Источник

О Таинстве Елеосвящения

I. Православное учение о таинстве Елеосвящения

Христос Спаситель, врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати.

Необходимость таинства елеосвящения, кроме свящ. Писания (Иак. 5:14 – 15),подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древнехристианской Церкви свидетельствует, например, Ориген. Перечисливши разныя средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжал: «есть еще и седьмой род отпущения грехов чрез покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные: Иак. 5:14 – 15. (Еписк. Сильвестр. Догм. Богосл. чт. 5 стр. 53–54).

Итак, православное учение о елеосвящении, как таинстве, имеет для себя твердые основания и в свящ. Писании и в данных истории, а потому отвергающие это учрежденное в помощь больным таинство, воистину «не ведят. что творят» (Лк. 23:34).

II. Возражения заблудшего и ответы православного о таинстве Елеосвящения

Заблудший. Почему под «елеем», «маслом» нельзя разуметь слова Божие и понимать Иак. 5:14–15 в духовном смысле наставления.

Православный . Потому, что тогда получится несообразность такого рода: Апостол Иаков повелевает обращаться к елеепомазанию в случае болезни, таким образом вышло бы, что наставление словом Божиим необходимо только для больных. Кроме того слово Божие нигде не называется «елеем» или «маслом».

Заблудший. Почему не все после совершения елеепомазания выздоравливают?

Православный. Это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею (Рим. 9:15). Во-вторых, это зависит от того, насколько усердна молитва и крепка вера самого больного и окружающих его (и молитва веры исцелит болящего... и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться). Это видно также из того, что Спаситель для получения от Него исцеления требовал от приходящих веры. «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23) – сказал Он отцу, просившему исцеления бесноватого отрока; кровоточивую женщину, слепых и других исцелил по вере их: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасет тебя. По вере вашей, да будет вам» (Мф. 9:22–29).

Заблудший . Какое же значение имеет при этом елей?

Православный . Такое же, какое имело и брение при исцелении Самим Спасителем слепого (см. Ин. 9:1–7), т. е. сила Божия, благодать действует на тело и душу человека иногда непосредственно, по одному слову (исцеление бесноватого отрока, дочери хананеянки), иногда же чрез посредство какого-либо вещества (брение, елей, вода в таинстве крещения).

Заблудииий . На каком основании в сем таинстве елей смешиваемся с вином?

Православный . Это по примеру того, как милосердный самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином (Лк. 10:34).

III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве Елеосвящения


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Все сектанты-рационалисты отвергают елеосвящение, как особое таинство. Молокане, например, прямо заявляют: «мы никогда не прибегаем к таинству Елеосвящения, хотя очень хорошо, знаем, что апостолы врачевали больных чрез помазание елеем. Под этим таинством мы разумеем молитвы, приносимые Богу. Поэтому мы всегда и посылаем кого-нибудь бодрствовать и молиться около больных, но это значит, отвергая видимое помазание, молокане действительно отвергают таинство елеосвящения. Точно так же отвергают это таинство и штундисты. «Где, – говорят они, – в Евангелии сказано, когда и как установил Христос это таинство и всегда ли выздаравливают больные после сего таинства. Иногда в подтверждение своего лжеучения приводят и тексты свящ. Писания: 2Кор. 1: 21. Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог. 1Сол. 5:23. Сам же Бог мира до освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Священное Писание, несомненно, удостоверяет нас, что Елеосвящение имеет божественное происхождение и есть именно таинство. Так предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Косвенно на таинство Елеосвящения указывает и притча Спасителя о милосердном Самарянине (Лк. 10:30–38). Но прямее и положительнее об этом таинстве говорит апостол Иаков. Он придает помазанию маслом или елеем особенную таинственную целительную силу и с совершенной ясностью заповедует верующим врачевать своих болящих чрез пастырей Церкви: Иак. 5:14–15. Из этих слов открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства, так как святые апостолы не проповедовали сами от себя: Гал. 1:11 – 12, но учили только тому, что заповедал им Христос: Мф. 28:20, и что внушал Дух Божий: Ин. 16:13; Деян. 2:1–4. Таким образом в словах апостолов с ясностью можно видеть как самое повеление помазывать болящего елеем, так и то, что помазывать должен не кто-либо по произволу, как это практикуется у молокан Донского толка, но пресвитеры церковные. В свящ. Писании хотя и не говорится прямо, когда и как установил таинство елеосвящения Господь, но весьма естественно думать, что это таинство, как и другие (крещение и покаяние), чрез которые даруется отпущение грехов, Господь установил уже по воскресении Своем, когда дана была Ему всякая власть на небе и земле: Мф. 28:18, и когда Он в продолжение 40 дней являлся апостолам и беседовал с ними, о царствии Божии: Деян. 1:3, т. е. об устроении своей святой Церкви, главную часть которого (устроения) и составляют таинства, а что не все то описано, чему учил Иисус Христос, – это видно из свидетельства Евангелиста Иоанна Богослова: 21:25. Мк. 6:13. Изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли. Иак. 5:14. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним помазав его елеем во имя Господне. 15. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь и, если он соделал грехи, простятся ему. Гал. 1:11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. 12. Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа Мф. 28:20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се,Я с вами во все дни до скончания века.Аминь. Ин 16:13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину:ибо не от Себя говорить будет,но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Деян. 2:1. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. 4. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Мф. 28:18.И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Деян. 1:3. Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle