протоиерей Иоанн Смолин

О паломничестве (хождении на богомолье)

I. Православное учение о паломничестве

Благочестивое поклонение св. местам имеет для себя оправдание и в Слове Божием; если в священном Писании нового завета и говорится о хождении на богомолье только в Иерусалим, то это потому именно, что в то время еще не было других св. мест, ибо и Сам Иисус Христос еще не был прославлен (Ин. 7:39). После же, когда Господь прославился и когда гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:52), у христианской любви явилась жажда поклонения не только тем местам, в которых пребывал Господь и которые большинству христиан не доступны, стали ходить на поклонение к чистым сосудам благодати Духа Святого, угодникам Божиим и друзьям Спасителя (Ин. 15:14–15). И всякий христианин делая подвиг телесного путешествия на поклонение надеется, что тот угодник Божий к месту почивания коего делается путешествие, как предстоящий духом пред престолом, умолит Господа о ниспослании душевного утешения всем с верою приходящим на поклонение, да к тому, поклоняясь какому–либо нетленному и прославленному телу, христианин уверен, что чрез это он в то же время поклоняется благодати Божией, во святых почивающей.

Цели паломничества следующие: одни едут ко св. местам по обетам, с чувством глубокой веры и благодарности к Богу за ниспосланные им милостью Божией благодеяния, другие – ищут в паломничестве утешения в постигших тяжелых ударах судьбы, третьи желают обрести в нем немощной своей вере укрепление и проч.

Если когда, то именно во время паломнического путешествия человек более всего сосредоточивается на мысли о своем душевном спасении: теперь он весь уносится мыслью в свою прошлую жизнь, приводит на память и разбирает ее ошибки, вольные и невольные грехи, нравственные падения, пагубные сомнения и колебания в вере, а быть может, и отрицания ее, чувствуя, насколько он далек от идеала христианской евангельской святой жизни. Паломник желал бы изменить свою обычную греховную жизнь на иную, лучшую, и на предпринятое им путеше ствие ко св. местам он смотрит, как на удобнейший момент, с которого должно отрешиться от греховной среды и начать и продолжать жизнь истинно верующего христианина.

II. Для миссионерской полемики с сектантами о паломничестве


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Ин. 4:21. Иисус говорит ей: поверь Мне,что наступает время,когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу. 22.Вы не знаете, чему кланяетесь: а мы знаем, чему кланяемся; ибо спасение от Иудеев. 23.Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Примеч . На основании приведенных мест сектанты отвергают пользу хождения на богомолье по святым местам. Православные христиане во исполнение предсказания Спасителя теперь на всяком месте покланяются, но любовь христианина не может, равнодушно относиться к тем местам которые освящены в известное время личным житием, страданием и искуплением рода человеческого Самим Господом И. Христом, Его посланниками и всеми Им прославленными угодниками. Еще Царь Давид и пророк Захария предсказали о том, что люди будут ходить на богомолье из города в другой: Пс. 85:9. Зах. 8:20–21. Сам Спаситель, возвестивший учение о поклонении в духе и истине на всяком месте,следовал обычаю предков и еще с малолетства ходил в Иерусалим на поклонение: Лк. 2:41–42. Не оставлял этого обычая и по выходе на проповедь: Ин. 7:10. Апостолы также следовали примеру своего Учителя: Деян. 24:11. А что действительно благодать Божия всегда обильно изливалась на подвизавшихся в труде поклонения святым местам, об этом свидетельствуют многочисленные примеры чудодейственных знамений, бывших в разное время верующим паломникам и записанных на страницах Церковной истории. Пс. 85:9. Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи,и прославят имя Твое. Зах. 8:20. Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов; 21. И пойдут жители одного города к жителям другого, и скажут: пойдем молиться лицу Господа, и взыщем Господа Саваофа;и каждый скажет: пойду и я. Лк. 2:41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. 42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Ин. 7:10. Но когда пришли братья Его,тогда и Он пришел на праздник, не явно,а как бы тайно. Деян. 24:11. Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел, в Иерусалим для поклонения.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle