Повесть о царе Иване и старце
Царь Иван Васильевич пришел в Сергиев монастырь к бдению69 и слыша крылошанина70 горазда пению, а он сам горазд был пению71. И послал к нему боярина своего вопросить: «Откуду, старец72?»73 И пришел боярин, сотвори молитву (а старец говорил аминь): «Царь-де Иван Васильевич велел тебя спросить: “Откуду, старец?”». И старец отвещал: «Аз-де отвсюды старец», – и на себя оком окинул. И пришел боярин, говорит: «Государь, я не смею говорить тебе. Старец говорит: «Я-де отвсюду чернец, и спереди и созади». И в другой поем74 посылает того же боярина спросить: «Где пострижен?» И боярин спросил с молитвою, по чину: «Где пострижен?» И старец поднял шапочку*75 и указал, рек: «В то пострижен», – на главу. И боярин сказал царю, и царь рек: «Впрямь-де он с главы пострижен»76. И как почали ексапсалмы77 петь, и царь сам пошел к старцу и сотворил молитву, – и старец аминя не дал. И царь прочь пошел. И царь опять пришел и сотворил молитву, – и старец аминя не дал, царь и прочь пошел78. И начали петь «Алилуия», и царь сотворил молитву, – и старец рек: «Аминь с проволокою79». И царь молвил: «Что-де ты давеча не отвещал?» – «Здесь-де одного подобает слушати»80. И царь взошел на крылос81, и старцы все роздалися, а головщик82 не поступился, – и царь стал под ним. И как приспело петь поилеилуй83, и старец не почал петь, а царь пел. А старец говорит: «Только, су84, умеешь!» И царь сошел с крылоса.
И как приходит «Пролог» чести85, царь говорит архимандриту, чтобы положили исподнею доскою вверх, да обернуть главою вниз, а низом вверх; а чести велел архимандрит тому же старцу. И старец пошел честии отворил книгу и учал здорное86 говорить. И, молвя слова два-три и «Богу нашему слава» да поотшед, молвил: «Чтоб-де чисто было в глазах у тово87, кто книгу положил». А положил книгу уставщик88 по архимандричью велению. И царь о том был светел.
И после пения царь приказал архимандриту покоить89 головщика пивом и медом, чтобы упился и проспал заутреню. И заутро праздник Ивана Богослова, и бысть бдение.И как отдали часы дневные90, и царь пошел подслушивать91. В келье они92 крылошены играют, все пьяны, масло колотят93. И тот головщик начаял и́94, что тут играет. И царь, идучи, без архимадричья благословения приказал благовестить. И пришел до звону царь, а головщик стоит на крылосе чинно. И царь пришел, сотворил молитву и говорит: «Чернец, бес ли ты или человек? Топеря тя сказали пьяна, а ты на крылосе стоишь!» И старец рек: «Бес-де не может от зла к добру, а человек преложен естеством и самопроизволен: может ся преложить от зла к добру и от добра ко злу»95.
И на другой день государь после стола глядел сквозь оконницу, а тот головщик идет с погреба сам-друг со старцем, а несут по кувшину пива. И как будут против окна, и учали драться. И, дрався, один от другого побежал, и он за ним бросил всем кувшином – и кувшин разбил, и пиво пролил. И царь был светел. И те старцы один другому говорил: «О чем дралися?» И другой говорит: «Не сведаю, о чем». И паки один возрев на церковь96 и рек: «Пресвятая Троице, помилуй нас»97, – все до конца98. И по сем прощение полное получися99, и пошли.
И царь пошел из монастыря и приказал беречь его архимандриту. И старца призывает к столу в Александрову слободу:100 а быть ему ни конем, ни пешу, ни в платье и ни нагу101. И тот старец пошел с крылошаны. И как будут близ слободы и двора церковнаго102, веле ся оболочи всем старцем мережами103, и друг друга несли за кукорки104, переменяясь105. И царь смотрел сверху. И дивился царь старцеву разуму. И велел за столом посадити и, покоя гораздо, дати всемим ложки долгия стебли106, что неможно самому себе в рот уноровить. И учали старцы есть, друг другу чрез стол в рот подавать107. И царю сказали, и царь дивился разуму его. И после многаго кушанья велел царь спросить: «Сыты ли?» И они сказали: «Сыти-де». И велел государь принести к ним пирог свой царский, – и они его весь съели. И царь приказал108: «Как-де вы, старцы, лжете: сказав сыти, – и пирог весь сели?» И головщик говорил: «Как-де бывает хоромина полна людей, а царь идет и молвит: «Всем тесна, а царю пространная дорога». И так-де и пирог царский»109.
И царь его призвал к себе и говорит: «Чернец, приказа-де тя архимандриту. Чем жаловать?» И он приде: «Государь, немного старцу надобно, только втрое110: тепло, мокро и мягко»111. И бояре дивились, что говорить нелепо пред царем. И государь говорил: «Впрямь-де он просит тепло – келья, и питья нескуднаго, и мягкаго хлеба»112. И приказал его архимандриту жаловать наипаче всех братий. И опять пошли крылошеня в монастырь, а государь царь Иван Васильевич остался во Александровской слободе.
* * *
...о царе Иване и старце. – Заглавие в первом издании («Сказка о Грозном и старце») явно принадлежит А. Н. Веселовскому: в тексте повести Иван IV ни разу не назван «Грозный», однако в статье находим иное, по-видимому, восходящее к рукописи, обозначение памятника: «предлагаемая сказка „о царе Иване и старце”» (с. 313).
церковного певца и чтеца;
Царь Иван Васильевич... к бдению... – Т. е. царь Иван IV приходит в Троице-Сергиев монастырь, чтобы отстоять традиционное всенощное «бдение со свещами» 25 сентября, в день преставления св. Сергия Радонежского. Это – начальная часть маршрута традиционного осеннего «обезда» московских самодержцев XV–XVII вв. ...а он сам горазд был пению. – Иван IV не только покровительствовал церковный певцам и распевщикам, но и сам пробовал свои силы в их искусстве.
здесь: монах;
И послал... вопросить: «Откуду, старец?» – Интерес Ивана IV к монастырским клирошанам, связанный, по-видимому, с его музыкальными увлечениями, отразился, в частности, в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь» (см. наст. изд., т. 11, с. 152–153).
раз;
Шапочка – плоская камилавка, скуфия, головной убор русского монашества до реформ патриарха Никона.
И боярин сказал царю... с главы пострижен. – Показанная здесь и ниже благосклонная реакция Ивана IV на дерзкие выходки «старца» вполне соответствует свидетельствам современников (П. Одерборна, А. Шлихтинга и др.) о том, что в личном общении он ценил остроумие и награждал за удачные шутки..
шестопсалмие;
И как почали ексапслалмы... и прочь пошел. – Пародируется центральный эпизод оппозиционного «Жития митрополита Филиппа», в котором св. Филипп, протестуя против опричнины, в Успенской соборе во время службы трижды отказывается благословить царя (см. наст. изд., т. 13).
с задержкой, волокитой;
И царь молвил... одного подобает слушати. – Пересмеивается былинное «общее место», в котором появившийся в Киевской соборной церкви богатырь (чаще Дюк Степанович) отвечает таким образом князю Владимиру (иногда Чуриле Пленковичу).
клирос, место на солее для певцов и чтецов;
старший на одном из клиросов;
полиелей, одно из песнопений утрени;
непереводимое вводное слово;
И как приходит «Пролог» чести... – Т. е. читать на шестой песни канона проложное житие св. Сергия Радонежского.
вздорное, пустое;
Пусть ослепнет тот;
церковнослужитель, в обязанности которого входит следить за соблюдением устава церковной службы;
ублажать;
и когда оповестили (колокольный звоном) о конце дневной половины суток;
...и царь пошел подслушивать. – Как и в Александровской слободе, где Иван IV устроил мрачную травестию монастыря, он берет здесь на себя одну из обязанностей игумена.
здесь: те;
веселятся, все пьяны, ссорятся; или: играют в азартную игру, все пьяны, расплачиваются щелчками по голове;
подумал о нем (царь);
«Бес-де не может... и от добра ко злу». – «Старец» цитирует по памяти фрагмент из «Богословия» Иоанна Дамаскина, известный автору повести, скорее всего, по одной из отечественных компиляций или из другого вторичного источника.
...возрев на церковь... – Из контекста следует, что речь идет о церкви Св. Троицы. Мизансцена эпизода полностью соответствует расположению построек на плане Троице-Сергиева монастыря, выполненной между 1637 и 1655 г.
«Пресвятая Троице, помилуй нас»... – Начальные слова молитвы Пресвятой Троице..
...все до конца. – Формула, означающая, что персонаж полностью произносит псалом или молитву.
И по сем прощение полное получися... – Автор разделяет распространенное среди русских людей XVII в. убеждение, что искреннее покаяние (хотя бы и единичное) обеспечивает спасение грешнику. Можно догадаться, что о полученной ими «прощении полной» старцы узнали по чувству внутреннего умиления.
И царь пошел... к столу в Александрову слободу... – Царь продолжает традициопный осенний «объезд». Приглашение им троицких монахов в Александровскую слободу не нарушает исторического правдоподобия: монахи другого, также традиционно приближенного к царской семье монастыря, Кирилло-Белозерского, посещали страшную опричную столицу по нескольку раз в году.
...а быть ему... ни в платье и ни нагу. – Использована сказочная формула «обусловленного прихода». Наиболее близкую параллель находим в сказках о детстве царя Соломона.
...близь Слободы и двора церковнаго... – В Александровской слободе второй половины XVI в. было три церкви, но после Смуты и до середины XVII в. функционировала только одна – соборная Покровская.
сетями;
на закукорках, на спине;
...веле ся оболочи... за кукорки, переменяясь. – Это исполнение «неисполнимого задания» находит аналогии в сказках о «мудрой деве» и о детстве Соломона.
с длинными черенками;
И велел за столом... в рот подавать. – «Неисполнимое задание» и его остроумное выполнение заимствованы из сказки о детстве Соломона; у украинцев встречаются также в преданиях о запорожцах в гостях у польского короля или у Екатерины II.
здесь: промолвил;
«Как-де бывает... и пирог царский». – Пародируются назидательные параллели между отношениями человека к царю и к Богу, популярные в литературе XVI–XVII вв.
трояко;
«Государь, немного... тепло, мокро и мягко». – Пожелание старца звучит двусмысленно. Ср. в романе Ф. Рабле иносказательный разговор Панурга с братом-распевом о прелестях тайных любовниц монахов.
И государь говорил... и мягкаго хлеба. – Царь милостиво предлагает наиболее пристойную разгадку иносказания «старца».