священномученик Иоанн Восторгов

Полное собрание сочинений. Том V

Том I * Том II * Том III * Том IV

Социализм при свете христианства.

Теория, практика и история социализма, критика его начал.

Содержание

Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова.

Часть первая. Статьи разных лет противосоциалистический катехизис Берегись обманных речей. Христианство и социализм. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Можно ли христианину быть социалистом Что такое социализм и есть ли в нём что-либо, похожее на христианство „Христианский социализм” Опыт противосоциалистического катехизиса Предисловие Введение Социализм до Маркса Научный социализм Заключение Социализм и христианство Заключение Вопросы социализма Часть вторая. Социализм, в связи с историей политико-экономических, религиозных и нравственных учений древнего и нового мира Предислoвиe Введение Определение социализма Теоретические основания социализма Утопический и научный социализм Античный социализм и коммунизм Необходимость исторических справок Политический кризис Афин в конце IV и V в Социальный кризис Кризис моральный Отрешённый идеализм Платона Государство Платона („Политейа”) Значение „Политейи” Платона Оценка социализма Платона Аристотель (383–422) Биография Общее учение Аристотеля Учение Аристотеля о государстве Критика Платона у Аристотеля Государство Аристотеля Рабство у Аристотеля Сократические школы Циники Киренаики Стоики Эпикурейцы Начало христианской эры Рабство в Риме Влияние христианства на рабство Коммунистично ли христианство? Социализм отцов Церкви Средние века Предварительные замечания Златоуст и Амвросий Августин Выводы из учения Августина Отношение средних веков к собственности Коммунистические секты средних веков Причины возникновения и общая физиономия сект Иоахим (1141–1201 годы) Альбигойцы Катары Вальденцы Апостольские братья Социализм и коммунизм накануне реформации Беггарды Лолларды Табориты Богемские братья Коммунизм в эпоху реформации Братия из Цвиккау Томас Мюнцер Анабаптисты „Новый Иерусалим” в Мюнстере Саванаролла Утопия Томаса Мора Некоторые черты биографии „Утопия” Изложение „Утопии” Остров Утопия Правительство Труд Одежда Избыточное население Потребление Религия Брак Рабы Подражатели Т. Мора Социализм в новое время Англия Адам Смит Экономические воззрения Адама Смита Иеремия Бентам Мальтус „Опыт о народонаселении” Критики Мальтуса Биологическая критика Мальтуса Неомальтузианство Заключение Рикардо. Учение Рикардо о распределении Учение Рикардо о ренте Роберт Оуэн Философские предпосылки Оуэна Практические программы Оуэна Новая Гармония Рабочая биржа Оуэн и чартизм Наследство Оуэна Томас Карлейль (1795–1881 годы) Философия свиней Культ героев Христианские социалисты в Англии Вожди христианского социализма Программы социально-христианского движения. Теоретически основы христианских социалистов Отношение к политике Отношение к стачкам Социализм и христианское социалисты Практическая деятельность христианских социалистов Джон Рёскин (1819–1900) Германия Кант (1724–1804) Социалистическое применение Канта Фихте (1762–1814) Социально-экономические воззрения Фихте Может ли быть социализм принципом нравственности Главное возражение субъективному идеализму Гегель Заключение  

 

Пятый заключительный том Полного собрания сочинений Священномученика протоиерея Иоанна Восторгова представляет собой подробнейший критический анализ социалистической утопии: её теории и практики, – прослеженный на протяжении всей истории человечества. Социализм в понимании отца Иоанна – не отвлечённое название государственного строя, это даже не альтернативная монархизму идеология. Это – прямой антипод Христианству, некое антихристианство. Слово Пастыря, которому не вняли наши предки, актуально и по сей день, когда так лёгок соблазн возврата ко «всеобщему» счастью, «равенству и братству».

Настоящий том завершает Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова в том объёме, в котором оно вышло в свет ещё при его жизни, накануне рокового 1917 года. Хотя сам автор ещё в IV томе сообщал читателям о намерении продолжить издание, что обусловливалось большим количеством материалов, не вошедших в предыдущие тома. Но Бог судил иначе... Однако голос отца Иоанна не переставая звучал вплоть до самого ареста. „Во дни смуты” – так назывался сборник его проповедей 1917–1918гг., первая часть которого успела увидеть свет в те грозные времена, а составить вторую он уже не успел... Издательство предполагает выпустить этот труд отца Иоанна Восторгова отдельной книгой.

Пастырь добрый. Жизнеописание протоиерея Иоанна Восторгова1.

Алексей Светозарский

Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года на Кубани в семье священника. Его отец, переселившийся из Тульской губернии на Ставрополье, нашёл здесь преданную паству н снискал любовь и уважение прихожан. Молчаливый и кроткий батюшка отличался добротой и отзывчивостью, и когда он преждевременно скончался, осиротевшая паства помогла матушке поставить на ноги трёх детей: двух мальчиков и девочку. Поскольку скромной пенсии не хватало, матушка после смерти мужа трудилась на просфорне при храме, в котором служил отец Иоанн, а добрые люди помогали кто чем мог. Недаром же в нашем народе бытует пословица: „За сиротой Сам Бог с калитой”.

Мальчиков удалось устроить в семинарию в Ставрополе. Старший Иван – после окончания курса хотел продолжить образование, но, уступив просьбам матери, решил принять сан и служить на отцовском приходе. Однако намерению этому тогда не суждено было осуществиться. Епархиальный архиерей не благословил юношу на принятие священства, разрешив ему лишь занять должность псаломщика. Слишком уж юн был „кандидат в батюшки”. Ему было всего девятнадцать лет...

Стеснённое материальное положение семьи требовало от юноши поисков достаточного заработка, и он становится учителем русского языка в Ставропольской женской гимназии. Казалось, жизнь семьи налаживается: старший брат – преподаватель с приличным жалованием, младший – закончил семинарию и служит псаломщиком, сестру удалось устроить в институт за казённый счёт. Но именно в это время судил Господь дружной и трудолюбивой семье пройти через новое страшное испытание. В результате несчастного случая скончался брат – псаломщик.

Иван Восторгов оставил учительство и принял священный сан. Так, через многие скорби и лишения вёл Господь своего избранника к вступлению на высокое служение пастыря Церкви Христовой.

Но недолго довелось молодому ревностному батюшке окормлять полюбившуюся ему паству. Уже в октябре следующего 1890 года он прощается со своим первым приходом и отправляется в Ставрополь, куда его переводят на место законоучителя женской гимназии. А вскоре следует перевод в Тифлис. Отец Иоанн, зарекомендовавший себя как яркий и талантливый проповедник, неутомимый труженик на ниве Христовой, назначается епархиальным миссионером Грузинского экзархата.

В Грузии о. Иоанн выучил язык персидских сиро-халдеев несториан, а затем, отправившись в Персию, положил основание православной миссии, первыми плодами деятельности которой явилось присоединение к Православной Церкви трёх епископов: Илии, Иоанна и Мариана. В Тифлисе состоялось знакомство о. Иоанна с владыкой Владимиром (Богоявленским), бывшим тогда экзархом Грузии. Встреча эта оказала большое влияние на дальнейшую судьбу священника-миссионера. Митрополит Владимир, переведённый на Московскую кафедру, пригласил с собой в первопрестольную о. Иоанна, которого Святейший Синод назначил синодальным миссионером- проповедником.

Личность о. Иоанна отличалась многогранностью данных ему талантов. И самым ярким из этих даров был дар проповедника. Слова его, вдохновляемые горячей и искренней верой, укоренённые в твёрдых православных взглядах и любви к родному народу и Отечеству, производили, по свидетельствам современников, благодатное и очищающее воздействие на слушателей. Поставление о. Иоанна Восторгова на „всероссийское миссионерство” было воистину промыслительно. Россия должна была услышать его голос, и он зазвучал на всю страну: от Чёрного моря до Тихого океана. Если мы вглядимся в географию выступлений о. Иоанна, то невольно возникает вопрос: когда же он успевал всё это, как у него хватало сил? Москва, Иркутск. Владивосток, Чита, Красноярск, Харбин, Томск, Омск, Таврическая губерния, Кубань, Кронштадт – вот далеко не полный перечень его поездок по России лишь за 1908 год.

Поражает и многообразие тем проповедей и печатных выступлений отца Иоанна. И в своей проповеднической деятельности и во всём своём церковном служении он всегда стремился к охвату всех аспектов церковной, государственной, общественной и семейной жизни; видел свою задачу пастыря и проповедника в том, чтобы дать событиям и явлениям ежедневной быстротекущей жизни осмысление, согласное с духом Евангелия. Он говорил о труде и патриотизме, о просвещении народа и культуре, обличал общественные язвы и пороки. Но всегда в центре его проповедей было Евангелие Царствия Божия, Божественная Личность Спасителя мира и учение Православной Церкви Христовой.

Читая сегодня творения о. Иоанна, невольно обращаешь внимание на то, что они не поблекли от времени и до сих пор не утратили своей актуальности. Даже те из них, которые были написаны или произнесены явно на злобу дня. Наверное это потому, что в его проповедях и статьях дан здравый и строго православный взгляд на многие явления окружающего нас мира, к тому же многие ситуации, увы, очень схожи с сегодняшним положением в нашем Отечестве.

Во время революции 1905–1907гг., отец Иоанн Восторгов принимал деятельное участие в православных патриотических организациях и монархических союзах и вновь и вновь неустанно проповедовал, выступал с обращениями и воззваниями. Слушая голос пастыря, ободрялись уставшие от смуты и царившего хаоса люди. А для части интеллигенции, выступавшей в качестве сторонников и вдохновителей братоубийственного раздора, призывы отца Иоанна, равно как и выступления других архипастырей и пастырей Церкви, были, может быть, последним предупреждением перед надвигающимся огненным шквалом, уничтожившим среди прочих и многих ревнителей развала и поборников вражды. Стойкая общественная и жизненная позиция протоиерея Иоанна Восторгова вызывала ненависть в левых кругах. Отец Иоанн непрестанно подвергался нападкам и шельмованию в левой печати, которая прочно прикрепила к нему ярлык „черносотенца” и уж, разумеется, антисемита. Хотя достаточно было заглянуть в любой том его собрания сочинений и убедиться в том, что среди его проповедей, речей и статей, произнесённых и написанных по самым разным поводам, не найдётся ни одного призыва к насилию, никаких оскорблений в чей бы то ни было адрес.

Когда утихло пламя революции, и в России началось вызванное к жизни столыпинскими реформами переселенческое движение, отцу Иоанну было поручено организовать духовное окормление переселенцев. Главной проблемой была нехватка священников. Протоиерей Иоанн Восторгов создал семинарские курсы, готовившие к пастырской деятельности бывших учителей, псаломщиков – вообще, всех желающих достойных и способных людей. Ученики о. Иоанна особенно усиленно готовились к проповедничеству и по разработанной им методике за год в совершенстве овладевали искусством церковной проповеди.

В 1910 году отцом Иоанном в Харбине было организовано братство Воскресения Христова, заботившееся об охране могил русских воинов, погибших во время русско-японской войны. А в следующем 1911 году по его инициативе Российское Палестинское общество приобрело в г. Бари (Италия) участок земли, на котором было выстроено подворье с гостиницей для русских паломников, прибывающих в этот город на поклонение мощам Св. Николая Мирликийского. Подворье это сохранилось до наших дней.

В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов. Во время войны, среди забот о нуждах больных и раненых воинов, не забывает отец Иоанн о деле духовного просвещения. Благодаря его кипучей энергии в Москве в 1916 году начинает свою работу Женский Богословский институт, разместившийся в зданиях Скорбященского монастыря, основанного в 1890 году княжной Голициной.

События февраля 1917 года отозвались глубокой скорбью в сердце о. Иоанна, особенно болезненно воспринял он известие об отречении Государя от престола. Но и в эти тяжёлые дни, предвидя развал державы и начало гонений на Церковь, он не пал духом. И после февраля, и после октября семнадцатого под своды собора Покрова на рву (храм Василия Блаженного – настоятелем которого являлся о. Иоанн – Ред.) стекаются православные москвичи. Оки приходят сюда за утешением, за словом отца Иоанна. Современники вспоминают особенный, глубоко молитвенный настрой, царивший в храме Покрова в те дни. Отец Иоанн, несмотря на все происшедшие, крайне неблагоприятные для Церкви перемены, не оставляет общественной деятельности. Между двумя переворотами, летом 1917 года, ему удаётся даже выпускать еженедельную газету (носившую название „Церковность” – Ред.).

Человек удивительно цельной натуры, о. Иоанн не мог и не хотел принять новый порядок, основанный на лжи и насилии, и делал всё возможное, чтобы противостать ему в неравной борьбе. Обличение зла, пришедшего под лозунгом „свободы, равенства и братства” к власти, разъяснение русским людям неотвратимых гибельных последствий происходящего, ободрение верных – вот на что были направлены все усилия о. Иоанна Восторгова в последний год его земного бытия. Под самыми стенами захваченного большевиками Кремля, на Красной площади, с высоты Лобного места еженедельно говорил любимый москвичами батюшка свои вдохновенные проповеди и, исполняя долг пастыря, сознательно шёл навстречу мученичеству. Конечно, такой пастырь, говорящий слова правды в то время, когда по Руси расползалась самая чёрная ложь в её истории, был страшен, опасен для укрывшихся за древними стенами „народных” комиссаров. За отцом Иоанном следили, специально подосланные чекисты слушали его проповеди, пытались даже обвинить его в антисемитизме из-за того, что в храме Василия Блаженного находилась частица мощей св. мученика Гавриила Белостокского (память 20 апреля) – младенца, ставшего жертвой ритуального убийства, устроенного еврейскими сектантами. Но даже по тем временам обвинение оказалось бездоказательным и абсурдным. Тогда решили прибегнуть к провокации.

Арестованному в начале лета 1918 года вместе с епископом Селингинским Ефремом, священником Д. Корнеевым и старостой Успенского собора Н. Н. Ремизовым, отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он дал согласие на продажу Епархиального дома, который был к тому времени уже отобран большевиками. Арест о. Иоанна был произведён тогда, когда началась первая широкая антирелигиозная кампания, когда началось открытое гонение на Церковь: последовали политические обвинения в адрес Патриарха Тихона, были закрыты духовные учебные заведения, запрещено преподавание Закона Божия в школе и началось осквернение мощей некоторых угодников Божиих. 8 июня 1918 года в газете „Известия ВЦИК” появилась статья „Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и К”.

Прихожане Покрова на Рву собрали 20 тысяч рублей, чтобы нанять адвоката. Люди ещё верили в силу закона, не понимая, кто теперь стал творцом всех законов и постановлений. Протоиерей Иоанн Восторгов был осуждён как „тёмная личность” и „контрреволюционер”. Его решено было расстрелять.

Отца Иоанна содержали на Лубянке, но затем перевели в Таганскую тюрьму, где даже разрешили совершать богослужения в тюремной церкви. И сюда, в это страшное „узилище” приходили верующие москвичи для совместной молитвы со своим заключённым батюшкой. Перед расстрелом отца Иоанна перевели обратно на Лубянку, где он исповедовал своих товарищей по несчастью, до конца оставаясь верным своему пастырскому долгу.

23 августа 1918 года недалеко от Московского городского Братского кладбища, основанного Великой Княгиней-мученицей Елизаветой Феодоровной († 1918), были казнены: епископ Селингинский Ефрем, протоиерей И. Восторгов, ксендз Лютостанский с братом, бывший министр внутренних дел Н. А. Маклаков, бывший председатель Государственного Совета И. Г. Щегловитов, бывший министр внутренних дел А. Н. Хвостов и сенатор Белецкий.

Митрополит Евлогий (Георгиевский) в книге „Путь моей жизни” и А. А. Валентинов в своей „Чёрной книге”, основываясь на свидетельствах других людей, передают подробности мученической кончины отца Иоанна: „умер доблестной смертью христианского мученика, перед расстрелом напутствовал и ободрял своих братьев”, „запретил завязывать себе глаза и просил расстрелять его последним, чтобы иметь возможность напутствовать в новую жизнь всех других расстреливаемых...”2.

Отец Иоанн принял мученический венец, до конца оставаясь добрым пастырем и истинным христианином, имеющим желание “разрешиться и со Христом быти”.

Отче Иоанне, моли Бога о нас!

* * *

1

 Статья Алексея Светозарского публикуется в сокращении.

2

 По милости Божией сохранились более подробные воспоминания очевидца о мученической кончине отца Иоанна (ред.): „По просьбе отца Иоанна Восторгова палачи разрешили всем осуждённым помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва несчастных смертников”, после чего все подходили под благословение Преосвященного Ефрема и отца Иоанна, а затем все простились друг с другом. Первым бодро подошёл к могиле протоиерей Восторгов, сказавший пред тем несколько слов остальным, приглашая их с верою в милосердие Божие к скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. „Я готов”, – закончил он, обращаясь к конвою. Все стали на указанные им места. Палач подошёл к нему со спины вплотную, взял его левую руку, завернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнув отца Иоанна в могилу. Другие палачи приступили к остальным своим жертвам”. (Протопресвитер М. Польский. Новые Мученики Российские, 1949г., Джорданвиль)

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс