Повесть о бражнике
Слово о бражнике, како вниде4114 в рай
Бысть неки бражник, и зело много вина пил во вся дни живота своего, а всяким ковшем Господа Бога прославлял и чясто в нощи Богу молился. И повеле Господь взять бражникову душу, посла аггела своево, и взят аггел бражьникову душу, и постави ю4115 у врат святаго рая Божия, а сам аньел и прочь пошел.
Бражник же начя у врат рая толкатися4116, и приде ко вратом верховны апостол Петр, и вопроси: «Кто есть толкущися у врат рая?» Он же рече: «Аз есмь грешны человек бражьник, хощу с вами в раю пребыти». Петр рече: «Бражником зде не входимо!» И рече бражник: «Кто ты еси тамо? Глас твой слышу, а имени твоего не ведаю». Он же рече: «Аз есть Петр апостол». Слышав сия бражник, рече: «А ты помниши ли, Петр, егда Христа взяли на роспятие, и ты тогда трижды отрекся еси от Христа?4117 А я, бражьник, никогда не отрекся от Христа. О чем4118 ты в раю живеши?» Петр же отъиде прочь посрамлен.
Бражник же начя еще у врат рая толкатися. И приде ко вратом Павел апостол и рече: «Кто есть у врат рая толкаетца?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю пребывати». Отвеща Павел: «Бражником зде не входимо!» Бражник рече: «Кто еси ты, господине? Глас твой слышу, а имени твоего не вем4119». – «Аз есть Павел апостол». Бражник рече: «Ты еси Павел! Помнишь ли, егда ты первомученика архидиякона Стефана камением побил?4120 Аз, бражник, никово не убил!» И Павел апостол отъиде прочь.
Бражник же еще начя у врат толкатися. И приде ко вратом рая царь Давыд: «Кто есть у врат толкаетца?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю пребыти». Царь Давыд рече: «Бражником зде не входимо!» И рече бражник: «Господине, глас твой слышу, а в очи тебя не вижу, имени твоего не вем». – «Аз есть царь Давыдь». И рече бражьник: «Помниши ли ты, царь Давыд, егда слугу своего Урию послал на службу и веле ево убити, а жену ево взял к себе на постелю?4121 И ты в раю живеши, а меня в рай не пущавши!» И царь Давыдь отъиде прочь посрамлен.
Бражник начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом царь Соломон: «Кто есть толкаетца у врат рая?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю быти». Рече царь: «Бражником зде не входимо!» Бражник рече: «Кто еси ты? Глас твой слышу, а имени твоего не вем». – «Аз есть царь Соломон». Отвещав бражник: «Ты еси Соломон! Егда ты был во аде, и тебя хотел Господь Бог оставити во аде, и ты возопил: „Господи Боже мой, да вознесетца рука твоя, не забуди убогих своих до конца”.4122 А се еще жены послушал, идолом поклонился, оставя Бога жива, и четыредесят лет работая4123 еси им!4124 А я, бражник, никому не поклонился, кроме Господа Бога своего. О чем ты в рай вшел?» И царь Соломон отъиде прочь посрамлен.
Бражьник же начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом святитель Никола: «Кто есть толкущися у врат рая?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю во Царствие внити». Рече Никола: «Бражьником зде не входимо в рай! Им есть мука вечная и тартар неисповедим4125!» Бражник рече: «Зане4126 глас твой слышу, а имени твоего не знаю, кто еси ты?» Рече Никола: «Аз есть Николай». Слышав сия бражник, рече: «Ты еси Николай! Помнишь ли: егда святи отцы были на Вселенской Соборе и обличали еретиков, и ты тогда дерзнул рукою на Ария безумнаго?4127 Святителем не подобает рукою дерзку быти. В Законе пишет: не убий, а ты убил4128 рукою Ария треклятаго!»4129 Николай, сия слышав, отъиде прочь.
Бражник же еще начя у врат рая толкатися. И приде ко вратом Иоанн Богослов, друг Христов, и рече: «Кто у врат рая толкаетца?» – «Аз есть бражник, хощу с вами в раю быти». Отвещав Иоанн Богослов: «Бражником есть не наследимо Царство Небесное, но уготованна им мука вечная, что бражником отнюд не входимо в рай!» Рече ему бражник: «Кто есть тамо? Зане глас твой слышу, а имени твоего не знаю». – «Аз есть Иоанн Богослов». Рече бражник: «А вы с Лукою написали во Еваньели: друг друга любяй.4130 А Бог всех любит, а вы пришелца ненавидите, а вы меня ненавидите. Иоанне Богослове! Либо руки своея отпишис, либо слова отоприс!» Иоанн Богослов рече: «Ты еси наш человек, бражник! Вниди к нам в рай». И отверзе4131 ему врата.
Бражник же вниде в рай и сел в лутчем месьте. Святи отцы поняли глаголати: «Почто ты, бражник, вниде в рай и еще сел в лутчем месте? Мы к сему месту нимало приступити смели». Отвеща им бражьник: «Святи отцы! Не умеете вы говорить з бражником, не токмо что с трезвым!»
И рекоша4132 вси святи отцы: «Буди благословен ты, бражник, тем местом во веки веков». Аминь.
* * *
вошел, попал;
ее;
стучаться;
...«А ты помниши... отрекся еси от Христа?...» – См.: Мф.26:69–75; Мк.14:66–72; Лк.22:54–62; Ин.18:15–18, 25–27. Хотя рассказ о троекратном отречении Петра встречается и в апокрифических памятниках (Беседа трех святителей, Житие Петра и Павла), трактовка этого эпизода в «Повести о бражнике» не выходит за пределы рассказанного в Евангелии.
почему;
не знаю;
...«Ты еси Павел!... камением побил?...» – Об убиении Стефана Первомученика рассказывают как канонические, так и апокрифические источники. Согласно Деяниям апостолов, Савл Тарсянин, будущий апостол Павел, был свидетелем убиения св. Стефана (Деян.7:58, 8:1), в апокрифическом Житии Стефана Первомученика Савл – инициатор этого убийства (текст Жития см., напр.: Великие Минеи Четьи: Декабрь, дни 25–31. М., 1912. Стб. 1390–1400). Совершенно очевидно в данном случае предпочтение апокрифического источника каноническому, однако вряд ли этот выбор принадлежит автору древнерусской повести, так как этот эпизод в том же самом виде присутствует, например, и во французской фабльо.
...«Помниши ли ты... к себе на постелю?...» – См.: 2Цар.11:2–27.
... «Ты еси Соломон!... убогих своих до конца». – Этот эпизод присутствует в апокрифической сказании о том, как Соломон вышел из ада: «А Соломон, севше, почал спевати воскресный канон: „Боже мой, да вознесется рука твоя! Не забуди нищих своих до конца»... И вытрутили Соломона во дияволы из пекла» (Пыпин А. Н. Легенды и апокрифы в древнерусской письменности // Вестник Европы. 1984. Март. С. 291).
служил, поклонялся;
...А се еще... работал еси им!... – См.: 3Цар.11:1–8.
ад неизреченный, непостижимый;
ибо;
... «Ты еси Николай!... на Ария безумнаго?...» – Разговор бражника со св. Николаем – единственный эпизод повести, в русском происхождении которого не приходится сомневаться, не только «памятуя о его (Николая Мирликйского. – С. С.) популярности в пределах Московского государства» (Панченко А. М. Литература «переходного века» // История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. С. 379), но и потому, что восходит этот фрагмент к легендарному житию Николая Мирликийского, которое возникло на русской почве (текст жития опубликован: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 453–359). Только в этом житии есть рассказ о том, как во время Никейского Собора св. Николай ударил еретика Ария, за что был лишен Собором святительского чина и был оправдан лишь благодаря вмешательству Богоматери.
здесь: ударил;
...В Законе пишет: не убий, а ты убил рукою Ария треклятаго!... – Ссылка на Закон Моисеев (Исх.20:13; Втор.5:17), с одной стороны, позволяет единственного из оппонентов главного героя небиблейского персонажа ввести в общий контекст, с другой стороны, обнажает замысел создателей повести: бражник обвиняет святых в нарушении основных заповедей, закрепленных Ветхим Заветом, – в убийстве, в клятвопреступлении, в сотворении кумиров; по сравнению с этим его грех кажется ничтожно малый. Поэтому далеко не случайно в данном случае употребление глагола «убил» в значении «ударил».
отворил;
сказали.