Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

архиепископ Ириней (Клементьевский)

Псалом 20

Пс.20:1. Псалом Давиду.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском: Песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом содержит общее благодарение людей о благополучном состоянии царя, и есть во всем почти подобен предыдущему. Ибо как там показан общий образец народныя молитвы за царя: так и здесь показывается, что благосостояние царя относится к общему благосостоянию всех; понеже сим образом хотел Бог сохранить цело достояние Своего народа. Впрочем, Дух Святый особенно направлял мысли верных ко Христу, Который был главным устроителем и совершителем царства сего: дабы ведали, что они не иначе могут быть благополучны, как разве живучи под главою, от Бога поставленною.

Пс.20:2. Господи, силою твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело.

Пс.20:3. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его.

Мог Давид и приватно принести благодарение Богу за дарованныя победы и за другия знаменитыя благодеяния, которыми почтен был от Бога; но он торжественно засвидетельствовать хотел, что не токмо по милости Божией царствует, но что и вся благая, дарованная ему Богом, относятся к общея всех пользе. И потому верные в начале полагают, что Давид такой есть царь, котораго Сам Бог охраняет: и о спасении его печется: а по сему заключая, надеются, что сия милость Божия и им будет общая, и притом долговременная и непоколебимая. Разум слов есть следующий: Господи, силою Твоею сохрани царя, и сотвори, дабы он по милости Твоей целоздравствен пребывал, и таким образом весел и радостен являлся, приписывая благосостояние свое силе Твоей. Силу бо и спасение без сомнения за сильную помощь положил, означая, что сила Божия, хранящая Царя, есть такая, которая делает его свободным от всякия опасности по духу и здравым по телу. В третьем стихе означается причина радости, что Бог молитвы царя услышал, и все, чего он ни желал, милостиво даровал ему. Здесь само чрез себя разумеется, что Давид плотским желаниям воли не давал, как то делают мирские люди, которые без разбору всего желают: но так обуздывал свои страсти, что кроме должнаго и справедливаго ничего не просил и не желал. Ибо хотя некоторым порокам, по немощи человеческой, и подвержен был, а дважды и тяжко пал, но в разсуждении управления царством был таков, что Дух Святый без сомнения занимал там первое место.

Пс.20:4. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна.

Некоторые слова сии относят к последней победе, которую одержал Давид над иноплеменными народами, и венец, о котором здесь упоминается, мнят быть царя Аммонитскаго, ссылаясь на Священную историю. Но мнение сие неосновательно; ибо оно весьма много унижает ту честь, которую присвояет здесь Дух Святый царству Израилеву, беседуя о безпрерывном онаго благополучии. Притом, ни малаго нет сомнения, чтоб Давид не простирал здесь мыслей своих далее, то есть, на потомков своих даже до Христа, и чтоб не предполагал безпрерывнаго продолжения милости Божией в разсуждении сохранения онаго царства. Ибо не об одном токмо Давиде сказаны были оныя слова: Аз буду ему во отца, и той будет Ми в сына (2Цар. 7:14), но изречение оное долженствовало распространиться от Соломона даже до Христа: чему наилучший свидетель есть пророк Исаиа, извествующий, что оно исполнилось тогда, егда Сын дадеся нам (Ис. 9:6). Впрочем, когда глаголет: предварил еси его, тем означает, что Бог так был милостив к Давиду, что и без прошения желания его предупреждал, и всякаго рода благая сверх потребы подавал. Под именем благословения благостыннаго разумей изобилие и щедрое даяние тех же благ. А что пророк полагает венец в последнем месте, так как бы он чрез долгое время лежал празден, сим означает, что он долженствовал возложен быть на главу Христову. Отсюду заключаем, что Давид сим псалмом возводил мысли верных в надежде вечнаго царства, котораго образ в сынах Давидовых слабыми токмо чертами преднаписан был. Таким образом, аки в зерцале, показывается здесь вечность царствия Христова, Который не человеческим произволением или согласием посажден был на престоле, но Бог с небесе возложил на главу его венец.

Пс.20:5. Живота просил есть у тебе, и дал еси ему долготу дний во век века.

Сей стих совершенно подтверждает то, о чем мы недавно упомянули, то есть, что псалом сей не к лицу одного Давида относится. Ибо хотя жизнь Давидова продолжилася до глубокой старости, и он исполнь дней преселился от земли; однако течение жизни его не достигло сея долготы дней, которая состоит из множайших веков, как говорится здесь. Паче же, ежели исчислить время, протекшее от начала царства Давидова до пленения Вавилонскаго, то не найдется и в преемниках Давидовых долготы сея. Итак, кроме всякаго сомнения, назнаменует здесь Давид предвечнаго онаго Царя, на Котораго мысленно взирал. Впрочем приметно здесь скрытное сравнение между незнатным и презренным, а притом и величайших бедствий исполненным началом царства Давидова, и между невероятною оною славою, последовавшею за сим, когда Бог, изъяв оное из общаго порядка, почти выше небес поставил. Ниже бо всуе сказано оное изречение: положу в век века семя его, и престол его, яко дние неба (Пс. 88:30).

Давид убо, упоминая о себе, что он просил живота у Бога, прикровенно назнаменует, в какой тесноте и в каких бедствиях часто находился, и потому как бы так говорит: Господи, отнележе Ты раба Твоего чрез священное помазание на царство призвал еси, оттоле таково было состояние его, что он за величайшее благодеяние вменял избавиться от челюстей смерти: ныне же по милости Твоей не токмо избавлен, но Ты еще обещал ему и безпрерывно чрез многие века в потомках его наследство. Ты меня беднаго, и почти бездыханнаго, ежеминутно трепещущаго и ожидающаго смерти, сея несравненныя чести удостоил, что царский скипетр на потомков моих в роды родов пренесл. Подобный пример на Христе Спасителе нашем видим, Котораго Отец, изъяв от позора и из челюстей смерти и гроба, на небесный престол вознес и одесную Себе во веки спосадил.

Пс.20:6. Велия слава его спасением твоим: славу и велелепие возложиши на него.

Сими словами верноподданные свидетельствуют, что царь их, покровительствуемый Божиею десницею и Его помощию защищаемый, будет больше знаменит и светел, нежели как когда бы или спокойно и с похвалою всех царствовал, или оружием воинов защищаем был, или своею храбростию и тщанием непобедим пребывал. Ибо отсюду яснее открывается, что он по милости и по власти Бога, а не по избранию и доброжелательству людей царское достоинство получил. Таким образом верноподданные Давидовы оставляют царям языческим знаменитыми деяниями своими превозноситься, и снискивать себе славу своею храбростию: понеже похвалу благоволения Божия почитают превыше и лучше всех триумфов мира. Между тем обещают себе такую помощь Божию, которая достаточна будет возвеличить царя их славою и велелепием пред всеми царями в свете.

Пс.20:7. Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем твоим.

Некоторые слова сии толкуют просто, то есть, что Бог на царя избраннаго Им излиет изобильно милости Свои. По мнению же нашему, нечто большее под сими словами разумеется, а именно, что царь толико любезен будет Богу, что имеет быть примером благотворения Божия к нему, и что имя Его даже и в общих разговорах от людей благословляемо будет, и в обыкновенное присловие взойдет, как бы кто, например, сказал: Бог да будет к тебе так милостив и щедр, как к рабу Своему Давиду. Сие и к Сыну Божию прилично прилагается: по вознесении бо на небеса, и по седении одесную Отца, дадеся Ему имя паче всякаго имене, о Нем же воспоследовало всеобщее благословение небесных и земных и преисподних (Флп. 2:9–10; Откр. 5:13). Следующия за сим слова: возвеселиши его радостию, особливо заметить должно: ибо народ молящийся о царе, не то токмо разумеет здесь, что Бог будет к царю их благосклонен, и что милостивым и отеческим оком взирать будет на него: но главную причину радости полагает в том, что и сам царь будет признавать себя благодарным пред Богом, и оттуду почерпать истинное удовольствие и радость.

Пс.20:8. Яко царь уповает на Господа, и милостию вышняго не подвижится.

Здесь паки верные хвалятся, что царь их будет наслаждаться непоколебимым счастием, и что царство его не будет подвержено тем переменам, которым обыкновенно подлежат царствия мира сего. Чего ради? Понеже де царь их уповает на Господа, то есть, надеется не на силы человеческия, но на силу Божию, и потому милостию Вышняго, то есть, благодатию Того, Который есть превыше всех, и Которому покаряются всяческая, не подвижится, ниже поколеблется, но присно пребудет безопасен. Хотя бы мир вращается яко колесо, и царствия земная то возносятся, то вниз упадают: но царство Иудино, а под образом его царство Христово, из сего безпорядка изъемлется.

Пс.20:9. Да обрящется рука твоя всем врагом твоим, десница твоя да обрящет вся ненавидящыя тебе.

Доселе описываемо было внутреннее царства благополучие, а здесь присовокупляется непобедимая противу внешних врагов сила, аки бы сказано было, что царь Израилев будет торжествовать над всеми врагами. Итак член сей не напрасно присовокупляет к преждереченным. Ибо не довольно было бы для царства внутрь наслаждаться миром, богатством и всякаго рода благими, а извне быть подвержену насилию врагов; но требуется притом, дабы и от внешняго насилия добре ограждено было. Сие наипаче приличествует царству Христову, которое иногда явно, а иногда тайно воюемо бывает от врагов, но всегда пребывает непоколебимо. Ибо Царь наш, который противополагает руку свою к покровительству верных, есть превыше всех. Рука его обретается ощутительна всем врагам, десница его обретает всех ненавидящих царство его. К сему присокупляется и ужасный род мщения, которому подвергаются нечестивые и безумные презрители Бога, востающие, подобно исполинам, противу единороднаго Сына его; глаголет бо:

Пс.20:10. Яко положиши их яко пещь огненную во время лица твоего: Господь гневом своим смятет я, и снесть их огнь.

Некоторые мнят, что Давид применяется здесь к тому наказания роду, которому подверг он Аммонитов, как объявляет Священная история. Нам же мнится, что здесь в преносном смысле означается та ужасная погибель, которая ожидает в будущей жизни всех противников Христовых. Ибо когда исполнится мера нечестия их, сия им мзда за то хранится у Бога: пещь огненная, в которую они гневом Божиим низверженные, вечно гореть будут. В первом члене сам царь вводится мстителен, потом мщение относится к лицу Бога, наконец совершение мщения препоручается огню. Сии три обстоятельства весьма изрядно между собою соединяются. Ибо мы ведаем, что власть судить врагов Христу препоручена; к сему нужда требовала присовокупить, что суд не есть дело человека, но Бога: не меньше полезно было показать и ужасный образ мщения, дабы возбудить от сна и прогнать нечувствительность тех, которые угрожения Божия без всякой опасности презирают. Сие же все ко утешению благочестивых относится, ибо мы ведаем, коль ужасна лютость нечестивых: и потому вера наша изнемогла бы, ежели бы она к Божию суду не простирала очи. Время гнева Божия напоминает, дабы мы терпеливно крест несли, донележе угодно Богу испытывать и смирять нас, донележе приидет великий оный день Господень, день отмщения, который купно будет и летом воздаяния, якоже пророк Исаия глаголет (Ис. 34:8). Впрочем не неприятно слышать и то, что в последнем члене возвещается врагам Христовым погибель, каковою древле Бог Содом и Гоморр истребил. Понеже бо казнь оная была достопамятным доказательством Божия суда на всех нечестивых, паче же была она видимым изображением вечныя геенны, уготованныя отверженным; для того подобие сие часто в Писании встречается.

Пс.20:11. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.

Сим обстоятельством увеличивает Давид зельность гнева Божия на нечестивых: понеже де и на самых сынов их распространится. Сия часть учения весьма часто употребляется в Священном Писании, что Бог налагает казнь не токмо на первых виновников злодеяний, но преносит оную и на детей, даже до третьяго и четвертаго рода. При всем том нельзя сказать, что Он, поступая таким образом, безразсудно смешивает невинных с повинными: но понеже семя нечестивых, которое Он, по праведным судьбам, лишил благодати Своея и соделал сынами гнева Своего, проклято есть и предопределено на погибель, для того не меньше на сынов, как и на отцов праведный гнев Его простирается. Кто бо состязаться с Ним дерзнет, ежели милость Свою, в которой содержит Он рабов Своих, отимет у недостойных? Ибо и тем и другим образом доказывает, коль любезно и драгоценно Ему царство Христово, то есть, что и к потомкам верных продолжает милость Свою даже до тысящи родов, и на нечестивых изливает гнев Свой до третьяго и четвертаго рода.

Пс.20:12. Яко уклониша на тя злая, помыслиша советы, ихже не возмогут составити.

В сем стихе наказывает Пророк, что нечестивые достойно заслужили ту погибель, о которой он выше рекл: понеже злодеяниями своими не земнаго человека обезчестили, но Самого Бога. Ибо ежели царство Израилево, в лице Давида посвященное Богу, по повелению Его, никто не мог обезчестить, не нанеся купно Богу беззаконныя брани: кольми паче в противоборствии царству Христову безчестится величество Бога, Который чрез Христа токмо хощет владычествовать в мире. По сих глаголет: помыслиша советы, ихже не возмогут составити: которыми словами изобличает слепую дерзость тех, которые, воюя противу Бога, все предпринимать осмеливаются, хотя впрочем безуспешно.

Пс.20:13. Яко положиши я хребет: во избытцех твоих уготовиши лице их.

В предыдущих стихах предвозвещал Пророк будущую вечную погибель врагам царствия Христова, а здесь предвозвещает им временныя бедствия и казни, сказуя, что предлежат им одни токмо язвы и раны, и что Бог, в сильном стремлении гнева Своего, не токмо хребты их предаст на биение, но и самыя головы их низложит. Или: когда не престанут озлоблять верных Его, так обратит в бегство врагов Своих, что они не избегнут погибели своей. Ибо бегущих их встретит с крепким луком и как спереди, так и позади стрелами Его побиются.

Пс.20:14. Вознесися, Господи, силою твоею: воспоем и поем силы твоя.

Пророк заключает псалом молитвою, в которой паки подтверждает, что царство, о котором здесь упоминается, с Божиею славою так соединено, что оттуду проявляется сила Его.

Хотя же Бог и в возвышении Давида проявил древле силу Свою, но она совершеннее вознеслася в возвышении Христа, Который так поставлен над нами в Цари от небеснаго Отца, что купно явился и Бог во плоти. Впрочем, сия Божественная сила как для нечестивых должна быть ужасна, так для нас представляется исполненною утешения и возбуждающею к радости, к песнопению и к благодарению.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle