Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

С.В. Шумило

Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра»

Следует обратить внимание на то, что Игнатий (Деншин) дикеем «Черного Выра» называет некоего иеромонаха Серапиона, и в то же время уточняет, что «в оном монастыре начальствующий строитель Григорий, постриженник Киево-Печерския лавры»118. Также и ранее под удостоверением скита от 15 марта 1758 г. на имя иеродиакона Иоасафа (Петренко) стоит подпись не иеросхимонаха Григория (Голубенко), а дикея обители схимонаха Кириака119.

По словам Игнатия (Деншина), иноческий постриг он принял вместе с сопровождавшим его в путешествии курским купцом Григорием Дрючивым в афонском монастыре Дохиар: «По восприятии иноческого чина пребых в монастыре лето едино и возымех паки возвратиться в свою Российскую землю, но в то время учинилась с турецким государством у России война, и остахся на некое время и бых в великом желании восприять совершенно монашеский чин великого образа и постричься в мантию. И приидох во един скит, зовомый Русской Черной, празднуют Рождество Богородицы... И по усердному желанию моему пострижен в оном скиту в мантию»120. В другом месте он пишет: «пришел в Афонскую гору, в Рождество Пресвятыя Богородицы пустынку, зовомую Мавровыр, в которую и принят настоятелем с братиею на время... Где и был монахом лет с семь, проходя в послушании беспорочное жительство»121.

Интересный факт: с иноками Черновырского скита было связано распространение в Дохиарской и других обителях Афона сказания о явлении Архистратига Михаила российскому императору Павлу I (1754–1801) и предсказании ему трагической смерти122. Возможно, одним из этих иноков был упомянутый Игнатий (Деншин), пребывание которого на Афоне связано как с «Черным Выром», так и монастырем Дохиар.

Из материалов Киевской губернской канцелярии мы узнаем, что в январе 1759 г. при ней рассматривалось дело о предоставлении российского подданства и принятии в Киево-Печерскую Лавру бывшего насельника Черно-Вырского скита на Афоне иеросхидиакона Григория. В подписанном им доношении указывалось: «Находился я нижайший в афонском

Изографском ските, нарицаемом Мавровир, а в прошлом 1758 г. 27 августа по прошении моем, изданым того скита иеромонахом Пахомия, было получено письменное свидетельство на отпуск из монастыря. Отпущен я в Киев для богомолия и для свидания с родственниками, какие сейчас находятся в Польще»123. Пожелав «навечно» остаться в Киево-Печерской Лавре, иеросхидиакон Григорий принес присягу на верность императорскому престолу и был определен на послушание в Лавре в Ближних пещерах.

В 1758 г. подали прошение на поселение в Киевском Кирилловском монастыре два постриженника Зографской обители: уроженец Слобожанщины иеродиакон Варфоломей и уроженец Прилук монах Гавриил. Последний одно время жил на Сечи, откуда удалился на Афон, где и принял постриг при Зографском монастыре. Пробыв на Афоне три года, возвратился на Сечь124. Также в 1767 г. в Киево-Печерскую Лавру был принят насельник Зографской обители монах Серапион (Луговский), бывший казак Миргородского полка125.

По всей видимости, все эти «зографские» иноки были выходцами из обители «Черный Выр» при Зографском монастыре на Афоне.

По словам монаха Игнатия (Деншина), на момент принятия им пострига в 1768 г. братии в «Черном Выре» состояло до 30 человек, живших по разным кельям126. Аналогично и «Путеводитель по Афону» за 1895 г., а также русский эмигрантский писатель В. Маевский утверждали, что до начала русско-турецкой войны 1829 г. здесь «жило свыше тридцати малороссиян»127. Стоит заметить, что по тем временам для Афона это было немало.

* * *

118

Там же.

119

ГАЧО. Ф. 679. Оп. 1. Д. 762. Л. 1–9.

120

Там же.

121

Там же.

122

Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по Св. горе Афонской... С. 93, 257.

123

ЦГИАК Украины. Ф. 59. Оп. 1. Д. 3324. Л. 1–2.

124

Марголіна І., Ульяновський В. Київська обитель Святого Кирила. К., 2005. С. 214–215; Яременко М. Київське чернецтво XVIII ст. К., 2007. С. 107–108.

125

Дерманский П. Ф., Пивоваренко Л. А. О связях Киево-Печерской Лавры с Болгарией // Духовная культура населения Украины с древнейших времен. К., 1991. С. 60.

126

Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, Афонскую гору, Святую Землю и Египет 1766–1776 гг.

127

Путеводитель по св. Афонской Горе. М., 1895. С. 60; Маевский В. А. Указ. соч. С. 96.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle