В.Л. Задворный

История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. (История Апостольского Престола в VI веке)

История Римских Пап. Том I. От св. Петра до св. Симплиция

Содержание

Вступительное cлово

Введение

Св. Феликс II (s. Felix II) Сочинения Послание Папы Феликса II к Акакию Константинопольскому Св. Гелазий I (S. Gelasius I) Сочинения Послание к императору Анастасию Об узах отлучения Анастасий II (Anastasius II) Сочинения Св. Симмах (s. Symmachus) Сочинения Св. Гормизд (s. Hormisdas) Сочинения «Формула гормизда» Св. Иоанн I (s. Ioannes I) Сочинения Св. Феликс III (s. Felix III) Сочинения Бонифаций II (Bonifacius II) Сочинения Иоанн II (Ioannes II) Сочинения Св. Агапит I (s. Agapitus I) Сочинения Почитание св. Агапита I в России Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского Св. Сильверий (s. Silverius) Вигилий (Vigilius) Сочинения Послание Папы Вигилия Евтихию Послание Папы Вигилия к Аврелиану Арелатскому, написанное В Константинополе. Послание папы Вигилия Валентиниану Епископу Томийскому Декретальное послание Папы Вигилия об утверждении пятого Вселенскоро Собора Пелагий I (Pelagius I) Эпитафия Папы Пелагия I Сочинения Исповедание веры Папы Пелагия. Иоанн III (Ioannes III) Сочинения Бенедикт I (Benedictus I) Сочинения Пелагий II (Pelagius II) Сочинения Третье послание к Илии и другим епископам Истрии Заключение  

 
Вступительное cлово

Очень рад представить читателям вторую книгу В Л.Задворного из серии «История Римских Пап». Наш Колледж является культурным и научным центром и эта книга, надеюсь, может быть свидетельством того, что мы пытаемся надлежащим образом наладить как процесс высшего гуманитарного образования, так и процесс теологических, философских и исторических исследований.

Колледж – это центр католической науки, и поэтому настоящая книга, «История Римских Пап», есть дань уважения Святому Престолу.

Общеизвестно, что в России на протяжении долгого времени не издавалось литературы, объективно освещающей историю Католической Церкви, и поэтому я очень благодарен проф. ВЛ.Задворному за работу, которая предоставит возможность русскому читателю ближе познакомится с подлинной историей Католической Церкви, а также будет способствовать экуменическому диалогу. Надеюсь, что это исследование будет продолжено, и мы увидим на русском языке историю Святого Престола, включающую и понтификат нынешнего Папы Иоанна-Павла II, а также выражаю уверенность, что исследование это будет образцом культа объективности и истины в истории.

Отец Бернардо Антонини Декан Колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского

Введение

Европа в VI веке

VI век для Европы – это граница эпох, отделяющая Античный мир от мира Средневекового. Дата, ставшая началом Средних веков, хотя оставшаяся незамеченной многими современниками – 476 г., т. е. тот год, когда был формально устранен титул уже фактически неправившего императора Западной Римской империи, отражает в конечном итоге очень важный факт: веха в истории Рима является таковой и для Европы, ибо Рим и без императора остался центром мира, и как некогда сказал поэт,

Не город Рим живет среди веков,

А место человека во Вселенной.

Рим, потеряв власть над своими территориальными владениями: странами и городами, не утратил власти над человеческими душами, превратившись из политической столицы мировой империи в духовную столицу христианского мира. Именно в Риме находился источник христианизации Европы, через Рим происходило приобщение грубых и в то время необразованных варваров к латинскому языку и великой классической культуре; таким образом закладывался фундамент новой христианской цивилизации, получившей название европейской. В Рим за подтверждением истинности своей веры в лице Юстина обратилась новая династия, взошедшая на византийский императорский трон, а преемник Юстина – Юстиниан, предпринявший огромные усилия для завоевания Италии, наверное в глубине души осознавал, что его империя не будет «по-настоящему» Римской, если в ней не будет первого, а не второго, то есть настоящего, Рима.

К началу VI века политическое положение в Европе несколько стабилизировалось: иссяк источник, толкавший новые, неведомые народы вторгаться в пределы Римской империи. И хотя войны не прекращались, – но они теперь велись за передел владений уже образовавшихся варварских королевств. Западная часть Римской империи оказалась к этому времени поделенной между пятью большими германскими королевствами: Вандальским – расположенным в Северной Африке, Весготским – в южной Галлии и Испании, Бургундским – в юго-восточной Галлии, Франкским – в северо-восточной Галлии, и Остготским – в Италии. Почти все германские народы приняли христианство, но не в том исповедании, которое было провозглашено на I Вселенском Соборе, а в виде арианства. Исключение составляли франки: крещение их вождя Хлодвига ок. 498 г. католическим епископом св. Ремигием предопределило в конечном итоге судьбу Европы. Арианство сходило с магистрального пути истории, будущее Европы было связано с Римом и Католической Церковью.

На протяжении VI века Франкское государство расширяет свои владения, присоединяет Аквитанию (507 г.), ранее принадлежавшую вестготам, а затем и Бургундию (524 г.). Начавшиеся в 530 – 540 гг. войны императора Юстиниана за восстановление под своей властью территории Римской империи привели к падению Вандальского королевства в Северной Африке и Остготского королевства в Италии. Таким образом в течение этого столетия постепенно формировался новый мировой порядок, происходило разделение мира на две зоны влияния: Византийской империи и Франкского королевства, ибо только эти две державы могли выступить наследниками Римской империи.

Безусловно, в VI веке чаша весов однозначно склонялась в пользу Византии, но уже в конце столетия она стала утрачивать свое господство над Италией, в северной части которой прочно обосновались лангобарды, медленно, но уверенно теснившие византийские владения на юго-восток. Франкское королевство пока еще только копило силы для своего звездного часа, наступившего с восшествием на трон Карла, получившего в истории имя Великого.

Переход от Античности к Средневековью, на самом деле, растянувшийся на три столетия: IV, V и VI, к концу VI века стал очевидной реальностью, приобретя и чисто внешние очертания: в IV век Европа вошла городской цивилизацией Античности, а из VI века вышла сельской цивилизацией Средневековья (4, с. 252). Городская жизнь замирала, с закрытием риторских школ и недостаточной развитостью школ епископальных уходила из городов и культура, все более перемещаясь в монастыри, где создавались библиотеки, переписывались и иллюстрировались книги, продолжалось культивироваться классическое образование и научное знание.


Источник: Задворный В.Л. История Римских Пап. Том 2. От св. Феликса II до Пелагия II. — М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского в Москве, 1997. — 193 с.

Комментарии для сайта Cackle