Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

С.В. Шумило

Статус Афонских обителей

Говоря о существовании на Афоне какой бы то ни было обители, важно учитывать, что, согласно действующей «Уставной хартии Святой Горы Афонской», в его пределах строго регламентирована деятельность лишь 20 обителей, имеющих статус патриарших ставропигиальных монастырей. Создание новых монастырей на Афоне запрещено. Из этих 20 обителей – 17 греческих и только 3 – славянские: сербский Хиландар, болгарский Зограф и русский св. Пантелеимона (Русик).

Кроме того, «Уставной хартией» регламентирована деятельность 12 афонских скитов, пребывающих в подчинении монастырей Афона. Создание новых скитов также запрещено.

В списках этих 12 афонских скитов мы не находим упоминаний о созданном украинскими казаками в XVIII в. ските Рождества Богородицы «Черный Выр» (или, как его еще называли, «Мавровыр»). Однако еще в 1913 г. на Афоне насчитывалось 16 скитов, и среди них упоминался «Черный Выр»28.

Сразу заметим, что на Святой Горе скиты существенно отличаются от привычных нам и распространенных в Украине и России. В нашем традиционном понимании скит – это небольшое уединенное жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное при определенном монастыре. В таких скитах подвизается, как правило, по нескольку отшельников. В качестве синоним а слова «скит» у нас нередко используется слово «пустынь». Совсем иное значение скиты имеют на Афоне. Здесь это крупные обители, ничем не уступающие монастырям, а иногда и превышающие их численно, но при этом не имеющие самостоятельных прав. Так, в русском Андреевском скиту на Афоне в начале ХХ в. насчитывалось более 800 человек братии, а в Ильинском скиту – около 500. Это при том, что некоторые греческие монастыри Афона насчитывали не более 20–30 человек братии.

Получить статус скита новообразованной обители на Афоне всегда было крайне сложно. Так, уже упомянутый русский Андреевский скит, образованный на месте бывшей греческой келлии «Серай», с большими трудностями добился от Константинопольского патриарха в 1850 г. статуса скита29. Другие русские обители Афона, по численности превышавшие многие греческие монастыри, не имели даже такого скитского статуса и назывались «келлиями». Опять же, наше традиционное представление о келлиях существенно отличается от афонского. В нашем понимании келлия – это небольшая жилая комната в монастыре. На Афоне же под «келлией» подразумевается небольшая обитель с собственным параклисом (храмом). Причем, например, в начале ХХ в. русская келлия Иоанна Златоуста насчитывала более 90 человек братии30. Русская келлия Иоанна Богослова – более 80 человек, Благовещенская келлия – более 70 человек, келлия Игнатия Богоносца – 50 человек, келлия Святой Троицы – около 50 человек, келлия Трех Святителей – около 30 человек31.

Все эти келейные обители ничем не уступали не только скитам, но и монастырям Афона, однако, несмотря на многократные усилия, так и не смогли добиться получения статуса скитов32. Более того, Братство русских обителей (келлий) Афона при поддержке правительства Российской империи на Лондонской мирной конференции 1913 г., где обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам – статуса монастырей, а крупным русским келейным обителям – статуса скитов. Однако против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившись с протестом к участникам Лондонской конференции33. В результате эти планы так и не были реализованы, а многочисленные русские обители так и не смогли получить статус скитов.

Мы акцентировали внимание на этом, чтобы было более ясно, насколько сложно новообразованной обители на Афоне получить статус скита. И тот факт, что созданная в XVIII в. при болгарском Зографском монастыре обитель «Черный Выр» имела такой статус, заслуживает особого внимания.

* * *

28

Путеводитель по Св. Горе Афонской. С. 72, 99.

29

Троицкий П. История русских обителей Афона в ХIХ-ХХ веках. М.: Индрик, 2009. С. 18–20.

30

Там же. С. 189.

31

Путеводитель по Св. Горе Афонской. С. 113–140.

32

Церковный вестник. 1897. No 45.

33

Шкаровский М. Русские обители Афона и Элладская Церковь в ХХ веке. М.: Индрик, 2010. С. 24–25; Троицкий П. Указ. соч. С. 155–165.


Источник: Шумило С. В. «Духовное Запорожье» на Афоне. Малоизвестный казачий скит «Черный Выр» на Святой Горе. — К. : Издательский отдел УПЦ, 2015. — 116 с.

Комментарии для сайта Cackle