преподобный Исаак Сирин Ниневийский

Слово 86. Об ангельском движени675, возбуждаемом в нас по Божию Промыслу для преуспеяния души в духовном

Первая мысль, которая по Божию человеколюбию западает в человека и руководствует душу к жизни, есть западающая в сердце мысль об исходе сего естества. За сим помыслом естественно следует презрение к миру; и этим начинается в человеке всякое доброе движение, ведущее его к жизни. И как бы основание какое полагает в человеке сопутствующая ему Божественная сила, когда восхощет явить в нем жизнь. И если человек эту сказанную нами мысль не угасит в себе житейскими связями и суесловием, но будет возращать ее в безмолвии, и пребудет в ней созерцанием, и займется ею, то она поведет человека к глубокому созерцанию, которого никто не в состоянии изобразить словом. Сатана весьма ненавидит сей помысл и всеми своими силами нападает, чтобы истребить его в человеке, и, если бы можно было, отдал бы ему царство целого мира, только бы развлечением изгладить в уме человека таковой помысл, и если бы мог, как сказано, то сделал бы это охотно. Ибо знает льстец сей, что если помысл сей пребывает в человеке, то ум его стоит уже не на этой земле обольщения, и козни его к человеку не приближаются. Будем же разуметь это не о том первом помысле, который напоминанием своим возбуждает в нас память смертную, но о полноте сего дела, когда влагает оно в человека неотлучную память о смерти и когда постоянным помышлением о ней человек поставляется в состояние непрестанного удивления. Ибо первый помысл676 есть нечто телесное, а сей последний есть духовное созерцание и дивная благодать. Сие созерцание облечено в светлые мысли. И кто имеет оное, тот уже не любопытствует более о сем мире и не привязан к своему телу.

Совершенно справедливо, возлюбленные, что если бы Бог на малое время даровал людям это истинное созерцание, то в мире сем не стало бы преемства677. Созерцание это служит узами, пред которыми не может устоять природа, и для приемлющего в душу свою постоянное размышление о сем – оно есть благодать Божия, которая сильнее всех отдельных деланий и которая дается находящимся на средней степени, в правоте сердца желающим покаяния. Дается же именно тем, о ком известно Богу, что им действительно подобает удаляться от мира сего к лучшей жизни по благой Его воле, какую обрел Он в них. Возрастает же и пребывает благодать сия в них в отшельнической и уединенной их храмине. Сего созерцания будем испрашивать в молитвах; ради него будем совершать долгие бдения и со слезами станем умолять Господа, чтобы даровал нам его как благодать, ни с чем не сравнимую, и мы не будем уже более изнемогать в трудах мира сего. Вот начало помыслов жизни, совершающее в человеке полноту правды!

* * *

675

Побуждении человека.

676

Т. е. первый помысл о смерти.

677

Рода человеческого.


Вам может быть интересно:

1. О божественных тайнах и о духовной жизни – Беседа 8. Каковы отличительные преподобный Исаак Сирин Ниневийский

2. Слова – Слово 2 преподобный Симеон Новый Богослов

3. Духовный мир преподобного Исаака Сирина – Глава II. Путь безмолвника митрополит Иларион (Алфеев)

4. Духовные беседы – Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге преподобный Софроний (Сахаров)

5. Творения – О подвижнике Иулиане преподобный Ефрем Сирин

6. Изречения преподобный Арсений Великий

7. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Смирение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

8. Опровержение Евномия – Книга девятая святитель Григорий Нисский

9. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве – Глава 14. О благоразумии святитель Василий Великий

10. Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста – Слово 23. О милостыне и страннолюбии. святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle