Источник

Об отношении к сектантам

I. Увещание св. Иоанна Златоуста о том, чтобы все мы заботились об обращении заблуждающихся

Я хочу просить всех вас об одной услуге – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует или хулит святую веру нашу. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога или святую веру нашу, подойди, сделай ему внушение... Ты знаешь, что сделал Иоанн (Креститель). Он увидел тиранна, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: не достоит тебе имети жену Филиппа, брата твоего (Мк. 6:18). А я привел тебя не к тиранну, не к судье, и не за противозаконные браки и не за оскорбляемых сорабов, а удостоиваю тебя исправлять равного за бесчисленное оскорбление Владыки и веры твоей. Исправляй же сораба, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни приносить жертвы, ни поклоняться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя. И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с диаволом; со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одною и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь... Разделим между собой заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся, – да что я говорю – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру – тот же упадший осел. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самых тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которых все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков.

II. Библейские изречения об отношении к сектантам

Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего в себе должны позаботиться о благочестии: может быть, из-за нас хулится имя Божие и этим внушается нам покаяние:

Рим. 4:4. Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

А также должны, не стыдясь, твердо держаться своего исповедания веры:

Евр. 4:14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

2Тим. 1:8. Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его, но страдай с благовестием Христовым силою Бога.

Господу угодно:

Еф. 4:14. Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.

Когда отступник, будучи обличен пастырями пред Церковью, остается в своем заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от еретика:

Мф. 18:17. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Тит. 3:10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,

11. Зная, что таковой развратился, и грешит, будучи самоосужденн.

Однако не должно считать его врагом:

2Фес. 3:14. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, что бы устыдить его,

15.Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Должно вразумлять его, ибо обративший грешника от ложного пути покроет множество грехов:

Иак. 5:19. Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его:

20. Пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов.

Иуд. 1:23. А других страхом спасайте, исторгая из огня, (обличайте же со страхом),гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию.

Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста:

Тит. 1:10. Ибо есть много и непокорных пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,

11. Каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

1Пет. 2:15. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.

Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать:

Ин. 1:10. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его;

11. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.

Вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться:

Рим. 16:17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.

1Тим. 6:3. Кто учит иному, и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,

4. Тот горд, ничего не знает, но заражен страстьию к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть распри, злоречия, лукавые подозрения.

1Тим. 6:5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.

2Тим. 3:5. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

2Фес. 3:6. Завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас.

Дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить:

2Кор. 11: 3. Но боюсь, чтобы как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

4. Ибо если бы кто, пришедши, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, то вы были бы очень снисходительны к тому.

В несчастии еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать и всем заблуждающимся:

Гал. 6:10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Лк. 10:35. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай также.

И должно молиться за них:

1Ин. 5:16. Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

III. Для миссионерской полемики об отношении к сектантам


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
Ин. 6:44. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Ис. 54:13). Деян. 5:38. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится. 39. А если от Бога, го вы не можете разрушать его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. На основании этих мест сектанты утверждают, что в дела веры души человеческой люди вмешиваться не должны, а должны всецело предоставить их воле Божией. Неправильность сектантского понимания ясно видна из наставления ап. Павла пастырям: 2Тим. 4:2–4. Согласно указываемому сектантами месту из Евангелия Иоанна, Господь именно чрез поставленных людей – пастырей и привлекает к Себе людей верных и научает их: Mф. 4:19. Слова Гамалиила к нашим сектантам не относятся, – потому что Гамалиил говорил об апостолах Христовых, а сектанты – не апостолы Христовы, а непокорные и невежественные люди: Тит. 1:10–11; 1Пет. 2:15. Апостолы посещали рукотворенный храм, – сектанты этого храма не признают; апостолы ублажали святых страстотерпцев, сектанты святых угодников не почитают; апостолы заповедали повиноваться пастырям, – сектанты отвергают это повиновение (см. выше). 2Тим. 4:2. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай со всяким долготорпением и назиданием. 3.Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. 4.И от истины отвратят слух, и обратятся к басням. Мф. 4:19. И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Тит. 1:10. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, 11. Каковым должно заграждать уста; они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Срав. 1Пет. 2:15.
II
Деян. 4:19. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Деян. 5:29. Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. 1Пет. 3:14. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны. А страха их не бойтесь и не смущайтесь. 1Пет. 4:14. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны: ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. 15. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое. 16 А если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Этими местами сектанты проводят ту мысль, что будто бы они при своем отступничестве действительно следуют указаниям воли Божией, и будто бы при этом подвергаются они тягостям за правду и за имя Христово; но указываемые сектантами места Писания относятся к св. Апостолам и к верным сынам Церкви св. мученикам, которые действительно за имя Христово преследуемы были от неверовавших во Христа властей иудейских и языческих, а поскольку мнение сектантов о себе не верно, то посему несправедлива и ссылка их на приведенные места. На самом деле сектанты следуют указаниям не воли Божией, но своей собственной развращенной воли, так как они «не принимают здравого учения»: 2Тим. 4:3 стремятся быть законоучителями: 1Тим. 1:7 отступают от веры: 1Тим. 4:1, отделяются от единства веры: Иуд. 1:18–19, а потому если иногда и заграждают уста сектантам, то не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн, за произведенные в народе разделения и смуту, за своевольное отступничество: 1Пет.2:15; 2Пет.3:16. 1Тим. 1:7. Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 1Тим. 4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Иуд. 1:18. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. 19. Это – люди, отделяющие себя (оть единства веры), душевные, не имеющие духа. 1Пет. 2:15. Ибо такова есть водя Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. 2Пет. 3:16. Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания
III
Сектанты говорят: «почему вы, православные проповедники, не ходите проноведывать по кабакам и подругим непотребным местам, где находится много ваших православных прихожан, а обращаетесь к нам, собирающимся не для непотребных дел, а для взаимного назидания словом Божиим и для молитвы? Идите к ним, там вы бoлее нужны!» В ответ на это можно спросить сектантов: куда входили для проповеди Господь и апостолы? Они не ходили по местам непотребным, хотя таковые и были (напр. Ин. 8:3), но проповедывали в местах молитвенных и торжественных собраний иудеев н язычников: Ин. 18:20; Деян. 17:17; поэтому только в таких местах проповедуют и преемники св. апостолов – православные пастыри. Правильно и истинно славящий Бога православный христианин «пред своим Господом стоит или падает, и будет восстановлен, ибо силен Бог возстановить его»: Рим. 14:4; между тем сектант, будучи невеждою по вере, самовольно обращающимся с Писанием и извращающим его (ср. 2Пет. 3:16; 2Кор. 11:13–14), не смотря на все свои добродетели, стоит на безнадежном для спасения пути, ибо без истинной веры угодить Богу невозможно: Евр. 11:6; ср. Рим. 3:28. Так как дела от веры, а не вера от дел (см. Евр. 11:17; Иак. 2:22), то сектант никогда не может истинно встать так, как православный, потому что ему недостает для этого фундамента – истинной, живой веры. К этому должно присоединить сектантскую непокорность Церкви в делах веры. После этого ясно, что проповедник истины необходим для всех согрешающих, но для своевольных отступников от истины он нужнее. Из душевно-больных только те излечиваются, которые признают себя больными: кто из них не признает себя больным, тот безнадежен. Ин. 8:3. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Ин. 18:20. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синогоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Деян. 17:17. Итак он (ап. Павел) рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога ежедневно на площади со встречающимися. Рим. 14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 2Кор. 11:13. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. 14. И не удивительно, потому что сам сатана принимает вид ангела света. Евр. 11:6. А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст. Рим.3:28. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, вменяется в праведность.
IV
Mф. 23:15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного: и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 2Пет. 2:20. Ибо, если .избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21. Лучше бы им не познать пути правды нежели, познав, возвратиться назад от преданной из святой заповеди. Сектанты весьма охотно применяют эти места к тем лицам, которые от сектантских заблуждений, возвращаются в лоно Православной Церкви но затем впадают в тяжкие грехи. Такие случаи действительно печальны,но научающая на добро Церковь Православная и ее проповедники здесь не при чем. Когда апостол Петр быв ближайшим учеником Господа и затем пал: Мф. 26:70 – 71, то неужели винить в этом, нужно Господа и Его святое учение? Так рассуждающему сектанту можно ответить словами Писания: «кто ты. осуждающий чужого раба? (Римл. 4, 4)». Если приведенные сектантами места сопоставить: с Евр. 6:4 – 6, то получится та мысль, что здесь более обличаются сами сектанты как бывшие просвещенными св. крещением в Православии, но отпадшие, которые снова распинают в себе Сына Божия. Мф. 26:70. Но он отрекся пред всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71. Когда же он выходил за ворота: увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. Евр. 6:4. Ибо невозможно, однажды просвешенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5.И вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века. 6.И отпадших,опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему.
V
Сектанты говорят: «каким образом люди могут за религиозное разногласие преследовать сектантов, если терпит их Господь, Который одинаково солнце и дожди посылает на праведных и грешных (Мф. 5:44–45), и, вопреки слову Божию, вместо увещания подвергают сектантов брани и тюремному заключению?». В ответ на это должно заменить, что Церковь действует только нравственными средствами, посредством проповеди и увещания; в случае безуспешности этих мер, ее последним средством является молитва (ср. Ин. 18:36). После этого свои меры принимает государство, оно преследует не разномыслие религиозное, но оно, согласно слову Божию, только заграждает уста тем разномысленным отступникам от Церкви, которые своим суемудрием развращают целые домы: Тит. 1:10–11; 1Петр. 2:13–15. В этом случае власть действует не вопреки слову Божию: ибо и ап. Павел сам угрожал своим ослушникам «жезлом» и «измождением плоти»: 1Кор. 4:21; 5:5. Если же иногда к ним применяют нежелательные для них названия, напр. сектант, штундист, отступник и пр., то этим выражается не брань, по лишь применяется действительное название лиц. Слово Божие к людям, не покоряющимся истине, применяет очень резкие названия, каковы: «змии», порождения ехидны, «сыны диавола». Мф. 23:33, Ин. 8:44; Деян. 13:10. 1Пет. 2:13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: 14. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ст. 15 и Тит. 1:10 – 11 см. выше. 1Кор. 4:21. Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости? 1Кор. 5:5. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего ИисусаХриста. Мф. 23:33. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну? Ин. 8:44. Ваш отец диавол. Деян. 13:10. Сказал; исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды!


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle