Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Михаил Польский

протопресвитер Михаил Польский

(18.11.1891–21.05.1960)
протопресвитер Михаил Польский
протопресвитер Михаил Польский

Священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, публицист, богослов, агиограф новомучеников российских.

Биография

Родился в станице Новотроицкой Кубанской области в семье псаломщика.

В 1907 году окончил Ставропольское духовное училище, 1914 году - Ставропольскую духовную семинарию по первому разряду.

В 1914-1919 годах работал уездным противосектантским миссионером в Сибири.

Женился на Татьяне Васильевне (ок. 1897 - ок. 1926). Дети: Лидия (род. ок. 1916, после эмиграции отца подвергалась преследованиям со стороны ОГПУ и НКВД, умерла в Краснодаре приблизительно в 1930-е) и Галина (род. ок. 1925 г., умерла в раннем детстве).

В январе 1916 года был мобилизован в действующую армию, в течение четырех месяцев обучался в военном училище в г. Тифлисе, затем до Февральской революции 1917 года служил в чине поручика в 894 Барнаульском пехотном полку, после чего возвратился в Краснодар. Во время пребывания в Краснодаре Деникина работал в кооперации (Кубанском союзе потребительских обществ).

29 июля 1920 году рукоположен во диакона, а 1 августа того же года - во иерея епископом Кубанским Сергием (Лавровым), определен к Петропавловской церкви у Преображенской заставы в Москве.

В 1921 году переехал в Москву, где епископом Верейским Иларионом (Троицким), викарием Московской епархии, был наделен правом ведения миссионерской проповеди по всей Московской епархии. Получил благословение на дальнейшее пастырское служение от патриарха Тихона, проживал первое время у патриарха на Троицком подворье.

В 1921 году поступил в Московскую духовную академию, которая вскоре была закрыта, и о. Михаил продолжал обучение в личном общении с ее преподавателями и профессорами.

С марта 1922 по 16 июля 1923 года был на штатной должности третьего священника Петропавловской церкви у Преображенской заставы в Москве. С 25 февраля 1923 по 10 июля 1923 года не служил в храме в связи с временным переходом храма под контроль обновленцев.

16 июля 1923 года был арестован по доносам обновленческого духовенства и после тюремного заключения был сослан в Соловецкий лагерь (с июня 1924 года).

19 ноября 1926 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край.

С января 1927 по 12 сентября 1929 года находился в ссылке в г. Усть-Сысольске, а также д. Межадор Сысольского уезда Автономной области Коми (Зырян) (с 1929 года - Сысольского района Северного края). 5 июля 1929 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на три года лишен права проживания в Москве и крупных городах.

Бежал из ссылки в сентябре 1929 года, был объявлен во всесоюзный розыск, около семи месяцев скитался по России, много общаясь с духовенством и продолжая начатую в лагере и ссылке работу по сбору материалов о мучениках и исповедниках веры. Служил как катакомбный священник, имея антиминс от епископа Платона (Руднева), с которым был в заключении в Соловецком лагере и Зырянской ссылке.

7 апреля 1930 года покинул Россию, перейдя российско-персидскую границу. Из Персии перебрался в Иерусалим, где состоял при Русской духовной миссии на Св. Земле.

В июне 1934 года указом архиеп. Анастасия (Грибановского) назначен настоятелем общины Русской Православной Церкви Заграницей в г. Бейруте.

Был участником II Всезаграничного Церковного Собора Заграницей (Югославия), на котором сделал доклад "О духовном состоянии русского народа под властью безбожников", изданный отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938 г.).

28 апреля 1935 года возведён в сан протоиерея.

В 1938 году переехал в Лондон, где был настоятелем прихода зарубежного Синода.

В 1948 переехал в Сан-Франциско (США). Служил в Радосте-Скорбященском кафедральном соборе.

14 декабря 1948 года возведен в сан протопресвитера за заслуги в защите РПЦЗ в юрисдикционном споре с Православной Церковью в Америке, во многом благодаря чему на процессе 1948-1949 годов Высший суд штата Калифорния принял сторону РПЦЗ.

В 1955-1959 годах - член Епархиального совета Западно-Американской епархии, в 1956 году - духовный руководитель Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

В 1959 году ушел за штат по болезни.

Являлся одним из первых агиографов новых мучеников российских, при побеге из России он собрал сведения о пострадавших священнослужителях Русской Православной Церкви.

На всех местах своего служения проявил себя ревностным пастырем-миссионером, был редактором-издателем журнала Православных миссионерских Свято-Владимирских курсов «На Страже Православия» (Лондон), редактором периодического сборника «Воскресение Христово» (Лондон), листка "Святой Призыв" (Лондон), газеты «Церковность» (Сан-Франциско), журнала "Церковная летопись" (Лондон), автором многих миссионерских и духовно-назидательных произведений, а также полемических трудов по различным юрисдикционным вопросам.

Был близок к философу И.А. Ильину, который полагал, что "книги протопресвитера Михаила Польского никогда не забудутся в истории Православной Церкви".

В последние годы жизни собирал материалы для написания книги "Система органического православного богословия", готовил к изданию третий том "Новых мучеников Российских". До самой смерти в глубокой тайне хранил у себя часть вещей расстрелянной в 1918 году в Екатеринбурге и Алапаевске царской семьи, переданных ему в 1948 году в Лондоне великой княгиней Ксенией Александровной - родной сестрой последнего императора Николая II. В 2009 году эти реликвии были привезены в Россию.

Скончался 21 мая 1960 года в г. Сан-Франциско (США). Похоронен на Сербском кладбище г. Сан-Франциско.

30 апреля 1998 года был реабилитирован прокуратурой г. Москвы по 1923 году репрессий.