С.В. Шумило

Источник

Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне

Созданный после захвата греками древнего Русика скит «Черный Выр» с 1747 г. на протяжении почти столетия играл роль нового и долгое время единственного центра русского монашества на Афоне, по сути «нового Русика». И не удиви-тельно, что выполнив эту миссию, в 1830-е гг. он уступил первенство возобновленным Свято-Пантелеимонову монастырю и Свято-Ильинскому скиту.

Как сообщалось в «Путеводителе по Афону» за 1895 г., «в настоящую пору уединяются там [в скиту «ЧерныйВыр»] человека по два или по три по благословению настоятеля монастыря»188. В 1913 г. А. Павловский упоминает Черно-Вырскую обитель в перечне скитов Афона, но при этом уточняет, что «скит запустел и, хотя получает из России субсидию, но его не возобновляют»189.

Известно, что еще в 1930 г. «Черный Выр» функционировал как скит, хотя там и оставался всего один монах-болгарин. Об этом мы узнаем из годового отчета Афонского Свято-Ильинс кого скита в Протат за 1930 г.190

Ко вто рой поло вине ХХ сто летия бывший казачий скит, как и десятки других славянских келейных обителей Афона, полностью опустел и пришел в упадок. На сегодняшний день на территории скита никто не живет, сохранился лишь соборный храм Рождества Богородицы, да и тот пребывает в плачевном состоянии. В фев рале 2015 г. представителями Международного института афонского наследия в Украине с благословения игумена Зографского монастыря схиархиманд рита Амвросия была предпринята небольшая ознакомительная экспедиция к месту расположения бывшего «Духовного Запорожья» на Святой Горе. В результате поездки был обнаружен уцелевший храм (кафоликон) казачьей обители, сделаны фотографии территории скита, внешнего и внутреннего видов храма.

К сожалению, описанные еще иеросхимонахом Сергием (Весниным) хозяйственные и келейные строения обители, сложная система каменных водопроводов и т. п. пребывают в разрушенном от времени состоянии, густо заросшие кустарниками и деревьями. В то же время довольно хорошо сохранился соборный храм Рождества Богородицы. Расположенный на северо-западе от Зографского монастыря, в получасе ходьбы от него, кафоликон представляет собой небольшое крестово-купольное строение с тремя престолами и пристроенным со стороны центрального западного входа притвором, на втором этаже которого открытая часть строения, по всей видимости, использовалась как колокольня, а закрытая – как подсобное помещение или костница.

Помимо центрального престола в честь Рождества Богородицы, имеются два придела: правый – в честь преподобных отцов Киево-Печерских, и левый – в честь прп. Иоанна Рыльского. Внутри храм отделан штукатуркой с побелкой, однако в ряде мест частично сохранились фресковые изображения и орнаменты конца XVIII в. Также в приделах частично сохранились деревянные иконостасы с писанными на досках иконами в стиле «казацкого барокко» этого же периода. Данная иконопись является характерной для казацких храмов Запорожья, в связи с чем можно предположить, что иконописец тоже был из запорожских мастеров.

В приделе прпп. Киево-Печерских в верхней центральной части иконостаса доминирует образ «Печерской» Божией Матери с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием, с правой и левой сторон которых на поле иконостаса изображено «Древо Печерских святых» – изображение, популярное в Киевской Лавре в XVII-XVIII вв. Ниже, где по канонической схеме обычно располагается апостольский или пророческий ряд, размещены иконы с изображением печерских святых, что соответствовало общему художественному решению придела, устроенного в честь Киево-Печерских преподобных.

Подчеркнем, что образы печерских святых в иконостасе написаны не в виде отдельных, вставляемых в проемы икон, а поверх деревянной алтарной преграды, собранной из гладких и одинаковых по ширине досок. При этом по краям каждой из икон наложены деревянные багеты, окрашенные в золотистый и красный цвета. Судя по всему, автор иконописи был хорошо знаком с Патериком Печерским и другой литературой, издававшейся в типографии Киево-Печерского монастыря, а также, вероятнее всего, неоднократно бывал в самой Печерской обители в Киеве.

На примере этого иконостаса мы можем наблюдать редкий случай сохранения до наших дней в своем «первобытном» виде характерных для Запорожской Сечи стиля и манеры оформления казачьих храмов в пределах территорий Войска Низового.

Также в храме сохранились деревянные стасидии, отдельные иконы, солнечные византийские часы, традиционный для Афона деревянный шестигранний аналой для клироса (ἀναλογείον), подставки для подсвечников, другие принадлежности, а также черепа из скитской костницы.

До недавнего времени сохранившийся соборный храм скита «Черный Выр», поросший лианами не только снаружи, но и внутри, пребывал в крайне плачевном состоянии. Однако несколько лет назад монахи Зографского монастыря собственными силами полностью заменили в храме крышу, что остановило протекания и попадание дождевой воды внутрь строения. К сожалению, на этом восстановительные работы приостановлены.

***

«Духовное Запорожье» на Святой Горе, оставаясь в полном забвении и запустении, как бы символизирует собой внутреннее состояние нашего общества, забывшего и отвергшего в ХХ в. собственные духовные истоки.

Вместе с тем Афонский казачий скит «Черный Выр» остается важной составляющей истории, духовной культуры, традиции и наследия запорожского казачества, прямым свидетельством имевшихся тесных духовных связей Запорожской Сечи с центром православного монашества и исихазма. Этот бесценный памятник присутствия запорожцев на Афоне имеет огромную духовную, культурную и научно-историческую ценность, терпеливо дожидаясь своих исследователей и возобновителей.

Наши предки на далеком Афоне оставили нам уникальное наследство. Наша задача – сохранить и возродить его, ведь подлинное возрождение общества возможно лишь через обращение к своему духовному наследию и первоистокам, одним из которых на протяжении тысячи лет являлась Святая Гора Афон.

* * *

188

Путеводитель по св. Афонской Горе и указатель ее святынь и прочих достопамятностей... С. 60.

189

Путеводитель по Св. Горе Афонской / Сост. А. А. Павловский. С. 99.

190

АРПМА. Д. 3. Оп. 36. Док. А 1268 (Письма из Ильинского скита 1857–1958 гг.). Л. 1064.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle