Азбука веры Православная библиотека История Церкви История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II
Распечатать

В.Л. Задворный

История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. (История Апостольского Престола в VI веке)

История Римских Пап. Том I. От св. Петра до св. Симплиция

Содержание

Вступительное cлово

Введение

Св. Феликс II (s. Felix II) Сочинения Послание Папы Феликса II к Акакию Константинопольскому Св. Гелазий I (S. Gelasius I) Сочинения Послание к императору Анастасию Об узах отлучения Анастасий II (Anastasius II) Сочинения Св. Симмах (s. Symmachus) Сочинения Св. Гормизд (s. Hormisdas) Сочинения «Формула гормизда» Св. Иоанн I (s. Ioannes I) Сочинения Св. Феликс III (s. Felix III) Сочинения Бонифаций II (Bonifacius II) Сочинения Иоанн II (Ioannes II) Сочинения Св. Агапит I (s. Agapitus I) Сочинения Почитание св. Агапита I в России Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского Св. Сильверий (s. Silverius) Вигилий (Vigilius) Сочинения Послание Папы Вигилия Евтихию Послание Папы Вигилия к Аврелиану Арелатскому, написанное В Константинополе. Послание папы Вигилия Валентиниану Епископу Томийскому Декретальное послание Папы Вигилия об утверждении пятого Вселенскоро Собора Пелагий I (Pelagius I) Эпитафия Папы Пелагия I Сочинения Исповедание веры Папы Пелагия. Иоанн III (Ioannes III) Сочинения Бенедикт I (Benedictus I) Сочинения Пелагий II (Pelagius II) Сочинения Третье послание к Илии и другим епископам Истрии Заключение  

 
Вступительное cлово

Очень рад представить читателям вторую книгу В Л.Задворного из серии «История Римских Пап». Наш Колледж является культурным и научным центром и эта книга, надеюсь, может быть свидетельством того, что мы пытаемся надлежащим образом наладить как процесс высшего гуманитарного образования, так и процесс теологических, философских и исторических исследований.

Колледж – это центр католической науки, и поэтому настоящая книга, «История Римских Пап», есть дань уважения Святому Престолу.

Общеизвестно, что в России на протяжении долгого времени не издавалось литературы, объективно освещающей историю Католической Церкви, и поэтому я очень благодарен проф. ВЛ.Задворному за работу, которая предоставит возможность русскому читателю ближе познакомится с подлинной историей Католической Церкви, а также будет способствовать экуменическому диалогу. Надеюсь, что это исследование будет продолжено, и мы увидим на русском языке историю Святого Престола, включающую и понтификат нынешнего Папы Иоанна-Павла II, а также выражаю уверенность, что исследование это будет образцом культа объективности и истины в истории.

Отец Бернардо Антонини Декан Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского

Введение

Европа в VI веке

VI век для Европы – это граница эпох, отделяющая Античный мир от мира Средневекового. Дата, ставшая началом Средних веков, хотя оставшаяся незамеченной многими современниками – 476 г., т. е. тот год, когда был формально устранен титул уже фактически неправившего императора Западной Римской империи, отражает в конечном итоге очень важный факт: веха в истории Рима является таковой и для Европы, ибо Рим и без императора остался центром мира, и как некогда сказал поэт,

Не город Рим живет среди веков,

А место человека во Вселенной.

Рим, потеряв власть над своими территориальными владениями: странами и городами, не утратил власти над человеческими душами, превратившись из политической столицы мировой империи в духовную столицу христианского мира. Именно в Риме находился источник христианизации Европы, через Рим происходило приобщение грубых и в то время необразованных варваров к латинскому языку и великой классической культуре; таким образом закладывался фундамент новой христианской цивилизации, получившей название европейской. В Рим за подтверждением истинности своей веры в лице Юстина обратилась новая династия, взошедшая на византийский императорский трон, а преемник Юстина – Юстиниан, предпринявший огромные усилия для завоевания Италии, наверное в глубине души осознавал, что его империя не будет «по-настоящему» Римской, если в ней не будет первого, а не второго, то есть настоящего, Рима.

К началу VI века политическое положение в Европе несколько стабилизировалось: иссяк источник, толкавший новые, неведомые народы вторгаться в пределы Римской империи. И хотя войны не прекращались, – но они теперь велись за передел владений уже образовавшихся варварских королевств. Западная часть Римской империи оказалась к этому времени поделенной между пятью большими германскими королевствами: Вандальским – расположенным в Северной Африке, Весготским – в южной Галлии и Испании, Бургундским – в юго-восточной Галлии, Франкским – в северо-восточной Галлии, и Остготским – в Италии. Почти все германские народы приняли христианство, но не в том исповедании, которое было провозглашено на I Вселенском Соборе, а в виде арианства. Исключение составляли франки: крещение их вождя Хлодвига ок. 498 г. католическим епископом св. Ремигием предопределило в конечном итоге судьбу Европы. Арианство сходило с магистрального пути истории, будущее Европы было связано с Римом и Католической Церковью.

На протяжении VI века Франкское государство расширяет свои владения, присоединяет Аквитанию (507 г.), ранее принадлежавшую вестготам, а затем и Бургундию (524 г.). Начавшиеся в 530 – 540 гг. войны императора Юстиниана за восстановление под своей властью территории Римской империи привели к падению Вандальского королевства в Северной Африке и Остготского королевства в Италии. Таким образом в течение этого столетия постепенно формировался новый мировой порядок, происходило разделение мира на две зоны влияния: Византийской империи и Франкского королевства, ибо только эти две державы могли выступить наследниками Римской империи.

Безусловно, в VI веке чаша весов однозначно склонялась в пользу Византии, но уже в конце столетия она стала утрачивать свое господство над Италией, в северной части которой прочно обосновались лангобарды, медленно, но уверенно теснившие византийские владения на юго-восток. Франкское королевство пока еще только копило силы для своего звездного часа, наступившего с восшествием на трон Карла, получившего в истории имя Великого.

Переход от Античности к Средневековью, на самом деле, растянувшийся на три столетия: IV, V и VI, к концу VI века стал очевидной реальностью, приобретя и чисто внешние очертания: в IV век Европа вошла городской цивилизацией Античности, а из VI века вышла сельской цивилизацией Средневековья (4, с. 252). Городская жизнь замирала, с закрытием риторских школ и недостаточной развитостью школ епископальных уходила из городов и культура, все более перемещаясь в монастыри, где создавались библиотеки, переписывались и иллюстрировались книги, продолжалось культивироваться классическое образование и научное знание.


Источник: Задворный В.Л. История Римских Пап. Том 2. От св. Феликса II до Пелагия II. — М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1997. — 193 с.

Комментарии для сайта Cackle