протоиерей Иоанн Смолин

О Священном Предании

I. Православное учение о священном Предании

Божественное Откровение распространяется и сохраняется в истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Свящ. Писания.

Под именем Свящ. Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Верное хранилище свящ. Предания есть Церковь, или собрание всех истинно верующих, которая, по слову апостола, есть Церковь Бот живого, столп и утверждение истины. (1Тим.3:15).

Священное Предание древнее Свящ. Писания. От Адама до Моисея не было свящ. книг.

Сам Господь Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою. Тем же способом и апостолы вначале утверждали Церковь и распространяли веру Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами может пользоваться меньшая часть людей, а Преданием все. Хотя мы имеем Свящ. Писание, но должны соблюдать и Свящ. Предание, если оно согласно с Божественным Откровением и Свящ. Писанием. Ап. Павел пишет: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фес. 2:15).

Свящ. Предание нужно и в настоящее время для руководства к правильному разумению Свящ. Писания, для правильного совершения таинств, для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления. Из Свящ. Предания взяты многие священные обряды, имеющие великую важность для каждого истинно православного христианина, как напр., изображение крестного знамения, обращение во время молитвы к востоку, слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и чаши, благословения, освящения воды крещения, елея помазания и самого крещаемого, троекратное погружение крещаемого в воду, отрицание сатаны и злых дел его и проч. относящееся к крещению. Итак, Предание необходимо для уразумения многих истин, содержащих в Писании, ибо иные из них не вполне изложены, а об иных вовсе не говорится, на иные делаются только указания или только намекается, и без Предания мы не знали бы, наконец, различных обрядов таинства, разных действий богослужения и постановлений церковного благоустройства и благочиния. (Из Библейской энциклопедии Архимандр. Никифора. Стр. 135, вып. III).

II. Основания из слова Божия для православного учения о священном Предании

Свящ. Предание обязательно для всякого верующего:

2Фес. 2:15. И так, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.

1 Тим. 6:20·О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,

21. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.

2 Тим. 1: 13. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

2 Тим. 2:2. И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

1 Кор. 2:2. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и при том распятого.

4. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.

Но обязательно только то Предание, которое согласно с духом Свящ. Писания:

Гал. 1:8. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Священное Писание есть часть живой проповеди, т. е. Предания:

Лк. 1:2. Как предали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова:

3. То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил.

4. Чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Деян. 1: 3. Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием.

Предание необходимо потому, что учение и дела Христовы не вполне изложены в свящ. книгах:

Ин. 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.

Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ср. Деян. 1:3.

Деян. 20:35. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.

1Кор. 15:6. Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

И наставления апостол. также не все записаны:

1Кор. 2:20. Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню.

34. А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда прийду.

3Ин. 1:13. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.

2Ин. 1:12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

Изустное учение и проповедь была первой обязанностью апостолов:

Мк. 16:15. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Рим. 10:14. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего.

15. И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! (Исаия 52:7).

16.Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? (Исаия 53:1).

17.Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

Евр. 2:1. Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2.Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

3.то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

4.При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами и раздаянием Духа Святого по Его воле?

Гал. 3:2. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?

3.Так ли вы несмысленны, что начав духом, теперь оканчиваете плотью?

4.Столь многое потерпели вы неужели без пользы!

5.Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?

Свящ. Предание имеет равную силу с Свящ. Писанием: а потому оно есть то же слово Божие, не записанное в книгах.

1Кор. 2: 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам.

Деян. 13:5. И, бывши в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.

Деян. 17: 13. Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.

1Фес. 2:13. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от вас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, (каково оно есть по истине), которое и действует в вас верующих.

Сам Бог избрал особых лиц, которым и возвещал волю Свою, чтобы они передали и другим:

Быт. 18:19. Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд, и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.

Исх. 10: 2. И чтобы ты4 рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

Моисей, хотя и написал пятокнижие, но вместе с тем давал наставления руководственные и Преданием:

Втор. 32:7. Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца своего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.

Точно также распространялось и новозаветное Божественное учение:

Ин. 18:20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синогоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им: вот, они знают, что Я говорил.

Сам Господь и апостолов посылал только на устную проповедь:

Мф. 28:19. И так идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Апостолы и выполняли это посланничество сами: и других для того же посылали:

2Ин. 1: 12. Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.

3Ин. 1: 13–14. Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Деян. 20:31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

Деян. 15:27. И так мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

32. Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям, и утвердили их.

Иуд. 1: 3. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание, подвизаться за веру, однажды преданную святым.

1 Ин. 2:24. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

III. Для миссионерской полемики о священном Предании


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Деян. 17:11. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Примеч . Этот текст свящ. Писания, как и нижеприведенные (2Петр. 1:19. Откр. 22:18 –19). сектанты приводят в доказательство своего лжеучения, отрицающего необходимость свящ. Предания. Здесь и речи нет о том, нужно или ненужно признавать Предание, а говорится лишь о том, что Солуняне возмутились против апостола Павла и заставили его ночью покинуть город, после чего он свою проповедь перенес в Верию (ст. 1–10); жители последней оказались благомысленнее Солунян, а что предание необходимо, о сем свидетельствует тот же апостол: 2Фес. 2:15. Деян. 17:10. Братия же немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию, куда они, прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. 2 Фес. 2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим.
II
2 Пет. 1: 19. И при том мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет; утренняя звезда в сердцах ваших. Чтобы понимать эти слова, нужно обратить внимание на ст. 20 сей главы. Очевидно, под пророческим словом здесь разумеются ветхозаветные пророчества о Христе. Если следовать сектантскому пониманию этого текста, т. е. обращаться к одному сказанному пророчеству, то тогда мы должны будем отвергать весь новый завет, в котором между прочим говорится: 2Сол.3:6. 2 Пет. 1:20. Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 2 Фес. 3:6. Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего·безчинно, а не по преданию.
III
Откр 22: 18. И также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. 19. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей. Здесь говорится не о всей библии, а только об Откровении, о Предании же и речи нет, между тем тот же апостол даже предпочитает устную передачу–Писанию: 2Ин. 1;2; 3Ин. 1:13–14). Если понимать слова Тайновидца в смысле сектантском, будто ими запрещается принимать все то, чего нет в книге его, то пришлось бы отвергать и Евангелие, и Послания того же апостола. Отсюда понятно, что вышеприведенные слова ап. нельзя понимать в сектантском смысле. 2Ин.1:12. Многое·имею вам писать, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 3Ин. 1:13–14 Многое имел я писать, но не·хочу писать к тебе чернилами и тростью. 14. А надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
IV
Лк 16:29. Авраам сказал ему (богачу): у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. 31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Примеч. Эти слова св. Писания сектанты приводят в доказательство того, что будто бы и Евангелие указывает нам в руководство только одно свящ. Писание, словами: «есть Моисей и пророки», а потому свящ. Предание, говорят они, излишне Под словами ст. 29 «есть Моисей и пророки» разумеется пятокнижие Моисеево и проч. книги ветхоз. пророков, и если следовать сектантскому лжемудрованию, то выходит, что нужно руководствоваться только ветхозаветными указаниями. Значит, тогда нужно христианам и обрезываться и приносить кровавые жертвы. Чтобы уразуметь истинный смысл этих слов, нужно принять во внимание, что богач, наслаждавшийся всеми благами земными, не приготовлялся к загробной жизни (ст. 19). К тому же и братья его дошли до такого состояния, что если бы кто и из мертвых воскрес, то они не поверили бы (ст. 31). Следовательно, о Предании здесь не говорится, а между тем из послания апостола Павла к Рим. 10:17–18 видно, что свящ. Предание есть источник священного Писания. Лк. 16:19. Некоторый человек был богат: одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Лк. 16:31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Рим. 10:17. И так вера от слышания, а слышание от слова Божия. 18. Но спрашиваю: разве они не слыхали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18:5)
V
Ин. 5:39. Исследуйте Писания: ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Спаситель говорить здесь о Свящ. Писании, как свидетельстве Его Божественности, но отнюдь не говорит, чтобы св. Писание было единственным источником веры. Напротив, св. Предание ап. Павел умоляет хранить: 1Тим. 6:20–21. 1 Тим. 6:20. О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания. 21. Которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.
VI
Ин. 20:31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Примеч . Вычитав этот текст, как и Ин. 5:39, сектанты говорят, что для веры достаточно одного свящ. Писания Но из ст. 30 сей же главы видно, что далеко не все то записано, что творил Иисус; значит, этими словами (ст. 31) не имелось в виду отвергнуть св. Предание, а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий: Ин. 20:30; 21:25. Ин. 20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написан. книг. Аминь.
VII
Рим.1: 16. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых иудею, потом и Еллнну. Рим. 3:21. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки. Под «благовествованием» нельзя разуметь одно св. Писание, ибо и сам апостол под благовествованием разумел и письменное, и преданное устно им учение Христово: 2Фес.2:15; 3:6 и l Кор. 11:1 – 2). Под „правдой Божией» разумеется великое дело искупления грешников Иисусом Христом, о чем свидетельствует не только ветхозаветный закон и пророки, но и Еванг.: loan. 15, 15. В посл, к Римл. 1:16, ап. Павел утверждает необходимость Предания, потому что Христос Спаситель «благовествовал» Свое учение устно, а не письменно; благовестие Христово по преданию сохранилось среди учеников Христовых, пока не было записано в евангелиях. И апостол Павел говорит, что он не стыдится благовествования Христова, т. е. не гнушается устного способа (чрез Предание) проповедания божественных истин. 2 Фес. 2:15. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим. 2 Фес. 3:6. Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию! 1Кор. 11: 1. Будьте подражательны мне, как я Христу. 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и держите предания так, как я предал вам. Ин. 15: 15. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
VIII
1Кор. 14:37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам; ибо это заповеди Господни. Примеч. Места из св. Писания: Рим. 1:16. 3:21 и 1Кор. 14:37 –сектанты приводят в подтверждение той мысли, что в деле религии должно руководствоваться только свящ. Писанием. Здесь нисколько не подтверждается сектантское лжеучение, о том, что должно руководствоваться одним только свящ. Писанием в делах веры и благочестия, а раскрывается лишь истинное понятие о дарах Св. Духа и восстановляется порядок в Коринф. церкви, так как Коринф, дозволяли даже женщинам учить в церкви,–ст. 34. 1Кор. 14: 34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быт в подчинении, как и закон говорит (Быт. 3:16). 35. Если же они хотят чему научиться, I пусть спрашивает о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
IX
1Тим. 1:3. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефес, и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному 4. И не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Примеч. К словам «басни и родословия» сектанты приравнивают и свящ. Предание Если рассмотрим эти (3–4 ст.) в связи с последующими 5–6 ст. той же главы, тогда увидим надлежащий смысл. Здесь апостол Павел напоминал апостолу Тимофею убеждать заблуждающихся, которые любят больше споры, чем назидание в вере. Под баснями и родословиями (ст. 4) как видно из сличения с послан, к Титу, 3:9, разумеются глупые состязания о законе. 1Тим. 1: 5. Ибо никогда не было у нас, пред вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! 6. Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других. Тит. 3:9. Глупых же состязаний и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны.
X
1Тим. 6:3. Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии: 4. Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Примеч. Под словом «иному» сектанты разумеют свящ. Предание. Также и здесь, под разгордевшимися, ничего не знающими, как видно из связи 5–6 стиха, разумеются те, кто учит иначе, т. е. различно от преданной прежде веры: Тит. 1:3. Таковы были еретики времен апостольских– гностики(назыв. сами себя разумными) воображавшие, что с помощью сообщенных гносисом познаний можно знать все. Последние поэтому вступали в бесконечные споры и состязания и извращали истинное учение Господа нашего Иисуса Христа, а потому оба вышеприведенные места к св. Преданию отнюдь не относятся. Тит. 1: 3. А в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога. 1Тим. 6: 5. Пустые споры между людьми поврежденного ума. чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. 6. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным.
XI
2 Тим. 3:15. Притом же ты из детства знаешь священныt писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 16.Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. 17.Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Примеч. Этими стихами сектанты доказывают, что только одно свящ. Писание может умудрить во спасение. Апостол Тимофей родился в 30-й год по Рожд. Христове; с 58 года он стал спутником ап. Павла. Писания последнего появились в период 53– 67 года. Отсюда видно, что с детства апостол Тимофей не мог знать всех новозаветных писаний, а одни ветхозаветные не могли целиком умудрить во спасение: Мф. 5:43–44. Если принять во внимание ст. 14 этой главы, то увидим, что по словам ап. Павла источником научения в вере и жизни должны служить устные наставления апостола, о которых подробно не упоминается, но которые были и сохранились в Предании и Писании. Ссылка сектантов на 2Тим. 3:15 – 17 не только не оправдывает их за отвержение церковного Предания, но прямо обличает: Ин. 12:48. В самом деле, ясно и решительно заповедует нам ап. Павел хранить и держать предания: 2Тим. 3:14. Мф. 5:43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. (Лев. 19:17–18). 44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ин. 12:48. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, Оно будет судить его в последний день. 2 Тим. 3:14. А ты пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Ср. 2Сол. 2:15; 3:6.
XII
Мф. 15:6. Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Мф. 15: 9. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. (Исаии 29:13). Мк. 7:13. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. Примеч. К преданиям старцев и запов. человеческим сектанты приравнивают и свящ. Предание. Здесь под заповедями человеческими Спаситель разумеет «предание старцев»: Мк. 7:3–4; но между последними и священным Преданием большое различие, ибо под преданием старцев разумеются постановления обыденной жизни, а под священным Преданием разумеется слово Божие. Тексты из Мф. 15:1–6 и Мк. 7:1–13 нисколько не говорят против священного Предания, потому что свящ. Предание не внушает непочтения к родителям и не занимается мелочными предписаниями ветхозаветного обрядового закона, но наставляет во спасение: Мф. 28:19–20. Мк. 7:3. Ибо фарисеи и все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук. 4. И пришедши с торга не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Мф. 28:19. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
XIII
1Кор. 4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим. Примеч. Этот текст свящ. Писания, как и нижеприведенный (Гал. 1:8–9), сектанты приводят в подтверждение своего лжемудрования о том, что будто бы и апостолы запрещают пользоваться Преданием. Здесь ап. Павел внушает коринф. христиан., чтобы они брали пример с него и Апполоса и не мудрствовали сверх того, что написано, т. е. чтобы каждая коринф. партия не превозносилась своими учителями, как это они делали называясь – одни Павловы, другие Апполосовы. Вот это обстоятельство и заставило ап. Павла писать, чтобы Коринф. так не мудрствовали, ибо это уже будет сверх написанного (3:21–22), но все одинаково хвалились только Богом, как написано: 1, 12, 31. 1Кор. 3:21. Итак, никто не хвались человеками; ибо все ваше. 22. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, все ваше. 1 Кор. 1: 12. Я разумею то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. 1Кор. 1:31. Чтоб было, как написано: хвалящий хвались Господом (Иер. 9:24).
XIV
1 Гал. 1:8. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. Отсюда правильнее можно заключить, что ап. говорит об устном благовестии (ст. 9), а потому лишь защищает а не опровергает свящ. Предание. В этой же главе, ст. 11 – 12, апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать предания (2Фес. 2:15,–1Тим. 6:20,–1Кор. 11:2) и сам пользовался устным преданием: Деян. 20:35. Предавая анафеме людей, благовествуюхцих не то, что благовествовал он, апостол очевидно разумеет еретиков всех времен, в частности и наших сектантов, отвергающих Предание. Таким образом место из Гал. 1:8 – 9 является одним из грозных обличений на суесловов, отметающих неписанное Слово Божие. Гал. 1:11. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. 12. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. 2Фес. 2:15. См. выше п. 1. 1Тим. 6:20. См. выше п. V. 1 Корин. 11:2. См. выше п. VII. Деян. 20:35. Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.
XV
Кол. 2:8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Кол. 3:16. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью. Примеч. Философию и пустое обольщение как равно и иудейские басни сектанты смешивают с свящ. Преданием. Христиане Колосс. церкви увлеклись мудростью века сего: 2, 4 и теми преданиями, которые выдуманы людьми: Деян. 17:18 а потому ап. убеждает не всякое предание принимать к руководству, а только то, которое от Христа, а не человеческие умствования, несогласные с божественной истиной. Под пустым обольщением разумеется измышленная философия по стихиям мира, т. е. из наблюдений видимого мира, которые были не по Христу (отвлекали от Христа). Кол. 2:4. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами. Деян. 17:18. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.
XVI
Тит1:13. Свидетельство сие справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, 14. Не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол,–это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф. 15:3. Мк. 7:3–4. Мф. 15:3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Мк. 7:3 – 4. См выше п. XII.
XVII
Деян. 1:1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала. Примеч. Этим текстом сектанты доказыв., что все необходимое для веры назидание из земной жизни Иисуса Христа записано в свящ. Писании, а потому, говорят они, и нет нужды обращаться еще к Преданию. Но все ли на самом деле записано то, что делал Иисус Христос, в книгах еванг. Луки? Нет, далеко не все. Апостол Лука даже не был и очевидцем Иисуса Христа и писал сам все по устному преданию, а очевидец ап. Иоанн Богослов пишет, что именно не все то записано, что сотворил и чему учил Иисус Христос: Ин. 21:25;20:30. Ин. 21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ин. 2:30. См. выше п. VI
XVIII
Пс. 118:5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Примеч. Под уставами сектанты разумеют одно свящ. Писание. Здесь нет ни малейшего основания отрицать свящ. Предание. Псалмопевец только выражает сильное желание соблюдать заповеди Божии, подобно словам: «скажи мне, Господи, путь», а сами заповеди во многих книгах записаны, и по большей части с устной передачи, напр.: Мф. 8, 3, 6, 9. В псалмах, на которые ссылаются сектанты, есть ясные указания на необходимость хранить св. Предание: Пс. 77:3–4; (ср. Пс. 67:15). Мф. 5:3. Блаженны нищие духом; ибо их есть царство небесное. Мф. 6:9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое. Пс. 77:3–4. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, Которые Он сотворил
XIX
Втор. 4: 2. Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам (сего дня) заповедую. (Ср. Нав. 1: 7–8). Примеч. Этот текст ветхозаветного свящ. Писания сектанты выставляют в опровержение свящ Предания, как бы излишне прибавляемого к заповедям Господа Бога. Этими словами Бог, повелевая твердо держаться закона, данного через Моисея, предостерегал евреев от уклонения в идолопоклонство, от служения языческим богам: Деян. 7:43. Лев. 18:21, а потому к свящ. Преданию они не относятся. Можно ли утверждать, что ветхозав. пророки проповедовали буквально так же, как и Моисей. Нет, эти пророки даже вводили новые уставы, например, о певцах (1Пар. 25 и 26 глав, и 2Пар. 29:25). Деян. 7:43. Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. (Ам. 5:25–27). Лев. 18:21. Из детей твоих не отдавай на служение Молоху, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.

* * *

4

Моисей.



Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Вам может быть интересно:

1. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Часть 1. Миросозерцание Блаженного Августина профессор Евгений Николаевич Трубецкой

2. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

3. Св. София Царьградская по описанию русского паломника конца XII века Измаил Иванович Срезневский

4. Восемь греческих описаний святых мест XIV, XV и XVI вв. Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

5. На чём основывается церковная юрисдикция в брачных делах? профессор Николай Александрович Заозерский

6. Речи христолюбивому воинству Донскому архиепископ Игнатий (Семенов)

7. Поучения огласительные святитель Кирилл Иерусалимский

8. Библейский словарь профессор Николай Никанорович Глубоковский

9. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет – Книга пятая. Моисей и его время профессор Александр Павлович Лопухин

10. Простые и краткие поучения. Том 11 протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle