«Беседы на псалмы» (60 бесед) написаны предположительно в 394-397 гг. Свт. Иоанн Златоуст затрагивает такие темы, как:
- грех и покаяние (Пс. 3,6);
- пороки и добродетели (Пс. 4,11,48,119,131,139,142);
- молитва (Пс. 4,7,9,122,129,133,140,141,142);
- Церковь Христова (Пс. 5,44,116,128);
- домашнее пение псалмов и гимнов (Пс. 41,134,150);
- Божественное промышление о мире и человеке (Пс. 8,12,45,47,113,114,120,126,135,138,144,146);
- Суд и гнев Божий (Пс. 9,49,108);
- надежда и упование на Бога (Пс. 10,124,125,130,141,145);
- любовь к Богу (Пс. 41,43,111,115);
- благодарность и хвала Богу (Пс. 110,112,115,117,147,149);
- о земном и Небесном Иерусалиме (Пс. 121,136,147);
- борьба со страстями (Пс. 123,143);
- терпеливое перенесение страстей (Пс. 124,125,127);
- милосердие Божие (Пс. 137);
- любовь – царица добродетелей (Пс. 132).
В беседах встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс. 8,46,109,148).
В отличие от других своих ветхозаветных толкований в этом свт. Иоанн цитирует Священное Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс. 4,9,53,55 и др.).
Беседа 32 на псалом 12287
Пс.122:1. Песнь степеней. К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе.
Находясь в плену, иудеи научились немалым истинам и в частности – тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесенного наказания. – «Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс.122:4).
Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой деснице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, – потому что храм их был разрушен, – призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе, не потому, чтобы ограничивался местом, – нет, Он, все наполняет, – но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, подобно как говорится, что Он обитает и в людях: «вселюсь в них и буду ходить в них« (2Кор.6:16). Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно – отрешаться от земли, и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как, наконец, появлялся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблюдении мест. «Вот, как очи рабов (обращены) на руки господ их, как очи рабы (обращены) на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он ущедрит нас» (Пс.122:2). Посмотри здесь опять, как возросло их благочестие: не на короткое только время они питают надежду на Бога, но навсегда предаются ей и утверждаются на ней. Потому приводят и сравнение, которым выражают именно то, что они ни от кого другого не ожидают себе помощи и содействия и ни к кому другому не обращают взоров, подобно как рабыня и раб имеют одно только средство к получению и пищи, и одежды, и всего содержания – от господ своих, и не перестают взирать на них, но ожидают, когда получат, а когда получат, то остаются благодарными, и поступают так постоянно. Так и они, желая показать, что они взирают на Него и делают это постоянно, что они не имеют никакой другой надежды и неотступно ожидают Его помощи, и что все, находящееся у них, принадлежит Ему, упоминают о рабынях и рабах. Смотри, как те, которые прежде, будучи приглашаемы идти к Богу, слушали это с отвращением и небрежностью, теперь от несчастий сделались настолько лучшими, что не хотят отступить от Него, но ожидают, служат и просят от Него, «доколе Он ущедрит нас». Не сказал: доколе даст награду, или: доколе сделает вознаграждение, но: «доколе Он ущедрит нас». Так и ты, человек, постоянно приступай, хотя получишь, хотя не получишь; если не получишь, не отступай, и непременно получишь. Если и жестокого начальника преклонила на милость неотступность вдовы (Лук.18:5), то можешь ли иметь прощение ты, так скоро отступая от Бога, унывая и ослабевая? Не видишь ли, как служанки не отступают от господ, не позволяя ни мысли, ни взору блуждать по сторонам? Так поступай и ты; следуй одному Богу и, оставив все прочее, будь в числе Его слушателей, и непременно получишь то, чего просишь с пользою для себя.
«Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много насыщены мы уничижением» (Пс.122:3). Видишь ли сокрушенную душу? Они просят спасти их по милости, и даже не по милости заслуженной, а потому, что они потерпели великое наказание, как и Даниил говорит: «умалены, Господи, паче всех народов» (Дан.3:37). То же и они говорят в своей молитве: мы потерпели крайнее бедствие, лишились отечества и свободы, сделались рабами иноплеменников, жили в унижении, были изнуряемы голодом, притеснением и жаждою, подвергались оплеванию и были попираемы ногами в течение всего времени: за это прости и помилуй нас. Что значит: «премного насыщена душа наша»? Сама душа наша, говорит, ослабела и изнурилась от великих бедствий. Многие, хотя подвергаются бедствиям, но переносят их мужественно; а мы, говорит, и этого лишились; мы унываем во время бедствий, сокрушаемся. Они не пользовались надлежащим образом дарованными им преимуществами; потому Бог и исправил их противным тому, как он всегда делает. Так Адама, не употребившего на пользу пребывания в раю, Он исправил изгнанием из рая; и жену, сделавшуюся худшею от равной с мужем чести, Он сделал лучшею посредством порабощения и подчинения. Так и этих иудеев, которые от свободы и безопасности в своем отечестве сделались худшими, необузданными и невоздержными, Он исправляет противным тому. Умоляя о помиловании, они и говорят Богу: «Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс.122:4). Другой переводчик (Симмах) говорит: «много насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых» (πολλων εχοστάσθη.. έπιλαλούντων των εύθηνούντων, έξευτελζόντων των ύπερηφάνων). Третий (Акила): «поношения надменных» (του μυκτηρισμου των ύπερφερω). Четвертый (неизвестный переводчик): «унижения самих благоденствующих» (έξουδενωσεως αύτων εύθηνούντων). Они выражают одну и ту же мысль: оплакивают бедствия словами: «напиталась душа наша презрением»; а семьдесят толковников говорят другое, именно: чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали то же, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и случается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают искушения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несчастные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Поэтому не смущайся, возлюбленный, когда подвергаешься искушениям, но помня слова пророка: «Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим» (Пс.118:71), принимай несчастье за врачество, пользуйся искушением надлежащим образом, и достигнешь величайшего спокойствия, которого да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
* * *
Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»