Источник

Утреня

Утреня начинается чтением шести псалмов, или шестопсалмием, во время которого священник читает про себя утренние молитвы. После шестопсалмия произносится великая ектения, а затем поется: «Бог Господь и явися нам; благословен грядый во имя Господне». Этим напоминается нам явление Христа на проповедь спасения. Поется молитва празднику; читаются псалмы царя Давида (кафизмы).

Открываются царские врата, и раздается пение молитв: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа. Аллилуиа (т.е. хвалите Бога). Благословен Господь от Сиона (Гора в Иерусалиме), живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви (прославляйте Господа), яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа. Исповедайтеся Богу (славьте Бога) Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа.

Во время пения этих стихов священник с кадилом, а диакон со свечей походят весь храм для каждения.

Читается Евангелие, и в воскресную утреню выносится на середину храма для поклонения верующих.

Певчие поют в это время песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу. Единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именум (призываем). Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо – (потому что) прииде крестом (через крест) радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распитие бо претерпев, «смертию смерть разруши».

Затем следует пение канонов или ряда песнопений в честь Господа, Его Пресвятой Матери и святых (Каноны состоят из девяти священных песней; некоторые из них взяты из ветхозаветных песнопений: например, первая песнь канона взята из торжественной песни евреев после перехода через Красное море (§ 30). Третья – из благодарственной песни Анны, матери Самуила (§ 37), шестая – из молитвы пророка Ионы, когда он был в рыбе (§ 52), седьмая и восьмая – из молитвы трех юношей и Вавилонской печи (§ 56), в том числе песни Богородицы: «Величит (прославляет) душа моя Господа – и возрадовася дух Иой Мой о Бозе Спасе моем» (§ 66) с прибавлением к каждой части песни: «Честнейшую Херувим»...

В конце утрени вновь открываются царские двери, священник громко возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет», на что на клиросе отвечают пением великого славословия: «Слава в вышних (на небесах) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славны Твоея, Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче (Агнец) Божий, Сыне Отечь, вземляй (принимающий) грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко ты еси един Свят. Ты еси един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь».

После великого славословия произносятся ектении, – сугубая и просительная, и отпускт (благословение) священника.

Первый час

(Служб церковных, называемые часами, четыре: первый час, третий, шестой и девятый. Часы состоят из чтения псалмов и молитв. Первый час совершается в воспоминание суда над Иисусом Христом; на третьем часе вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов; на шестом – распятие, на девятом – смерть Иисуса Христа).

К Утрени присоединяется чтение первого часа. В читаемых здесь псалмах говорится о могуществе и святости Господа. Мы просим Его, чтобы Он «заутра (с раннего утра) услышал глас (молитву) наш» и направил наши дела на добрый путь. Заканчивается служба хвалебной песнью Божией Матери и молитвой священника, чтобы Господь Бог помиловал и спас Нас, «яко благ и человеколюбец».

Литургия

Литургия есть самое важное богослужение, потому что на нем совершается величайшее из таинств – таинство святого Причащения. Литургия называется также обедней, потому что служится во время дня, близкое к обеденному, перед полуднем. В молитвах, песнопениях и священнодействиях за литургией вспоминаемся вся земная жизнь Иисуса Христа до вознесения Его на небо. Таинство святого Причащения называется еще таинством святой Евхаристии, то есть благодарственной жертвой так как оно совершается в благодарное воспоминание крестных искупительных страданий Господних и по заповеди Спасителя: «Сие творите в мое воспоминание». Евхаристия есть бескровная жертва, приносимая Богу за грехи всех людей живых и умерших, как бы ежедневное повторение жертвы Голгофской, принесенной Самим Христом. Она заменила, ветхозаветные кровавые жертвы.

Литургия разделяется на три части: проскомидия, литургия оглашенных, литургия верных.

Проскомидия

Проскомидия есть греческое слово, которое по-русски значит принесение. Это название первая часть литургии получила от обычая первых христиан приносить с собой в храм нужные для совершения таинства хлеб и вино. Поэтому хлеб, употребляемый для таинства, называется греческим словом – просфора, что значат по по-русски приношение.

Просфора состоит из двух частей в знак того, что Иисус Христос есть Бог и человек. На верхней части просфоры находится изображение креста с сокращенной надписью: Иисус Христос ника (т.е. побеждает). Для совершения литургии требуется пять просфор.

Одевшись в священные одежды и умыв руки, священник подходит к жертвеннику и берет одну из пяти нужных для литургии просфор. Из нее он вырезает копием всю середину сверху до низу в виде четырехугольной части и кладет ее на средину дискоса. Эта вырезанная часть и называется Агнцем, потому что представляет собой новозаветного Агнца Господа нашего Иисуса Христа. Агнец по освящении становится истинным Телом Христовым. Им и причащаются верующие. Вынимая Агнца, священник вспоминает крестные страдания Спасителя за грехи людей, как ягненка (агнца), которого ведут на смерть; надрезает eгo крестообразно и прокалывает правую его сторону копием подобно тому, как воин пронзил бок Христа, висевшего на кресте. Затем священник вливает в чашу красное вино, смешанное с водой. Вода примешивается к вину, которое по освящении становится истинной Кровью Христа, потому что из сделанной копьем рапы Спасителя истекла кровь и вода. Из остальных четырех просфор священник вынимает части в воспоминание и честь Божией Матери, Иоанна Крестителя. Пророков, апостолов и других святых, за здравие верующих, за упокой умерших. Частицы эти, кладутся на дискосе по правую сторону Агнца (в честь Божией Матери), по левую (в честь святых) и остальные под ним. Но все эти частицы не освящаются вместе с Агнцем, и они не служат для причащения.

Если кто-либо из молящихся желает, чтобы священник помянул поименно его и его близких, то он подает особую просфору и пишет имена тех, кого хочет помянуть. Священник молится о здравии или упокоении тех, кто записан, вынимает за них из просфоры частицы и кладет их на дискосе.

После этого над дискосом ставится звездица. Дискос и чаша (потир) покрываются отдельно небольшими покровами, или воздухами, а затем вместе – одним большим. Священник молится, чтобы Господь благословил приготовленные для таинства хлеб и вино, принял их и помянул (вспомнил) тех, которые принесли и за кого принесли.

Во время совершения проскомидии читаются часы – третий и шестой.

Литургия оглашенных

Вторая часть литургии называется литургией оглашенных, потому что за совершением ее в древней христианской Церкви могли присутствовать готовившиеся к святому крещению, еще его не принявшие, но наученные истинам Христовой веры устно, с голоса (оглашенные).

Литургия оглашенных начинается прославлением Пресвятой Троицы: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков», – возглашает священник. Затем произносит он сам или диакон, если он есть, великую ектению. Затем, после пения псалмов, следует песнь в честь воплотившегося Сына Божия, претерпевшего распятие и победившего смерть.


Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Единородный Сын и Слово Божие, будучи Бессмертным, Ты изволил воплотиться для нашего спасения от Святой Богородицы и Вечнодевы Марии, и не изменяясь, сделался человеком, распятый, Христос Бог, смертью победил смерть, Будучи Один из Лиц и организаций Святой Троицы, прославляемый с Отцом и Святым Духом, спаси нас.

За этой песнью следует малая ектения и вход (малый) с Евангелием. Этот вход совершается так. На клиросе поют евангельские заповеди блаженства: «Блажени нищии духом», – открываются царские врата, и священник, предшествуемый диаконом, несущим Евангелие, и свечей выходит из алтаря северными дверьми по солее к царским, в которых диакон возглашает: «Премудрость, прости», – затем оба входят в алтарь. Малый вход напоминает явление Христа на проповедь, поэтому певчие видя в Евангелии Самого идущего Христа, поют: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу». В алтаре священник про себя молится, чтобы Господь принял от нас трисвятую песнь и простил нам грехи. Конец этой молитвы: «Яко свят еси Боже наш», – он произносит громко.

Затем поется трисвятая песнь: «Святым Боже» и читается Апостол, т.е. назначенная часть из Посланий апостолов. Вслед за чтением Апостола диакон или священник читает часть из Евангелия, и верующие, слушая чтение святого Евангелия, как будто слышат Самого Господа Иисуса Христа и в знак уважения своего к учению Христа, преклоняют головы.

После чтения Евангелия произносится сугубая ектения, ектения за умерших и за оглашенных, которые приглашаются выйти из храма: «Оглашенные, изыдите». (Ектения об оглашенных и приглашение им выйти из храма произносятся в память того, что в древности, по окончаний этой первой части литургии оглашенные должны были выйти из храма, так как после этого начинается главная часть литургии, литургия верных).

Литургия верных

За этой важнейшей частью литургии разрешается присутствовать только верным, то есть крещеным. Она начинается словами диакона: «Елицы (которые) вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Литургия верных заключает в себе: 1) перенесение Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верных к достойному присутствию при их освящении; 3) освящение даров; 4) приготовление верующих к причащению; 5) само причащение; 6) благодарение за причащение.

Перенесение Даров от жертвенника на престол совершается так: открываются царские врата и начинается пение Херувимской песни (Херувимскую песнь желательно заучить наизусть)


Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение, Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа. Мы, таинственно изображающие Херувимов и поющие животворящей (дающей жизнь) Троице Трисвятую песнь, оставим теперь все житейские заботы, чтобы принять Царя всех (всего мира), невидимо сопровождаемого воинством дориносима (Ангельских чинов). Аллилуия.

Во время пения этой песни диакон совершает каждение: священнее молится, чтобы Господь удостоил его принести Ему Дары; оба читают Херувимскую песнь и идут к жертвеннику. В середине Херувимской песни после слов: «отложим попечение» через северные врата выходят священнослужители: диакон несет на голове дискос, священник в руках чашу. На солее они громко поминают: епископа, свою страну и Правительство ее, молящихся и всех православных христиан. При этом все присутствующие в церкви стоят с благоговейно преклоненной головой. Затем диакон и священник входят в алтарь, и священник ставит Дары на лежащий на престоле разверзнутый антиминс, покрывая их воздухом. Царские врата затворяются, певчие оканчивают пение Херувимский песни. Этот вход называется великим и напоминает шествие Спасителя на Голгофу для вольных страданий.

Приготовление верующих к достойному присутствию при освящении Даров начинается просительной ектенией о предложенных честных Дарах (чтобы они были угодны Богу и Он освятил бы их) и о даровании нам разных духовных благ. Бескровная жертва может приноситься только среди мира, любви между приносящими. Поэтому священник говорит: «Мир всем», а диакон призывает верующих ко взаимной любви словами: «Возлюбим друг друга.. да единомыслием исповемы» (чтобы единодушно объявлять веру); а певчие оканчивают за него: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Диакон возглашает: «Двери, двери премудростью вонмем», то есть затворим двери нашего ума и сердца для посторонних мыслей и будем внимательны при принесении жертвы. Певчие от лица молящихся поют Символ веры: «Верую во единого Бога"…

Диакон вновь приглашает верующих к благоговению возгласом: «Станем добре (будем стоять хорошо) станем со страхом (с благоговением), вонмем (будем внимательны) святое возношение (святые Дары) в мире приносити». Певчие отвечают: «Милость мира, жертву хваления», то есть принесем Богу, как лучшую жертву для Его восхваления, общий мир. Священник обращается к народу со словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (Любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди (пусть будет) со всеми вами», и затем убеждает молящихся иметь сердца «горе», то есть обращенными кверху, к Богу, на что молящиеся отвечают: «Имамы ко Господу», то есть: мы имеем их (сердца) обращенными к Господу.

Самое совершение таинства и освящение Даров начинается приглашением священника: «Благодарим Господа» (Возгласы и песнопения этой главнейшей части литургии, начиная со слов: «Благодарим Господа» и кончая песнопением: «Тебе поем» желательно заучить наизусть) на что верующие отвечают: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время раздается звон в колокол, в знак того, что настает самая важная минута – освящение Даров. Священник про себя в молитве благодарит Господа за все Его милости к людям и за то, что Он удостаивает принять от нас, недостойных, бескровную жертву, когда перед Ним находятся святые Ангелы, «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» (эти слова священник произносит вслух), а на клиросе отвечают на это пением самой Ангельской песни, которую слышали пророк Исайя, (Исайя, (§ 47) и Апостол Иоанн Богослов; и приветствие детей Спасителю при входе Его в Иерусалим: (Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, § 119) «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (воинств, т.е. Ангелов) исполнь (полны) небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Священник снимает звездицу с дискоса и продолжает благодарить Бога за его такую любовь к людям, что Он не пожалел отдать за них на муку и смерть Своего Сына, совершившего наше спасение.

Затем священник, вспоминая Тайную вечерю, произносит громко слова, которыми Спаситель установил таинство святого Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов!» (Тайная вечеря, §121). На первую и на вторую половину этих слов певчие отвечают: «аминь». После этого священник складывает крестообразно руки, берет дискос и чашу, поднимая их вверх и говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся», то есть: Твои дары, которые Ты Сам дал нам (хлеб и вино), мы приносим Тебе в благодарственное воспоминание о всем и за все. На клиросе на это поют: «Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим, Господи, и молим, Ти ся, Боже наш!» Священник в это время призывает на предложенные Дары Святого Духа и благословляет с молитвой хлеб и вино, сначала отдельно, потом вместе. В эту минуту силою Духа Святого Дары освящаются и становятся уже истинным Телом и истинною Кровью Христовыми. Это самая важная минута во время совершения литургии. Священник первый поклоняется освященным Дарам, и все верующие в это время должны молиться особенно усердно.

По освящении Даров священник молится за всех тех, за кого понесена бескровная жертва: говорит, что Дары принесены как благодарственная жертва за всех святых, особенно же, «изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», и просит Господа помянуть нас, ради их молитв за нас; Певчие отвечают на эти слова хвалебной песнью в честь Пресвятой Девы: «Достойно есть яко воистину»... До время пения ее священник про себя молится за всех людей, живых и умерших, а потом громко поминает наместного архиерея, на что певчие отвечают: «всех и вся» то есть помяни, Господи всех верующих, мужчин и женщин. Свои молитвы священник заканчивает возгласом: «И даждь (дай) нам единеми усты и единем сердцем (одинаково и единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) имя великолепое (величественное ) Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!» и благословляет молящихся словами: «И Да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», а молящиеся отвечают: «И со духом твоим», то есть и твоей душе желаем того же.

После этого следует приготовление верующих к причащению.

Диакон произносит прошение о принесенных и «Освященных Честных Дарех, Яко да (чтобы) человеколюбец Бог наш, приемь я (приняв их)во святой, и пренебесный (находящийся выше небес), и мысленный (духовный) Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго (как духовное благоухание) возниспослет (ниспослал) нам Божественную благодать и дар Святяго Духа». За этим прошением следует просительная ектения и священник возглашает: «И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело), неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати (говорить). Певчие Поют на это молитву Господню, где Бог называется нашим Отцом Небесным. И где под хлебом насущным нужно в этом случае подразумевать Тело и Кровь Христова. После этой молитвы священник, поднимая над дискосом Агнца, говорит: «Святая святым», то есть, что святые Дары могут быть преподаны только святым, безгрешным, очистившимся от грехов. На то молящиеся, в осознании своей греховности, отвечают: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

Далее следует причащение сначала священника и диакона, а затем и прочих верующих.

Священник и диакон читают предпричастную молитву и причащаются в алтаре сперва Тела, а затем Крови Христовой отдельно, как причастились апостолы на Тайной вечери. После этого открываются царские врата и из них с возгласом: «Со страхом Божиим и верою приступите», выносится святая Чаша причащения мирян. Вспоминая при этом воскресение Иисуса Христа, явление Его ученикам, мы преклоняемся пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Иисусом Христом. Затем желающие причаститься подходят к чаше со смирением, сложив руки крестообразно на груди и читают следующую (молитву желательно выучить наизусть): «Верую Господи и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый(ая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе; помилуй мя и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайныяя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела.

(Господи, я верю и громко исповедую, что Ты действительно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешных, из которых первый(ая) я. И еще я верую, что это есть именно Твое пречистое Тело, и именно Твоя драгоценная Кровь. Поэтому я прошу тебя: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые я совершил словом и делом, намеренно или по неведению, и удостой меня без осуждения причаститься Твоих пречистых Таинств для прощения грехов и получения жизни вечной. Аминь.

Сын Божий, прими меня сегодня участником(цей) Твоей таинственной Вечери, потому, что я не выдам тайны Твоим врагам, и не дам Тебе (предательского) поцелуя, как Иуда, но, как разбойник, говорю, что верую в Тебя (и прошу):помяни меня, Господи, в Царстве Твоем.

Господи, пусть послужит мне причащение Святых Твоих Тайн не в осуждение или наказание, но во исцеление моей души и тела).

Затем причащающиеся кладут земной поклон и сподобившись принятия Святых Таин, целуют край чаши. Во время причащения певчие поют: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите». После причащения Святые Дары опять вносятся в алтарь, ставятся на престол, и священник опускает в чашу частицы, вынутые на проскомидии за живых и умерших, вознося Богу молитву, чтобы Он омыл Кровью Своею грехи тех, за кого принесена была жертва. Затем он благословляет народ, на что певчие отвечают пением: «Видехом (мы видели) свет истинный, прияхом, (приняли) Духа Небеснаго, обретохом (нашли) веру истинную, нераздельней Троице покланяемся. Та Бо (ибо Она) нас спасла есть».

Диакон переносит с престола на жертвенник дискос, а священник, взяв чашу, произносит про себя: «Благословен Бог наш», благословляет молящихся чашею и громко продолжает: «всегда, ныне и присно и во веки веков». Это последнее явление Даров народу напоминает вознесение Господне на небо; а слова священника напоминают нам, что, хотя Христос вознесся на небо, но невидимо Он всегда, по Своему обещанию, будет среди верующих. После слов священника певчие поют: «Да исполнятся (пусть наполнятся) уста наша хваления Твоего (хвалой Тебе), Господи, яко да (чтобы) поем славу Твою, яко (за то, что Ты) сподобил еси нас причастивися святым Твоим, божественным, безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди (сохрани) нас в Твоей святыни (в полученном от Тебя освящении) весь день поучатися правде Твоей (закону Твоему). Аллилуиа».

Наконец, литургия заканчивается благодарением Господу за причащение. Диакон приглашает верующих благодарить Бога, что Он сподобил приобщиться Святых Тайн: «Прости (благоговейно) приимше (принявши) божественных, святых, пречистых, бессмертных, небесных и животворящих, страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа». Священник заканчивает, это благодарственное моление возгласом: «Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» и, обращаясь к народу говорит: «с миром изыдем», на что на клиросе отвечают: «о имени Господнем» (с благословением Господним). После этого священник, сошедши с амвона, читает последнюю молитву, «заамвонную», по окончании которой певчие поют: «Буди имя Господне благословенно (достойно прославления) от ныне и до века». Затем, После благословения священника, литургия оканчивается.

* * *

Чин или порядок обычно совершаемой литургии составился еще во времена апостолов, но письменно наложен он в конце 4-го века святым Иоанном Златоустом. Поэтому и самая литургия эта называется литургией Иоанна Златоуста. От нее очень малым отличается литургия Василия Великого, совершаемая 10 раз в году: 1 января (14 января), в день, памяти этого святого накануне Рождества и Крещения Господня, в первые пять воскресных дней великого поста, в четверг и субботу на страстной неделе. Литургия Василия Великого отличается большей продолжительностью молитв, тайно читаемых священником. Перед словами Спасителя: «Приимите, ядите… Пийте от нее еси"… возглашается вслух: «Даде (дал) святым Своим ученики и апостолом, рек» (говоря). Вместо «Достойно есть» поется: «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

В некоторые дни великого поста (но средам и пятницам первых шести недель, в первые три дня страстной и в четверг пятой недель) совершается литургия Преждеосвященных Даров. Она состоит из часов, вечерни и собственно литургии. Самая литургия эта отличается тем, что на ней не совершается таинства, а верующие приобщаются Дарами, освященными ранее н литургии, бывшей в ближайшее воскресенье.

Порядок (чин) литургии Преждеосвященных Даров такой. За чтением часов следует вечерня, к которой присоединяется торжественное перенесение северными и царскими вратами с жертвенника на престол уже освященных святых Даров, причем вместо «Иже херувимы» поется песнь: «Ныне силы небесные (Ангелы) с нами невидимо служат. Затем идет приготовление верующих к причащению, самое причащение, благодарение за него и отпуст.


Источник: Закон Божий для начальных школ / сост. протоиерей Иоанн Богоявленский. - Ревель : [б. и.], 1927. - XI, 361 с. : ил., порт.

Комментарии для сайта Cackle