Библиотеке требуются волонтёры

Источник

О Священном Предании

I. Православное учение о священном Предании

Божественное Откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Свящ. Писания.

Под именем Свящ. Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище свящ. Предания есть Церковь, или собрание всех истинно верующих, которая, по слову апостола, есть Церковь Бот живого, столп и утверждение истины. (1Тим.3:15).

Священное Предание древнее Свящ. Писания. От Адама до Моисея не было свящ. книг.

Сам Господь Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом и апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами может пользоваться меньшая часть людей, а Преданием все. Хотя мы имеем Свящ. Писание, но должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным Откровением и Свящ. Писанием. Ап. Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес. 2:15).

Свящ. Предание нужно и в настоящее время для руководства к правильному разумению Свящ. Писания, для правильного совершения таинств, для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Из Свящ. Предания взяты многие священные обряды, имеющие великую важность для каждого истинно православного христианина, как напр., изображение крестного знамения, обращение во время молитвы к востоку, слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и чаши, благословения, освящения воды крещения, елея помазания и самого крещаемого, троекратное погружение крещаемого в воду, отрицание сатаны и злых дел его и проч. относящееся к крещению. Итак, Предание необходимо для уразумения многих истин, содержащих в Писании, ибо иные из них не вполне изложены, а об иных вовсе не говорится, на иные делаются только указания или только намекается, и без Предания мы не знали бы, наконец, различных обрядов таинства, разных действий богослужения и постановлений церковного благоустройства и благочиния. (Из Библейской энциклопедии Архимандр. Никифора. Стр. 135, вып. III).

II. Основания из слова Божия для православного учения о священном Предании

Свящ. Предание обязательно для всякого верующего:

2Фес. 2:15. И так, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.

1 Тим. 6:20·О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,

21. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

2 Тим. 1: 13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

2 Тим. 2:2. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

1 Кор. 2:2. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и при том распятого.

4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

Но обязательно только то Предание, которое согласно с духом Свящ. Писания:

Гал. 1:8. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Священное Писание есть часть живой проповеди, т. е. Предания:

Лк. 1:2. Как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова:

3. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил.

4. Чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Деян. 1: 3. Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием.

Предание необходимо потому, что учение и дела Христовы не вполне изложены в свящ. книгах:

Ин. 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.

Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ср. Деян. 1:3.

Деян. 20:35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.

1Кор. 15:6. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

И наставления апостол. также не все записаны:

1Кор. 2:20. Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню.

34. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда прийду.

3Ин. 1:13. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.

2Ин. 1:12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

Изустное учение и проповедь была первой обязанностью апостолов:

Мк. 16:15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Рим. 10:14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего.

15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Исаия 52:7).

16.Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Исаия 53:1).

17.Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Евр. 2:1. Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2.Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3.то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

4.При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?

Гал. 3:2. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?

3.Так ли вы несмысленны, что начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4.Столь многое потерпели вы неужели без пользы!

5.Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?

Свящ. Предание имеет равную силу с Свящ. Писанием: а потому оно есть то же слово Божие, не записанное в книгах.

1Кор. 2: 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам.

Деян. 13:5. И, бывши в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

Деян. 17: 13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

1Фес. 2:13. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от вас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих.

Сам Бог избрал особых лиц, которым и возвещал волю Свою, чтобы они передали и другим:

Быт. 18:19. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд, и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.

Исх. 10: 2. И чтобы ты4 рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

Моисей, хотя и написал пятокнижие, но вместе с тем давал наставления руководственные и Преданием:

Втор. 32:7. Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца своего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.

Точно также распространялось и новозаветное Божественное учение:

Ин. 18:20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синогоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им: вот, они знают, что Я говорил.

Сам Господь и апостолов посылал только на устную проповедь:

Мф. 28:19. И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Апостолы и выполняли это посланничество сами: и других для того же посылали:

2Ин. 1: 12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

3Ин. 1: 13–14. Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Деян. 20:31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Деян. 15:27. И так мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям, и утвердили их.

Иуд. 1: 3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание, подвизаться за веру, однажды преданную святым.

1 Ин. 2:24. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

III. Для миссионерской полемики о священном Предании


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Деян. 17:11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Примеч . Этот текст свящ. Писания, как и нижеприведенные (2Петр. 1:19. Откр. 22:18 –19). сектанты приводят в доказательство своего лжеучения, отрицающего необходимость свящ. Предания. Здесь и речи нет о том, нужно или ненужно признавать Предание, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенес в Верию (ст. 1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, а что предание необходимо, о сем свидетельствует тот же апостол: 2Фес. 2:15. Деян. 17:10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они, прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 2 Фес. 2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.
II
2 Пет. 1: 19. И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет; утренняя звезда в сердцах ваших. Чтобы понимать эти слова, нужно обратить внимание на ст. 20 сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе. Если следовать сектантскому пониманию этого текста, т. е. обращаться к одному сказанному пророчеству, то тогда мы должны будем отвергать весь новый завет, в котором между прочим говорится: 2Сол.3:6. 2 Пет. 1:20. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 2 Фес. 3:6. Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего·безчинно, а не по преданию.
III
Откр 22: 18. И также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. 19. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей. Здесь говорится не о всей библии, а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу–Писанию: 2Ин. 1;2; 3Ин. 1:13–14). Если понимать слова Тайновидца в смысле сектантском, будто ими запрещается принимать все то, чего нет в книге его, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что вышеприведенные слова ап. нельзя понимать в сектантском смысле. 2Ин.1:12. Многое·имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 3Ин. 1:13–14 Многое имел я писать, но не·хочу писать к тебе чернилами и тростью. 14. А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
IV
Лк 16:29. Авраам сказал ему (богачу): у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Примеч. Эти слова св. Писания сектанты приводят в доказательство того, что будто бы и Евангелие указывает нам в руководство только одно свящ. Писание, словами: «есть Моисей и пророки», а потому свящ. Предание, говорят они, излишне Под словами ст. 29 «есть Моисей и пророки» разумеется пятокнижие Моисеево и проч. книги ветхоз. пророков, и если следовать сектантскому лжемудрованию, то выходит, что нужно руководствоваться только ветхозаветными указаниями. Значит, тогда нужно христианам и обрезываться и приносить кровавые жертвы. Чтобы уразуметь истинный смысл этих слов, нужно принять во внимание, что богач, наслаждавшийся всеми благами земными, не приготовлялся к загробной жизни (ст. 19). К тому же и братья его дошли до такого состояния, что если бы кто и из мертвых воскрес, то они не поверили бы (ст. 31). Следовательно, о Предании здесь не говорится, а между тем из послания апостола Павла к Рим. 10:17–18 видно, что свящ. Предание есть источник священного Писания. Лк. 16:19. Некоторый человек был богат: одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Лк. 16:31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Рим. 10:17. И так вера от слышания, а слышание от слова Божия. 18. Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18:5)
V
Ин. 5:39. Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Спаситель говорить здесь о Свящ. Писании, как свидетельстве Его Божественности, но отнюдь не говорит, чтобы св. Писание было единственным источником веры. Напротив, св. Предание ап. Павел умоляет хранить: 1Тим. 6:20–21. 1 Тим. 6:20. О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. 21. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
VI
Ин. 20:31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Примеч . Вычитав этот текст, как и Ин. 5:39, сектанты говорят, что для веры достаточно одного свящ. Писания Но из ст. 30 сей же главы видно, что далеко не все то записано, что творил Иисус; значит, этими словами (ст. 31) не имелось в виду отвергнуть св. Предание, а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий: Ин. 20:30; 21:25. Ин. 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написан. книг. Аминь.
VII
Рим.1: 16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и Еллнну. Рим. 3:21. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно св. Писание, ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15; 3:6 и l Кор. 11:1 – 2). Под „правдой Божией» разумеется великое дело искупления грешников Иисусом Христом, о чем свидетельствует не только ветхозаветный закон и пророки, но и Еванг.: loan. 15, 15. В посл, к Римл. 1:16, ап. Павел утверждает необходимость Предания, потому что Христос Спаситель «благовествовал» Свое учение устно, а не письменно; благовестие Христово по преданию сохранилось среди учеников Христовых, пока не было записано в евангелиях. И апостол Павел говорит, что он не стыдится благовествования Христова, т. е. не гнушается устного способа (чрез Предание) проповедания божественных истин. 2 Фес. 2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. 2 Фес. 3:6. Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию! 1Кор. 11: 1. Будьте подражательны мне, как я Христу. 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам. Ин. 15: 15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
VIII
1Кор. 14:37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам; ибо это заповеди Господни. Примеч. Места из св. Писания: Рим. 1:16. 3:21 и 1Кор. 14:37 –сектанты приводят в подтверждение той мысли, что в деле религии должно руководствоваться только свящ. Писанием. Здесь нисколько не подтверждается сектантское лжеучение, о том, что должно руководствоваться одним только свящ. Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Св. Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринф, дозволяли даже женщинам учить в церкви,–ст. 34. 1Кор. 14: 34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быт в подчинении, как и закон говорит (Быт. 3:16). 35. Если же они хотят чему научиться, I пусть спрашивает о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
IX
1Тим. 1:3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефес, и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4. И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Примеч. К словам «басни и родословия» сектанты приравнивают и свящ. Предание Если рассмотрим эти (3–4 ст.) в связи с последующими 5–6 ст. той же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь апостол Павел напоминал апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями (ст. 4) как видно из сличения с послан, к Титу, 3:9, разумеются глупые состязания о законе. 1Тим. 1: 5. Ибо никогда не было у нас, пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! 6. Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Тит. 3:9. Глупых же состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны.
X
1Тим. 6:3. Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии: 4. Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Примеч. Под словом «иному» сектанты разумеют свящ. Предание. Также и здесь, под разгордевшимися, ничего не знающими, как видно из связи 5–6 стиха, разумеются те, кто учит иначе, т. е. различно от преданной прежде веры: Тит. 1:3. Таковы были еретики времен апостольских– гностики(назыв. сами себя разумными) воображавшие, что с помощью сообщенных гносисом познаний можно знать все. Последние поэтому вступали в бесконечные споры и состязания и извращали истинное учение Господа нашего Иисуса Христа, а потому оба вышеприведенные места к св. Преданию отнюдь не относятся. Тит. 1: 3. А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога. 1Тим. 6: 5. Пустые споры между людьми поврежденного ума. чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. 6. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.
XI
2 Тим. 3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16.Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. 17.Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Примеч. Этими стихами сектанты доказывают, что только одно свящ. Писание может умудрить во спасение. Апостол Тимофей родился в 30-й год по Рожд. Христове; с 58 года он стал спутником ап. Павла. Писания последнего появились в период 53– 67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф. 5:43–44. Если принять во внимание ст. 14 этой главы, то увидим, что по словам ап. Павла источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Ссылка сектантов на 2Тим. 3:15 – 17 не только не оправдывает их за отвержение церковного Предания, но прямо обличает: Ин. 12:48. В самом деле, ясно и решительно заповедует нам ап. Павел хранить и держать предания: 2Тим. 3:14. Мф. 5:43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. (Лев. 19:17–18). 44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ин. 12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, Оно будет судить его в последний день. 2 Тим. 3:14. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Ср. 2Сол. 2:15; 3:6.
XII
Мф. 15:6. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Мф. 15: 9. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (Исаии 29:13). Мк. 7:13. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. Примеч. К преданиям старцев и запов. человеческим сектанты приравнивают и свящ. Предание. Здесь под заповедями человеческими Спаситель разумеет «предание старцев»: Мк. 7:3–4; но между последними и священным Преданием большое различие, ибо под преданием старцев разумеются постановления обыденной жизни, а под священным Преданием разумеется слово Божие. Тексты из Мф. 15:1–6 и Мк. 7:1–13 нисколько не говорят против священного Предания, потому что свящ. Предание не внушает непочтения к родителям и не занимается мелочными предписаниями ветхозаветного обрядового закона, но наставляет во спасение: Мф. 28:19–20. Мк. 7:3. Ибо фарисеи и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук. 4. И пришедши с торга не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Мф. 28:19. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
XIII
1Кор. 4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим. Примеч. Этот текст свящ. Писания, как и нижеприведенный (Гал. 1:8–9), сектанты приводят в подтверждение своего лжемудрования о том, что будто бы и апостолы запрещают пользоваться Преданием. Здесь ап. Павел внушает коринф. христиан., чтобы они брали пример с него и Апполоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т. е. чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали называясь – одни Павловы, другие Апполосовы. Вот это обстоятельство и заставило ап. Павла писать, чтобы Коринф. так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного (3:21–22), но все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1, 12, 31. 1Кор. 3:21. Итак, никто не хвались человеками; ибо все ваше. 22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, все ваше. 1 Кор. 1: 12. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. 1Кор. 1:31. Чтоб было, как написано: хвалящий хвались Господом (Иер. 9:24).
XIV
1 Гал. 1:8. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Отсюда правильнее можно заключить, что ап. говорит об устном благовестии (ст. 9), а потому лишь защищает а не опровергает свящ. Предание. В этой же главе, ст. 11 – 12, апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать предания (2Фес. 2:15,–1Тим. 6:20,–1Кор. 11:2) и сам пользовался устным преданием: Деян. 20:35. Предавая анафеме людей, благовествуюхцих не то, что благовествовал он, апостол очевидно разумеет еретиков всех времен, в частности и наших сектантов, отвергающих Предание. Таким образом место из Гал. 1:8 – 9 является одним из грозных обличений на суесловов, отметающих неписанное Слово Божие. Гал. 1:11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. 12. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 2Фес. 2:15. См. выше п. 1. 1Тим. 6:20. См. выше п. V. 1 Корин. 11:2. См. выше п. VII. Деян. 20:35. Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.
XV
Кол. 2:8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Кол. 3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью. Примеч. Философию и пустое обольщение как равно и иудейские басни сектанты смешивают с свящ. Преданием. Христиане Колосс. церкви увлеклись мудростью века сего: 2, 4 и теми преданиями, которые выдуманы людьми: Деян. 17:18 а потому ап. убеждает не всякое предание принимать к руководству, а только то, которое от Христа, а не человеческие умствования, несогласные с божественной истиной. Под пустым обольщением разумеется измышленная философия по стихиям мира, т. е. из наблюдений видимого мира, которые были не по Христу (отвлекали от Христа). Кол. 2:4. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Деян. 17:18. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
XVI
Тит1:13. Свидетельство сие справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14. Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол,–это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф. 15:3. Мк. 7:3–4. Мф. 15:3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Мк. 7:3 – 4. См выше п. XII.
XVII
Деян. 1:1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Примеч. Этим текстом сектанты доказыв., что все необходимое для веры назидание из земной жизни Иисуса Христа записано в свящ. Писании, а потому, говорят они, и нет нужды обращаться еще к Преданию. Но все ли на самом деле записано то, что делал Иисус Христос, в книгах еванг. Луки? Нет, далеко не все. Апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа и писал сам все по устному преданию, а очевидец ап. Иоанн Богослов пишет, что именно не все то записано, что сотворил и чему учил Иисус Христос: Ин. 21:25;20:30. Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ин. 2:30. См. выше п. VI
XVIII
Пс. 118:5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Примеч. Под уставами сектанты разумеют одно свящ. Писание. Здесь нет ни малейшего основания отрицать свящ. Предание. Псалмопевец только выражает сильное желание соблюдать заповеди Божии, подобно словам: «скажи мне, Господи, путь», а сами заповеди во многих книгах записаны, и по большей части с устной передачи, напр.: Мф. 8, 3, 6, 9. В псалмах, на которые ссылаются сектанты, есть ясные указания на необходимость хранить св. Предание: Пс. 77:3–4; (ср. Пс. 67:15). Мф. 5:3. Блаженны нищие духом; ибо их есть царство небесное. Мф. 6:9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое. Пс. 77:3–4. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, Которые Он сотворил
XIX
Втор. 4: 2. Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сего дня) заповедую. (Ср. Нав. 1: 7–8). Примеч. Этот текст ветхозаветного свящ. Писания сектанты выставляют в опровержение свящ Предания, как бы излишне прибавляемого к заповедям Господа Бога. Этими словами Бог, повелевая твердо держаться закона, данного через Моисея, предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам: Деян. 7:43. Лев. 18:21, а потому к свящ. Преданию они не относятся. Можно ли утверждать, что ветхозав. пророки проповедовали буквально так же, как и Моисей. Нет, эти пророки даже вводили новые уставы, например, о певцах (1Пар. 25 и 26 глав, и 2Пар. 29:25). Деян. 7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. (Ам. 5:25–27). Лев. 18:21. Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.

* * *

4

Моисей.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle