схимонах Иосиф Ватопедский

БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. Элемент исповедничества в монашеской жизни

Отцы и братия, мне хотелось бы напомнить вам, что наш монашеский образ жизни имеет исповеднический характер. Отречение первого человека от послушания воли Божией повлекло за собой падение и растление человеческой природы. Наш долг, если мы желаем исцеления и восстановления своего первозданного состояния, – это постоянное и твердое исповедничество. Господь наш очень выразительно подчеркивает: только «всяк иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на Небесех, а иже отвержется Мене... отвергуся его» (Мф. 10, 32–33). Подвижники нашей веры с настойчивостью и постоянством стремились только к одному – к точному и полному исповеданию божественной воли как в догматической или богослужебной форме, так и в любой форме, выражающей церковное Предание. «Стойте, и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2, 15), – объясняет апостол Павел.

Всякая заповедь и всякое предание нашей веры имеют одно и то же высокое достоинство и значение, потому что являются единым велением Святого Духа. Объясняя обязанность всех разумных существ хранить заповеди, пророк Давид говорит: «За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки» (Пс. 16, 4), – и продолжает: «Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе» (Пс. 43, 18), «вменихомся яко овцы заколения» (Пс. 43, 23).

Скольких мы находим мучеников и подвижников, которые пострадали за догматы веры и таинства нашей Церкви! Скольких мы видим христиан, претерпевших мучения за богослужебное предание Церкви или даже за простые традиции церковной жизни! Мучениками были те христиане, которые не отреклись от истинного Бога перед лицом идолопоклонства. Мученики – это те, которые пострадали за догмат Святой Троицы. Мученики – те, которые пострадали за божественные Таинства, святые иконы и вообще за Предание. Мученики – это и те праведные люди, которые пострадали за соблюдение православного устава и поста, подобно ветхозаветным Маккавеям, сохранившим моисеев закон, который запрещал употребление свиного мяса и идоложертвенной пищи.

Однако существуют еще мученики и исповедники строгой аскетической и подвижнической жизни. Разве это не исповедничество, когда мы, желая соблюсти мир, оставляем свое желание и предпочитаем волю братьев или тех, кто упорно настаивает на своем? Разве это не исповедничество, когда мы не настаиваем на своем знании и уступаем несведущим? Разве это не исповедничество, когда мы, усталые и перегруженные работой, вынуждены продолжать свой труд безропотно, ради послушания, поскольку в этом явилась необходимость? Разве это не исповедничество, когда на нашем пути появляется возможность наслаждения или отдыха или когда нам воздают почести, а мы предпочитаем узкий и тесный путь (ср. Мф. 7, 14)? Разве это не исповедничество, когда лентяи и во всем соблазняющиеся люди нас осуждают и презирают, а мы безропотно все это переносим, будто бы это терпит кто-то другой? Ведь мы знаем, что закон злострадания, который мы добровольно восприняли, есть не что иное, как убеждение, что желающие спастись «гоними будут» (2Тим. 3, 12)! Боголюбивейшие отцы и братия, это поприще исповедничества принадлежит вам, и блажен, кто «сохранит сия и уразумеет милости Господни» (ср. Пс. 106, 43).

Важным и необходимым средством приобретения божественной ревности, выводящей на поприще исповедничества, является, согласно Святым Отцам, чтение божественных Писаний и знакомство с опытом совершенных в добродетели подвижников. Посредством этого мы запасаемся всем необходимым для перенесения искушений, которые оказываются на нашем пути, а также приобретаем опыт, помогающий справиться с ловушками, расставленными дьяволом на поле невидимой брани.

Усердная молитва да не оставляет монаха, сражающегося с невидимыми и лукавыми демонами, которые, имея вековой опыт, никогда не отступают. Молчание способствует тому, чтобы с нами пребывали готовность к подвигу и молитва, а еще больше – чтобы мы приобрели самопознание, изобличающее всю нашу нищету и неспособность к доброделанию. Таким образом мы приобретем терпение.

Когда подвижник пребывает в этой доброй и законной брани, его начинают беспокоить тщеславие и осуждение. Однако их очень скоро упраздняет самоукорение, приносящее покой, который выражается в смиренномудрии.

Монаху доставляет много пользы и воспоминание о различных страстях Господних, так же как и о бесчисленных благодеяниях и дарованиях, которыми Он нас наградил в жизни. «Не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102,2). Подходит сюда также и слово Давида: «Прежде даже не смиритимися, аз прегреших» (Пс. 118, 67).

Честные делатели мысленного виноградника, отцы и братия, не допускайте, чтобы вас увлекал мирской дух – долготерпите в молитве и смело противостойте нападениям врага. Не будьте трусливы при упорном насилии, которое обрушивается на вас со стороны врага во время невидимой войны. Отсутствие опыта, а также знания способов вести сражение может вызвать у вас отчаяние, так как вы думаете, что потерпели поражение. Но на самом деле это не так.

Если бы мы предали свои начинания и оставили позиции, забыв о своих принципах, тогда диавол имел бы причину похвалиться. Новичок в духовной брани, только-только вставший на путь всецелого самоотречения, не может так скоро иметь успех, ведь даже простому искусству нельзя обучиться быстро.

Мы служим Богу. Он нас призвал. Он знал от начала, кто мы есть. Неужели сейчас Он оставит нас и, беспомощных, предаст нашим врагам? Напротив, Он воодушевляет нас: «Не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити» (Евр. 13, 5) и: «Се, Аз с вами есмь во вся дни» (Мф. 28, 20). Как же мы можем быть отвержены, братия мои, когда день и ночь с неизреченными стенаниями мы призываем Его любовь, и не смолкают уста наши, язык и ум от призывания Его на помощь? Если Он говорит: «Иже аще напоит единого от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика..., не погубит мзды своея» (Мф. 10, 42), то и Сам Он никогда не пренебрежет нами, так как мы следуем за Ним, отрекаясь от всего, даже от своей личной жизни, с исповедническим послушанием.

Очень часто возникает брань, особенно в области раздражительной или желательной17, которая либо вызывает ненависть или отвращение к тем, кто приносит нам искушения, либо склоняет к греховным пожеланиям. И, несмотря на то, что мы постоянно просим Господа помочь нам, эта брань не исчезает. Однако это не означает ни нашего поражения, ни удаления от нас Благодати и промышления Господних. Это таинственный образ действия Благодати, которая упражняет подвижников в законной брани (см. 1Тим. 1, 7). Как телесные раны, несмотря на медицинское обслуживание, не лечатся немедленно, но требуют некоторого времени, – к тому же не равного для всех, но соразмерно своей природе и состоянию организма, – так и брань, происходящая от различных страстей, не одинакова для всех, хотя каждый подвижник и прилагает все свои усилия.

У нас есть готовность, мы прилагаем усилия, насколько нам это возможно, – исцеление от страстей и свободу предоставляет Дух Святый. А если больной не способен управлять своей свободой, то всемудрый Врач ему ее не дает.

Все, о чем я напоминаю вам, – не мое личное мнение, но учение богоносных Отцов, и, как старший среди вас, я призываю вас к пробуждению и бодрствованию, потому что «время прекращено»18 (1Кор. 7, 29) и никто не знает, что случится завтра. Я чувствую свой долг перед вами и хочу, чтобы вы знали, что я никогда не пренебрегал им, согласно изречению: «Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию» (Деян. 20, 27). Не будем расслабляться и пребывать в беспечности, братия мои, потому что Писание ясно свидетельствует, каковы те, кто не наследует Царствия Божия, – деяния их стыдно и описывать. Человекоубийца диавол не прекращает брань, и его не пугают ни внешние облачения, которые мы носим, ни те формы, которые мы употребляем в борьбе с ним, если мы в сущности не воюем со страстями и привычками ветхого человека.

Храните требуемое поведение как возлюбленные дети Божии, и «всяка горесть и гнев, и ярость, и кличь 19.. да возмется от вас, со всякою злобою; бывайте же друг ко другу блази, милосерды, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4, 31–32).

Если мы будем выполнять свои обязанности со вниманием и готовностью, то внутри нас начнет возрастать сильная любовь к Богу и ближним, появится великое дерзновение, и мы с ревностью будем воспевать и молиться: «Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачимся пред Господем, сотворшим нас» (Пс. 94, 6). Мы можем превратить место нашего пребывания из мастерской для производства материальных вещей во вторую Фаворскую Гору нашего собственного преображения. Как порядочные мастера путем обработки первоначального материала, дерева или металла, производят доброкачественные вещи, так и на нашей духовной фабрике будут созданы доброкачественные характеры. Мы преобразим наши характеры – продукты греховной и страстной жизни – при помощи своего собственного усердия и Благодати Христовой, по образу и подобию нашего Творца, к чему нас предназначила Его всеобъемлющая любовь.

Наше пребывание и деятельность будут иметь место на второй Фаворской Горе, где погибнет наш ветхий человек и «пожерто будет мертвенное животом»20 (2Кор. 5, 4). Гнев, этот вселукавый зверь, переменится на кротость, тщеславие станет смирением, лукавство – простотой. О простота, как приветствует и как ублажает тебя Господь! Леность превратится в трудолюбие. Прекословие, ропот, своенравие, похоть, упрямство, осуждение и все, что влечет за собой смерть, все преобразится по действию Благодати, соответственно с нашими собственными усилиями, в смирение и любовь, в воскресение и жизнь.

Как намерение воинов, выставленных на линию огня, заключается в том, чтобы победить и получить трофеи, так и наша цель – получить свои трофеи. А каковы они? Из наследников ветхого закона истления, господствовавшего над нами, когда, по прелести диавольской, мы жили как «безбожни в мире» (Еф. 2, 12) , теперь, по Благодати Христовой, мы станем «жертвами живыми,.. благоугодными Богови» (ср. Рим. 12, 1).

«Любы нелицемерна... братолюбием друг ко другу любезни; честию друг друга больша творяще... духом горяще, Господеви работающе; упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе... благословляйте гонящая вы» (Рим. 12, 9–14). Вот частичное изображение нового человека, в котором сосредоточены все наши упования.

Будьте внимательны во время брани, когда силы противоборствующего закона пытаются нами манипулировать. Тогда «противитеся диаволу, и бежит от вас» (Иак. 4, 7), «яко болий есть, Иже в вас, нежели, иже в мире» (1Ин. 4, 4).

Очень часто на боголюбивых подвижников будут обрушиваться внезапные нападения – без причины или, наоборот, от нашего собственного упущения. Это обычай разбойников – нападать, когда их никто не ожидает. Но подвизающийся не должен ужасаться, не должен терять мужества в противостоянии. Имея своим оружием имя Божие, нужно обращать вспять и истреблять посягательства лукавого. Дьявол, по многолетней привычке зная, что с помощью извращенных образов, которые он использует в своих нападениях, вызывается смущение и отчаяние, особенно у людей простых, не упускает удобного случая применить это оружие, особенно когда подозревает, что подвижник преуспевает.

Будьте духом горяще и противостаньте лукавому, с дерзновением отвечая ему: «Отойди от меня, обманщик, Господу Богу моему поклоняюсь, Чье имя и Благодать всегда со мной» (ср. Мф. 4, 10). Неотступность брани, будь то в мире вещей или идей, пусть не устрашает вас и не вводит в отчаяние. Поскольку мы находимся в многоскорбной «юдоли плачевной» (ср. Пс. 83, 7), мы все равно не избавимся окончательно от ухищрений и напастей лукавого, который старается отвратить нас от подчинения божественной воле и лишить тех обетований, которые Бог отечески преподносит в дар всем следующим за Ним.

Наше состояние – это состояние становления, возрастания, как учеников в школе. И так как мы еще не усовершенствовались в добродетели, мы совершаем ошибки. Но, как я уже говорил, наши ошибки не означают ни поражения, ни предательства, ни отступления. Претерпевая временную скорбь, мы чаем, по Благодати Христовой, воскресения мертвых и жизни будущаго века. Чаем того Царствия, которое уготовано Господом для тех, кто пребывает в терпении до конца.

* * *

17

Подробнее о составе души см. Беседу Шестнадцатую.

18

Рус.: ограничено, коротко.

19

Рус.: ропот.

20

Рус.: смертное поглощено будет жизнью.


Вам может быть интересно:

1. Слова утешения. Беседы о духовной жизни и о монашестве – ЧАСТЬ ВТОРАЯ схимонах Иосиф Ватопедский

2. Нравственные поучения – Слово 13. Послание к некоторому желающему отречься мира и идти во иночество, но медлящему, который не раз уже чувствовал понуждение к... преподобный Максим Грек

3. Письма – 483. Как жить в мире и согласии с сестрами в одной келлии преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. Отрывки из устава священного общежительного Благовещенского монастыря в Ормилии схиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

5. Святость Руси – Очисти своё сердце профессор Константин Ефимович Скурат

6. Отеческие советы – Глава семнадцатая архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Илия Иоакимович профессор Александр Павлович Лопухин

8. В стране священных воспоминаний – 24–е Июня. Суббота. На горе Елеонской. митрополит Арсений (Стадницкий)

9. Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины – О человеке священномученик Михаил Чельцов

10. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 125. Его беседа; письмо; исповедание Св. Троицы. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

Комментарии для сайта Cackle