епископ Исидор (Богоявленский)

Заключение

Окидывая общим взглядом то, насколько значение иерусалимского храма сказалось в последующей за его разрушением истории еврейского народа, сравнительно с историей христианских государств, мы находим, что, если евреями еще живо чувствуется значение для них иерусалимского храма, то в христианском мире память об этом храме почти изгладилась, и только отдаленные и глухие отголоски еще напоминают о такой необычайной важности и значении явления ветхозаветной истории. Почему же так? Ужели такое великое историческое явление, существовавшее и сохранявшее свое значение в течение многих столетий, могло почти бесследно исчезнуть со сцены истории? Чтобы ответить на это, нужно рассмотреть, по какой стороне иерусалимский храм существовал и сохранял свое значение в течение многих столетий. Как архитектурное явление, храм, несомненно, не был чем-либо постоянным, непреходящим; он с течением времени менял свою наружную форму и, как явление изменчивое, мог прекратить и прекратил свое существование. Но в течение многих столетий он оставался неизменяемым в своем внутреннем, идейном значении, являясь на протяжении ветхого завета душей и центром его; и как такое важное и в течение столь продолжительного времени неизменяемое явление, он по этой стороне своей не мог исчезнуть так бесследно; это было бы несогласно с законами мировой истории. Судьба храма в указанном отношении связана с судьбой ветхого завета. Как ветхий завет получил свое высшее развитие и завершение в новом завете, так и храм иерусалимский по своему внутреннему значению, как душа и центр ветхого завета, получил свое высшее осуществление, завершение в Том, Который явился душей, центром нового завета, – в том «Муже – Ограсли», Который, по словам Господа у прор. Захарии, должен был «создать храм Господень» (Зах.6:12). Который сказал, указывая на иерусалимский храм: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин.2:19), т.е. в Иисусе Христе. В Иисусе Христе все функции ветхозаветного храма получили полное и идеальное развитие, осуществление и завершение. Главное значение иерусалимского храма состояло в том, что он был местом присутствия Бога, жилищем Бога на земле, и эта функция храма в совершеннейшей мере осуществилась во Христе, Который есть Сам воплотившийся Бог, в Котором живет вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Храм был местом Божественного откровения, через которое Господь управлял и руководил народом еврейским, приуготовляя его к царству Мессии; Христос же Сам есть откровение Божества; Он «явил» Бога, никогда никем не виденного (Ин.1:18); Господь, говоривший в ветхом завете через пророков, «в последние дни возглаголал нам в Сыне (Евр.1:2); Христос есть по преимуществу Слово Божие λόγος θεοῦ. И евангелист, употребляющей такое наименование Сына Божия, в дальнейшей речи об этом Слове Бога, по-видимому, не без намерения пользуется такими выражениями, которые могут указывать на отношение воплотившегося Слова Божия к ветхозаветному святилищу. Он говорит, что «Слово вселися в ны», греч. ἐσκήνωσεν ἐν ἡμῖν (как бы – «поставило в нас скинию») (Ин.1:14); «мы, – говорит далее (там же.) евангелист, – видели Его славу» греч. δόξα, соответственно שכינה – славе Божией, которая наполняла собой ветхозаветный храм220. Таким образом, евангелист в этих местах как бы выражает ту мысль, что воплотившееся Слово Божие, Христос есть новая скиния завета, есть новый, совершеннейший храм ; и Его также наполняет «слава», δόξα, שכינה , но только высшая и совершеннейшая, «слава, яко единородного от Отца» (Ин., там же.), В ветхозаветно м храме ковчег завета сосредоточивал на себе молитвы и обращения к Богу всех приходящих в храм (ибо перед ним молились, как перед лицем Самого Бога); в новом завете присутствует одушевленный кивот завета – Иисус Христос (Апокал. 11:19). Там открывал Бог волю Свою через урим и туммим; здесь Он глаголал в возлюбленном Сыне Своем, в Кото ром, следовательно, а явился к Израилю первосвященник с уримом и туммимом, ожидаемый Ездрою (1Ездр.2:63). В первом храме елей помазанья освящал сосуды храма, и через это приготовлял их к употреблению при богослужении; во втором храме Иисус Христос, помазуя Духом Святым одушевленные сосуды храма – людей (1Ин.2:27), приготовляет из них членов царства Своего, которое есть не от мира сего (Ин.18:36). Посему, когда Иисус Христос явился на землю и установил новый завет, тогда и существование самого ветхозаветного храма оказалось ненужным. «Когда, – говорит Бэр, – идея пребывания и откровения Бога в новом завете достигла своего исполнения и осуществления, то низшая, несовершенная форма выражения этой идеи, существовавшая в ветхом завете, именно, храм, построенный человеческими руками, должен был пасть и прекратить существование после того, как жилище Бога в духе было воздвигнуто из живых, духовных камней, не было уже нужды в вещественном жилище Бошем, его время окончилось»221.Посему Христос незадолго перед Своими страданиями определил полное и совершенное разрушение и запустение храма, потому что вскоре должен был явиться новый, совершеннейший храм, который Христос, согласно Своему обещанию (Ин.2:19), воздвиг в три дня, после трехдневного пребывания во гробе, Своим воскресением, когда в новом завете Он явился истинным и полным Заместителем ветхозаветного храма. Здесь лежит истинная, действительная причина того, почему храм иерусалимский был разрушен вскоре же после установления нового завета и начала церкви Христовой. Здесь же, наконец, мы можем находить и глубокую причину и объяснение того существующая, вышеприведенного предания, по которому храм Иерусалимский займет такое видное место в деятельности антихриста. антихрист, по самому имени своему (ἀντίχριστος), будет противником Христа, будет стремиться поставить себя на место Христа; посему, он будет пользоваться всем, что в каком-либо отношении может замостить, заменить Христа, В ветхом завете храм являлся как бы заместителем Христа; посему, естественно, антихрист должен обратить внимание на ветхозаветный храм и постараться воздвигнуть его. Посему-то, восстановление иерусалимского ветхозаветного храма явится первым признаком пришествия антихриста, а вместе, и приближения кончины мира и наступления Страшного Суда.

* * *

220

Срв. Bähr. Der Salomouische Tempel. 79. Этот же евангелист упомянул и о вышеприведенном нами изречении Христа о храме (Ин.2:19)

221

Bähr. Der Salomouische Tempel. S. 81


Источник: Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа / Прот. И.Я. Богоявленский. - Петроград: тип. М. Меркушева, 1915. - X, [2], 202 с.

Комментарии для сайта Cackle