не проповедует разделения и вражды к ближним, так же, как Он не проповедует здесь самоубийства («и самой жизни своей») (сравн. Мф. 10:39). Здесь Господь заповедует ставить наши обязанности к Богу выше обязанностей к людям, как бы они близки не были: Мф. 10:37; но нисколько не освобождает от долга любить присных и заботиться о них: 1Тим. 5:8. А потому приведенный сектантами текст нисколько не оправдывает отделения сектантов от Церкви. Мф. 10:37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня: и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. 39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее 1Тим. 5:8. Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного.
III
Рим. 2:17. Вот, ты называешься Иудеем,и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом. 18.И знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона. 19.И уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме. 23. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Эти места сектанты стремятся применять к нравственному состоянию православных, чтобы оправдать свое отделение от православной Церкви. Но в приведенных местах говорится о нравственном состоянии иудеев и язычников (Рим. 2:17 3:9.) Между православными если и встречаются худые люди, то есть и добрые, так что только «в опрометчивости» можно считать всех худыми: Пс. 115:2. Кроме того, если между православными находятся развращенные люди, то это не причина для того, чтобы отделяться от веры православной, которая не на зло, а на добро учит: Рим. 3, 8, 9. Рим. 3:8. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят вас, и говорят, буд-то мы так учим? Праведен суд на таковых. 9. Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом. Пс. 115:2. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
IV
1Кор. 5:9. Я писал вам в послании, не сообщаться с блудниками; 10.впрочем не вообще с блудникамимира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. 11.Но я писал вам, не сообщаться с тем,·кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею,или хищником; с таким даже и не есть вместе. 12.Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? 13.Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас. 2Кор. 6:15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 17. И потому выйдите из среды их, и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому: и Я приму вас. (Ис. 52:11). Евр. 12:15. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. (Втор. 29:18); 16. чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Пс. 49:16. Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, 17. а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? 18. когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься. Приведенные места сектанты выставляют, как самые сильные основания в пользу своего выделения из среды православных. В опровержение сектантского понимания должно заметить следующее: В первом из этих мест (1Кор. 5:9– 13) ап. Павел требует удаляться от близкого общения с развращенным человеком в житейских делах («даже не есть вместе» ст. 11), чтобы не соблазниться его худым примером (ср. Евр. 12:15), а не при молитве его в храме. Сектанты поступают как раз наоборот: в житейских делах, напр., на ярмарке, с такими людьми они сходятся, а от молитвы в храме удаляются. Во втором месте (2Кор. 6:15–17) требуется удаляться не от христиан, а от язычников, («чужое ярмо с неверными» , «Велиаром»–ст. 14). В третьем месте (Евр. 12:15–17. Псал. 49:15–18) об удалении из общества православных ничего не говорится, как и в первых двух, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте»–ст. 15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. У пророка Давида Господь ставит человеку в упрек не молитвенное общение с грешником, а соучастие в преступлениях, ибо здесь прямо говорится: «когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями собираешься, уста свои открываешь на злословие»– ст. 18. Иначе сказать, Господь упрекает за сами преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин. 12:47.3:17, то ты (сектант) кто, который судишь другого: Иак. 4:11–12. Рим. 14:4. Не судите, да несудимы будете (Лк. 6:37), или не судите прежде времени: 1Кор. 4:4–5. Наконец, только в иудействе возбранено сообщаться с так называемыми нечистыми, а св. Апостолу Петру «Бог открыл», чтобы не почитать ни одногочеловека скверным или нечистым: Деян. 10:28. Да и Сам Господь не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии: Ин. 8:3–5:11. А потому скажем сектантам словами Апостола: Римл. 2:1. Итак, из приведенного объяснения видно, что в свящ. Писании нет нигде повеления о том, чтобы не сообщаться в молитве с грешными людьми, а лишь повелевается не участвовать в преступлениях против веры и нравственности. Ин. 12:47. И если кто услышит Мои слова, и не поверит, Я не сужу его; ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Ин. 3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Иак. 4:11. Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата, или судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон: а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. 12. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? Рим. 14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его. 5. Посему не судите никак прежде времени, пока не прийдет Господь. Деян. 10:28. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Ин. 8:3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину взятую в прелюбодеянии. 10. Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11. Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди, и впредь не греши. Рим. 2:1. Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle