В.Л. Задворный (католик)

Источник

Св. Гормизд (s. Hormisdas)

20.VII.514 г. – 6.VIII.523 г.

«Кафедру епископа Римской Церкви после смерти Симмаха наследовал Гормизд.» (Victor Tunonensis. Chronicon. / PL. – T. 68. – Col. 953).

Св. Гормизд родился в г. Фрозиноне (Лаций, Центральная Италия) в богатой аристократической семье, и, как свидетельствует Liber Pontificalis, был италийцем по происхождению, несмотря на свое персидское имя. До принятия священного сана он был женат и имел семью, его сын Сильверий в будущем также стал Римским Папой.

При св. Гормизде в Риме, наконец, воцарился мир, новому Папе удалось погасить последние тлеющие угли раскола Лаврентия и принять в общение последних упорных сторонников антипапы.

Но главное, что удалось добиться св. Гормизду, это восстановить единство в вере с Византией. Волнения, вызванные сопротивлением монофизитам сторонников Халкидонского Собора, заставили Анастасия пойти на переговоры с Римом: император предложил созвать для восстановления единства Церкви собор в Геракл ее Фракийской и пригласил Папу на нем председательствовать. Св. Гормизд, будучи осторожным политиком, вначале провел консультации по этому вопросу с Теодорихом, а затем в августе 515 г. направил посольство в Константинополь. Эта миссия не принесла никаких результатов и в 517 г. было направлено новое посольство, которому Папа дал четкие указания, на которых можно идти на восстановление единства: публичное признание Халкидонского Собора и посланий св. Льва Великого, осуждение патриарха Акакия и его сторонников, а также восстановление на своих кафедрах епископов, изгнанных монофизитами. Это посольство имело большое значение, духовно укрепив ту часть византийского духовенства, которая не отступилась от веры Вселенских Соборов. Анастасий I, безусловно, не мог принять столь жесткой позиции Римского Папы, и переговоры зашли в тупик. Но в это время, 9 июня 518 г., внезапно, от удара молнии, если верить византийским источникам, Анастасий скончался. Во всяком случае смерть Анастасия наступила так неожиданно, что он не успел назначить себе преемника, и византийским императором был провозглашен Юстин I (518 – 527 гг.), убежденный и ревностный сторонник Халкидонского Собора.

Теперь обстановка в Константинополе резко изменилась: народ требовал восстановления Халкидонского вероучения, и тогда Юстин обратился в Рим, чтобы подтвердить истинность своей веры авторитетом Апостольского Престола. Делегация св. Гормизда, в состав которой входили два епископа, священник и нотарий Римской Церкви, а также диакон Диоскор Александрийский, 25 марта 519 г. прибыла в Константинополь. Делегация была принята с необычайным почетом: на 10 миле перед столицей ее встретил кортеж, возглавляемый цесаревичем Юстианином (43, с. 36 – 37). 28 марта, приходившееся в 519 г. на Великий Четверг, была торжественно подписана т.н. «Формула Гормизда», в которой не только подтверждалась истинность Халкидонской христологии и вычеркивались из диптихов имена патриарха Акакия, императоров Зенона и Анастасия, но и утверждалось, что истинная вселенская вера сохраняется в Риме в чистоте с апостольских времен. Эта формула была подписана Константинопольским патриархом Иоанном, а также многочисленными епископами и игуменами византийских монастырей. Формула Гормизда имела очень большое значение на протяжении всей последующей истории, а на I Ватиканском Соборе она была положена в основу догматической конституции «Pastor aetemus», принятой 18 июля 1870 г.

Безусловно, это был триумф Гормизда, но он был омрачен двумя обстоятельствами. Во-первых, когда патриарх Иоанн подписывал Формулу, он внес добавление, что Старый и Новый Рим (т. е. Константинополь) имеют равные права, таким образом вновь поставив под сомнение примат Апостольского Престола. Последствия этого проявились уже в марте 521 г., когда св. Гормизд перед угрозой новой схизмы с Византией был вынужден утвердить 28 канон Халкидонского Собора, против которого решительно выступал св. Лев Великий, и признать статус патриархата за Константинопольской кафедрой. Политические соображения о значении столицы империи брали верх над убеждением в провиденциальности апостольского основания Святого Престола.

«Деяние шестнадцатое Халкидонского Собора»14

Другое обстоятельство было еще более серьезным, ибо, как вскоре выяснилось, в Византии, несмотря на внешнюю победу веры Вселенских Соборов, по-прежнему были сильны позиции монофизитов, что в дальнейшем привело к открытым столкновениям и лишь после Второго Константинопольского (V Вселенского) Собора, еще раз подтвердившего халкидонскую христоло- гию, монофизитство начало отступать, превращаясь в маргинальное течение духовной жизни христианского Востока. Но во время понтификата св. Гормизда торжество веры не было столь очевидным. Один из легатов Папы, епископ Иоанн, прибывший в Фессалоники с целью получить подпись митрополита Дорофея под «Формулой Гормизда», даже не был им принят, а после переговоров с представителем Дорофея, священником Аристидом, папскому легату стало ясно, что митрополит ничего подписывать не собирается. На следующий день, когда предполагалось продолжить консультации, разъяренная толпа, подстрекаемая самим митрополитом или его окружением, напала на Иоанна, в результате чего двое из сопровождавших его людей были убиты, а сам епископ, раненный в голову, нашел убежище в соборе св. Марка, где и взяла его под свою защиту прибывшая полиция города.

Гормизд, узнав о случившемся, потребовал под угрозой отлучения немедленного прибытия Дорофея в Рим. Но вместо Рима Фессалоникийский митрополит отправился в Константинополь, причем со столь «значительной суммой денег, которая была способна ослепить не только людей, но и ангелов» (S. Hormisdas. Epístola 102). Благодаря покровительству влиятельных лиц, наказание Дорофея ограничилось ссылкой в Гераклею, которая была к тому же почти формальностью, ибо вскоре он уже получил разрешение вернуться на свою кафедру. В августе 520 г. Дорофей написал письмо св. Гормизду, пытался снять с себя вину за инцидент с папским легатом и высказывал желание быть принятым в общение со Святым Престолом. Папа в ответном послании писал, что ему хотелось верить в его невиновность, но чтобы войти в общение с Римом, ему необходимо, также как и всем, подписать известную формулу (Epístola 134).

Если столь драматический оборот приняла попытка утвердить авторитет Халкидонского Собора в Фессалоникийской митрополии, то насколько же более трудной задачей было сломить сопротивление Александрийского патриархата, возглавляемого убежденным монофизитом Тимофеем. Обращения св. Гормизда к Юстину остались без последствий: император не решился вступить в открытый конфликт с могущественнейшим патриархом, и вся Египетская Церковь продолжала оставаться приверженной монофизству.

Не на много лучше складывались дела и в Антиохийском патриархате. Хотя кафедра была вакантна после кончины монофизи- та Севера, Юстин не мог возвести на нее кого-либо из местного духовенства, с полным основанием сомневаясь в искренной приверженности антиохийского духовенства Халкидонскому Собору. Выбранный императором из столичного клира священник Павел, и посвященный на Антиохийскую кафедру несколькими верными императору епископами, не смог долго на ней удержаться: на новопоставленного патриарха из враждебного ему окружения посыпались такие тяжкие обвинения в безнравственном поведении, что он вынужден был оставить кафедру. Посвященный ему на смену Евфразий, хотя сам являясь приверженцем IV Вселенского Собора, в отношении монофизитов стал действовать очень осторожно. Было совершенно очевидно, что в Сирии халкидонская догматика держалась исключительно лишь силой императорской власти (48, т. 8, стб. 170).

Таково было положение дел в христианском мире, когда скончался Папа Гормизд. Перед самой кончиной, наступившей 6 августа 523 г., его утешила весть из Африки: смерть короля Траземонда 28 мая 523 г. положила конец жесточайшим преследованиям арианами всех исповедующих веру Вселенских Соборов, в Вандальском королевстве. Папа был похоронен в соборе Святого Петра, а вскоре на его гробнице появилась надпись в стихах, сделанная его сыном, который впоследствии также, как и отец, стал Римским Папой – св. Сильверием. А в базилике св. Климента будущий Папа Иоанн II, в то время, когда он был священником этого храма, посвятил св. Гормизду алтарь: Алтарь тебе, Богом спасенный Папа Гормизд, священник Меркурий со товарищами посвящает.15

Сочинения

Многочисленные послания св. Гормизда свидетельствуют о том, что он был увлечен одной главной целью, на достижении которой он сосредоточил все свои усилия – добиться торжества вероучения, принятого на Халкидонском Соборе. Его позиция была твердой и непреклонной: «Принимать «Томос» св. Льва и сохранять в диптихах имя Акакияэто вещи взаимоисключающие.» (Epístola XLVII). Приводимая ниже т.н. «Формула Гормизда», представляющая собой исповедание веры, предлагаемое для всех, кто хочет быть в общении со Вселенскою Церковью, подтверждало эту его твердую позицию.

Эта «Формула» также, по-видимому, была первым столь определенным выражением мысли: принадлежать к Церкви и быть в единении с Римом – это утверждения тождественные. Как уже отмечалось, этот документ имел особое значение для догматических определений I Ватиканского Собора, особенно для конституции «Pastor aetemus», определившей непогрешимость (т.е. безошибочность) Римского Папы, в вопросах вероучения, когда он проповедует «ex cathedra».

Сохранились и многие другие послания Гормизда, особое место среди которых занимает переписка с Эннодием, епископом Павийским, замечательным латинским писателем и поэтом. Их соединила дружба с тех пор, когда они, будучи еще диаконами, во время схизмы, произошедшей при выборах Симмаха, оба выступили на стороне законного Папы. В дальнейшем, когда Гормизд стал епископом Рима, а Эннодий епископом Павии, Гормизд дважды, в 515 и 517 гг., доверял своему другу ответственные посольские миссии в Константинополь (Monumenta Germaniae Histórica. Auctores antiquissimi. – T. 7.).16

«Формула гормизда»

Первое, что необходимо для спасения – это хранить правило истинной веры и не отступать от постановлений Святых Отцов. Никто не может обойти молчанием изречение Господа нашего Иисуса Христа: «Ты Петр [и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют. И дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»] (Мф. 16, 18 – 19). Сказанное Им проверено жизнью, потому что Апостольский Престол всегда хранил незапятнанной веру католическую. Не желая ни в чем отделяться от этой надежды и веры и следуя постановлениям Святых Отцов, мы анафематствуем все ереси, особенно еретика Нестория, некогда бывшего епископом Константинополя, а затем осужденного на Эфесском Соборе святым Целестином, Папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии. Подобным же образом анафематствуя Евтихия и Диоскора Александрийского, осужденных на Халкидон- ском Соборе, который во всем следовал Собору Никейскому и проповедовал апостольскую веру, мы следуем и принимаем постановления Халкидонского Собора. Мы отрекаемся от убийцы Тимофея, прозванного Элуром, ученика Диоскора, и следовавшего во всем Петру Александрийскому.17 Осуждаем и анафематствуем Акакия, некогда бывшего епископом Константинополя, осужденного Апостольским Престолом, их сообщника и последователя, и всех тех, кто пребывал с ними в общении, потому что Акакий, который вошел в общение с ними, заслужил и сам подобное осуждение. Также мы осуждаем Петра Антиохийского,18 вместе с его последователями и всех, о ком речь шла выше.

Мы поддерживаем и одобряем послания святого Папы Льва, обращенные всему христианскому миру, следуя, как мы уже говорили, во всем Апостольскому Престолу и проповедуя все его постановления. И поэтому надеюсь, что буду достоин войти в общении с вами, как представителем Апостольского Престола, которым неповрежденная и истинная христианская вера твердо сохраняется, обещая в последующем времени при совершении священных таинств не поминать между святыми тех, кто отделен от общения с Католической Церковью, то есть тех, кто не пребывает в согласии с Апостольским Престолом. Если же я соблазнюсь в чем-либо отойти от моего исповедания, то сам объявлю себя соучастником тех, кого осудил.

Настоящее исповедание я собственноручно подписал и направил тебе, Гормизд, святой и достопочтенный Папа города Рима.

* * *

14

«Следуя во всем определениям Святых Отцов и признавая недавно прочитанный канон 150-ти боголюбезнейших епископов, собиравшихся при благочестивой памяти Феодосии Великом, бывшем императоре, в царствующем городе Константинополе, новом Риме, и мы определяем и постановляем тоже самое о преимуществах святейшей Церкви сего Константинополя, нового Рима. Ибо и престолу древнего Рима отцы прилично дали преимущества, потому что он был царствующий город. Следуя тому же побуждению и 150 боголюбезнейших епископов представили равные преимущества святейшему престолу нового Рима, справедливо рассудив, чтобы город почтенный царским правительством и синклитом и имеющий равные преимущества с древним царственным Римом, был возвеличен подобно ему и в церковных делах, будучи вторым по нем.» (10, т. 4, с. 150).

15

Память св. Гормизда в Римском календаре отмечается 6 августа.

16

Издания: Patrología Latina. Ed. J. P. Migne. – T. 63. – Col. 367 – 534. Thiel A. Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilara usque ad Pelagium II. – Brunsbergae, 1868. – T. 1. P. 741 – 990. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum. – T. 35. – P. 495 – 742.

17

Петр Монг.

18

Петр Фулон.


Источник: История римских Пап / В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-. / Т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II (История Апостольского Престола в VI веке). - 1997. – 196, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle