В.Л. Задворный (католик)

Источник

Св. Симмах (s. Symmachus)11

22.XI.498 г. – 19. VII.514 г.

По сообщению Liber Pontificalis, Симмах был родом из Сардинии, отца его звали Фортунат. Обращенный из язычества в христианство, он стал в последующем диаконом Римской Церкви.

Византийский император Анастасий, несмотря на сильное сопротивление, не оставлял мысли добиться единства в вере на основе Генотикона. Но преемник Евфимия на Константинопольской кафедре Македоний (496–511 гг.) не поддавался на уговоры и, как свидетельствует византийский историк Церкви, Феодор Чтец, заявлял, «... что без Собора Вселенского, на котором председательствовал бы епископ великого Рима, он не решится ни на что». (Извлечения из Церковной истории Феодора Чтеца по изложению Никифора Калликста. II, 17). Поэтому Анастасий, раздосадованный тем, что не в силах поколебать несгибаемость епископов Рима и не имея возможности оказывать на них прямого давления, как не епископов Константинопольских (Македоний в 511 г. был смещен с кафедры и отправлен в ссылку), ибо политическая власть над Италией все же принадлежала готскому королю Теодориху, ожидал подходящего случая воздействовать каким-либо иным образом, и такой случай вскоре представился. Римский сенатор Фест, обещавший императору подпись Папы под Генотиконом, после кончины Анастасия II подкупил привезенным из Византии золотом часть римского духовенства, склонив их избрать Папой архипресвитера Лаврентия, который в свою очередь, в благодарность за это, обещал подписать Генотикон. В день выборов Папы, 22 ноября 498 г. римское духовенство разделилось и направилось в два разных собора: меньшая часть – в собор св. Марии Маджиоре, где был избран Лаврентий, а большая часть – в собор Святого Петра, где был избран св. Симмах. Современник этих драматических событий, Феодор Чтец повествует следующее: «...Фест... тайно предложил царю убедить Римского епископа к подписанию Зенонова Генотикона. Но возвратившись в Рим, он узнал, что епископ Анастасий уже умер, и потому начал стараться, чтобы Генотикон был подписан по крайней мере для раскола. Подкупив многих деньгами, он против обычая вынудил у них мнение избрать в епископы некоего римлянина по имени Лаврентий. И вот в одно и то же время рукоположены двое: большинство рукоположило диакона Симмаха, а прочие – Лаврентия. Отсюда в Риме произошли и убийства и расхищения, и другие бесчисленные злодейства. Такое волнение продолжалось три года.» (Извлечение из Церковной истории Феодора Чтеца по изложению Никифора Калликста. II, 17; Ср.: Феофан. Хронография. 493 г.).

Таким образом события принимали такой же драматический оборот, как столетие назад при избрании на Престол апостола Петра св. Дамаса: начавшиеся отдельные кровавые схватки непримиримых сторонников двух партий переросли в яростную гражданскую войну с настоящими сражениями на улицах, осадой и штурмом церквей. Погасить пламя войны удалось лишь королю Теодориху, который сначала призвав руководителей обеих партий в Равенну, справедливо решил, что Папой должен быть признан тот, кто был избран большинством, а затем направившись в Рим, пребывал там со своим гарнизоном в течение шести месяцсв. Лаврентий был поставлен епископом в Нуцеру и волнения, казалось бы, улеглись.

Но в 501 г. сенаторы Фест и Пробин представили Теодориху список обвинений Папы, обвинив его между прочим и в том, что он совершал Пасху по старому Римскому календарю, а не повсеместно принятому в Церкви календарю Александрийскому. Теодорих вызвал его в Равенну, но Папа, доехав до Римини, неожиданно повернул назад и вернулся в Рим, укрывшись за стенами собора Святого Петра. Король расценил такие действия как свидетельства явной виновности, но, не желая лично вмешиваться в дела Церкви, он направил в Рим епископа Альтинумского с целью наблюдения за празднованием Пасхи 502 г., а также поручив ему созвать собор италийских епископов для рассмотрения обвинений, выдвинутых против Симмаха. Собор, завершивший свою работу 23 октября 502 г., вынес следующее постановление: Симмах – это законный Папа, а право судить Папу лежит не во власти людей, но лишь во власти Бога. После этого большая часть духовенства, прежде находившаяся в оппозиции к Симмаху, примирилась с ним и была принята в общение.

Торжествуя победу, Симмах созвал епископов, священников и диаконов на еще один собор в Риме 6 октября этого же 502 г., на котором был кассирован закон от 483 г., принятый в правление короля Одоакра и устанавливавший порядок утверждения Папы светской властью. Теодорих, безусловно, не был в восторге от таких соборных резолюций, но следуя своему принципу личного невмешательства в дела Церкви, решил отомстить Симмаху другим путем, разрешив Лаврентию вернуться в Рим, который тотчас захватил Латеран и стал вести себя, словно был законным Папой. Вследствие этого противостояние продолжалось еще четыре года, а вместе с тем продолжались и схватки на улицах города и погромы церквей. Мир был восстановлен благодаря активным дипломатическим усилиям известного поэта, диакона Эннодия, в последующем епископа Павийского, а также проживавшего в Риме александрийского диакона Диоскора (печально прославившегося в будущем как антипапа). Немалое значение имело и охлаждение отношений между Теодорихом и Византией, чьим ставленником был Лаврентий. Король готов в конце концов решил поддержать Симмаха и повелел Фесту вернуть ему все римские церкви (64, с. 50 – 51).

Укрепив свое положение, св. Симмах, как мог, стремился облегчить положение страждущего народа: он посылал щедрые дары жертвам арианских репрессий, выкупал пленных, захваченных во время войны в Северной Италии, а также открыл в Риме два госпиталя при храмах св. Павла и св. Лаврентия.

Находясь в достаточно непростом положении в своей стране, Папа не оставлял усилий для укрепления авторитета Апостольского Престола и за пределами Италии. В 514 г. св. Симмах восстановил примат Арелатской (совр. г. Арль) кафедры в Галльской Церкви, а митрополиту Арелатскому св. Цезарию даровал палли- ум – это был первый паллиум, полученный архиепископом, диоцез которого лежал вне пределов Италии (64, с. 51).12

Св. Симмах, несмотря на все перепитии своего понтификата, много сделал для украшения Рима. Он выстлал атриум собора Святого Петра мраморными плитами, а перед самим собором устроил источник, ставший первым скромным предшественником тех прекрасных фонтанов, которые украшают ныне соборную площадь. Рядом с собором св. Симмах построил церковь Андрея Первозванного, брата апостола Петра, а также еще два храма – во имя св. Мартина Турского около терм Траяна и во имя св. Панкратия на Яникульском холме. (7, т. 1, с. 284 – 285). Он украсил и богослужение, введя исполнение гимна «Gloria in excelsis» на воскресных и праздничных мессах. (Liber Pontificalis. Vita Symmachi, 11).

В самом начале понтификата св. Симмаха в северной Галлии произошло очень важное и во многом предопределившее последующую историю Европы событие – крещение католическим епископом св. Ремигием франкского короля Хлодвига, в результате чего на карте Европы появилось первое германское католическое королевство. Это было то зерно, из которого три века спустя выросла Священная Римская империя, ставшая фундаментом современной Европы. Крещение Хлодвига произошло без участия Рима, ведь схизма Лаврентия во многом парализовала деятельность Папы, но приверженность галльского епископата Римской Церкви предопределила будущий союз франкских королей с Римом.

Папа умер 19 июля 514 г. и был похоронен в портике собора Святого Петра. Память его отмечается в день его кончины – 19 июля.

Сочинения

Св. Симмах писал послания по многим церковным вопросам. Драматическая борьба с антипапой Лаврентием также нашла отражение на страницах его сочинений. Император Анастасий, поддерживавший Лаврентия, когда его ставленник потерпел поражение, направил св. Симмаху письмо, в котором обвинил Папу не только в незаконном поставлении на Римскую кафедру, но и в манихействе. Возмущенный ложностью столь тяжких обвинений, св. Симмах написал ответное послание, озаглавив его «Apologe- ticus Symmachi Episcopi Romani adversum Anastasium imperatorem» (Апология епископа Рима Симмаха против императора Анастасия), стиль которого совершенно отличался от стиля его предшественника, Папы Анастасия II, вместо почтенных эпитетов и возвышенных формулировок, Симмах обращается к Анастасию просто «император». В послании Симмах отрицает нелепое обвинение в манихействе и опровергает другие домыслы.

Важное значение имеет и переписка св. Симмаха с Галльской Церковью, а именно с двумя предстоятелями основных, а порой и соперничавших за главенство, митрополичьих кафедр: Виенны и Арелата. Папа подтвердил постановление св. Льва Великого о границах Виеннской и Арелатской митрополий, а своим викарием назначал св. Цезария Арелатского. Послание, направленное Симмахом Цезарию в 502 г. было посвящено вопросам церковной дисциплины, в том числе Папа писал о том, чтобы миряне восходили к священству через прохождение соответствующих церковных ступеней; вдовы и девицы, давшие обет целомудрия, не должны после принесения обета выходить замуж, а также подчеркивается необходимость следить за тем, чтобы на епископские кафедры не ставились кандидаты с помощью подкупа.13

* * *

11

«После смерти Римского епископа Анастасия, ему наследовал Симмах...» (Victor Tunonensis. Chronicon. / PL. – T. 68. – Col. 948).

12

Св. Цезарий арелатский (ок. 470 – 543 гг.). После окончания риторской школы стал монахом в известном своими восточными монашескими традициями монастыре на о. Лерин. В 503 г. был возведен на

Арелатскую епископскую кафедру и на протяжении 40 лет оказывал очень большое влияние на духовную и политическую жизнь Галлии. Св. Цезарий прославился своими проповедями, ставшими образцами для многих поколений проповедников. Практик по складу своего характера, и осознавая, что большинство населения остается неграмотным, он обращался к народу живым устным словом. Но при этом св. Цезарий не принижал значение и книжности: в уставе, написанным им для женского монастыря, он убедительно рекомендует сестрам заниматься перепиской книг.

13

Издания: Patrologia Latina. Ed. J. P. Migne. – T. 62.– Col. 49 – 80. Thiel A. Epistolae Romanomm Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II. – Brunsbergae, 1868. – T. 1. P. 639 – 738.


Источник: История римских Пап / В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-. / Т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II (История Апостольского Престола в VI веке). - 1997. – 196, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle