Книга Иова

Книга Иова называется так потому, что заключает в себе повествование о нем, как он страдал, искушаемый дьяволом, как победил его, благочестиво перенесши нанесенные ему удары, и как получил обратно все вдвойне и сделался знаменитее, чем был прежде. Он подвергся страданиям семидесяти лет и прожил после несчастий сто семьдесят лет, так что всех лет жизни его было двести сорок. Иов жил прежде Моисея, потому что был пятым после Авраама потомком Исава. По случаю постигших его бедствий, пришли к нему друзья утешать его, но говорили ему речи столь оскорбительные и безжалостные, что это было вменено им в грех. Но Иов молился о них Богу, и они были прощены. Всех бесед Иова с друзьями восемь: с Елифазом – три, с Софаром – две и с Валдадом – три; затем беседы с Елиусом, сыном Варахиила, вузитянином. Наконец Господь является Иову в буре и облаке, а Иов отвечает Господу двумя речами. Этим и оканчивается книга.

Цель всей этой книги состоит в том, чтобы научить терпению тех, которые впадают в искушения, хотя их благочестие всем известно; чтобы они не соблазнялись, но восклицали: «Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно»; и еще: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов.1:21); и, наконец, чтобы они научились, как велика польза терпения, за которое они могут получить награду подобно Иову. Кроме того здесь показывается, что Бог не есть виновник зла и не искушает никого, но все искушения постигают людей от злых духов по попущению Божию, к прославлению и усовершенствованию людей. Говорят, что эту книгу составил Соломон, если только она не есть произведение Моисея. Таково содержание этой книги, а порядок изложения следующий.

В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свидетельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Первое свидетельство Господа об Иове перед дьяволом; первая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь дает власть дьяволу над всем, что было у Иова, кроме него самого. Прежде всего, дьявол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг. Четвертый вестник приходит к нему и говорит, что обрушился дом и убиты все дети его. При всем этом, случившемся с Иовом, он не согрешил перед Господом. Второе свидетельство Господа перед дьяволом в похвалу Иова, и вторая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь предает ему Иова, с тем, чтобы оставалась неприкосновенной душа его. Дьявол, вышедши, поразил Иова от ног до головы. Иов, сидя на навозной куче, скоблил свой гной. Жена убеждает Иова сказать слово против Господа и умереть; но он укоряет ее. Три друга Иова, Елифаз, царь Феманский, Валдад, властитель Савхейский, и Софар, царь Минейский, услышали о всем, случившемся с ним, и пришли к нему, каждый из страны своей, посмотреть на него, и, увидев его, разодрали каждый одежду свою при виде такого бедствия. При таком страдании Иов впервые отверз уста свои и проклял день и ночь, в которую родился. Он сказал: «Раб свободен от господина своего (Иов.3:19), так дан страдальцу свет, и жизнь..., которые ждут смерти, и нет ее» (Иов.3:20–21). Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?» (Иов.3:22). В ответ на это Елифаз Феманский говорит Иову: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? (Иов.4:7). Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются (Иов.4:10–11). Нет ни одного смертного, который был бы праведнее... Бога. И муж чище... Творца своего?» (Иов.4:17). Безумные, говорит, хотя бы и укоренялись, но «тотчас проклял дом его» (Иов.5:3), потому что «жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его» (Иов.5:5). «Но человек, – продолжает он, – рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» (Иов.5:7). Господь «уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов.5:13); а невинного Господь избавляет от нужд «и в седьмой раз не коснется тебя зло» (Иов.5:19). «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя» (Иов.5:27).

Первый ответ Иова Елифазу таков: «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы» (Иов.6:2–3). Еще: «Ревет ли дикий осел на траве? Мычит ли бык у месива своего? (Иов.6:5). Твердость ли камней твердость моя? И медь ли плоть моя?» (Иов.6:12) Еще: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов.7:1) Еще: «Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов.7:20).

После Елифаза вторым говорит Иову Валдад Савхейский: «Долго ли ты будешь говорить так? – слова уст твоих бурный ветер! Неужели Бог извращает суд, и Вседержитель превращает правду?» (Иов.8:2–3). И еще: «Поднимается ли тростник без влаги? растет ли камыш без воды? Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет» (Иов.8:11–13).

Первый ответ Иова Валдаду таков: «Правда! Знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?» (Иов.9:2). Еще: «Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря»(Иов.9:8). «Если действовать силою, то Он могуществен; если судом, кто сведет меня с Ним? Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным» (Иов.9:19–20). И еще: «Дни мои быстрее гонца, – бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу» (Иов.9:25–26). «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня» (Иов.10:9–10) и пр. «Пусть бы я, как небывший, из чрева перенесен был во гроб» (Иов.10:19).

После Елифаза говорит Валдад, а после Валдада Софар Минейский, по очереди, так как каждый из них надеялся сказать Иову что-либо лучшее. «Разве на множество слов нельзя дать ответа, – говорит Софар, – и разве человек многоречивый прав?» (Иов.11:2). «То поднимешь незапятнанное лице твое и будешь тверд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нем. И яснее полдня пойдет жизнь твоя; просветлеешь, как утро» (Иов.11:15–17).

Первый ответ Иова Софару таков: «Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня есть сердце, как у вас» (Иов.12:2–3). Еще: «Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов.12:9–10). «Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю» (Иов.12:15). Еще: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов.14:4–5). И еще: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут» (Иов.14:7). «А человек умирает и распадается; отошел, и где он?» (Иов.14:10).

Второй ряд бесед начинается так. Елифаз говорит Иову: «Станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим (Иов.15:2)? Тебя обвиняют уста твои, а не я» (Иов.15:6). И еще: «Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным?» (Иов.15:14).

Второй ответ Иова Елифазу таков: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы! (Иов.16:2). И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! (Иов.16:19). О, если бы человек мог иметь состязание с Богом, как сын человеческий с ближним своим!» (Иов.16:21). И еще: «А они ночь хотят превратить в день, свет приблизить к лицу тьмы. Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою; гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя» (Иов.17:12–14).

После него опять Валдад говорит Иову: «Когда же положите вы конец таким речам? Обдумайте, и потом будем говорить. Зачем считаться нам за животных и быть униженными в собственных глазах ваших? О ты, раздирающий душу твою в гневе твоем! Неужели для тебя опустеть земле, и скале сдвинуться с места своего?» (Иов.18:2–4). Иов во второй раз отвечает Валдаду: «Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня» (Иов.19:2–3). Еще: «Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей. Кругом разорил меня, и я отхожу; и, как дерево, Он исторг надежду мою» (Иов.19:9–10). И еще: «Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня (Иов.19:13). Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною» (Иов.19:16–18). «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться? О, если бы записаны были слова мои! (Иов.19:21–23). Я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей! Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Убойтесь меча, ибо меч есть отмститель неправды, и знайте, что есть суд» (Иов.19:26–29).

Затем во второй раз Софар говорит Иову: «Размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их» (Иов.20:2). Еще: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна (Иов.20:5). Как помет его, на веки пропадает он» (Иов.20:7). И еще: «Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим (Иов.20:11–12). Эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его (Иов.20:14–15). Нажитое трудом возвратит, не проглотит; по мере имения его будет и расплата его, а он не порадуется. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил (Иов.20:18–19). Пронзит его лук медный; станет вынимать стрелу, – и она выйдет из тела, выйдет, сверкая сквозь желчь его; ужасы смерти найдут на него! (Иов.20:24–25). Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!» (Иов.20:29).

Второй ответ Иова Софару таков: «Выслушайте внимательно речь мою, и это будет мне утешением от вас (Иов.21:2). Разве к человеку речь моя? Как же мне и не малодушествовать? (Иов.21:4). Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? (Иов.21:7). Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает (Иов.21:10). А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему? (Иов.21:14–15). Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних? (Иов.21:22). Знаю я ваши мысли и ухищрения, какие вы против меня сплетаете» (Иов.21:27). И еще: «Вы скажете: где дом князя (Иов.21:28)? В день погибели пощажен бывает злодей (Иов.21:30), и за ним идет толпа людей» (Иов.21:33).

После того в третий раз Елифаз говорит: «Разве может человек доставлять пользу Богу? Разумный доставляет пользу себе самому. Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (Иов.22:2–3). «Вдов ты, – продолжает говорить Елифаз Иову, – отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками» (Иов.22:9). «И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? (Иов.22:13). Они говорили Богу: отойди от нас! И что сделает им Вседержитель?» (Иов.22:17). И еще: «И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя (Иов.22:25). Ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои (Иов.22:26–27), и ...избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих» (Иов.22:30). Третий ответ Иова Елифазу таков: «Еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих (Иов.23:2). Пусть Он только обратил бы внимание на меня (Иов.23:6). Межи передвигают, угоняют стада и пасут у себя (Иов.24:2), ...нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже» (Иов.24:7). «Легок такой на поверхности воды, проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников» (Иов.24:18–19).

Затем в третий раз Валдад говорит: «Держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих! Есть ли счет воинствам Его? И над кем не восходит свет Его? И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? (Иов.25:2–4). Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль» (Иов.25:6).

Третий ответ Иова Валдаду таков: «Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного (Иов.26:2)? Преисподняя обнажена пред Ним (Иов.26:6)... Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними (Иов.26:7–8), ...рука Его образовала быстрого скорпиона» (Иов.26:13).

Так как Софар не стал говорить в третий раз, и первые двое замолчали, не имея больше слов на устах, потому что Иов доказал свою праведность, то Иов вторично начинает говорить о том, а они молча слушают, с пользой для себя. «Жив Господь, – говорит он, – лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи!» (Иов.27:2–4). «Возвещу вам, что в руке Божией... (Иов.27:11) Вот, все вы и сами видели; и для чего вы столько пустословите? Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители (Иов.27:12–13). Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом (Иов.27:14), ...и вдовы их не будут плакать. Если он наберет кучи серебра... (Иов.27:15–16), ...так! у серебра есть источная жила, и у золота место, где его плавят. Железо получается из земли; из камня выплавляется медь» (Иов.28:1–2). «И все драгоценное видит глаз его» (Иов.28:10). «Но где премудрость обретается?» (Иов.28:12). «Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня» (Иов.28:14). «А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она» (Иов.28:18–19). «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере» (Иов.28:23–25). «И сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов.28:28). Так как все трое молчали, то Иов опять начал говорить: «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы (Иов.29:2–3), ...когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое (Иов.29:7). Я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного (Иов.29:12). Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость (Иов.29:13). Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно (Иов.29:15–16). Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» (Иов.29:17). «После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них» (Иов.29:22). «Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих» (Иов.29:25). «Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их (Иов.30:8–9). Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим» (Иов.30:10). «Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел» (Иов.30:19), «Ты сделался жестоким ко мне, крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов.30:21). «Я стал братом шакалам и другом страусам» (Иов.30:29). «Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего (Иов.31:9), пусть моя жена мелет на другого (Иов.31:10). Потому что это – преступление, это – беззаконие, подлежащее суду» (Иов.31:11). «Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова (Иов.31:19), – не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих» (Иов.31:20)? «То пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя» (Иов.31:22). «Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его» (Иов.31:29–30). «Объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем. Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее (Иов.31:37–38), ...вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь» (Иов.31:40).

Далее говорится о Елиусе, сыне Варахиила, вузитянине, который разгневался на Иова за то, что он назвал себя праведным перед Господом. «И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение» (Иов.32:6). Когда трое молчали, Елиус, встав, с бесстыдством говорит против Иова: «Ибо я полон речами, и дух во мне теснит меня» (Иов.32:18); и затем продолжает: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Если можешь, отвечай мне и стань передо мною» (Иов.33:4–5). «Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость (Иов.33:17), чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом. Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих» (Иов.33:18–19). «Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно» (Иов.33:21). «Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне» (Иов.33:27). Еще сказал Елиус Иову: «Внимай, Иов, слушай меня, молчи, и я буду говорить. Если имеешь, что сказать, отвечай; говори, потому что я желал бы твоего оправдания» (Иов.33:31–32). Еще в третий раз Елиус говорит: «Выслушайте, мудрые, речь мою, и приклоните ко мне ухо, рассудительные! Ибо ухо разбирает слова, как гортань различает вкус в пище» (Иов.34:2–3); и продолжает: «Есть ли такой человек, как Иов, который пьет глумление, как воду, вступает в сообщество с делающими беззаконие и ходит с людьми нечестивыми?» (Иов.34:7–8). «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие, ибо Он по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» (Иов.34:10–11). «Можно ли сказать царю: ты – нечестивец, и князьям: вы – беззаконники? Но Он не смотрит и на лица князей и не предпочитает богатого бедному, потому что все они дело рук Его» (Иов.34:18–19). «Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места» (Иов.34:24). «Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом» (Иов.34:34–35). Еще в четвертый раз Елиус говорит Иову: «Считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?» (Иов.35:2) И еще в пятый раз Елиус начинает говорить, и ни Иов, ни трое друзей его не слушают его, как безбожника, – из чего открывается, что эти трое образумились. Он говорит Иову: «Подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога» (Иов.36:2); и продолжает: «внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии» (Иов.37:14). «Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему?» (Иов.37:20). Или «светлая погода приходит от севера» (Иов.37:22)?

Явившийся затем Господь оправдывает Иова и, научая тайне Христовой, говорит к Иову: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?» (Иов.38:2). Речь Господа такова: «Затворил море воротами (Иов.38:8), ...и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» (Иов.38:11). Или «чтобы земля изменилась, как глина под печатью, – спрашивает Господь, – и стала, как разноцветная одежда» (Иов.38:14)? «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов.38:17). «Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града» (Иов.38:22)? «По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?» (Иов.38:24) «Кто проводит протоки для излияния воды» (Иов.38:25)? И еще: «Есть ли у дождя отец?» (Иов.38:28) «Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его?» (Иов.38:29). «Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?» (Иов.38:34–35). «Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?» (Иов.38:36). «Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?» (Иов.38:41). «Ты ли дал красивые крылья павлину и перья и пух страусу? Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их (Иов.39:13–14) ...потому что Бог не дал ему мудрости и не уделил ему смысла (Иов.39:17); ...посмевается коню» (Иов.39:18). «Твоею ли мудростью летает ястреб (Иов.39:26); ...по твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?» (Иов.39:27).

И еще сказал Господь Иову: «Будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему» (Иов.39:32). Иов отвечал Господу: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:34). Господь, явившись во второй раз Иову, сказал ему из облака: «Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне» (Иов.40:2). «Тогда и Я признаю, – говорит Господь, – что десница твоя может спасать тебя. Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол (Иов.40:9–10). Вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены (Иов.40:11–12); ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья (Иов.40:13); ...он ложится под тенистыми деревьями» (Иов.40:16). «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?» (Иов.40:20). «Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою?» (Иов.40:26). «Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево» (Иов.41:18–19).

Так говорил Господь, а Иов заключил речь следующими словами: «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов.42:2–3). «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:6). Господь укоряет Елифаза Феманского: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7). Затем была принесена жертва за трех друзей Иовом, священником Божиим. Далее говорится, как Господь обогатил Иова, и как, по молитве его за друзей своих, Господь простил им грех. Когда все родственники Иова услышали об этом, то пришли к нему, ели и пили у него, удивлялись ему и дали ему каждый по одной агнице и по четыре золотых драхмы. О нем написано, что он воскреснет с теми, которых воскресит Господь. В этом и заключается все содержание книги Иова.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle