Источник

О церковном учительстве

I. Основания из св. Писания для православного учения о церковном учительстве

Иисус Христос, с самого начала Своего общественного служения, избрал для проповеди о Нем всем народам апостолов:

Мк. 3:14. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь.

Мк. 16: 15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари.

16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Ср. Мф. 28:19.

Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине.

Деян. 14:23. Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.

Деян. 20: 28. Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями.

1Тимф. 4:14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15.О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

16.Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

2 Тим. 4:2. Проповедуй слово, настой вовремя и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

2 Тим. 2:2. И что слышал от Меня при многих свидетелях, то передавай верным людям, которые были бы способны и других научить.

Верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители.

1 Кор. 12:28. Иных Бог поставил в церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, В третьих учителями.

Таким образом, сущность учения православной Церкви по вопросу об учительстве такова:

1) Иисус Христос преподал верующим Божественное учение Свое, необходимое для нашего спасения.

2) Для распространения и утверждения Своего учения Он благоволил избрать особых лиц – апостолов.

3) Апостолы для той же цели поставляли епископов, которым предоставляли право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.

4) В силу этого после апостолов, право церковного учительства, по преемству, перешло к епископам и пресвитерам.

5) Предметом церковного учительства должны служить: а) Изъяснение Св. Писания, б) истины догматические и нравственные, в) истины библейско-исторические Ветхого и Нового Завета, г) истины церковно-литургические и обрядовые.

6) Источником церковного учительства служит Священное Писание и Священное Предание, а руководством голос Церкви, выраженный в творениях св. отцев и учителей Церкви, и в определениях вселенских и поместных соборов.

7) Учительство, не руководствуемое голосом Церкви, есть самопроизвольное могущее производить только ереси и расколы.

II. Для миссионерской полемики о церковном учительстве


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Мф. 23:7. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель–Христосъ, все же вы братья. Примеч. На основании сего текста сектанты отвергают всяких земных учителей и руководителей в деле веры и спасения душ. Иисус Христос запрещает здесь называть самих себя учителями, т. е. самозванно присвоять себе звание учителя и гордиться им, но вовсе не говорит того, что в Церкви не должно быть особо поставленных учителей; например, Он Сам посылал (апостолов) учить и постановлял учителями, что ясно видно как из слов Спасителя, так и апостола Павла, который говорил: «Я поставлен проповедником и учителем в вере и истине (1Тим. 2:7) или– учитель ли пребывай в учении (Рим. 12:7).– Мф. 28:19; Еф. 4:11; 1Кор. 12:28 и 2Тим. 1:11. Мф. 28:19. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Еф. 4:11. И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями. 1 Кор. 12:28. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых –апостолами, во-вторых– пророками, в третьих – учителями. 2. Тим1:11. Я поставлен проповедником, и апостолом и учителем язычников...
II
Евр. 8:11. И не будет учить каждый ближнего своего, говоря: познай Господа. Потому что все, от малого до большого будут знать Меня Ин. 6:45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Исаии 54:13). Примеч. Этими местами свящ. Писания сектанты силятся доказывать, что теперь, в новозаветное время, уже упразднено человеческое учительство в Церкви. Пророчество об упразднении человеческого учительства исполнится тогда только, когда исполнится непосредственно предшествующее ему пророчество того же Иеремии: Евр. 8:10. А об исполнении этого пророчества читаем в Откровении следующее: 21:1 – 3. Вот люди, к которым относится предсказание Иеремии: «познают Мя от малого» даже и до великого их; вот время, когда исполнится и то пророчество, что «не научит кийждо ближнего своего». Из приведенных слов Откров. видно, что только в свят. гор. Иерусалиме новом не нужны будут для нас учителя. А теперь, в земной жизни, как и ап. Павел поучает нас, вместе с законом Божиим, написанным в мыслях и сердцах наших, существует и «ин закон, – противувоюющ закону ума моего, и пленяют мя законом греховным» (Рим. 7:22–23). Таким образом благодатное научение не исключает человеческого посредства. Евр. 8:10. Вот, завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. (Иер. 31:31–34). Откр. 21:1. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сим Бог с ними будет Богом их.
III
1 Кор. 1: 7. Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа. 1 Ин. 2:27. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно,– то, чему оно научило вас, в том пребывайте. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особенных целей божественных подаваемы были христианам апостольского века. Если бы они и теперь подавались, то не нужно было бы и самого священного Писания. Под «помазанием» разумеется обручение Духа Св., т. е. полнота даров Св. Духа, которые подаются верующим в таинствах и, в частности, в таинстве миропомазания, а не «дар премудрости», как суемудрствуют сектанты. 2Кор. 1: 21–22. Если бы разуметь здесь помазание, преподаваемое каждому в отдельности, то выходило бы, что оно уже научило, и потому уже нет различия между детьми и отцами. Если же разуметь Духа, обитающего во всей целости Церкви, то понятно, что Он, уча всю Церковь, по отношению к отдельным членам ее разнообразит Свои дары, разделяет действия и служения. – 1Кор. 12:4–1 2 К op . 1: 21. Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, 22. Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 1 Кор. 12:4. Дары различны, но дух один и тот же, 5. И служения различны, а Господь один и тот же; 9.Иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10.Иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. 11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle