«Беседы на псалмы» (60 бесед) написаны предположительно в 394-397 гг. Свт. Иоанн Златоуст затрагивает такие темы, как:
- грех и покаяние (Пс. 3,6);
- пороки и добродетели (Пс. 4,11,48,119,131,139,142);
- молитва (Пс. 4,7,9,122,129,133,140,141,142);
- Церковь Христова (Пс. 5,44,116,128);
- домашнее пение псалмов и гимнов (Пс. 41,134,150);
- Божественное промышление о мире и человеке (Пс. 8,12,45,47,113,114,120,126,135,138,144,146);
- Суд и гнев Божий (Пс. 9,49,108);
- надежда и упование на Бога (Пс. 10,124,125,130,141,145);
- любовь к Богу (Пс. 41,43,111,115);
- благодарность и хвала Богу (Пс. 110,112,115,117,147,149);
- о земном и Небесном Иерусалиме (Пс. 121,136,147);
- борьба со страстями (Пс. 123,143);
- терпеливое перенесение страстей (Пс. 124,125,127);
- милосердие Божие (Пс. 137);
- любовь – царица добродетелей (Пс. 132).
В беседах встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс. 8,46,109,148).
В отличие от других своих ветхозаветных толкований в этом свт. Иоанн цитирует Священное Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс. 4,9,53,55 и др.).
Беседа 56 на псалом 146122
Пс.146:1. Аллилуия. Хвалите Господа! Ибо псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление!
Самое славословие Господу служит источником бесчисленных благ. – «Псалмопение – благо, да будет приятным Богу нашему хваление». – К какому событию из истории израильтян относится этот псалом? – «И всем им имена нарекает» (Пс.146:4). – Особое проявление божественного промысла в возвышении смиренных и низложении гордых. «Начинайте Господа прославлять» (Пс.146:7). – Благоволение Божие достигается не силою коней и мужеством воинов, а страхом Божиим.
1. Выше, в сто сорок четвертом псалме, пророк говорил: «Велик Господь и весьма славен» (Пс.144:3), и много беседовал о славе Его, а здесь показывает, что и самое славословие есть «благо», и само псалмопение бывает источником бесчисленных благ. Оно отрешает ум от земли, окрыляет душу, облегчает и возвышает нас. Поэтому и Павел говорит: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18–19). «Да будет приятным Богу нашему хваление!». Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз) говорит: «аллилуиа, потому что благо – песнь Богу» (αλληλούια, δτι καλὸν ωδὴ τω Θεω). Что значит: «да будет приятным Богу нашему хваление»? Да будет, говорит, благоприятно. Для того, чтобы хвала была приятна Богу, недостаточно только петь, а нужны и добрая жизнь, и молитва, и внимание поющего. Мне кажется, что этот псалом относится к возвращению из плена вавилонского, как видно из дальнейших слов. Псалмопевец продолжает: «Господь, зиждущий Иерусалим, соберет рассеянный народ Израиля» (Пс.146:2). Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик (Симмах), вместо: «зиждущий», сказал: «созиждет», а вместо: «рассеяния» – «изгнанных» (οικοδομήσει… τοὺς εζωσμένους). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собирались после отпуска мало-помалу.
«Он исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их» (Пс.146:3). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «повреждения их» (τὰ κατεαγμένα). Так как он не мог с дерзновением указать на жизнь свою, то опять указывает на несчастье, и на свойственные Богу действия. Богу свойственно – утешать угнетенных; это – собственно Его дело. Как Павел говорит, «блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты» (Рим.4:7), указывая на дело собственно принадлежащее Богу, так и пророк здесь говорит: «и исцеляет сокрушенных сердцем», выражая, что, хотя бы мы были недостойны, но так как мы – Его творение, то Он не оставит Своего создания, не отступит от свойственного Ему дела. Так и Павел говорит: «как начал, так и окончил у вас и это доброе дело» (2Кор.8:6); и другой: «чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15); и этот самый Пророк в другом месте: «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс.50:19). Итак, когда ты захочешь получить утешение, то смири себя, предай сокрушению душу свою. Это сказано о благоволении Божием, о благости и человеколюбии Его, о том, что Его дело – утешать находящихся в несчастьях; а дальше говорится о могуществе Его. «Исчисляет множество звезд и всем им имена нарекает» (Пс.146:4), т.е. знающий. Так как здесь шла речь о народе рассеянном и нигде не видном, то пророк справедливо привел этот пример, выражая, что Бог может собрать и рассеянных. Он обыкновенно ободряет и утешает сокрушенных, и бесчисленное множество звезд знает в точности; следовательно и нас, которых Он обещал умножить подобно звездам, соберет в точности. «И всем им имена нарекает». Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «всем имена нарицающий» (τοι΅ς πασιν). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «всех их по именам назовет» (πάντας αυτοὺςονομασί καλέσει). Я думаю, что это сказано об израильтянах; пророк говорит то же, что после говорил Исаия: «ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся» (Ис.41:9–10). Что же значит: «и всем им имена нарекает»? Никто из них, говорит, не погибнет; но как называющие по именам, так и Он соберет всех в точности. «Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его непостижим» (Пс.146:5). Так как он сказал о величайшем деле, о том, что Бог соберет столько тысяч людей, рассеянных по всей вселенной, то говорит теперь о могуществе Его, располагая самых колеблющихся из иудеев к вере. «И разум Его непостижим».
Поэтому не исследуй, как и каким способом; величие его беспредельно. Потому он и сказал: «и величию Его нет конца» (Пс.144:3). Как беспредельно Его величие, так беспредельна и мудрость. Потому сказав: «Велик Господь наш..., он и присовокупил: и разум Его непостижим». И знание Его удивительно, почему пророк и говорит: «дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его» (Пс.138:6), и судьбы Его неисследимы, почему он и говорит: «истина Твоя до облаков» (Пс.35:6).
2. Итак, если Бог и велик, и силен, и премудр, то не исследуй, как это будет. «Принимает кротких Господь, а грешников унижает до земли» (Пс.146:6). Дабы кто-нибудь из безумных не сказал: что нам до того, что Он в точности знает звезды? – пророк излагает и попечение Его о людях, являемое таким образом; и не сказал: помогающий кротким Господь, но гораздо более: «принимает»; выразился так, как бы о любвеобильном отце. Что же значит: «принимает»? Успокаивающий, поддерживающий, руководящий. Видишь ли совершенную силу Его в том и в другом случае – и в возвышении смиренных и в низложении гордых? Он не просто смиряет, но до крайности, это именно значит: «до земли». «Начинайте Господа прославлять, пойте Богу нашему на гуслях» (Пс.146:7). Другой (Симмах): «исчислите» (καταλέξατε). Сказав о делах Его, пророк опять призывает людей к славословию: «начинайте, говорит, Господа прославлять», т.е. в благодарении, с великим усердием. «Пойте Богу нашему на гуслях». Другой (Симмах): «на лире» (διὰ λύρας).
«Одевающему небо облаками, приготовля ющему для земли дождь, произраща ющему на горах траву и злак на службу людям» (Пс.146:8). Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небесного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низводит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом.
«Произраща ющему на горах траву». Смотри, как щедродательно Его промышление: не только на возделанной земле, но и на горах Он предлагает обильную Свою трапезу, приготовляет пищу для скотов, которые сотворены на служение людям. Потому пророк и продолжает: «дающему скотам пищу их и птенцам ворона, призывающим Его» (Пс.146:9). Здесь он указывает на другой вид попечения Божия, – на то, что Бог дает пищу не только скотам, служащим человеку, но и другим бессловесным животным: «и птенцам, говорит, ворона, призывающим Его». Если же Он так печется о бессловесных животных, и притом диких и не служащих людям, – то гораздо более промышляет о людях, особенно о тех людях, которые прославляют Его песнопениями, которых Он назвал даже собственным Своим народом и наследием. Далее, так как они были слабы, не имели оружия и нуждались во всем, то, чтобы они не смущались этим, смотри, как он исправляет такой недостаток. «Не силу коня, говорит, Он любит и не к (быстро му) бегу мужа благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его» (Пс.146:10–11). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «в ожидающих милости его» (τοις αναμένασιν). Если, говорит, вы будете иметь страх и совершенную надежду на Него, то приобретете Его благоволение; а приобретши Его благоволение, будете могущественнее всех, кто имеет коней и оружия. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое. И хорошо сказал он: «на милость Его», потому что они не имели дерзновения по делам своим. Хотя, говорит, ваши дела изменяют вам, но надейтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попечения и помощи, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь.
* * *
Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова – Редакция «Азбуки Веры»