«О Божественных тайнах и о духовной жизни» – это сборник изречений и размышлений прп. Исаака Сирина, его духовный опыт и богословское видение. Сочинения посвящены путям познания Бога (лежат не во внешних обрядах, а во внутреннем преображении), очищении сердца и стяжании Духа Святого. Истинное познание Бога возможно только через опытное прикосновение к Божественной благодати.
Сборник содержит новообретенные сочинения прп. Исаака, входящие в Том II и найденные в Бодлеанской библиотеке. Необходимо дальнейшее исследование этих текстов, т.к. полный объем его творений до сих пор не издан и целиком не переведен на современные европейские языки.
В настоящее издание включены сомнительные тексты, испорченные несторианами (Беседы 3, 11, 14, 38, 39, 40, 41). В поврежденных местах есть догматические ошибки (включая апокатастасис) и следы почитания Феодора Мопсуэстийского, который был осужден Пятым Вселенским Собором.
Митрополит Иларион (Алфеев), предпринявший перевод, признал трудности и особенности текста, указывая на сложности синтаксиса, возможность нескольких вариантов перевода и трудности с передачей сирийских терминов. В связи с этим, на портале «Азбука веры» опубликована ознакомительная версия до появления новых более совершенных переводов.
Беседа 25. О том, что, если среди тяжких испытаний989 человек ищет в себе знания истины, оно сохранит разум его в покое и невозмутимой тишине, когда они встречаются <ему>. Но когда неразумными помыслами возмущен <человек>, еще более безумно сетует он на них и <тем лишь> добавляет огонь к скорби своей.990
Знание же, напротив, утешает человека и успокаивает; и с легкостью дает ему Бог выйти из уныния991
его, когда принимает он от Него труд разума своего.992
1. Человек, который помнит, что по воле Божией случаются с ним <периоды> отдохновения и уныния, – так что, когда повелевает Бог, имеет он отдохновение, но по воле Того же <Бога> оставлен он в скорби, каким бы образом это ни происходило, – сколько бы ни боролся он, будет он постоянно пребывать без гнева или уныния в разуме своем <в течение> всей жизни своей и во всех изменениях, которые промыслительно происходят с телом его или с разумом его. И в этом знании ликует сердце его в тишине, и взирает он на Бога в великом покое и <в великой> надежде. И благодарит он Промысл Его по отношению к людям, который в соответствии с нуждами их заботится о них и ведет их постоянно. <Такой человек> не обвиняет в унынии своем демонов, или людей, или тело, – ведь от них993 происходит всякое уныние,994 – ибо сознает он, что именно Бог движет всем этим: не по воле одного из тех <трех> наступают отдохновение его или уныние его, но <по воле> Того, Кто движет ими. Ибо ни один помысел отдохновения не приводится в движение, кроме как по дару Божию.995 Даже если человек оказывает нам самое малое утешение, он подвигнут к этому <Богом>, и для исправления жизни нашей необходимо это.
2. О знание, сколь исполнено ты отдохновения! И какое великое благодеяние – пребывать в тебе, происходящем от Бога! Блажен, кто в <трудных> обстоятельствах не приходит в смущение из-за собственной поспешности!996
* * *
Примечания
Вар. «несчастных случаев», «болезненных обстоятельств».
Букв. «добавляет к огню скорби своей».
Или «упадка», «расслабления».
Т.е. когда человек принимает подвиги духовной жизни как нечто заповеданное ему Самим Богом.
Букв. «от этих трех».
Букв. «происходят всякие уныния, которые существуют».
Букв. «кроме как по дару, который от Него».
Букв. «блажен, кто не приходит в смущение в делах из-за своей поспешности, когда они случаются».
