Библиотеке требуются волонтёры

Аннотация Источник

Аннотация АВ

«О Божественных тайнах и о духовной жизни» – это сборник изречений и размышлений прп. Исаака Сирина, его духовный опыт и богословское видение. Сочинения посвящены путям познания Бога (лежат не во внешних обрядах, а во внутреннем преображении), очищении сердца и стяжании Духа Святого. Истинное познание Бога возможно только через опытное прикосновение к Божественной благодати.

Сборник содержит новообретенные сочинения прп. Исаака, входящие в Том II и найденные в Бодлеанской библиотеке. Необходимо дальнейшее исследование этих текстов, т.к. полный объем его творений до сих пор не издан и целиком не переведен на современные европейские языки.

В настоящее издание включены сомнительные тексты, испорченные несторианами (Беседы 3, 11, 14, 38, 39, 40, 41). В поврежденных местах есть догматические ошибки (включая апокатастасис) и следы почитания Феодора Мопсуэстийского, который был осужден Пятым Вселенским Собором.

Митрополит Иларион (Алфеев), предпринявший перевод, признал трудности и особенности текста, указывая на сложности синтаксиса, возможность нескольких вариантов перевода и трудности с передачей сирийских терминов. В связи с этим, на портале «Азбука веры» опубликована ознакомительная версия до появления новых более совершенных переводов.

Беседа 12. О созерцательном образе жизни и о том, как благотворное безмолвие и одиночество способствуют этой цели духовного знания.

1. В жилище или келлии того, кто в своем образе жизни достиг этой созерцательной беседы, ни один человек вовсе не должен проводить ночь. И более, чем во всякое время, в часы ночи он должен быть отрезан от всех и оставлен наедине, чтобы совершенное безмолвие588 было в душе его. Ибо Спаситель наш тоже по ночам избирал пустынные места, хотя чтил и любил безмолвие во все времена: «Пойдем, – говорит, – в пустынное место и отдохнем наедине. И Он сел в лодку и удалился в пустынное место – Он и ученики Его», и так далее.589 Но в эти часы590 Он особенно удалялся от людей и пребывал в безмолвии. Не имел необходимости так поступать Тот, Кто все может на всяком <месте>: и тем не менее Он никогда не проводил ночи в обитаемых местах. Он взошел на гору помолиться наедине и вечером оставался там один.591 Для научения сынов света, которые впоследствии пойдут по Его стопам, <следуя> этому новому образу жизни, вел Он эту одинокую беседу с Богом. Эта <беседа>, которой обладают только небесные чины, была явлена людям в Сыне Божием, сошедшем до их жилища и показавшем им служение невидимых <существ>, чья задача заключается в возношении хвалений Богу в том великом безмолвии, что разлито по всему их миру – чтобы посредством этого возводиться к созерцанию этого славного естества Троицы и пребывать в изумлении, видя величие этой неизреченной славы.

2. Такой образ жизни будет вести все человеческое естество после всеобщего воскресения. Да удостоимся мы, как бы в залоге, наслаждения уже здесь грядущими благами, по благодати Христа, Которому, вместе с Его Отцом и со Святым Духом, да будет слава и честь во веки веков. Аминь.

* * *

Примечания

588

Букв. «безмолвие на безмолвие» (ср. «благодать на благодать» в Ин.1:16).

590

Ночью.


Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты / Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle