Источник

Обозрение книги Числа

Обозрение книги Чисел в Лондонском кодексе начинается так: «Эта книга называется Числа потому, что каждое колено, по повелению Божию, было сосчитано, и в этой книге указывается число всего народа. А считали народ Моисей и Аарон, и вместе с ними старейшина каждого колена. Число способных к войне от 20 лет и выше оказалось 603550, кроме остальных. Колено же Левиино Моисей и Аарон, по слову Божию, сосчитали отдельно, от одного месяца и выше».

Моисей получает повеление исчислить народ от двадцатилетнего возраста и выше, и оказалось шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек, кроме левитов. Излагается родословие левитов, и они исчисляются, и оказалось их двадцать две тысячи от одномесячного возраста и выше. Так как первенцев израильских было двадцать две тысячи двести семьдесят три, то за первенцев излишних против числа левитов Моисей взял выкуп и отдал его Аарону. Поголовный выкуп доставил тысячу триста шестьдесят пять сиклей. Моисей определяет, кто должен отправлять священнослужение и кто быть левитами, потому что не все удостоены были такой чести. Одним из них вручены были драгоценнейшие из сосудов скинии, другим менее важные. Левитов от двадцатилетнего возраста и выше до пятидесятилетнего, которые и отправляли богослужение, было восемь тысяч пятьсот восемьдесят три.

Потом повелевается удалить из стана всякого нечистого, говорится о жертве за преступление и установляется закон ревнования, чтобы и жена не могла быть оклеветана в прелюбодеянии, и виновная в прелюбодеянии не могла укрыться. Делается постановление об обете посвящения Богу и о том, как священник должен благословлять сынов израильских. Когда же поставлена была скиния, то старейшины принесли много великих даров. Моисей получает повеление очистить левитов и слышит, что они должны служить с двадцати лет и выше, а после пятидесяти лет оканчивать служение. Бог через Моисея повелевает им совершить пасху. «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской во второй год по исшествии их из земли Египетской, в первый месяц, говоря: пусть сыны Израилевы совершат Пасху», – потому что был первый месяц второго года (Числ.9:1–2). Нечистые приступили к Моисею, и он спросил о них Бога. Бог повелел тому, кто не может совершить пасху в первый месяц, или потому что нечист, или потому, что находится в дальнем пути, совершить ее во второй месяц, в четырнадцатый день. А кто, будучи чистым и не находясь в дальнем пути, не захочет совершить пасху в первый месяц, тот сделает грех. «Один устав, – говорит, – пусть будет у вас и для пришельца и для туземца» (Числ.9:14).

Когда восходило облако, то поднимались с места сыны израильские; а где оно останавливалось, там и они останавливались. Моисей получает повеление сделать серебряные трубы, чтобы ими извещать народ, когда нужно отправляться в путь, чтобы собирать народ на войну и для жертвоприношений, также чтобы употреблять эти трубы в праздники, в новомесячия при всесожжениях. Когда сыны израильские отправились в путь, Моисей убеждал Иовава, сына Рагуилова, который назывался также Иофором, чтобы и он участвовал и в путешествии, и в обетованных им благах. Когда поднят был ковчег, Моисей сказал: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Числ.10:35). Народ стал роптать, и сожжена была часть стана, а то место прозвано было «Тавера»4 (Числ.11:3). Моисей помолился, и наказание прекратилось. Они стали требовать мяса и говорили: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Числ.11:5, 6). Когда Моисей вознегодовал на их ропот и обратился к Богу, то Бог дает ему в помощники семьдесят старейшин, чтобы они участвовали с ним в управлении. Здесь же, когда Иисус Навин сказал: «Господин мой Моисей! запрети им» (Елдаду и Модаду) пророчествовать, Моисей ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ.11:28–29). Тогда посланы были от Господа коростели, которых они и ели. Мясо было еще в зубах их, как они стали умирать. Об этом сказано в псалме: «Еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них и убил очень многих из них, и избранных Израиля низложил» (Пс.77:30, 31). Место это прозвано «гробами похотения». Тогда Мариам сказала против Моисея: «Одному ли Моисею говорил Господь» (Числ.12:2)? Бог сказал, что Он только с ним одним из всех пророков говорил так, и послал проказу на Мариам. Когда Моисей помолился о ней, то Бог не допустил ей очиститься прежде, нежели она пробыла семь дней вне стана.

Моисей посылает несколько человек из народа осмотреть землю Ханаанскую. Осматривавшие принесли оттуда виноградную кисть и хвалили землю, но боялись ее жителей, потому что тамошние люди были воинственны. Халев же, сын Иефонии, и Иисус Навин, которые также были в числе соглядатаев, ободряли народ. Их хотели побить камнями; но Бог, разгневавшись, сказал, что возроптавшие не войдут в землю обетованную, а только дети их, и Халев, сын Иефонии, и Иисус. «По числу сорока дней, – сказал Он, – в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (Числ.14:34). Тогда все соглядатаи умерли, кроме Халева и Иисуса Навина, и плакал народ. Некоторые пошли против амаликитян без позволения Божия; а ковчег оставался в стане с Моисеем. Амаликитяне вышли и поразили их.

Дается заповедь о всесожжениях, о начатках, о жертвах за грех. Захвачен человек, собиравший дрова в субботу, и побит камнями. Повелевается сделать кисти на краях одежды. Восстание Корея, Дафана и Авирона и наказание их. Остальной народ не вразумился этим, но опять восстал против Моисея, и умерло четырнадцать тысяч семьсот. Тогда процвел жезл Аарона. Указывается и определяется, что следует получать левитам и великому священнику. Дается закон о пепле телицы, из которого приготовлялась вода очищения. Некоторые думают, что эта телица была образом страдания Господа нашего Иисуса Христа. Пеплом телицы очищался тот, кто делался нечистым от прикосновения к мертвому. Народ пришел в Кадис, и там умерла и погребена Мариам. Не имея воды, иудеи опять ропщут; но Моисей и Аарон получают повеление извести воду из камня. Моисей ударил о камень, сказав: «Разве нам из этой скалы извести для вас воду», и потекла вода. «И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Числ.20:10, 12).

Моисей отправляет послов к царю едомскому, чтобы он пропустил их; но тот не дозволил, и пошли от него в сторону сыны израильские. Когда дошли они до горы Ор, то, по повелению Божию, Моисей, взяв Аарона и сына его Елеазара, возвел их на гору и облек Елеазара в одежды Аароновы. Аарон скончался на горе, и плакал народ тридцать дней. Израильтяне победили хананеев и предали их проклятию. Пришедши к Чермному морю, обошли землю Едомскую, стали малодушествовать и роптать на Моисея, и послал на них Бог змеев, которые умерщвляли их. Моисей помолился, и по повелению Божию сделал медного змея. Укушенный, посмотрев на змея, оставался жив. Об этом змее сказано в Евангелии: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3:14). Моисей посылает послов к царю аморрейскому Сиону. Этот Сион воевал перед тем с царем моавитским и взял его землю. Когда же он и с израильтянами вступил в войну, то был жестоко поражен ими, и все города его взяли израильтяне. Вступив в войну с Огом, царем васанским, они подвергли и его той же бедственной участи, какой и Сиона, и взяли землю и все города его. Царь Валак посылает к волхву Валааму, чтобы он проклял народ израильский. Бог сначала воспрепятствовал этому; но когда тот настоятельно побуждал волхва, то Бог попустил ему идти, но не проклинать, и обратил проклятия в благословения, – не потому, чтобы проклятия волхва имели какую-нибудь силу, но потому, что народ бедствовал, готов был верить его клятвам и мог там подвергнуться осуждению за свою слабость. Валаам пророчествует о Христе, говоря: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17), – потому что Дух Божий был с волхвом. Когда Валаам удалился, сыны израильские сходятся с дочерями моавитскими и служат Вефльфегору. Тогда Моисей повелевает каждому убить брата, совершавшего идолослужение. Финеес, сын Елеазара, пронзил копьем Замврия израильтянина и Хасви мадианитянку вместе с ним; и это вменилось ему в правду.

Тогда исчислены были сыны израильские от двадцати лет и выше, и оказалось шестьсот три тысячи тридцать человек; левитов же от одномесячного возраста и выше двадцати три тысячи. Это исчисление сделано было в Аравофе Моавитском, по ту сторону Иордана. Между ними не оказалось ни одного человека из тех, которых прежде исчислял Моисей в пустыне Синайской, кроме Иисуса Навина и Халева, сына Иефонии. Приходят дочери Салпаада из колена Манассиина и просят, чтобы к ним перешло наследство и имущество отца их, так как он умер без детей мужского пола. Бог повелел отдать им это; (и заповедано) если кто умрет, не имея сына, то должна наследовать дочь; если нет и дочери, то брат, а если нет брата, то брат отца. Бог показывает Моисею с горы Навав Землю обетованную, и на его место рукополагается Иисус Навин. Тогда даются сынам израильским заповеди о всесожжениях, о жертвах ежедневных, в субботы, в новомесячия, в пасху, в день седмиц и в седьмой месяц; заповедуется также об обетах, т.е. какие обеты можно давать. Тогда вооружаются двенадцать тысяч израильтян против мадианитян, и Финеес с ними, и умерщвляют их и пять царей мадиамских, и Валаама волхва. Начатки добычи они принесли Богу, а остальное разделили между собою. Колена Рувимово, Гадово и половина колена Манассиина приступили к Моисею и просили себе землю по ту сторону Иордана. Моисей отдал им ее, взявши с них наперед обещание воевать вместе с прочими израильтянами и перейти через Иордан с оружием, чтобы сражаться за своих братьев.

Здесь Моисей повествует о путешествии от Египта до того времени, как они подошли к Иерихону; заповедует им истребить всех идолов языческих; говорит им о границах земли, откуда она начинается и где оканчивается; делает распоряжение и о земле, которую должны были получить левиты, и о шести городах убежища, чтобы невольный убийца убегал туда и спасался от опасности, живя там до тех пор, пока умрет великий священник. Если же он будет схвачен вне пределов города и убьет его родственник убитого, то отмстивший не подвергается наказанию. Кратко говорится о законах касательно убийств. Приходят начальники колена Манассиина и говорят Моисею: так как решено, чтобы дочери Салпаада получили наследство, то что будет, если случится им выйти замуж за кого-нибудь из другого колена? Участок нашего колена отойдет в то колено. Тогда Моисей повелел, чтобы каждый брал жену из своего колена, дабы наследства не переходили от одного колена в другое.

* * *

*

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

4

Горение


Источник: Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1900. Том 6, Книга 2, Обозрение книг Ветхого Завета, с. 608-691.

Комментарии для сайта Cackle