Источник

Сказания о царе Давиде

Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской и Р. Б. Тарковского

Апокрифы о Давиде – это ряд легенд о ветхозаветном пастухе и певце, ставшем царем и пророком, авторе Псалтыри. Источник их – книги Библии, и на Руси эти легенды не воспринимались как апокрифические: не вносились в «Списки отреченных книг» и даже выступали как «Предисловие, еже от Псалтыри, в начало Псалмом» в списках Псалтыри.

Но в Библии цельного рассказа о Давиде нет, эпизоды его жизни разбросаны по разным главам Первой и Второй книги Царств и с той или иной полнотой изложены в Палее Толковой, Палее Исторической и Палее Хронографической. Библейскому преданию соответствует посещение дома Иссея, отца Давида, пророком Господним, отметившим Давида елейным помазанием; служба Давида у израильско-иудейского царя Саула; врачевание Саула музыкой (1Цар. 16); единоборство с великаном Голиафом (17); женитьба Давида на дочери Саула и помыслы Саула против Давида (18 и 19); история с Вирсавией (2Цар. 11), восстание сына Давида Авессалома (15 и 17–19). Но все эпизоды апокрифа так или иначе не отвечают каноническому преданию: в Библии нет истории рождения Давида, нет никакого богатыря Вастралы, а Голиаф отнюдь не отложившийся сын Саула, и единоборство Давида с ним ведется не так и не тем оружием; Саул же погибает не от пращи Давида, а бросившись на свой меч после поражения от филистимлян. Младший же сын Давида Соломон не причастен ни к этим событиям, ни к гибели Авессалома, своего старшего брата, и многое другое.

Апокриф «Слово о Псалтыри» состоит из легенд, Библии неизвестных: первая – как ангел диктовал Давиду стихи Псалтыри; вторая – как Давид хотел наказать жаб, кваканием мешавших ему писать Псалтырь; третья – как Давид запечатал Псалтырь в ларец и бросил его в море, а через 80 лет ларец захватили рыболовные сети Соломона, и как впоследствии «наполнился мир песен псалтырных». Заканчивается эта, особенно распространенная в древнерусских рукописях, легенда параллелями с Новым Заветом: так и Христовы апостолы ловили рыб и насыщали мир истинной верой, ибо рыбы – это Новый Завет и крещение.

Легенда о Давиде и Вирсавии, рассказанная в Библии, излагается в Палеях, входит в апокрифическое «Житие Давида», но встречается и как самостоятельное произведение. На Руси известна с XIII–XIV вв.: в пергаменном списке Гадательной Псалтыри ею завершается цикл апокрифов о Давиде (РНБ, Софийское собр., № 60).

По сравнению с Библией легенда в древнерусских списках несколько сокращена – в ней нет притчи пророка Нафана об овечке (притча перенесена в «Житие Давида»), и рассказ не носил бы апокрифического характера, не будь иным в нем божье возмездие Давиду за похищение Вирсавии и убийство ее мужа. В Библии царь Давид наказан только смертью сына, рожденного ему Вирсавией (2Цар. 12, 14–18), – в апокрифе царю дано самому выбирать, какого суда он заслуживает. Правда, такой же выбор поставлен перед Давидом и в библейской истории, но в другой час и в другой ситуации: Господь карает Давида за перепись народа Израиля (2Цар. 24, 1–16), ибо, по представлениям древних, пересчитывать людей – это навлечь на них беды и смерть (см.: Фрезер Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 362–368).

Тексты апокрифов «Жития Давида», как и «Слова о Псалтыри», вероятнее всего восходят к греческим оригиналам, а до Руси дошли в южнославянских, сербских и болгарских, рукописях, самая ранняя из которых – XIV в. В научный обиход они введены в последней четверти XIX в.: «Слово о Псалтыри» впервые опубликовал И. Я. Порфирьев (Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 93–94; Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 242–243), а «Житие Давида» (вместе со «Словом о Псалтыри») – Н. А. Начов (Тиквешки рукопись // Сборник за народни умотворения, наука, книжнина. София, 1892. Кн. 8. С. 395–398) и А. И. Яцимирский (Из истории славянской письменности Молдавии и Валахии XV–XVII вв. // ПДПИ. 1906. № 162. С. 110–114).

Легенду о Давиде и Вирсавии публиковали И. Куприянов (Описание замечательной Псалтири // ЖМНП. 1855. Ч. 88, декабрь, отд. 2. С. 167) и В. Н. Перетц (Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Москву 1–12 февраля 1912 года. Киев, 1912. С. 25–26).

Этим памятникам посвящены работы: Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1873. С. 68–69; Начов Н. А. Тиквешки рукопись // Сборник за народни умотворения, наука, книжнина. Изд. Министерствата на народното просвещение. София, 1894. Кн. 10. С. 106–112; Отчет командированного за границу приват-доцента Московского университета Василия Истрина за вторую половину 1894 г. // ЖМНП. 1896. Кн. 6. С. 68–71; Истрин В. Редакции Толковой Палеи. I–V. СПб., 1907. С. 97; Яцимирский А. И. Библиографический обзор апокрифов южнославянской и русской письменности (Списки памятников). Пг., 1921. Вып. 1. Апокрифы ветхозаветные. С. 173–174, 180–185, 192–193.

В настоящем издании «Житие Давида» публикуется по той же рукописи, что и в издании Яцимирского – Библиотека РАН, 13.2.25, л. 13 об.–19, XVI в. «Слово о Псалтыри» публикуется по рукописи РНБ, Софийское собр., № 1485, л. 19 об.–20 об., XVI в. Легенда о Давиде и Вирсавии публикуется по Псалтыри XVI в., принадлежавшей митрополиту Филиппу (Колычеву), РНБ, Соловецкое собр., № 711/819, л. 1–1 об. с небольшими добавлениями из пергаменной рукописи XIV в. РНБ, Софийское собр., № 60.

* * *

ЖИТИЕ ДАВИДА

СЛОВО О ДАВИДЕ, ЦАРЕ И ПРОРОКЕ ГОСПОДНЕМ, КАК РОДИЛСЯ И КАК ВОЦАРИЛСЯ

Был Иесей человеком на редкость сильным и мужественным, в сердце своем предан Богу и служил Богу усердно. И с женою своей Иезавелью родил он 8 сыновей. И положили они совет между собою, чтобы отступиться им друг от друга и больше не сочетаться в плотском союзе. И Иезавель призвала слугу, которого держал Иесей в милости, по имени Андрей, и сказала ему: «Если будешь хранить господина своего усердно, дам тебе богатые подарки, а если он потребует женщину, извести меня, не скрой этого от меня ни в коем случае». Андрей обещал: «Да будет по слову твоему».

И так держали свой обет Иесей и Иезавель 12 лет. Но в один из дней сказал Иесей рабу своему Андрею: «Найди мне женщину, ибо хочет сердце мое женщину». Ответил Андрей: «Господин, знаю я красивую женщину, но она далеко отсюда»; не был Иесей в это время в доме своем, а на селе, далеко от дома. И сказал ему: «Иди, приведи мне ее». И дал ему золото. Он же пошел к Иезавели, госпоже своей, и поведал ей все. Она же пришла ночью, и совокупился с ней Иесей, не узнав жены своей.

И тогда зачала она младенца, и родила, и дала имя ему Давид, по-еврейски – украден. И не узнал Иесей об этом, и в тайне воспитала его. Когда минуло Давиду шесть лет, отвела его к овцам и передала овечьим пастухам. А кто он родом, не ведал никто. И вырос он кротким и смиренным и разумом своим постиг игру на всяких инструментах – на тимпанах, на органах, и научился всем песням. И когда принимался он играть, овцы и волы, и все животные скакали.

И послал Господь пророка своего, чтобы возлил елей на главу Давида в знак того, что воцарится род Авраама. Пророк Дафан пришел в дом Иесея и сказал ему: «Приведи сыновей своих, и я отмечу их печатью». Иесей привел 8 сыновей своих. Пророк Дафан сказал: «Нет здесь сына твоего, которого требует Господь». Иесей взмолился: «Господин, нет у меня других детей, только эти». Пророк стоял на своем, Иесей был в отчаянии. Жена же его, Иезавель, придя, открыла мужу своему Иесею правду и сказала: «Он сын наш, но не смела поведать тебе, боясь, что ты примешь слова мои за обман». И приказал Иесей привести Давида. Когда увидел пророк Давида, возликовал. И вылил елей на главу его, и дал ему печать. И сказал ему: «Благословит тебя Господь и благословенно будет имя твое, и не погибнешь во веки. Племя твое воздвигнет престол херувимам, а дочь твоя будет выше херувимов». Иесей же удивился, услышав, и сказал: «Откуда он возьмет это величие? Он научен только пасти овец». С тем и удалился пророк.

Саул же царь царствовал в этой земле и властвовал над всеми живущими. Но проник дух бесовский в Саула и мучил его, и не давал ему спать, и не было у него ни минуты покоя. И один человек поведал Саулу и рассказал: «Есть житель в Мадиамской земле по имени Иесей и имеет он овечьего пастуха – великого музыканта, дивно играющего на свирели; и скоты, и вся природа танцует, когда начнет он играть. Может и тебе это на пользу будет». Тогда Саул послал и призвал Давида. Когда заиграл Давид, дух нечистый угомонился в Сауле на три дня. Когда же ушел Давид, снова дьявол стал мучить его. И замыслил Саул дать дочь свою Давиду в жены, чтобы тот всегда играл и избавлял Саула от духа бесовского.

В то время отступился Голиаф от отца своего Саула царя и, соединившись с халдеянами, захватил всю земля Саулову, ибо мать Голиафа была халдеянкой. И пришел на отца своего Саула к Иерусалиму. И сказал Саул Давиду: «Почему не скорбит сердце твое об этом? Ты же видишь, что отвергся сын мой от меня из-за тебя, и захватил всю землю мою, а ныне хочет Иерусалим взять. Ты же, Давид, что не спешишь?»

Наутро осадил Голиаф Иерусалим. Давид облачился в три доспеха, и подперся двумя копьями, и прыгнул на 30 локтей. И люди, видевшие это, изумились. И вышел Давид против Голиафова войска. Саул же не любил Голиафа, и указали ему на Давида как на того, кто погубит его. Когда увидел Давида Голиаф, с яростью пустил на него своего коня. Давид же творил молитву: «Боже праведный и светлый, и достойный». Конь Голиафа споткнулся, и меч Голиафа вонзился в сердце его. Давид же извлек этот меч и отсек Голиафу голову. И возвратился к царю Саулу.

И тогда покинул дух нечистый Саула, и замыслил он погубить Давида, и призвал одного богатыря из земли халдейской по имени Вастрала, чтобы тот убил Давида, а за это дадут за него жену Давида. И пришел Вастрала наутро в богатых нарядах (к Саулу), готовый обезглавить Давида и получить жену Давидову.

А на ложе горевала жена Давида. Давид спросил: «Почему ты так печальна, как никогда?» Она же отвечала: «О, если бы ты ведал, какой злой заговор составлен против тебя!» Давид сказал: «Почему не предупредила меня?» И она рассказала ему все. И сказал ей: «Правда ли то, в чем ты уверяешь меня?» Она сказала: «Свидетель мне сотворивший небо и землю, не приму я иного мужа».

Давид взял одного слугу и скрылся тайком, и спрятался в пещере, называемой Мухли. И пробыл там 7 месяцев, непрестанно повторяя: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Царь же Саул жаждал обезглавить его и послал по всей земле искать его. И обыскали горы и пещеры, и болота – и не нашли. Приходили и к той пещере, где скрывался Давид, но, увидев пещеру, заросшую паутиной, удалились. Жена его облачилась во власяницу и, припав к земле, плакала.

И явился ангел Господень Давиду и сказал ему: «Выйди и стань на месте, называемом Сухий, и будет там Господь с тобою». Вышел Давид, одержимый страхом великим, и стал на месте, где велел ему Господь, и творил молитву: «Боже, святой владыко, небесный царь, взгляни ныне с высоты безмерной своей». И видели все люди Давида и единогласно приветствовали его. Саул же слышал это и, рассвирепев, вскочил на коня и погнал его на Давида. Тот взял камень и вложил в пращу, и, обратившись к небу, помолился и метнул, и попал Саулу в око. И пал царь. Давид извлек меч его и убил его. И прославился.

И сел царем на престоле Саула. И родил с женою своею Авессалома Красноглава. И умерла жена Давида. И после того стал он кровожаден и немилостив, блудник и душегубец. Был некто муж справедливый и знатный по имени Урия. Имел он красивую жену. И Давид возжелал ее. Она же не хотела, ибо была верна Богу и мужу своему. Давид послал Урию на битву, чтобы погубить его. И убили его.

И разгневался за то Бог, и послал ангела и пророка Дафана, чтобы обличил его пророк, а если он не покается, чтобы убил его ангел безжалостно. И предстал пророк пред Давидом, говоря: «Рассуди меня, господин, судом своим». Царь промолвил: «Говори, что у тебя». Сказал пророк: «Один человек имел двести девять овец, я же имел одну. Он погубил меня и смерти предал, и овцу мою взял, а потом и Соломона она ему родила». Давид сказал: «Воистину, такой человек достоин лютой смерти». Пророк сказал: «Это ты и есть». Давид пал ниц и, оглядевшись, увидел ангела в образе воина, держащего меч, и взмолился: «Помилуй меня, Боже, по великой милости твоей». И на Соломона показав, промолвил: «Грех мой всегда предо мною». И тогда отвел ангел меч от него.

Сын же его первенец Авессалом возмужал и отрекся от отца своего и все вельможи с ним, и захватил все земли и города. И, войдя, затворился Давид на три года, великое зло терпя от сына своего Авессалома, сухие кости грыз и кожи варил. Авессалом просил Соломона, говоря: «Дай мне войско, а ты сядешь на престоле и будешь царь вселенной». Давид не знал, что делать. И спросил его Соломон, говоря: «Поведай мне, отец, каким оружием владел ты с юности?» Давид сказал: «О сын, никакого оружия не знаю, только пращу ручную». Соломон воскликнул: «Отец, отец, это истинно твое оружие, с ним победил ты Голиафа и Саула, страшного царя. Этим оружием добыл ты царство. И вновь ныне умоли Бога, которого призывал прежде, да спасет тебя и теперь».

Давид взял три камня и вложил в пращу с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и метнул в войско, и сломал Господь войско и поразил невидимо. И сокрушилось войско. Тогда погнали двое десять тысяч, один – тысячу. Бегущему Авессалому взметнул ветер волосы его, и зацепился он за ветвь, и повис. Настигнув, Соломон отсек ему голову и принес Давиду. Давид же, увидев, разрыдался. Соломон спросил: «Отец, что плачешь, не помнишь ли, сколько зла сотворил он тебе?» Давид ответил: «О сын, оплакиваю я рожденного мной, ибо был он сыном хорошей жены».

Богу нашему слава во веки. Аминь.

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ

СЛОВО О ПСАЛТЫРИ, КАК НАПИСАНА БЫЛА ДАВИДОМ ЦАРЕМ

Когда клялся Давид Господу, то обещал Богу Иакова, что если воцарится он, то постарается найти святилище Господу. И сел писать Псалтырь. И не ведал, откуда бралась мысль, как бы от ангела было то, что пишет.

Один вельможа по имени Виор хотел наедине говорить с царем, царь же велел ему: «Приди в ночь эту и поведай мне, что хотел сказать». Виор же пришел по слову царя ночью и увидел юношу, на ухо шепчущего царю. И не предстал Виор пред царем, и вышел вон из полаты царевой. А наутро, когда он пришел, спросил его царь: «Что не явился сказать мне свою тайну? Но приди снова вечером и расскажи мне». И вновь пришел Виор вечером и увидел юношу светлого, ярче солнца, на ухо царю говорящего. И снова удалился. И наутро пришел к царю. Царь же с гневом сказал ему: «Почему не пришел, как велел я тебе?» И Виор ответил: «Господин мой, царь, трижды приходил я и ни разу не застал тебя одного». И вновь царь расспрашивал его и приказал: «Приди вечером».

И когда пришел Виор вечером к царю, спросил его царь: «Здесь ли человек, которого видел ты раньше?» И ответил ему Виор: «Господин царь, вид лица его, как огонь». И понял царь, что ангел Господень подсказывает ему мысль и лад для сочинения псалтырных стихов.

Есть близ дворца царева болотце, недалеко от тайной полаты царевой. И жабы испускали вопли, когда он писал. Повелел Давид слугам своим разогнать жаб горящей соломой, чтобы не кричали. И вдруг увидел Давид однажды ночью огромную жабу, распластавшуюся на писании его. Он же сбросил ее. И снова увидел ее во второй раз. И задумался он над своим писанием, и почудилось Давиду, что это великое дьявольское наваждение. Но и в третий раз нашел он ее на писании. И сказал Давид: «Истребляю тебя, дьявол, за то, что зло делаешь мне». Тогда сказала жаба: «Не дам я тебе Бога славить, как и ты мне не даешь».

Тогда повелел царь Давид отозвать слуг от болотца того, чтобы зла не делали жабам тем. И тотчас заголосили все жабы. Тогда Давид изрек: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Написал же псалмов Давид в Псалтыри всего 300 и 60 и 5. И потом царь Давид соорудил ларчик малый и Псалтырь, запечатав, вложил в ларчик и, залив оловом, бросил в море по своему замыслу и сказал: «Если истинно слово мое, и составление Псалтыри угодно Богу, то выйдет из моря этот ларчик и писание, хранящееся в нем».

И пребывала Псалтырь в море 80 лет. И после смерти Давида забросил Соломон сеть в море и нашел в сети ларчик оловянный. И распечатал его Соломон и обрел в Псалтыри Давида, отца своего, записанными псалмов только 100 и 50 и 3. И те проповедал миру и положил их в соборной церкви, где теперь славят вышнего Бога.

Но через много лет из-за частого пленения Иерусалима растерялись псалмы и песни, Давидом сочиненные. И вновь Ездра пророк разыскал и собрал 150 псалмов, но расположил их не по порядку, не как при Давиде были написаны. И наполнился мир песнями Псалтыри.

Так и Господь наш Иисус Христос незадолго до наших лет в том же месте повелел своим ученикам забросить сеть в море и выловил рыб 100 и 50 и 3. Как Давид и Соломон наполнили мир псалтырным учением, так и апостолы насытили мир божеством и истинной верой. Рыбы – Новый Завет и крещение Господне во имя Христа Иисуса Господа нашего, ему же слава всегда и ныне.

ЛЕГЕНДА О ДАВИДЕ И ВИРСАВИИ

Давид, царь великий, характером от рождения был незлобив и прост, и кроток, любил и почитал Сауловых детей.

И в то время, когда стоял он на палатах, увидел жену Урии, купающуюся в саду своем, и велел ее привести к себе, и сотворил с ней прелюбодеяние. А мужа ее, Урию, послал против неприятелей и повелел в сражении убить его.

Нафан же пророк знал, когда замыслил Давид прелюбодеяние и убийство совершить, и предсказал, что умрет рожденный младенец. И тот умер, но родился Соломон от Вирсавии, жены Урии.

И за то преступление послал Бог Нафана пророка к Давиду сказать: «Так говорит Господь, избери себе одно из трех – либо сотворю я трехлетний голод в земле твоей, либо три месяца будешь бегать от врагов своих, или три дня будет господствовать смерть в земле твоей». Тогда Давид, вздохнул, опечаленный до глубины души своей, и сказал: «Лучше мне оказаться во власти Бога живого, ибо велики щедроты его, нежели во власти людской». И избрал Давид смерть.

И настал день гибели. Наслал Господь смерть на Израиль, с утра до обеда умерло людей 70 000. И простер ангел Божий руку к Иерусалиму, чтобы погубить живущих в нем. И взмолился Давид к Господу Богу, когда увидел ангела, губящего народ, и сказал: «Это, Господи, я согрешил, я, пастырь, зло сотворил, а они, овцы, какое зло сделали? Пусть будет, Господи, на мне гнев твой, на рабе твоем в доме отца моего». И смилостивился Спаситель, приказал ангелу: «Останови руку твою».

Давид покаялся в грехе своем и воздвиг жертвенник Господу. И добродетельно пожив, угодил Богу и, помолившись, уснул блаженным сном, перешел в вечную жизнь, пожив в старости достойно.

* * *

СЛОВО О ДАВИДѢ, ЦАРИ И ПРОРОЦѢ ГОСПОДНИ, КАКО РОДИСЯ И КАКО ВЪЦАРИСЯ

Бѣше Иесей181 мужъ силенъ и крѣпокъ зѣло, въ сердци своемъ Бога дръжаше и Богу служааше зѣло. И съ женоя своея Езавелю182 имѣху 8 сыновъ183 своих. И съвѣтоваста между собою, еже отрещися и не смѣситися похотия плътскоя. И Езавела възятъ отрока, егоже имѣше Иесей въ милости, имя ему Андрей, и глагола ему: «Аще съхраниши господина своего добрѣ, дамъ тебѣ имѣниа многа, и аще възтрѣбуетъ жену, възвѣсти мнѣ, никакоже не съкрый от мене». Андрей рече съ обѣщанием: «Буди по глаголу твоему».

И тако съблюдоста ся Иесей и Завела 12 лѣт. Въ един же день рече Иесей къ рабу своему Андреу: «Обрящи жену, хощетъ бо сердце мое жену». Рече Андрей: «Господине, знаю жену добру далече»; не бѣ бо въ дому своем Иесей, ну на селѣ далече от дома своего. И рече ему: «Шед, приведи ми ю». И дасть ему злато. Он же иде къ Езавелѣ, госпожи своей, и повѣда ей. Она же прииде нощия, и примѣсися Иесей къ ней, и не позна то есть жена его.

И ту зачят отрочя, и роди, и нарече имя ему Давидъ, еврейскы – украденъ.184 И не увѣдѣ Иесей о томъ, и въ тайнѣ въсхрани его. Егда бысть въ шестое лѣто, проводи его къ овцам и прѣдасть его пастыремъ овчиимъ. О немъ не вѣдѣше никто. И възрасте кротокъ и смѣренъ и от ума своего изьучи въсѣку свирня, и тюмбаны, и органы, и въся пъсни. И егда хотѣше свирити, овця и волове, и въси скоти играаху.185

И посла Господь пророка своего, да възлиаетъ елей на главу его, яко въцарится сѣмя Авраамле.186 Пророкъ Дафанъ187 прииде в дом Иесеовь и рече ему: «Приведи сыны своя, да имъ дамъ сврагиду». Иесей приведе 8 сыновъ своих. Пророкъ Дафанъ рече: «Нѣсть зде сынъ твой, егоже трѣбуетъ Господь». Иесей рече: «Господи, не имамъ иных чяд, тъкмо толико». Пророк велико глаголааше, Иесей скръбѣше зѣло. Жена же его Езевела пришед, повѣда мужу своему Иесею и рече: «Тъй есть сынъ наш, ну не смѣх повѣдати ти, да не приложиши рѣчи лукавныя». И посла Иесей привести Давида. Егда видѣ пророкъ Давида, възрадовася зѣло. И възлиа елей на главу его, и дасть ему сврагиду. И рече ему: «Благословит тя Господь и благословено будет имя твое, и не погыбнеши въ вѣкы. От плода твоего прѣстолъ херувимом сътворится и дщи твоа честнѣйшиа херувимъ будетъ».188 Иесей же чюждаашеся слышущи и глаголааше: «Где того добро обрящет? Онъ пастырству училъ ся есть». И тако отиде пророкъ.

Саул189 же царь царствовааше въ сея землея и обладааше въся тварь. И въниде духъ нечистый въ Саулѣ, и пакости творѣше ему, и не давааше ему спати, ниже имѣше покоа въсегда. И нѣкый человѣкъ повѣда Саулу и рече: «Есть человѣкъ в Мадиамской земли190 именемъ Иесей и имат въ овцах пастъвника, и великы свирня, и пищали прѣчюдны творитъ, и скоты и въся вещи играят, егда начнет свирити. Егда како и тебѣ что на ползу будет». Тогда Саулъ посла и призва Давида. Егда удари въ свирня, дух нечистый утихну в Саули за три днии. Егда отидѣше Давидъ, пакы диавол творѣше пакости ему. И съвѣща Саулъ, да дасть дъщерь свою Давиду жену,191 яко да въсегда свирить и покоить Саула от духа нечистаго.

И тогда отвръжеся Голиафъ192 от отца своего Саула царѣ и възятъ халдеяны193 и прѣят въся земля Саулову, понеже бѣ мати Голиафова халдеанка. И прииде на отца своего Саула въ Иерусалимъ.194 И рече Саулъ Давиду: «Почто не ръпщетъ сердце твое о семъ? Видиши ли како отвръжеся сынъ мой от мене тебе ради, и прѣят въся земля моя, и нинѣ хощет Иерусалимъ прѣяти. Ты, Давиде, что не спѣеши?»

Наутрѣе прииде Голиафъ прѣд Иерусалимъ. Давидъ облѣче трое оружие на себе и подпръся двѣма копиама, и скочи 30 лакти.195 И видѣвше людие дивишася. И изыде же на Голиафова. Саулови же не любѣщу Голиафа и повѣдашя ему Давида, яко да погубит его. Егда видѣ Давыда Голиафъ, напусти конь свой сверѣпо. Давидъ же молитву творѣше сице: «Боже праведный, и свѣтлый, и хвалный». Голиафу конь прѣвръжеся и оружие его въниде въ сердце его. Давидъ же извлѣче мечь его и отсѣче ему главу. И възвратися къ Саулу царю.

И тако отиде духъ нечистый от Саулѣ, и умысли погубити Давида, и приведе единого вельмужа от земля халдейскуя, имя ему Вастрала,196 яко да погубит Давида, и да дадят ему жену Давидову. И прииде Вастрала прѣукрашенъ наутриа, хотѣху усѣкнути его и жену его дати Вастралѣ.

И на ложи жена его скръбѣше. Давидъ рече: «Почто тако скръбна еси, яко никогдаже?» Она же рече: «О, аще бы вѣдѣлъ, каковъ злъй съвѣтъ о тебѣ есть!» Давидъ рече: «Почто не извѣсти мнѣ?» Она же повѣда ему. И рече къ ней: «Может ли быти вѣра твоа права къ мнѣ?» Она рече: «Тако ми сътворшаго небо и земля, не познаю иного мужа».197

Давидъ възя едино отрочя и украдеся, и въниде въ пещеру, нарицаемуя Мухли.198 И прѣбысть ту 7 месяцъ и ту глаголаше: «Помѣни, Господи, Давида и въся кротость его».199 Царь же Саулъ ищѣше усѣкнути его и пусти по въсей земли искати его. И обыскаху горы и врътепы, и ломие, и не обрѣтошя. И приходѣху прѣд пещеру, идеже лежаше Давидъ, и видѣху пещеру с паучину зарослу, и отвращахуся. Жена его облѣчеся въ власѣны руты и къ земли приникши плачаше.

И явися аггелъ Господень Давиду и рече ему: «Изыди и стани на мѣстѣ рекомѣмъ Сухий, и ту есть Господь с тобою». Изыде Давидъ съ страхом велицѣм и ста на мѣстѣ, идеже рече ему Господь, и молитву творѣше: «Боже, святый владыко, небесный царю, призри нынѣ съ высоты безмѣрныя своя». И видѣху въси людие Давида, единогласно въпиаху. Саулъ же слыша и сверѣпующи въсѣде на конь и погна на Давида. Онъ възя камень и положи въ пращу, и възрѣвъ на небо помолися, и връже, и удари Саула въ око.200 И паде царь. Давидъ извлѣкъ мечь его и усѣкну и. И въниде въ славу.

И бысть царь на прѣстолѣ Сауловѣ. И роди съ женою своею Авесалома Красноглава.201 И прѣставися жена его. И потомъ бысть кръвавъ и немилостив, и блудникъ, душегубецъ. Бѣше же нѣкто муж праведен и великъ, имя ему Уриа. Имѣше жену велелѣпну. И блазнѣшеся Давидъ о ней. Она же не хотѣше, бѣше бо вѣрна Богу и мужу своему. Давидъ посла Уриа на рать, яко да погубят его. И убишу и́.

И прогнѣвася о том Богъ, и посла аггела и пророка Дафана, яко да обличит его пророкъ, и аще не покается, да убиетъ его аггелъ немилостивно. И прииде пророкъ прѣд Давида глаголя: «Суди мнѣ, господи, судъ». Царь рече: «Глаголи, еже имаши». Рече пророкъ: «Нѣкый человѣкъ имѣше 209 овецъ, аз же имѣх едину. Он уби мене и съмерти прѣдаст, и овцу мою възятъ, бѣ бо и Соломона от нея родилъ». Давидъ рече: «Въ истину тъй человѣкъ повиненъ есть лютой съмръти». Пророк рече: «То еси ты». Давидъ паде ницъ и озрѣвся видѣ аггела, яко ратника мечь дръжяща, и възъпи рече: «Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей».202 И Соломона203 показуя рече: «Грѣхъ мой прѣд мною есть выну».204 И тако отъятъ аггелъ мечь от него.

Сынъ же его пръвѣнецъ Авесалом възрасте и отвръжеся его и въси болѣре и прѣятъ въся хоры и градовы. И въшед Давидъ затворися за 3 лѣта, и велика зла тръпѣше от сына своего Авесалома, сухы кости гризѣше и усмы варяще. Авесаломъ просѣше Соломона глаголя: «Даждь ми копела, а ты сѣди на столѣ и буди царь въселенѣй».205 Давидъ не имѣ, что сътворити. И въпроси его Соломон глаголя: «Повѣждь ми, отче, кое оружие изъучилъ еси изъмлада?» Давидъ рече: «О сыну, никое оружие не знаю, тъкмо пращу ручнуя». Соломон рече: «Отче, отче, то оружие твое, съ ним побѣдилъ еси Голиафа и Саула, страшнаго царѣ. Тѣм оружием ты въниде въ царство. И пакы нынѣ помоли Бога, егоже еси призвалъ прѣжде, егда како избавит тя и нынѣ».

Давидъ же възят 3 камикы и въложи въ пращу и рече: «Въ имя Отца и Сына и Святаго Духа» и връже въ войско, и трѣщи Господь войску и порази невидимо. И разбися войско. Тогда погнашу два тъму, единъ тысящу. Бѣжущу Авесалому, въздвиже вѣтръ косу его и заятся за черѣшу, и повисну. Пришед Соломонъ и отсѣче ему главу, и принесе Давиду. Давидъ же видѣвъ въсплакася. Соломонъ рече: «Отче, что плачеши, не вѣси ли, колико зла сътвори тебѣ?» Давидъ рече: «О сыну плачя рождение мое, понеже бѣ рождение добры жены».206

Богу нашему слава въ вѣкы. Аминь.

СЛОВО О ПСАЛТЬРИ, КАКО НАПИСАСЯ ДАВИДОМЪ ЦАРЕМЪ

Яко клятся Давидъ Господеви обѣщася Богу Ияковлю,207 да егда въцарися Давидъ и взыска обрѣсти мѣсто Господеви.208 И сѣде писати Псалтырь. И не вѣдаше, откуду есть разумъ, яко от аггела бысть и что пишетъ.

Единъ велможа именем Виоръ хотяше втайнѣ царю глаголати, царь же рече ему: «Прииди в нощь сию и исповѣждь ми, еже ти глаголати». Виор же прииде по глаголу цареву в нощь и видѣ юношю въ ухо шепчюще ко царю. И не явися Виоръ царю и изыде вонъ ис полаты царевы. И заутра прииде, и рече ему царь: «Почто не прииде тай исповедати ми? Но прииди паки в вечеръ и исповѣждь ми». И пакы прииде Виоръ в вечеръ и видѣ юношу велми свѣтла паче солнца въ ухо ему глаголюща. И паки възвратися. И на утрие прииде ко царю. Царь же з гнѣвомъ рече ему: «Почто не прииде, яко же азъ рѣх тебѣ?» И Виоръ рече: «Господи мой царю, 3-ж приидох, и не едною обрѣтох тя въ единствѣ». И пакы еще царь искушаше глаголъ его и рече ему: «Прииди в вечер».

И егда прииде Виоръ в вечеръ къ царю, и вопроси его царь: «Есть ли человѣкъ, якоже еси его видѣлъ всегда?» И рече ему Виоръ: «Господи царю, зракъ лица его, яко огнянъ». И поразумѣ царь, яко аггелъ Господень кажеть ему смыслъ и разумъ писати псалтырное сложение.

Есть близ двора царева блато при тайници царевы. И жабы кричяху гласы, егда писаше. Повелѣ отроком своим и забавиша жабам и съждами и сламами,209 яко да не кричят. И абие видѣ Давидъ во едину нощь жабу велику распалающися на писанию его. Онъ же отверже ю. И паки видѣ второе. И поразуми ему писание, и почюдися Давидъ великому вражью навождению. И паки третие обрѣте ю на писании. И рече Давидъ: «Упражняю тя, дияволе, и что пакости дѣеши ми». Тогда рече жаба: «Или не дам аз тебѣ Бога славити, якоже ни ты мнѣ даваеши».

Тогда повеле царь Давидъ отъяти отроки от блата того, яко да пакости не творят жабам тѣмъ. И абие вси проглаголаша жабы. Тогда Давидъ рече: «Всяко дыхание да хвалить Господа».210

Списа же псалмовъ Давыд въ Псалтыри всѣх 300 и 60 и 5. И пакы царь Давыд устрои ковчежець малъ и Псалтырь запечатав и вложи в ковчежець и, заливъ оловом, и вверже в море по своей мудрости, и рече: «Аще есть слово се право мое составление псалтырное пред Богомъ, да изыдет из моря сий ковчежец и писанное в нем».

И бысть Псалтырь в море 80 лѣт. И по смерти Давыдовѣ ввержет Соломон мрежу въ морѣ и обрѣте мрежах ковчежец оловянъ. И распечята Соломонъ и обрѣте Псалтыри Давида, отца своего, списание псалмов токмо 100 и 50 и 3.211 И тѣхъ проповѣда мирови и положиша и́ в соборнѣ церкви, иже ю славит вышняго Бога.

И по лѣтех мнозѣх частаго ради распленения Иерусалимскаго212 истеряша псалмы и пѣсни Давида списания. И пакы Ездра213 пророкъ изыска и собра псалмов 150 и положи их не по ряду, не яко при Давидѣ были списаны. И наполнися миръ пѣсней псалтырних.

Тако и Господь нашь Исусъ Христосъ в послѣдняа лѣта преж сих времен в томъ же мѣсте в морѣ повеле воврещи мрежю своим учеником и ятъ рыбъ 100 и 50 и 3.214 Якоже Давидъ и Соломонъ наполниша весь миръ псалтырным учением, тако и апостоли исполниша миръ божества и правыя вѣры. Рыбы бяху Новы завѣтъ и крещение Господне о Христе Исусе, Господѣ нашемъ, емуже слава всегда и нынѣ.

Давидъ, царь великый, от естества родом бяше незлобивъ и простъ, и кротокъ, милуя и почиташе Сауловы дѣти.215

И когда стоаше на полатах, внегда узрѣ жену Уриину, мыющуся въ виноградѣ своем, и повелѣ ю привести к себѣ, и сотвори с нею прелюбодѣйство. А мужа ея, Урию, посла противу ратных и повелѣ в полку убити его.216

Нафанъ217 же пророкъ рече, егда хотяше Давидъ прелюбодѣйство и убийство творити, прорекъ бяше, глаголя, яко хощет умрети рожденный отрокъ.218 Тому же умершу, родися Соломонъ от Вирсавии, жены Уриины.

И за то преступление посла Богъ Нафана пророка къ Давиду,219 глаголя: «Тако глаголеть Господь, избери себѣ от троего едино: любо 3 лѣта гладъ створю в земли твоей, или 3 месяца бѣгати пред врагы твоими, или 3 дни смерть створю в земли твоей». Тогда Давидъ въздохнувъ из глубины душа своеа и рече: «Лучши ми есть впасти в руцѣ Бога жива, яко многы щедроты его, нежели впасти в руцѣ человеческыа». Избра же Давидъ смерть.

И день исплънися жатвеный. Сътвори Господь смерть въ Израили, от утра до обѣда умре людий 70 000. И простре аггелъ Божий руку на Иерусалимъ, да погубит сущаа в нем. И рече Давидъ къ Господу Богу, егда видѣ аггела погубляюща народъ, и рече: «Се, Господи, аз съгрѣших, азъ, пастырь, зло створих, а си, овца, что зло створиша? Да будет, Господи, на мнѣ рука твоа, на рабѣ твоем в дому отца моего». И умилосердивъся Спасъ, рече къ аггелу: «Устави руку твою».220

Давидъ покаявся о грѣсѣ своем и созда жрътвеникъ Господеви. И добрѣ поживъ, угодн Богу и, помолився, успе блаженым сном, преиде въ вѣчный животъ, поживе въ старости добрѣ.

Близость слов «копела» и «копила» сербскому и болгарскому «копиле» – внебрачный ребенок, не дает ключа к переводу, т. к. не соответствует контексту апокрифа: непонятно, почему Авессалом хотел получить внебрачных детей в обмен на трон (кстати, в Библии сказано, что Авессалом не имел сына – 2Цар. 18:18). Видеть в этом намек на эпизод, читающийся в Библии и в древнерусских Палеях, где говорится, что Авессалом захватил в Иерусалиме гарем отца, оставленный убежавшим Давидом, было бы большой натяжкой, тем более, что автор апокрифа, может быть намеренно, исключил его из рассказа – у него Давид не бежал из Иерусалима, а сидел в городе в осаде три года.

* * *

181

Иесей. – Отец Давида жил в Вифлееме (1Цар. 16, 1–3). В христианском искусстве корень Иессея изображается в виде лежащего на земле Иессея, из груди которого растет высокое древо. На его ветвях сидят цари из рода Иессея, а на вершине – Богородица с младенцем Иисусом («И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» Ис. 11, 1–2).

182

Езавель. – В библейском рассказе мать Давида по имени не названа.

183

...8 сыновъ... – Согласно Библии, Иессей имел восемь сыновей, включая и Давида и двух дочерей (1Цар. 16, 10:11).

184

...и нарече имя ему Давидъ, еврейскы – украденъ. – Давид (1055–1015 гг. до н. э.), царь Израиля, преемник царя Саула, объединивший еврейские племена и образовавший в Палестине единое государство. Успешно воевал с филистимлянами; уделял много внимания строительству и торговле. По мнению востоковедов, его имя означает «вождь», «царь» (Струве В. В. История древнего Востока. [Л.,] 1941. С. 286–287). По мнению других, имя Давид переводится как «любимый» (Чудинов А. И. Словарь иностранных слов. СПб., 1902. С. 230).

185

И егда хотѣше свирити, овця и волове, и въси скоти играаху. – В другом варианте «Жития Давида» эта сцена представлена еще более яркими деталями: когда Давид играл на гуслях, овцы переставали есть, слушая его; если в это время на стадо нападал лев или медведь, Давид убивал их голыми руками (Описание рукописей Соловецкого монастыря. Казань, 1881. Ч. 1. С. 135).

186

...яко въцарится сѣмя Авраамле. – Авраам, герой целого ряда библейских легенд, патриарх, родоначальник еврейского народа, фигурирующий в Пятикнижии. Бог, являясь Аврааму, заключил с ним договор, обещая за его покорность умножить его потомство, «как песок морской и как звезды на небе».

187

Дафанъ. – Пророк, современник Давида, обличавший его в грехе прелюбодеяния с Вирсавией притчей об овечке, отнятой богачом у бедняка (2Цар. 12, 1–7). В Библии и других списках апокрифа его имя читается Нафан. Возможно, в издаваемом списке это имя спутано с другим библейским персонажем, связанным с Моисеем и Аароном.

188

...и дщи твоа честнѣйшиа херувимъ будетъ. – Речь идет о Богородице, предком которой был Давид. В сентябрьской Минее 1096 г. о ней сказано: «Богородице пречьстъная, иже херовима и серафима бысть привышьши».

189

Саул – первый израильский царь, избранный в XI в. до н. э., во время борьбы с филистимлянами, основавший первое государство в Палестине. Но неудачная война с филистимлянами привела к гибели и его, и его сына (1 Цар.).

190

Мадиамская земля – упоминается в Библии (Быт. 37, 25–28, 36; Исх. 2:15). Считается, что находилась она в Аравии (Иудифь. 2, 25, 26; 3Цар. 11, 18 и др.) (Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1881. Т. 2. С. 520–522). Не ясно, почему Иессей и Давид, жители Вифлеема, названы в этом месте обитателями Мадиамской земли.

191

...дъщерь свою Давиду жену... – В Библии дочь Саула, данная Давиду в жены, звалась Мелхола (1Цар. 18, 20:27).

192

Голиафъ – филистимлянин, богатырь, которого убил на поединке Давид, метнув камень из пращи, после чего отсек ему голову мечом (1Цар. 17). Поединок Давида с Голиафом неоднократно изображен в памятниках – в живописи и ваянии, например знаменитая статуя Микеланджело, изображающая Давида с пращой.

193

Халдеаны – халдеи, название семитской народности, жившей к югу от Вавилонии при Персидском заливе. Халдеей в древности называли гористую часть Месопотамии, лежащую между Арменией и Ассирией к югу от озера Ван. Античный писатель Ксенофонт отождествлял халдеев с курдами, а Вавилонию называл Халдейской землей. Халдеи, по свидетельству Библии, воевали с израильтянами (4Цар. 24, 2; Солярский. Опыт. СПб., 1884. Т. 4. С. 300–303).

194

Иерусалимъ – центральный город Палестины, возникший как крепость во 2-м тыс. до н. э. Столицей Израильского государства он стал только при Давиде, завоевавшем город. Первые семь лет царствования Давида столицей его был Хеврон. Скорее всего, упоминание Иерусалима как главного города Саула является анахронизмом.

195

...лакти... – Локоть – мера длины, соответствующая приблизительно длине локтевой кости. Применялась в античности, средневековье и Древней Руси. Длина локтя значительно колебалась в разные времена и в разных местностях.

196

Вастрала. – В Библии персонажа с таким именем нет.

197

...и да дадят ему жену Давидову ... не познаю иного мужа». – Этого сюжета в Библии нет, хотя жену Давида Мелхолу Саул отдал в жены другому: «Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима» (1Цар. 25:44).

198

...в пещеру ... Мухли. – Пещера, в которой скрывался Давид от Саула, названа в Библии Одолламской (1Цар. 22:1).

199

«Помѣни, Господи, Давида и въся кротость его». – Псалтырь: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131:1).

200

Онъ възя камень и положи в пращу ... и удари Саула въ око. – Камнем из пращи был убит Давидом филистимлянин Голиаф, Саул же погиб, бросившись на свой меч (1Цар. 31, 1–6). В апокрифе эти обстоятельства поменялись местами.

201

Авесалом Красноглав – Авессалом (евр. – отец мира), согласно Библии, не был первенцем Давида, он был третьим сыном, матерью его была Мааха, дочь Гессурского царя (2Цар. 3:3). Однако в древнерусских источниках он действительно назван первенцем Давида (см., например: Книга бытия небеси и земли (Палея историческая). Труд А. Попова. М., 1881. С. 163). Его прозвище Красноглав соответствует Библии, по описанию которой он был очень красив и имел густые волосы, сыгравшие роковую роль при его бегстве с поля боя (2Цар. 14, 25:26).

202

Бѣше же нѣкто муж праведен и великъ, имя ему Урия ... «Помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей». – История Давида и Вирсавии и обличение его пророком Нафаном (в апокрифе Дафаном) изложены в Библии (2Цар. 11, 2–17 и 12, 1–7). Древнерусский читатель мог найти этот сюжет в Палеях, Толковой и Исторической (Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1896. Т. 2. С. 381–386, 405–407; Книга бытия небеси и земли (Палея историческая), С. 160–163). Однако в апокрифе иносказательная библейская притча изложена буквально и объединена с ее толкованием (пророк говорит «уби мене», «Соломона от нея родил» – имеется в виду Вирсавия).

203

Соломон – царь, младший сын Давида от Вирсавии (около 950–933 гг. до н. э.). Убив своего старшего брата, захватил власть. Объединил царства Израиля и Иудеи. Предпринимал обширные строительные работы; при нем построены храм бога Ягве и царский дворец. Развиваются торговые отношения с Египтом и Финикией; владения государства расширяются на юг. Библия называет его самым мудрым царем Палестины. Он считается автором книги Песни песней, Притчей и некоторых Псалмов, вошедших в состав Ветхого Завета.

204

«Грѣх мой прѣд мною есть выну». – Псалтырь: «И грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5).

205

Авесалом просѣше Соломона ... и буди царь въселенѣй». – Это место не совсем понятно. Слово «копела» не зафиксировано в древнерусских памятниках и, возможно, подверглось искажению в списках («копела» – в списке Библиотека РАН, 13.2.25, сохранившем сербскую орфографию, «копила» – в списке Библиотека РАН, 13.4.10, сохранившем болгарскую орфографию). Возможно, в основе лежало сербское слово «кòпље» – копье, пика. В этом случае им обозначалось войско, и Авессалом, воюющий против своего отца Давида, просил Соломона отдать ему в подчинение воинские силы.

206

Сынъ же его пръвѣнецъ Авесалом ... понеже бѣ рождение добры жены». – История восстания Авессалома против своего отца Давида изложена в апокрифе по сравнению с Библией очень неточно. Давид не сидел в осаде в Иерусалиме, а вообще покинул город (2Цар. 15, 14–16:37). Убил Авессалома не Соломон, который не участвовал в этих событиях, а Иоав, военачальник Давида (2Цар. 18, 1:14). Давид действительно сожалел о своем сыне и наказывал воинам, преследовавшим Авессалома: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2Цар. 18:5).

207

Богу Иаковлю... – Иаков, патриарх, родоначальник израильского народа. В Библии рассказывается, что во время путешествия Иакова в Месопотамию Бог показал ему лестницу, соединявшую небо и землю, по ней поднимались и спускались ангелы; Бог обещал дать Иакову страну во владение и свое покровительство: «Я сохраню тебя везде, куда ты не пойдешь»; Иаков положил обет: «И будет Господь моим Богом» (Быт. 28, 1–5, 10–22).

208

...да егда въцарися Давидъ и взыска обрѣсти мѣсто Господеви. – Этот фрагмент восходит к тексту Псалтыри: «Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова: “Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое, не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова”» (Пс. 131, 1–5).

209

...съждами и сламами... – Эти слова в контексте апокрифа переведены в известной степени условно: «съждами» от слова «сьжешти», «сьжизати» – сжигать, «слама» – солома. По-видимому, они представляли трудность и для переписчиков XVII в. Так, в рукописи РНБ, собр. Погодина, № 1938 это место читается: «Повелѣ царь побивати жабы отроком своим скажими и сланами, да они кричат», а в рукописи РНБ, собр. Погодина, № 1968 оно переделано: «Царь же повеле отроком изгнати их из блата и не даде им кричати».

210

«Всяко дыхание да хвалить Господа».Пс. 150, 6.

211

...псалмов токмо 100 и 50 и 3. – В Псалтыри всего 150 псалмов. В греческой традиции существует дополнительный псалом Давида на единоборство с Голиафом.

212

...частого ради распленения Иерусалимскаго... – На Израиль и Иудею наступала Ассирия (722 г. до н. э.), а затем Египет и Вавилония (608 г. до н. э.). В 597 г. Навуходоносор взял Иерусалим и увел часть его населения в плен в Вавилон. Следующая осада Иерусалима происходила в 586 г. до н. э., город сдался вавилонянам (Струве В. В. История древнего Востока. [Л.,] 1941. С. 296–297.

213

Ездра – Езра, ученый и книжник сер. V в. до н. э. Под его именем помещено в Библии четыре книги (одна под названием книги Неемии), излагающих вавилонский период истории евреев и историю еврейской общины в Иудее. Эти книги с известной долей критики используются современными учеными востоковедами как исторический источник. Езра был последним редактором Пятикнижия (около 445–440 гг.).

214

...повеле воврещи мрежю своим учеником и ятъ рыбъ 100 и 50 и 3. – О чудесном лове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк. 5, 5–6:10) и в Евангелии от Иоанна (Иоан. 21, 6:11). В Евангелии от Иоанна сказано, что рыб было поймано 153.

215

...милуя и почиташе Сауловы дѣти. – Об отношении Давида к потомкам Саула говорится в Библии: «И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость ради Ионафана» (2Цар. 9, 1:3).

216

И когда стоаше на полатах ... А мужа ея, Урию, посла противу ратных и повелѣ в полку убити его. – История Давида и Вирсавии и обличение его пророком Нафаном изложены в Библии (2Цар. 11, 2–17 и 12, 1–7). Древнерусский читатель мог найти этот сюжет в Палеях, Толковой и Исторической.

217

Нафанъ – Пророк, современник Давида, обличавший его в грехе прелюбодеяния с Вирсавией притчей об овечке, отнятой богачом у бедняка (2Цар. 12, 1–7).

218

...яко хощет умрети рожденный отрокъ. – Предсказание Нафана и смерть первого сына Давида и Вирсавии изложены в Библии подробно (2Цар. 12, 14–24).

219

И за то преступление посла Богъ Нафана пророка къ Давиду... – В Библии выбрать одно наказание из трех предлагает Давиду пророк Гад (2Цар. 24:11).

220

«Тако глаголеть Господь, избери себѣ едино...» рече къ аггелу: «Устави руку твою». – В Библии Давид наказан за то, что устроил перепись народа (2Цар. 24).


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 3: XI-XII века. - 1999. - 413 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle