1969–1970
Вступительные экзамены начались 15 августа. А через несколько дней учащиеся академии и семинарии, а также все поступающие собрались в академическом храме на исповедь, которую проводили духовники архимандрит Кирилл, архимандрит Николай, игумен Андрей и игумен Наум. В праздник Преображения Господня, 19 августа, за Божественной литургией исповедовавшиеся причастились святых Христовых тайн.
Как и в предыдущие учебные годы, по понедельникам после обеда продолжались занятия иконописного, музыкального кружков. Вместо вокального кружка с этого года был учреждён регентский класс, который возглавил регент московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Н.В. Матвеев.
Через несколько дней после начала занятий состоялись экскурсии в Абрамцевский музей и Городок (ныне ему возвращено его исконное название – Радонеж), в Ростов и Переславль.
В декабре состоялся магистерский диспут доцента академии Д.П. Огицкого. На соискание учёной степени был представлен курс лекций о Римско-католической Церкви – 786 страниц машинописного текста. Рецензентами назначили протоиерея Андрея Сергиенко и доцента К.Е. Скурата. После официальных отзывов и выступивших в прениях И.Н. Шабатина и доцента Н.Н. Ричко Совет академии тайным голосованием присвоил доценту Д.П. Огицкому учёную степень магистра богословия и звание профессора.
Следующим в этом месяце защищался доцент А.В. Ушков. Как соискатель учёной степени магистра богословия, он предоставил разработанный им «Курс грамматики церковнославянского языка».
С течением времени преподавательский состав Московских духовных школ пополнялся учёными мужами, о чём свидетельствуют магистерские диспуты и защиты диссертаций, проходившие как в этом, так и в прошлые годы, что безусловно способствовало укреплению богословской науки.
Надо сказать, что годы эти – конец 60-х годов – были не самыми благоприятными для монашества. И тем не менее среди молодёжи Московских духовных школ наблюдается тяга к принятию пострига. Свидетельством тому могут служить примеры, когда за один день принимали постриг сразу несколько студентов. Так, 26 декабря 1969 года, по окончании вечерней молитвы, в академическом храме ректором епископом Филаретом был совершён постриг в монашество Евгения Диденко с именем Елевферий и Алексея Молчанова с именем Трифон. В тот же вечер в Трапезном храме наместник Лавры архимандрит Платон совершил постриг Николая Тертышникова с именем Георгий, Анатолия Долганова с именем Пантелеймон, Александра Кузнецова с именем Анатолий и Николая Рейзмира с именем Илия.
В этом году 4 февраля исполнилось 25 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. За два дня до юбилейной даты, 2 февраля, в день избрания патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия Патриархом Московским и всея Руси, в академии состоялось юбилейное заседание. В актовом зале собрались наставники, учащиеся, гости. Возглавил заседание ректор академии епископ Филарет, сделавший доклад «Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия». В заключение протоиерей Алексий огласил текст поздравительной телеграммы и приветственного адреса Патриарху Алексию от Московских духовных школ. Завершилось заседание концертом духовных песнопений, исполненных хором учащихся.
25 февраля 1970 года исполнилось 100 лет со дня освящения академического храма. 17 февраля, после полдника, в актовом зале состоялось открытое заседание Совета академии, посвящённое этому юбилею. С докладами выступили игумен Матфей – «О духовном значении храма», игумен Марк – «История храма от основания до 1919 года» и протоиерей Алексий Остапов – «О реставрации и освящении академического храма в мае 1955 года». Примечательно, что первые пятьдесят лет существования академия не имела храма. Богослужения совершались в актовом зале, а воскресные и праздничные литургии – в лаврских храмах. В начале 1870 года в академии был освящён храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, ставший духовным средоточием школы, местом моления о благодатной помощи церковному богомыслию. Через 21 год, при ректоре епископе Феодоре (Поздеевском), академический храм был значительно расширен. В мае 1955 года Святейший Патриарх Алексий, как уже говорилось, освятил Покровский храм после возобновления.
25 февраля – в самый день 100-летия освящения академического храма всё было особенно торжественно. Утром игуменом Евлогием (Смирновым) был отслужен водосвятный молебен. Затем совершалась Божественная литургия, за которой владыка ректор рукоположил во пресвитера воспитанника 4-го класса семинарии диакона Василия Зуева. После запричастного стиха студент I курса академии А. Станкевич (будущий епископ Аристарх) произнёс проповедь. Завершилась литургия молебном, на котором возносились благодарственные молитвы Господу Богу, Божией Матери за те великие и богатые милости, за то, что на протяжении ста лет в этих стенах молилось несколько поколений, за то, что храм продолжает оставаться неотъемлемой частью богословского образования. Здесь учащиеся познают благодать молитвы, красоту православного богослужения, укрепляют свою веру, получают практические навыки в отправлении церковных служб. Очень многие ещё до окончания учёбы рукополагаются в священный сан, чтобы получить определённую практику богослужения. Здесь и подскажут, если что не так, и могут покритиковать даже свои товарищи. На приходе уже поздно будет учиться священническим навыкам. Кроме того, академический храм является местом соборной молитвы верующего православного народа, который в большом количестве посещает этот храм.
Здесь же совершается и рукоположение служителей Церкви Христовой. Сразу после юбилея, в воскресенье, 29 марта, за литургией ректор академии епископ Филарет рукоположил иеродиакона Елевферия (Диденко) во иеромонаха, а А. Лазарева – во диакона.
На последней седмице Великого поста, 15 апреля, состоялась защита магистерской диссертации митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) на соискание учёной степени магистра богословия. Тема – «Иоанн XXIII, папа Римский». Оппонентами выступали протоиерей Андрей Сергиенко и профессор Д.П. Огицкий.
Перед защитой митрополит Никодим вместе с ректором епископом Филаретом и епископом Тульским и Белевским Ювеналием в сослужении академического духовенства совершили Литургию Преждеосвященных Даров. Затем состоялась защита, завершившаяся тем, что митрополиту Никодиму было присвоено звание магистра богословия. Здесь же ректор епископ Филарет вручил владыке магистерский знак и поздравил его с учёной степенью.
Наступил последний день перед пасхальными каникулами. И тут пришло скорбное известие: «17 апреля в 21 час 40 минут о Господе почил Святейший Алексий, Патриарх Московский и всея Руси». Смерть Святейшего Патриарха последовала на 93-м году жизни от сердечной недостаточности. После Сретения, 15 февраля, Святейший Патриарх перенёс инфаркт. Последние дни своей земной жизни он провёл в загородной резиденции в Переделкино. 17 апреля, зная о приближении смерти, Патриарх продолжал работать: последнего посетителя он принял за 19 минут до кончины. В ночь под Лазареву субботу сердце Святейшего Патриарха Алексия I остановилось. Возле одра Патриарха находились Д.А. Остапов и дежурный врач. Как говорят свидетели, в последний день жизни Его Святейшество вслух беседовал с покойными митрополитом Московским Филаретом, с наместником Лавры архимандритом Антонием (Медведевым), которых Патриарх очень почитал и с которыми был духовно связан.
Кончину Святейшего многие преподаватели и учащиеся переживали как личную утрату. Вся жизнь академии и семинарии проходила при непосредственном участии и покровительстве Патриарха Алексия. 25 лет он, можно сказать, возглавлял Московские духовные школы. До последнего времени первоиерарх присутствовал на экзаменах и зачётах. Святейший не пропустил ни одного годичного акта. С его благословения в духовных школах были учреждены Филаретовские вечера, и каждый год он участвовал в их проведении.
Это всё как бы внешнее соприсутствие Святейшего в училище пастырства. Но то, как он понимал, как чувствовал значение, характер, поведение священнослужителя, какие требования он предъявлял к пастырю, свидетельствует о том, что Патриарх всецело был предан делу подготовки и воспитания будущих церковнослужителей. Ещё в 1949 году он, встречаясь со студентами Ленинградской духовной академии, говорил: «Православный русский народ очень тонко умеет узнавать и ценить истинного пастыря. Его не соблазняют и не вводят в заблуждение драгоценные камни, сияющие на митрах и крестах многих нынешних священников; он желает видеть пастырей, украшенных блеском душевных качеств, желает видеть сияние души пастыря; он желает видеть пастыря человеком высоких духовных достоинств; русский народ желает видеть пастыря отцом, который приникает любовью своей к нуждам паствы; он идёт к священнику и ждёт услышать от него слово спасения: как ему спасти душу, как ему направить свою жизнь, чтобы привлечь на себя благодать Господню, как ему преодолевать трудности жизненные, как справляться со своими скорбями, неудачами, немощами, как беречься от падений греховных... Подвиг сопровождает всю жизнь пастыря. Пастырь всего себя должен отдать своему высокому служению, он должен точно исполнять уставы и правила Святой Церкви... Подвигом он должен освящать весь путь свой пастырский, должен жить не для себя и даже не столько для своей семьи, сколько для паствы...»
На заседании Священного Синода 18 апреля 1970 года было принято следующее постановление:
Отпевание и погребение Святейшего Патриарха Алексия, согласно его завещанию, совершить в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. В должность местоблюстителя патриаршего престола вступает старейший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен.
Образовать комиссию по организации и проведению погребения Святейшего Патриарха Алексия в составе:
1. Преосвященный митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, управляющий делами Московской Патриархии, председатель комиссии.
2. Преосвященный епископ Дмитровский Филарет, ректор МДА и Семинарии.
3. Архимандрит Платон, наместник Троице-Сергиевой Лавры.
4. Б.С. Кудинкин, член Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
В понедельник Страстной седмицы (19 апреля) гроб с телом Святейшего из Москвы был отправлен в Лавру. Все её насельники во главе с отцом наместником архимандритом Платоном, наставники и учащиеся духовных школ во главе с ректором епископом Филаретом, множество народа встречали гроб у врат обители. Сюда же прибыли члены Священного Синода и многие епископы во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом.
Помнится, в тот день был мороз с пронзительным ветром. Пришлось целый час стоять на улице в ожидании траурного кортежа: собрались все в 16 часов, а автобус с гробом подъехал только к 17 часам...
Тут хотелось бы привести воспоминания о похоронах Патриарха бывшего иподиакона Святейшего, а ныне профессора МДА К.Е. Скурата: «Господь удостоил меня почти беспрерывно стоять с дикирием... у гроба Патриарха Алексия в Богоявленском соборе, что в Елохове, провожать тело почившего из Москвы в Загорск (ныне Сергиев Посад) ...
Шла всенощная накануне Вербного воскресенья... В движениях священнослужителей, в их голосах, в пении патриаршего хора, на лицах молящихся – во всём чувствовалось и отражалось, что в жизни Святой Русской Церкви произошло событие, повергшее всех в единую печаль...
У гроба Его Святейшества всё время стояли и рипидчики, а также свещеносец и посошник. Патриарший крест, украшенный живыми цветами, был прикреплён ко гробу. В храме царила тишина, так что легко было слушать слова богослужебного чина.
После всенощной началось прощание с первосвятителем паствы. Нескончаемой вереницей, со слезами на глазах потекли православные москвичи к своему предстоятелю.
20 апреля – в понедельник Страстной седмицы – полным составом члены Священного Синода совершили Преждеосвященную литургию, после которой была совершена собором московских и прибывших преосвященных последняя здесь панихида у гроба Его Святейшества.
В два часа, после совершения литии, гроб с телом Его Святейшества был обнесён один раз вокруг собора и поставлен в специальную машину. В 14 часов 25 минут траурная процессия направилась в Троице-Сергиеву Лавру, бывать в которой Его Святейшество любил и в которой пожелал найти вечный покой до всеобщего воскресения... Войдя в машину, я увидел множество народа, заполнившего все прилегающие к собору улицы и переулки. За порядком следили наряды конной милиции. Как только выехали из «живого коридора», все сопровождавшие тело Святейшего начали петь погребальные стихиры, ирмосы, тропарь Вербного воскресенья, песнопения Страстной седмицы, всенощного бдения, Божественной литургии и так далее.
Через всю Москву машины шли не останавливаясь, так как для Святейшего была открыта «зелёная улица». На Ярославском шоссе всё встречное движение было остановлено. Некоторые водители стояли возле своих машин без головных уборов...
Но, не доезжая Мытищ, увидели неожиданное. Вдруг водитель автобуса свернул в сторону и остановился, заявив при этом, что перегрелся мотор. Проехав несколько километров, водитель снова остановил машину и сказал, что мотор вышел из строя. Нужно было срочно что-то предпринимать. Решение было принято быстро – подцепить автобус к грузовой машине с цветами....
Мы приближались к Загорску... Незаметно въехали в город... Зажгли трикирии... Машина подошла к Святым вратам и свернула направо. Открыли сзади дверцу, и сопровождающие Святейшего вышли в том же порядке, как и всегда провожали Его Святейшество; особенность состояла в том, что вначале вышел иподиакон с иконой Христа Спасителя, а за дикириями был вынесен куколь Его Святейшества... Медленно, под печальный перезвон лаврских колоколов понесли тело новопреставленного к Святым вратам... Под церковью во имя святого Иоанна Предтечи гроб был опущен на специальный постамент, и отслужена была лития. Гроб снова подняли и бережно, с большим благоговением и любовью, понесли в Успенский собор...
В шесть часов вечера 20 апреля начался парастас. Служащим священником был отец инспектор. В конце парастаса он совершил литию... Началось прощание... Ко гробу подошёл Католикос-Патриарх Грузинский Ефрем II. Долго стоял он у гроба Его Святейшества, гладил и целовал руку новопреставленного, открыл лицо Святейшего и расплакался...
Утром 21-го – вторник Страстной седмицы – после литургии Преждеосвященных Даров было совершено по чину отпевание. В отпевании приняли участие главы автокефальных Православных Церквей: Грузинский (Католикос-Патриарх Ефрем II), Болгарский (Патриарх Кирилл), Польский (митрополит Василий) и Чехословацкий (митрополит Дорофей). Автокефальную Православную Церковь в Америке представлял епископ Аляскинский Феодосий. От Русской Православной Церкви в погребении участвовало во главе с патриаршим местоблюстителем до 25 архиереев. Были также представители от инославных церквей: католической, армянской (во главе с Патриархом Католикосом Вазгеном I), протестантских, от экуменических организаций, движений в защиту мира, а также представители светских властей. В произносимых речах чувствовалась искренняя любовь к Его Святейшеству и глубокая скорбь о его отшествии. Митрополит Пимен в надгробном слове сказал: «Он всегда помнил евангельскую заповедь Спасителя и Господа: блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9). Вспоминая это, мы твёрдо верим, что путь души Святейшего – путь блаженный, ведущий к покою в вечности, к чему всю свою сознательную жизнь стремился Святейший Патриарх, к вечной радости и к Свету Христову. В этот скорбный час, когда мы собрались, чтобы «в последний путь» проводить нашего первосвятителя и отца, я позволю себе от Священного Синода Русской Православной Церкви, от епископата, клира, от братии Троице-Сергиевой Лавры, от учащих и учащихся духовных школ и от всех богомольцев, собравшихся у гроба Святейшего Патриарха, сказать «последнее прости» и воздать поклонение. Мы, ближайшие помощники Святейшего, члены Священного Синода, всегда ощущали руку его руководства, всегда пользовались мудрыми советами, всегда ощущали его любовь. Мы видели и его желание направить на верный путь все наши действия и намерения».
Разрешительную молитву прочитал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл (Павлов), который перед кончиной и принимал исповедь Его Святейшества.
Настали последние минуты прощания... Гроб поднимают на свои рамена братия Лавры и с пением «Помощник и Покровитель...» процессия направляется к выходу...».
При траурном перезвоне лаврских колоколов гроб с телом почившего Патриарха обносится вокруг Успенского собора. Во время траурной процессии вдруг пошёл обильный мокрый снег с порывистым ветром. Люди говорили, что сама природа скорбит о почившем Патриархе. Траурное шествие вокруг Успенского собора организовал ректор академии епископ Филарет. На похоронах присутствовало много иерархов. Они собрались в одно место и не знали, кому где встать. Владыка Филарет каждого епископа поставил на определённое место, и всё прошло чинно и организованно. Гроб Патриарха обнесли вокруг собора, а затем направились в храм Всех святых, в земле Российской просиявших, расположенный в крипте Успенского собора.
В изголовье могилы ставятся патриарший куколь, жезл, предносной крест, свеча, дикирий и трикирий, рипиды и икона Спасителя.
Священный синод РПЦ, имея суждение об увековечении памяти почившего Патриарха Алексия, постановил:
1. Создать мемориальный музей Святейшего Патриарха Алексия в Московских духовных школах.
2. Установить над могилой Святейшего Патриарха Алексия в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором в Троице-Сергиевой Лавре, надгробие.
3. Изготовить настольную медаль в память о почившем Святейшем Патриархе Алексии.
4. Установить в Московской и Ленинградской духовных академиях по три стипендии имени Святейшего Патриарха Алексия, выдаваемых особо отличившимся студентам.
5. Издать пятый мемориальный том трудов Патриарха Алексия.
В те дни в храме академии совершались богослужения Страстной седмицы. Все пребывали в скорбных воспоминаниях о только что прошедших похоронах и воспоминаниях о крестных страданиях Христа. В утешение нам, осиротевшим преподавателям, протоиерей Алексий Остапов раздал некоторые вещи Святейшего. Мне досталось небольшое зеркало с ручкой.
Но миновала эта седмица, и воссиял свет радости Светлого Христова Воскресения (25 апреля), праздник праздников, напомнивший всем о жизни вечной, примиривший всех с земной печалью.
В один из дней пасхальной седмицы во время вечернего богослужения в академическом храме неожиданно появился патриарший местоблюститель митрополит Пимен. Зашёл в алтарь, приложился к престолу, вышел на амвон, произнёс: «Христос воскресе» трижды и тут же удалился. Оказалось, что и в Лавре он поступил так же. Потом рассказывали, что и в других храмах, находящихся по пути его следования из Москвы в Лавру, он совершал такие же действия.
Начались зачёты и экзамены. Во время сессии, в двадцатый день по кончине Святейшего (6 мая 1970 года в среду), в академическом храме, после литургии, которую совершил епископ Филарет в сослужении учащих и учащихся в священном сане, была отслужена панихида по почившем Патриархе Алексии. Затем все направились в Трапезный храм, где позднюю литургию совершил патриарший местоблюститель митрополит Пимен, члены Священного Синода и много других иерархов. Им сослужили наместник Лавры архимандрит Платон с братией. Литургия окончилась панихидой, а затем иерархи и духовенство направились к могиле Патриарха Алексия, где была совершена лития по пасхальному чину.
25 мая (перед сороковым днём) было отслужено заупокойное богослужение, а на следующий день – заупокойная литургия и панихида. Раннюю литургию и панихиду в храме Всех святых совершил протоиерей Алексий Остапов. Позднюю, в 10 часов, в Успенском соборе служил патриарший местоблюститель митрополит Пимен со многими иерархами и духовенством. За литургией епископ Ситкинский и Аляскинский Феодосий рукоположил учащегося семинарии Дмитрия Бабака во диакона. Молитвы при рукоположении епископ Феодосий читал на английском языке.
Выпускной день Московских духовных школ – 15 июня – совпал в этом году с днём Святого Духа. На выпускном акте присутствовали патриарший местоблюститель митрополит Пимен. Он вручил выпускникам дипломы и аттестаты, сказал напутственное слово.
В 1970 году академию окончили: диакон Андрей Юрченко, диакон Владимир Назаркин, священник Александр Грязнов, священник Анатолий Провада, диакон Павел Харитошкин, иеромонах Валентин (Мищук), священник Николай Якимович, Николай Барсук, диакон Димитрий Дмитрук, иеродиакон Дионисий (Лобастов), священник Константин Коробов, Иван Туркин, Николай Степанюк, протоиерей Владимир Недосекин, иеромонах Лука (Сентябов).
Д. Шевченко не подал кандидатскую работу и окончил действительным студентом.
Семинарию окончили 38 человек.
Профессорскими стипендиатами были оставлены при академии священник Александр Грязнов, иеромонах Валентин (Мищук), диакон Димитрий Дмитрук.
В этом учебном году по различным причинам было отчислено 41 человек, в том числе двое – за нарушение дисциплины. В основном студенческие ряды редели из-за того, что многие уходили служить на приходы. А что касается нарушения дисциплины, то случаи бывали разные. Кто-то опоздал на богослужение, на вечерние или на утренние молитвы, на занятия, даже на обед. Кто-то обидел кого-то необдуманным словом. Это всё проступки незначительные, и если виновник извинялся перед помощником инспектора и заверял, что больше такого не повторится, то ему всё прощалось. Если же кто-то так поступал постоянно, то ему снижали балл по поведению. Если же кто-то пропускал богослужения, утренние или вечерние молитвы, занятия, без разрешения удалялся из школы на продолжительное время, грубил помощнику инспектора или своим товарищам, не выполнял послушания, был замечен в распитии алкогольных напитков, то на таких нарушителей накладывались различные взыскания, вплоть до исключения. Но ведь задача школы не в том, чтобы без конца наказывать, главное выпестовать из каждого учащегося доброго пастыря и честного гражданина.
Бывают такие нарушения, которые похожи на анекдоты. Как-то после пасхального богослужения один учащийся с радости выпил, но, видно, не рассчитал силёнок. Вместо того чтобы лечь и отдохнуть, он решил поздравить с праздником помощников инспектора. Поднялся на второй этаж, зашёл в кабинет, перекрестился на часы, стоящие в углу, и свалился замертво на пол. Помощники инспектора взяли его под руки и отвели в спальню. Сейчас он служит на приходе, на хорошем счету, у него жена и дети.
Во время летних каникул в Лавре произошли некоторые перемены. На празднование преподобного Сергия (18 июля) наместник обители архимандрит Платон был рукоположен во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен исполняющим обязанности экзарха Центральной и Южной Америки. Новым наместником Лавры стал архимандрит Августин (Судоплатов). До этого он настоятельствовал в Троицком соборе Пскова.