М. Веневитинов

Лицевой список хождений Даниила Паломника

Источник

Содержание

Лицевой список хождения Даниила Паломника в Библиотеке А. И. Хлудова в Москве Приложение I. Оглавление лицевых изображений хлудовского сборника № 249 Приложение II  

 

Лицевой список хождения Даниила Паломника в Библиотеке А. И. Хлудова в Москве

Занимаясь списками Хождения Даниила Паломника, хранящимися в Москве, я имел случай в библиотеке Алексея Ивановича Хлудова ознакомиться с единственным, насколько мне известно, лицевым списком этого памятника, вмещающим в себе изображения некоторых Палестинских святынь и местностей, о которых упоминает Даниил.

Сборник, в котором помещен означенный список Даниила Паломника, писан полууставом XVII века1, по-видимому одним писцом и одним почерком, на 2452 листах в 4-ку, переплетен в позднейшее время и помечен № 249. Первые листы вместе с заглавной страницей утрачены; кроме того первые четыре листа сборника в настоящем его составе порваны и подклеены. Сборник помечен по листам двойною пагинацией арабскими цифрами. Первая Пагинация помечена в верхних углах правых полей листов и соответствует до листа 211 действительному в настоящее время количеству листов сборника; лист 212 пропущен, а число 212 стоит на 213-м по счету листе. Вторая пагинация, по средине правых полей листов, начинается с 3 л., где обозначена цифра 6; далее счет листов в обеих пагинациях расходится еще более и составляет, наприм. в шестом и седьмом десятках листов, разницу от 5 до 7 против действительного числа листов. Хотя обе пагинации принадлежат по-видимому к новейшему времени, но вторая из них, во всяком случае, по почерку старее первой; а цифра 6 на листе 3-м и разница счета листов в обеих пагинациях заставляют предполагать, что еще недавно сборник был в полном составе, без утраты его начала, именно, по всей вероятности, тех листов, которые составляют разницу в счете обеих пагинаций на листе 3-м. Первая пагинация принадлежит тому времени, когда сборник поступил в переплет, но переплетчик, по всей вероятности, не получив необходимых указаний, произвольно перепутал листы. Кроме того, при переплете сборника было, как кажется, утрачено несколько листов из него. Я объясню путаницу листов в своем месте, а пока достаточно будет указать, что порядок расположения листов нарушается в первый раз между 60 и 70, а второй раз между 160 и 170 листом3.

Лицевые изображения, помещенные в сборнике в числе 149 раскрашенных водяными красками рисунков4, относятся к различным статьям, содержащимся в сборнике. По способу изображения можно предположить, что все рисунки сделаны одним и тем же лицом.

Все рисунки (кроме трех: №№ 6, 7 и 84, занимающих по целой странице), не выходят из пределов половины страницы или менее того. Каждый рисунок помещается в начале соответствующих статей или глав в отдельных произведениях, составляющих сборник, вследствие чего в большинстве случаев заглавия рисунков и отдельных глав друг друга заменяют или повторяют. Заглавия эти, писанные тем же полууставом как и текст, наведены киноварью, кроме начальной буквы, изображенной чернилами. Отдельные произведения, помещенные в сборнике, а также и некоторые из отдельных глав этих произведений оканчиваются в некоторых случаях суживающимся книзу страницы текстом.

В сборнике помещено восемь отдельных произведений словесности, а именно:

1. Статья о четырех человеческих возрастах, с четырьмя лицевыми изображениями.

2. Странник Стефана Новгородца.

3. Хождение Даниила Игумена, с 12-ю изображениями.

4. Сказание Исаии Святогорца об Афонской горе, с одним изображением..

5. Статья без заглавия, об исходе души из тела, с тремя лицевыми изображениями.

6. Выписка без заглавия, из главы 5 книги III Царств, о построении храма Соломонова.

7. Отрывок без заглавия, о Вавилонском столпотворении, с одним лицевым изображением, – и

8. Сказание об Александре Македонском, озаглавленное вязью и с 128-ю лицевыми изображениями.

В виду путаницы в переплете и проистекающего от того беспорядка в расположении отдельных статей сборника, мне кажется не лишним приступить к описанию сборника не в том порядке, в каком отдельные его части в действительности расположены, а в том, который мне удалось воcстановить по тщательном ознакомлении с подлинной рукописью.

Что касается до лицевых изображений, то чтобы не разделять их при общем перечислении по отдельным статьям сборника, к которым они относятся, я предпочел поместить общий их список в конце сообщения в виде особого приложения (I). В приложении этом перечисляются лицевые изображения в восстановленном порядке их расположения, под подробными, согласно подлиннику, заглавиями и с указанием листов, на которых они помещены. В тексте же сообщения ссылки на лицевые изображения приводятся под соответствующей нумерацией сего приложения.

I. Вследствие утраты нескольких начальных листов сборника, первая его статья (на лл. 1 и 2) не имеет ни заглавия, ни начала. Судя по ее тексту и по помещенным в ней четырем рисункам, содержание этой статьи относится к символическому или аллегорическому изображению особенностей четырех человеческих возрастов, примененному к четырем временам года. Эти четыре возраста на рисунках изображены в виде увенчанных коронами мужей. Заглавия первых двух рисунков находились на оторванном верхнем поле первого листа, подклеенном другою бумагою без повторения заглавия, и о содержании этих двух заглавий можно только догадываться по тексту, помещенному под первыми двумя рисунками и по содержанию третьего и четвертого рисунков. На этом основании можно предположить, что первые два рисунка, относящиеся к первой статье сборника, должны были изображать осень и зиму. Таким образом, к первой статье сборника относятся следующие четыре изображения:

1. Л. 1. Осень (без заглавия).

2. Л. 1, об. Зима (без заглавия).

3. Л. 2. Весна.

4. Л. 2, об. Лето.

Расположение этих четырех рисунков соответствует тому порядку следования четырех времен года, который существовал в древности, в зависимости от начала года первым Сентябрем.

II. Вторая статья сборника: Странник Стефана Новгородца, помещенная на листах 3–9, не имеет ни заглавия, ни лицевых изображений. Начало этой статьи находилось, по всей вероятности, на том одном листе, который должен был находиться между листами 2 и 3-м по настоящей пагинации. Впрочем, между концом первой статьи и листом 3-м может быть утрачен не один, а два или даже несколько листов, на которых оканчивалась первая статья сборника. Недостаток в этом месте листов может отчасти объяснить дальнейшую разницу в двойной пагинации сборника. Странник Стефана Новгородца на 9 листе оканчивается в одной строке с началом следующей третьей статьи сборника.

III. Хождение Даниила Игумена, составляющее третью статью сборника, хотя в подлиннике не отделенную от второй, начинается на листе 9 (четвертая строка снизу) и продолжается до листа 61 об., затем оттуда переходит, по ошибке переплетчика, на лист 161, на обороте которого и кончается.

То обстоятельство, что Даниилово Хождение помещено вслед за Странником Стефана Новгородца и не отделено от него ни особым заглавием, ни даже новой строкой, заставляет нас предполагать, что составитель сборника прямо приписал Хождение Стефану Новгородцу, как это часто случается в древних рукописях5. Это предположение подкрепляется тем соображением, что Даниилово Хождение в рассматриваемом сборнике начинается не с предисловия, в котором Даниил называет себя по имени и которое встречается лишь в списках полных редакций, но с той главы Хождения, которая открывает собою Палестинский путеводитель в тесном его смысле, именно с описания пути от Константинополя к Иерусалиму. Таким образом пропуск предисловия в том списке, который послужил подлинником для Хлудовского сборника, мог легко ввести писца в заблуждение и заставить его приписать Стефану Новгородцу то произведение, которое принадлежит не ему, а Игумену Даниилу. Тождество описываемого предмета только могло способствовать к смешению имен обоих писателей о Палестине.

Даниилово Хождение писано, как и прочие статьи сборника, по двадцати строк на странице, и разделено на отдельные главы, число которых доходит до 44-х. По числу заглавий рассматриваемый список приближается всего более к тому списку Хождения, который в нашем исследовании о Данииле Игумене мы означили именем Норовского II, хотя самые заглавия обоих списков представляют значительные отличия в своих вариантах.

Расположение отдельных глав в Хлудовском списке Хождения не представляет важной разницы с большинством известных нам полных списков. Главный порядок расположения глав в Хлудовском списке следующий: Сперва описывается путь до Иерусалима от Царьграда, затем святыни Иерусалимские и окрестности города (под заглавиями: о Гефсимании и горе Елеонской); вернувшись затем опять к описанию города (в главе: се же еще о граде Иерусалиме), паломник направляет путь к Иордану и описывает местности и святыни, лежащие на этом пути. Описание самой реки Иордана повторяется в другом месте, как увидим далее, но вслед за Иорданским путем, после глав о Хевроне, Сугубой пещере и Жертве Авраамовой, в Хлудовском списке описывается обратный путь от Иерусалима в Константинополь, заключая таким образом первоначальный, по всей вероятности, остав Даниилова Хождения. Вслед за изложенным помещены, повидимому как отдельные произведения того же писателя, описания пути в Галилею и Пасхального чуда на гробе Господнем. Эта последняя часть Хождения оканчивается послесловием, в котором однако время Даниилова хождения не указано. За исключением означенной подробности, в главе о свете святом встречаются оба признака полных редакций Даниилова Хождения, как-то: имена послухов чуда и имена князей, записанных Даниилом в Лавре св. Саввы. Последние, то-есть имена князей, представляют собою почти точную копию с того сокращенного списка Хождения, который в моем изследовании я обозначил названием Софийского I (В). Можно предположить, что этот Софийский список был сокращен из того, который послужил подлинником для Хлудовского. Текст Хлудовского списка, по сравнении его с печатным изданием Археографической Комиссии, представил, кроме указанных выше особенностей, весьма немного отличий и пропусков, впрочем не особенно важных.

Для полноты сообщаемых сведений считаем не лишним поместить во втором приложении подлинные заглавия отдельных глав Хождения, с обозначением тех листов, на которых начинается каждая глава и с указанием соответствующих мест по изданию Археографической Комиссии.

Обращаясь к важнейшей части Хлудовского списка, именно к помещенным в нем лицевым изображениям Палестинских святынь и местностей, я должен прежде всего засвидетельствовать здесь мою признательность И.А. Шляпкину, благодаря которому мне удалось получить с этих изображений точные снимки, предлагаемые мною Обществу Любителей Древней Письменности в воспроизведении посредством гектографа. К сожалению, я должен был ограничиться указанным способом воспроизведения, в виду кратковременности пребывания И.А. Шляпкина в Москве. Впрочем, мне кажется, что тот вид, в котором предлагаются снимки, достаточно соответствует наглядному ознакомлению с их характером. Не предполагая сам воспользоваться изображениями этого сборника, я считаю необходимым сообщить о них Обществу Любителей Древней Письменности, в надежде что оно признает полезным издание этого редкого памятника. Рисунки, приложенные к Даниилову Хождению в числе 12, следующие:

Первое лицевое изображение из Хождения Даниила Паломника, помещенное в сборнике на л. 10, об. (приложение I, 5), относится к главе о городе Ефесе. Рисунок этот изображает вид города Ефеса с гробом Иоанна Богослова и пещерой семи отроков; вход в пещеру заслонен деревом. Заглавие рисунка: «градъ єфєсъ» помещено в одну строку с приведенным выше заглавием второй главы Даниилова Хождения (см. прилож. III, 1).

Второй рисунок (прилож. I, 6) изображает внутренность церкви Воскресения и сбоку ее Давидов столп. На столпе изображено лицо человека в короне, по всей вероятности самого царя Давида. Внизу рисунка прибавлена передняя, внешняя сторона храма. Посреди храма изображен гроб Господень, а над ним пять висячих кадил (см. прилож. III, 2). В подлинной рукописи рисунок не озаглавлен, но он вполне соответствует заглавию седьмой главы Даниилова Хождения, выписанному в прилож. I, 6. Заглавие это помещено на последних двух строках листа 13, а рисунок занимает собою весь оборот этого листа.

Третье лицевое изображение (прилож. I, 7) представляет церковь Святая Святых (прилож. III, 3). Рисунок этот помещен на листе 20, об., и относится к главе 19 Хождения. Посредине рисунка изображена по-видимому, внутренность церкви с гробом Захарии пророка; так по крайней мере следует предполагать судя по относящемуся сюда тексту.

Четвертый рисунок (прилож. I, 8) изображает город Вифанию (прилож. III, 4). Над городом возвышается церковь, а нарисованный впереди города камень или ящик должен, по всей вероятности, изображать гроб Лазаря, которого воскресил Христос. Рисунок помещен на листе 22 и озаглавлен: Виѳаніꙗ градъ. Может быть, что это заглавие относится и к следующей за рисунком особой главе, так как по своему содержанию глава эта не соответствует предыдущему заглавию, приведенному на листе 22 об. (именно: о домꙋ Соломоин).

Пятый рисунок (прилож. I, 9; прилож. III, 5) озаглавлен в строку с заглавием 21 главы Хождения: «Свꙗтый камєнь. Елєонскаꙗ гора». На верху горы кружок изображает тот круглый камень, с которого, по словам Хождения, Иисус Христос вознесся на небеса. Под горою церковь, о которой говорится в тексте; сбоку церкви какая-то постройка или отверстие, со сводом на верху, должна, по всей вероятности, представлять ту пещеру, в которой Христос научил своих учеников молитве Господней. Пятый рисунок помещен в сборнике на л. 24.

Шестой рисунок: «гора Сіонскаꙗ» (в сборнике на л. 36; прилож. I, 10; прилож. III, 6) не отличается никакими особенностями, стоящими упоминания. Рисунок этот начинает собою главу 30-ю Хождения.

Седьмой рисунок, на листе 33 об., занимает собою конец страницы и начинает 32-ю главу Хождения, текст которой излагается с следующего, 34-го листа. Рисунок этот (прилож. I, 11; прилож. III, 7) озаглавлен: «Свꙗтъій град Виѳлєомъ, въ нємжє цєрковь Рождєство Христово». Подобно предыдущим изображениям церквей (прилож. III, 2 и 3) и здесь внутренний вид церкви соединен с наружным ее видом. К изображению города Вифлеема собственно относится только верхняя часть рисунка, представляющая ряд крыш и верхушек городских зданий. Камень или престол посреди церкви изображает, судя по повешенным над ним кандилам, вероятно то место, где родился Христос и о котором говорится в тексте главы 32-й.

На восьмом рисунке (прилож. I, 12; прилож. III, 8) изображен Мамврийский дуб. Это изображение, относящееся к (озаглавленной в последней строке 37-го листа) 33-й главе Хождения, помещено в верхней половине оборота листа 37. Рисунок сверху урезан, так как для изображения макушки дуба не хватило места. Вокруг древнего пня весьма незатейливо представлены те камни, среди которых, по словам Хождения, возвышается дуб. В левом углу рисунка не то здание, не то что-то в роде столба под крышей должно изображать либо шатер Авраамов, либо колодезь. Заглавие рисунка помещено под ним, за недостатком места на верхнем поле страницы.

На девятом рисунке (л. 41; прилож. I,13; прилож. III, 9) представлена жена Лота, смотрящая на горящий Содом и обращенная в камень. Рисунок собственно не озаглавлен. Стоящие над ним слова составляют продолжение текста 36-й главы Хождения, начинающейся на листе 40, об. Глава эта озаглавлена: «о жєртвѣ Авраамовой», и по содержанию текста рисунок вполне на месте.

Десятый рисунок (л. 49 об.; прилож. I,14; прилож. III, 10) изображает город Тивериаду, о котором говорится в главе 40-й Хождения, озаглавленной над рисунком и впереди его заглавия, на листе 49, об. Перед городом обозначено два гроба, именно пророка Елисея (а по некоторым другим спискам прор. Исаии) и Иисуса Навина. Под одним из гробов изображена пещера, в которую по преданию скрылся Христос, когда его хотели поставить царем Галилеи. Снизу рисунок окаймляется кружками, долженствующими, по-видимому, представить собою волны Тивериадского озера. Возвышающийся над городом купол с крестом обозначает, по всей вероятности, церковь во имя апостола Петра, о котором говорится в 40-й главе Хождения.

На одиннадцатом рисунке (прилож. I, 15; прилож. III, 11) представлена Фаворская гора с церковью Преображения Господня. На самом же рисунке кроме названной церкви изображены еще две другие, по главе 42-й Хождения, созданные во имя пророков Моисея и Илии. Кроме того, между церквами изображена Мельхиседекова пещера. Рисунок этот помещен на листе 51, об.

Наконец последний, двенадцатый рисунок (прилож. I, 16; прилож. III, 12) изображает город Назарет (л. 54), описанный в предпоследней 43-й главе Хождения. Над городом возвышается церковь, а перед городом изображен гроб, вероятно Иосифа Обручника, и пещера, может быть та, в которой совершалось благовещение Архангела Гавриила. Я принужден определить эти святыни Назарета совершенно гадательно, стараясь уловить мысль художника, который не руководствовался действительным расположением изображенных им святынь. По крайней мере места нахождения гроба Иосифа и пещеры Благовещения иначе определяются другими списками Хождения Даниилова, приводимыми в изданий Археографической Комиссии (Ср. там, стр. 131–133). Если же поименованные изображения должны представлять другие какие-нибудь святыни Назарета, то для объяснения намерения художника не встречается достаточно руководящих данных ни в Хлудовском списке, ни в последнем печатном издании Хождения.

Соединение на одних и тех же изображениях внутренних разрезов церквей с наружным их видом (прилож. III: 2, 3 и 7), помещение на главах церквей осьмиконечных, по русскому обычаю, крестов (прилож. III: 3, 4, 5,10,11 и 12), изображение при каждом городе всех его святынь, расположенных в объеме одного и того же рисунка (прилож. III: 1, 4, 10, 11 и 12) – все это позволяет сомневаться в точном соответствии действительности с ее представлениями в описываемых рисунках и заставляет предполагать участие значительной доли воображения в художнике, желавшем оживить лицевыми изображениями рассказ Даниила Паломника. По всей вероятности художник сам не был в Палестине и изобразил ее святыни в том виде, какой представлялся его собственному воображению, руководствуясь самыми наглядными и общими указаниями, встречающимися в тексте Хождения. Так, рисуя города (причем изображения всех их составлены более или менее по одному образцу), он помещал в них по личному усмотрению те церкви и святыни, которые указаны в них Хождением Даниила; рисуя церкви, он произвольно соединял внешний вид с внутренним; пещеры и гробы он означал условными изображениями, которые конечно не имеют ничего общего с действительностью. Самое наглядное доказательство присутствия воображения в описываемых лицевых изображениях находится в рисунке 9-м, где представлена жена Лотова: горящий город Содом, на который она глядит, конечно мог быть воспроизведен только при помощи фантазии. Впрочем может быть, что лицевые изображения Даниилова Хождения позаимствованы писцом Хлудовского сборника из какого-нибудь древнего подлинника, в котором какой-нибудь паломник, может быть даже и не-русский, действительно бывший в Иерусалиме, изобразил, насколько помнил и умел, виденные им Палестинские святыни. Во всяком случае, предлагаемые изображения носят по-видимому некоторый характер условности, позволяющий мне указать Обществу Древней Письменности на следующие вопросы, решение которых принадлежит Обществу по полному праву.

1. Не могут ли рисунки Палестинских святынь Хлудовского списка быть признаны подражанием или снимком с какого-нибудь Греческого подлинника, или же они должны считаться чисто русскою иллюстрациею Даниилова Хождения?

2. Не имелось ли в древности таких же подлинников, обязательных для изображений святынь и священных зданий и местностей, какие были в употреблении при изображении лиц и наружности святых угодников. Не подчинялся ли живописец, рисовавший в Хлудовском снимке Палестинские святыни, известным условным правилам, которыми не столько ограничивалось, сколько руководствовалось его собственное воображение? – и

3. В случае основательности последнего предположения, не найдется ли возможность проверить его хотя бы относительно изображений Палестинских святынь посредством сравнительного изучения Греческих и Русских лицевых рукописей?

Таким образом, предлагаемые нами рисунки, как оказывается, не имеют большого значения в смысле точного воспроизведения Палестинских святынь и достопамятностей, но они не лишены значения как образец представления наших предков о Святой Земле и как единственный лицевой список Даниилова Хождения.

IV. Четвертая статья Хлудовского сборника, на л. 65 и об., состоит из известного и часто встречаемого в рукописях XVI–XVII вв. Сказания Святогорца Исаии об Афонской горе. Статья озаглавлена на л. 65 следующим образом: «в лѣто ҂ѕцүꙁ го. скаꙁъівалъ Исаіѧ старєцъ о ст҃ои горѣ вєⷧицєи и үꙋⷣнєи колко монастъірєи на нєи. ст҃аѧ гора« (В лето 6997 (1489 года) сказывал Исаия старец о Святой горе, о велицей и чудней, колько монастырей на ней». Слова: «Святая гора» вслед за заглавием статьи указывают на содержание рисунка, помещенного тут же, по всей вероятности также плод воображения художника, подобно рисункам, приложенным к Даниилову Хождению. Конец сказания Исаии Святогорца утрачен. Между листом 65 и следующем за ним, по теперешней пагинации сборника, листом 66 не достает одного или нескольких листов, судя по отсутствию конца статьи IV и начала статьи V. Восстановляя нарушенный переплетчиком порядок листов сборника, я не мог отыскать упомянутых недостающих листов, которые должны считаться безвозвратно утерянными.

V. Пятая статья сборника по только что приведенным данным не имеет начала и потому неизвестно как она могла быть озаглавлена. Статья эта, помещенная на четырех листах (66, 67, 63 и 64), которые были перепутаны переплетчиком, содержит в себе рассказ о некоем святом, которому Бог, по его просьбе, в видениях показал различие между смертью праведника и смертью грешника. Относящиеся к этой статье лицевые изображения, помещенные на л. 66 об. и 67, обозначены в прилож. I номерами 18, 19 и 20. Содержание этих изображений заимствовано из распространенного в лицевых сборниках мотива, имеющего предметом представления о загробной жизни. На листах 63 и 64 нет лицевых изображений.

VI. Шестая статья сборника, на листах 67 об. до 69, также не имеет начала и оканчивается на листе 69 (на обороте которого ничего не написано и не нарисовано). Судя по содержанию этой статьи, она заключает в себе рассказ о построении в Иерусалиме храма царем Соломоном, выписанный из пятой главы третьей книги Царств.

VII. Отрывок из седьмой статьи сборника, описывавшей столпотворение Вавилонское, совершенно затерян переплетчиком между текстом последней статьи сборника, именно повести об Александре Македонском, которая составляла по-видимому последнюю часть сборника и вероятно продолжалась непрерывно до его конца. Отрывок, о котором идет речь, занимает собою всего две страницы, т. е. лист 162 и об. Ни начала, ни заглавия, ни конца статьи, к которой относится этот отрывок, не сохранилось в сборнике. На листе 162-м изображено Вавилонское столпотворение, а на обороте листа помещен рассказ о нем; рассказ этот не имеет никакой связи с текстом следующего 163-го листа. Рисунок, изображающий столпотворение, помещенный во всю страницу (приложен. I, 84), не относится к повести об Александре Македонском, среди которой ошибочно помещен переплетчиком. Рисунок этот своей величиною резко отличается от лицевых изображений, приложенных к названной повести, которые занимают собою, все без исключения, никак не более половины страницы.

VIII. Осьмая, последняя статья сборника озаглавлена на листе 70: "житїє и скаꙁанїє иꙁвѣстно славнаго и вєликаго и премꙋдрѣйшаго добродѣтєлна и вєлєоꙋмна мꙋжа. самодєржца Александра вєликого макидонскаго царѧ. и накаꙁаніє храбръім н҃нѣшнѧго врємєни. үꙋдно слъішанїє».

Статья эта идет до самого конца сборника, но при переплете некоторые листы утрачены и помещены не на месте, а именно: между 70–75 листом, по ходу разсказа об Александре Македонском, должен был находиться, по всей вероятности, лист 62-й, попавший при переплете сборника между текстом Хождения Даниила Паломника и статьею об исходе души из тела. Затем утраты листов замечаются, по отсутствию связи в тексте, между листами: 89 и 90, 158 и 159, 173–174. Наконец между листами 159 и 165 замечается следующая путаница листов, перенесенных сюда из первой части сборника: лист 160-й должен находиться между листами 65 и 66; лист 161 должен следовать после листа 61-го, на 162-м находится отрывок из седьмой статьи сборника, о которой особо изложено выше. Листы 163, 164 и 165 тоже не на своих местах и перепутаны. Рисунок 87-й и текст, помещенные на листе 165 и об., должны были первоначально, по всей вероятности, находиться на 12 или 15 листов выше, так как содержание рисунка 87-го (Алєксандръ царь Макєдонскій съ Дарїєм царємъ Пирскимъ бьєтсѧ) прерывает ход сказания о встречах Александра с дикими зверями и людьми, начинающегося с листа 158-го, между тем как на рисунке 80 (л. 155) изображено уже погребение Дария.

Наконец лист 212-й, как сказано выше, по ошибке лица, считавшего листы сборника в его теперешнем составе, пропущен при пагинации, и помета 212 находится не на самом этом листе (ненумерованном), а на следующем, 213-м.

Не останавливаясь на содержании повести об Александре Македонском и на значении ее Хлудовского списка, что ввело бы в обширное исследование и увеличило объем настоящего сообщения, я ограничусь только некоторыми указаниями о внешнем виде текста и несколькими необходимыми замечаниями по поводу лицевых изображений.

Текст повести об Александре Македонском не разделен особыми заглавиями на отдельные главы или статьи, излагающие отдельные события вслед за каждым рисунком. При некоторых лицевых изображениях кое-где сохранились современные им числовые, славянскими буквами, пометы, указывающие на нумерацию рисунков. Проверить эту нумерацию по редким сохранившимся следам ее невозможно. Во всяком случае едва ли нумерация рисунков совпадала с разделением повести на отдельные части или главы. Следы последнего разделения скорее, как мне кажется, находятся в тех заглавиях рисунков, которые начинаются словом: «Сказание», и заставляют таким образом предполагать, что повесть об Александре Македонском делилась первоначально на несколько отдельных сказаний, в каждом из которых излагались отдельные походы и события из жизни Македонского царя. Заглавия, начинающиеся словом «Сказание», сохранились при следующих рисунках и отделяют собою, по-видимому, кроме начала повести еще десять отдельных ее частей:

1. Сказание о походе Александра на город Антину (прилож. I, 42).

2. Сказание о походе Александра на восток, именно в Персию (I, 55).

3. Сказание о Лидонском царе Окрисе (I, 82).

4. Сказание о походах в чудесные страны (I, 83).

5. Продолжение того же Сказания (I, 88).

6. Продолжение того же Сказания (I, 92).

7. Сказание о походе на Индию (I, 104).

8. Сказание о покорении поганых народов, о царе Мерсилонском, о царице Кондакие и о Кандавле (I, 113).

9. Сказание о возвращении Александра в Персию и о конце его царствования (I, 125).

10. Сказание о смерти Александра (I, 140).

Текст повести по-видимому заимствован из латинского подлинника, переведенного на польский язык, и писан по всей вероятности в юго-западной России. На это указывают фонетическая и этимологическая формы, в которых приводятся собственные имена стран, городов, и в особенности лиц, как например: Макидоньский, Перский, Кандавлус, Леонуша, Врионуша. Кроме того некоторые выражения прямо взяты из польского языка, например: за чудо, т.е. как чудо (прилож. I, 91), на слоновех, т.е. на слонах (I, 105), от Макидонии прииде, вместо: из Макидонии (I, 143). Что же касается до указаний на латинский подлинник повести, то не вдаваясь в излишние подробности кажется будет достаточно привести примером название Александрова коня: «Дучепал» (приложен. I, 146 и 147): помимо искажения первой буквы, весьма возможной при переписке текста, буква п указывает на латинскую, а не на греческую форму этого имени.

Переходя к лицевым изображениям, подробно перечисленным в первом приложении, следует заметить прежде всего, что все рисунки, относящиеся к повести об Александре Македонском, занимают собою пространство не более полулиста, т. е. половины страницы. Всех рисунков в этой статье сборника (кроме № 84) сто двадцать восемь. Кроме этого числа встречается еще два заглавия, под которыми недостает рисунков, а именно: на л. 191 повторено заглавие № 106-го и оставлен пробел для неисполненного лицевого изображения; на л. 219 помещено следующее заглавие рисунка, для которого не оставлено даже необходимого места: «Воєводъі Алєксандра царѧ обрѣтоша на одре плаүущасѧ и вѣнєц с главъі свєржє и главу свою пєрстію посъіпа». В рисунке 46 оторвана нижняя его половина и подклеена белой бумагой.

Лицевые изображения, приложенные к повести об Александре Македонском, не отличаются конечно верностью воспроизведения до-христианской старины. Художник, живописуя сказание о знаменитом в глубокой древности греческом царе, находился, как вообще все средневековые живописцы, под полным влиянием современного ему быта, и изображая древних греческих, персидских жрецов, воинов, и проч., представил их в одеяниях его собственного века. Эти анахронизмы и отражающиеся в них следы быта современного живописцу и составляют важность этих рисунков для истории нашего русского искусства. А что живописец Хлудовского сборника был русский, доказывается широким применением древнего русского монашеского и священнического одеяния: риза, епитрахиль и куколь встречаются на всех тех лицах повести, которых художник относил к числу представителей духовенства. Таким образом в епитрахили изображен римский жрец, вводящий Александра Македонского в храм Аполлона (прилож. I, 49). Дегеон Философ, т. е. Диоген, нарисован в ризе и епитрахили (I,43). На рисунке 132 Олимпиаду встречает Роксана с тысячею владык; принимая слово «владыки» в том смысле, в котором оно применяется к высшим представителям православного духовенства, художник поместил сзади Роксаны толпу лиц одетых в монашескую одежду, с черными куколями на головах, кроме первого из толпы, имеющего красный куколь. На куколях иерусалимского посольства (рис. 57) встречаются даже кресты. Любопытен в бытовом отношении рисунок 133, где изображены увеселения и забавы, сопровождавшие пир, данный Александром своей матери.

Заключая настоящее сообщение, смею надеяться, что Хлудовский сборник обратит на себя внимание Общества Любителей Древней Письменности в двух отношениях: во-первых, как единственный лицевой список Хождения Даниила Паломника и во-вторых, как любопытный образец иллюстрации повести об Александре Македонском, важный для истории русской живописи и для истории нашего древнего быта.

Приложение I. Оглавление лицевых изображений хлудовского сборника № 249

1. Осень (л. 1).

2. Зима (л. 1 об.).

3. Весна (л. 2).

4. Лето (л. 2 об.).

5. Град Ефес, в нем же гроб Иоанна Богослова и седмь отрок пещера. Град Ефес (л. 10 об.).

6. Церковь Воскресение Господа Бога и Спаса нашего непокрытый верх и столп Давидов (л. 13 об.).

7. Церковь Святая Святых (л. 20 об.).

8. Вифания град (л. 22 об.).

9. Святый камень, Елеонская гора (л. 24).

10. Гора Сионская (л. 32).

11. Святый град Вифлеом, в нем же церковь Рождество Христово (л. 33).

12. Святый дуб Мамврийский (л 37).

13. Стоит жена Лотова столпом каменным (л. 41).

14. Град Тивериада (л. 49 об.).

15. Гора Фаворьская, на ней же церковь Преображение Господне (л. 51 об.).

16. Град Назареф (л. 54).

17. Святая гора Афонская (л. 65).

18. Сей старец молится Богу дабы ему показал Бог зверем исход души преподобного и грешного (л. 66 об.).

19. Исход души преподобного (л. 67).

20. Исход души грешного (л. 67).

21. Рождение великого царя Александра (л. 62).

22. Нектанав волхв прииде ко царицы Алемпиаде в видении бога своего Аммона (л. 62 об.).

23. Приведши девица Нектанава волхва ко Алемпиаде царице (л. 75 об ).

24. Филиппу царю явися бог Аммон во сне во образе льва с рогом златым, Александрову руку нося (л. 77 об.).

25. Филипп во град Македонию прииде и срете его Александр, бе отрок и целова его (л. 78 об.).

26. Царь Филип дает Александра сына своего великому Аристотелю учити мировым письменем (л. 79).

27. Царица Алимпиада Александра сына своего дает Нектанаву на учение грамоте (л. 80).

28. Александр Нектанава волхва рину з горы з Геонского камени, близь царского судища (л. 82).

29. Александр Нектанава волхва принесе на раму свою к матери своей (л. 82 об.).

30. К царю Филиппу приведоша жребя видети (л. 83 об.).

31. Царь Филипп с палаты зряше. Александр прееде коньское оуристание (л. 84 об.).

32. Царь Филипп даст сыну своему Александру тысящу юнош сверстник его (л. 85 об.).

33. Филиппу царю жену пустившу а иную приимшу и на браку веселящуся, Александр ту прииде (л. 87 об.).

34. Александр царь Кумяны победи и бежати начаша (л. 88).

35. Царь Филипп со Алимпиадою сретоша Александра, Акархонос же восхитив Алимпиаду и побеже (л. 90 об.).

36. Александр царь со отцем своим Филиппом Акархоноса царя Паланеского заклали мечем своим (л. 91 об.).

37. Погребение царя Филиппа отца Александрова (л. 92).

38. Дарий царь Перский посла в Макидонию посла своего з грамотою (л. 94).

39. Александр царь на престоле высоце седит и прииде к нему посол от Дария царя Перского (л. 95 об.).

40. К Дарию царю послы его от Александра царя грамоту принесоша (л. 97).

41. Ко Александру царю посол прииде от Архидона Солуньского царя и грамоту ему принесе (л. 98).

42. Сказание егда пойде царь Александр Макидонский на Антину войском своим (л. 99).

43. Ко Александру царю Дегеон философ из Антины града прииде (л. 100 об.).

44. Александр царь Макидонский войском своим под Антину град прииде (л. 101).

45. Александр царь ко граду Антине приступает. Гражаня же огнь со града свергше, мало войска Александрова не опалиша (л. 102 об.).

46. Александр царь Макидонский бьется со Антины (л. 103 об.)

47. Ко Александру царю приидоша Стракистии царие и дары ему бесчисленые принесоша (л. 106).

48. Александра царя сретоша Римляне и дары ему многоценные бесчисленные принесоша (л. 107 об.).

49. Александр царь Макидонский во град Римский вниде и приведоша его во храм бога своего Аполона и поклонися ему иереи всрете и покади его честне (л. 109).

50. Ко Александру царю вси царие западнии приидоша и дары ему многоценны принесоша (л. 110).

51. Александр царь наеде звери человекообразни крилати, воем очи издираху и бил с ними (л. 111).

52. Прииде Александр во царство некое иже в некое лето Еллини приимше и разбиша (л. 113).

53. Прииде Александр во град Трою и сретоша его и дары ему бесчислены принесоша (л. 114).

54. Александра царя мати и вси Макидонстии витязи с честию сретоша (л. 117).

55. Сказание Александрово о восточных странах (л. 118).

56. От Дария царя ко Александру царю посол прииде и грамоту ему принесе (л. 119 об.).

57. Ко Александру царю от Иерусалима посол прииде и грамоту ему принесе (л. 122 об.).

58. Александру царю явися во сне пророк Еремей (л. 123 об.).

59. Александр с коня сседи противу Еремея пророка пойде. Пророк же Еремея покадив Александра и благослови его и за руку его приим и во святая святых вниде иже бе создал царь Саломон еврейский. Александр же вниде во Иерусалим во святыя святых (л. 124).

60. Александр прохладися во езере от великого зноя солнечного (л. 126).

61. Александр царь Макидонский приступает грозно со всеми силами ко граду Египту (л. 128 об.).

62. Александр царь во граде Египте ко столпу Нектанавову прииде и урвася от столпа венец на главу его (л. 129 об.).

63. Се вестника приидоша ко Александру с вестию (л. 130 об.)

64. Пред Дарием царем Миманда воевода стоит и слушает его (л. 132).

65. Александр царь Макидонский биется с Дарием царем Перским (л. 133).

66. Александру царю пророк Иеремея явися во сне (л. 135).

67. Александр царь Макидонский з Дарием царем Перским биется (л. 135).

68. Александр царь Макидонский с войскою своею во град Вавилон рекою Ефрантом вниде (л. 136 об.).

69. Вавилоняне поклонишася Александра и дары ему многоценны принесоша (л. 137).

70. Авису же воеводе Дариеву близ Александра приехавшу в Макидонском знамении (л. 139 об.).

71. Александру царю пророк Иеремея явися во сне с Филинеосом архиереом иерусалимским (л. 142).

72. Пред Дарием царем Александр царь стоит и грамоту посыльную дает ему (л. 144 об.).

73. Дарей царь на вечери седи, Александра в посольстве против себе посади и на вечери веселяхуся велми (л. 145).

74. Александра царя сретоша Македоняне со всеми силами на великом коне Дучепале (л. 147).

75. Слуги ж Дарея царя, Кандарвуша и Аризварн Дарея господина своего мечем с коня скололи (л. 150).

76. Александр царь с коня ссед и Дария царя портищем одев (л. 151 об.).

77. Дария царя на колеснице везут. Александр с ним на коне едет (л. 152).

78. Александр царь Македонский во граде Персиполе на престоле царя Дария седе и Перси вси поклонишася ему (л. 152 об.).

79. Дарей Перский царь дает Александру царю дщерь свою Роксану царицу (л. 154 об.).

80. Погребение великого царя Дарья Перского (л. 155).

81. Александр Карнарвуша и Аризварну обесити повеле (л. 155 об.).

82. Сказание о царю Лидонском Окрису его жь приведоша связана ко царю Александру (л. 157 об.).

83. Сказание о скотех дивиих и о зверех дивиих человекообразни и о женах дивиих и о людях иже суть колко лактей (л. 158).

84. Столпотворение (л. 162).

85. Александр царь на престоле седит и людие птичии лакот величеством дары ему принесоша (л. 163).

86. Александр приеде ко образу златому (л. 163 об.).

87. Александр царь Макидонский з Дарием царем Перским биется (л. 165).

88. Сказание о цари Раклие и о Серамиде царице и о столпех златых и о людях дивиих и оу них 6 (ѕ҃) рук 6 (ѕ҃) ног и о людех псоглавых и о рацех и о ратех мнозех (л. 166).

89. Ко Александру царю приидоша людие псоглавые (л. 167).

90. Прииде Александр на некое море в нем же рацы велицыи кони хватахуть и в море утицаху (л. 167 об.).

91. За чудо пред Александром царем стоят людие нагие и дары ему принесоша (л. 168 об.).

92. Сказание о Адаме и о Евзе и обнажных людех иже наричутся нагомудрецы (л. 170 об.).

93. Александр царь приеде к великому мужу (л. 172).

94. Александр же наехал великую жену (л. 172).

95. Александр царь биется с дивиими людми (л. 173).

96. Александр царь со Ивантом царем Макоринским беседует (л. 174).

97. Александр царь пре ров глубок обрет и всю войску свою по комаре железне проведе (л. 177 об.).

98. Александр царь станом своим ставь. Повар же принесе ко езеру сухия рыбы мыти и быша живы и утекоша (л. 178 об.).

99. Александр царь купается во езере и рыба хоте ухватите его, он же притащив, расправ ю (л. 179).

100. Александр царь найде людей стан человечь до пупа, а низ конь (л. 180).

101. Пред Александром царем людие стоят единоногия во овчиях кожах (л. 181).

102. Александр к Пору царю грамоту посылает (л. 182 об.).

103. Александр царь к матери своей Алимпиаде царици посла грамоту (л. 183 об.).

104. Сказание егда поиде Александр на индейского царя Пора (л. 186).

105. Александр царь Макидонский с Пором царем индейским биется на слоновех (л. 188 об.).

106. Александр царь побеждает индейского царя Пора (л. 190 об.).

107. Александр царь Макидонский с Пором царем индейским биется един на един (л. 193 об.).

108. Александровы львы Поровых победиша львов (л. 194).

109. Александр царь Макидонский с Пором царем индейским биется (л. 194 об.).

110. Александр царь Макидонский Пора царя индейского побежает (л. 195).

111. Погребение Пора царя индейского (л. 195 об.).

112. Александр царь вниде во град Влипол индейский (л. 196).

113. Сказание о царех и о князех мнозех и о женах Мазинских и о Евремиоте Силонском цари иже имат под собою множество поганых язык, сих же Александр зазидает, и о Кандакеи царици (л. 198).

114. Ко Александру приведоша сто жен Мазинских (л. 198 об.).

115. Александр царь повеле Евремиоту Мерсилонскому царю главу отсещи (л. 200).

116. Александр царь зазидает погании язы́цы промеж двема великима горами (л. 201).

117. Антиох вместо Александра на престоле седи и Кандавлуса пред него приведоша (л. 202).

118. Александр царь с Кандавлусом на Евагрида царя Сурского войском поидоша (л. 204).

119. Александр царь войско Евагрида царя Сурьского победи (л. 205).

120. Антиох воевода Александра отпусти в посольство к Кандакеи царици с сыном ее Кандавлусом (л. 206).

121. Александр царь от Кандавлуса в пещеру вниде (л. 207).

122. Клеонила царица сына своего Кандавлуса всрете и Александра вместо посла целоваше его (л. 210).

123. Кандакия царици Александра за руку приим и в полаты его царския введе (л. 211).

124. Кандакия царица много Александра даровав и с честию великою отпусти (л. 216 об.).

125. Сказание о возвращении Александрове в Персиду к Роксане царици и о разделении велможам своим и властем и пророце иеремеи иже сказал Александру смерть (л. 217 об.).

126. Александру царю явися пророк Иеремея во сне (л. 218 об.).

127. Александр царь Макидонский в Вавилон поиде (л. 222).

128. Александру царю со царицею Роксаною на браку веселящуся Аристотель дары принесе от матери их Алимпиады царицы (л. 224 об.).

129. Ко Александру приведоша человека стрелца гораздо умеюща стреляти (л. 226 об.).

130. Александр царь с войскою своею прииде к сокровищу златому (л. 228).

131. Роксана царицы срете Алимпиаду царицу с тысящею владык и с честию великою (л. 228 об.).

132. Александр царь Макидонский чудно и славно со всеми цари и князи матерь свою Алимпиаду царицу всрете (л. 229 об.).

133. Александр царь Макидонский матери своей брак чуден сотвори. Обе царицы о десную и о левую страну себе посади и всяко оутешение и игры 3000 (҂ г҃) писков иж зовутся игры тыи синарии и юношам младым рватис повеле и в клобук стреляти и тако тешаше матерь свою (л. 230 об.).

134. Александру царю на браку веселящус и дары ему от востока принесоша, Врионуша же чашу сокруши (л. 233 об.).

135. Приидоша ко Александру Евреи от Иерусалима и принесоша ему шатер велик зело (л. 234 об.).

136. Ко Александру царю мужие града Александрейского приидоша (л. 235).

137. Жена некая Александру на мужа своего жалость творя и на смерть просяше, он же повеле ей язык урезати (л. 235 об.).

138. Ко Александру царю Кандавлус воевода его вниде (л. 236 об.).

139. Александр царь со обема царицема и с велможами своими на ловы оутешенья поеде (л. 237).

140. Сказание о смерти Александрове егда дал ему Врионуша яди смертные испити (л. 237 об.).

141. Александр царь от врача Филиппа слышав яко несть ему помощи и горко на одре своем проплакав (л. 238 об.).

142. Ко Александру царю приидоша царие и князи всея вселенные и многоценыа дары принесоша (л. 239).

143. Ко Александру от Макидонии прииде мудрый его учитель Аристотель (л. 239 об.).

144. Александр царь обе царици поем и Филона и Птоломея к себе призвав (л. 240).

145. Александр царь царицу свою Роксану за руку приим (л. 240 об.).

146. "Привєдитє ко мнѣ моєго милаго конѧ дуⷱ҇паⷧ҇» (л.241 об.).

147. Кон же Дучепал скочив Врионуша зубы за горло похватив и к земли его притиснув и ногами своими до смерти уби его (л. 241 об.).

148. Преставление царя Александра Макидоньского (л. 243).

149. Царица же Роксана взем меч Александров возлегши на него сама и прободеся им (л. 243 об.)

Приложение II

1. Пꙋть єсть итти ѿ цр҃ѧ гра́да ко їе҆рлⷭ҇мꙋ (л. 9, стр. 4, снизу), нач.: «Пꙋт є҆́сть ѿ цр҃ѧ гра́да ко їє҆рлⷭ҇мꙋ поу҆́скомꙋ морю ит три́ста вє́рстъ до Пєта́лы о҆́строва (изд. Археогр. Ком., I, стр. 5 и 6).

2. Граⷣ є҆фє́съ внєⷨжє гробъ і̆ѡⷩ҇а бг҃осло́ва. и҆ сєⷣмь ѡ҆́трокъ пєщє́ра (л. 10 об.). Тут же изображен город Ефес (изд. Археогр. К., I, стр. 6, 7 и 10).

3. Ѻ҆ Ки́пре ѡ҆́стровѣе (л. 12; изд. Археограф. Ком., II, стр. 12).

4. Ѻ҆ Крⷵтѣе (л. 12; изд. Археогр. Ком., II, стр. 12).

5. Ѻ҆ тємїа҆́нѣ и ла́данѣе (л. 12 об.; изд. Археогр. К., II, стр. 14).

6. Ѻ҆ цр҃кви ст҃го гєоргїѧ (л. 13; изд. Археогр. К., II, стр. 15).

7. Цр҃квь воск҃рсє́нїє г҃а Бг҃а и҆ Сп҃са наⷢ҇…. нєпокрыты̑ вє́рхъ и стоⷧ҇пъ давⷣвъ (л. 13); рисунок, изображающий церковь Воскресения, помещен на листе 13 об. Выписанное заглавие относится и к главе и к рисунку. Заглавие этой главы вкратце повторено и далее два раза, именно пред главами VIII и X (изд. Археогр. Ком., III, стр. 20).

8. Ѻ҆ црк҃ви воск҃рсє́нїѧ Хв҃а (л. 14 об.; изд. Археогр. Ком., Ш, стр. 21 и 22).

9. Ѻ҆ Гробѣ Гн҃и (л. 15). Описание гроба Господня входит в состав общего описания церкви Воскресения, поэтому следующее заглавие восстанавливает общее содержание главы (изд. Археогр. Ком., III, стр. 22 и 23).

10. Ѻ҆ воск҃рсє́нїѧ цр҃кви (л. 16; изд. Археогр. Ком. III, стр. 27).

11. Ѻ҆ пꙋпе зєⷨноⷨ (л. 16; изд. Археогр. Ком., III, стр. 27).

12. Ѻ҆ кранїєвѣ мѣ́стє (л. 16; изд. Археогр. Ком., III, стр. 27).

13. Ѻ҆ лобнєⷨ мѣ́стє (л. 17; изд. Археогр. Ком., III, стр. 28).

14. Ѻ҆ тємницѣ Хв҃ѣ (л. 17: изд. Археогр. Ком., III, стр. 29).

15. Ѻ҆ тща́нїи ст҃ыѧ Бц҃а (л. 17 об.; изд. Археогр. Ком., III. стр. 29 и 30).

16. Ѻ҆ стоⷧ҇пѣ давⷣвѣ (л. 18 об.; изд. Археогр.К.; IV,стр. 33 и 34).

17. Ѻ҆ домꙋ і҆а҆кима і҆ а҆н̾ны (л. 19 об.; И8д. Археогр. Ком., IV, стр. 35).

18. Ѻ҆ притворѣ Соло́мони (л. 19 об.; изд. Арх. К., IV, стр. 35).

19. Ѻ҆ ст҃а́ѧ ст҃ыⷯ (л. 20). Текст главы этой оканчивается, суживаясь к низу страницы. Принадлежащий сюда рисунок, изображающий церковь Святая Святых, помещен на листе 20, об. (Изд. Археогр. Ком., V, стр. 38 и 39).

20. Ѻ҆ домꙋ Соло́мони (л. 21, об ). – На следующем листе 22-м изображен город Вифания, под заглавием: Виѳанїѧ градъ. Но самая глава о Вифании не имеет особого заглавия (изд. Археогр. Ком., V, стр. 39 до 41).

21. Ѻ҆ гєп̆симанїи (л. 23; изд. Арх. Ком., V, стр. 44 и 45).

22. Ѻ҆ приго́рѣ є҆лєѡⷩ҇стєⷨ (л. 23, об. изд.; Археогр. Ком., V, стр. 45 и 46).

23. Ѻ҆ є҆лєоⷩ҇стєи горѣ̀ и҆ ѡ҆ камєни ст҃єⷨ снєгоⷤ вознєсє́сѧ на н҃бса х҃є бж҃є нашь. (л. 24). Тут же рисунок, изображающий Елеонскую гору, отдельно озаглавленный (изд. Археогр. Ком., V, стр. 46 и 47).

24. Сєⷤ єщє о҆ градѣ їє҆рⷵлмѣ (л. 25; изд. Археогр. Ком., V, стр. 47 и 48).

25. Пꙋт ѿ і҆рлⷵма ко і҆єрдаⷩ҇ (л. 25; изд. Археогр. Ком., VI, стр. 53 и 54).

26. Ѻ҆ кꙋпѣ́ли (л. 26, об.; изд. Арх. Ком., VI, стр. 54 и 55).

27. Ѻ҆ і҆єрда́нѣ рє́цѣ̀ (л. 27; изд. Археогр. К., VI, стр. 55–57).

28. Ѻ҆ і҆єрихонє граⷣє (л. 28, об; изд. Археогр. Ком., VII, стр. 64 и 65).

29. Ѻ҆ гава́нє цр҃ѣ (л. 29, об.). Это явная ошибка переписчика. В большинстве прочих списков и в издании Археографической Коммисии (стр. 65), вместо цр҃ѣ правильно стоит: горѣ, так как речь идет о горе Гаваоне (Изд. Арх. Ком., VII, стр. 65 и 66, и VIII, стр. 68–70).

30. Гора̀ сиѡⷩ҇скаѧ ѡ҆ сиѡ҆́нѣ горѣ (л.32). – Слова заглавия: Гора Сионская относятся к рисунку, который помещен тут же (изд. Археогр. Ком., IX, стр. 75 и 76).

31. Ѻ҆ сєлѣ скꙋдєⷧ҇лничє (л. 33 об.; изд. Арх. Ком., IX, стр. 77).

32. Ѻ҆ вифлио҆́ме градє (л. 33 об.). Заглавие это помещено в одну строку вслед за заглавием подлежащего рисунка. Конец статьи на л. 37 оканчивается суживаясь к низу страницы (изд. Арх. К., X, стр. 78–82, и XI, стр. 86 и 88).

33. Ѻ҆ дꙋбѣ маⷨврїйскомъ (л. 37). Подлежащий рисунок помещен на л. 37, об. (изд. Археогр. Ком., XI, стр. 87 и 88).

34. Ѻ҆ хє̾вро́нѣ (л. 38 об.; изд. Арх. Ком., XII, стр. 93 и 94).

35. Ѻ҆ сꙋгꙋбєи пєщєрє (л. 39; изд. Археогр. Ком., XII, стр. 94 и 95).

36. Ѻ҆ жє҆́ртвѣ а҆враа҆́мовѣ (л. 40, об.). К этой же главе относится рисунок на л. 41, изображающий жену Лотову, стоящую в виде каменного столба (изд. Археогр. Ком., XII, стр. 95 и 96, и XIII стр. 100–102).

37. Пꙋт ѿ і҆єрлⷭ҇ма ко цр҃ю гра́дꙋ (л. 43; изд. Археогр. Ком., XXII, стр. 150–154).

38. А҆ сє є҆́сть пꙋт ѿ і҆є҆рлⷭ҇ма в̾галилѣю (л. 45 об.; изд. Археогр. Ком., XIV, стр. 104–107, и XV, стр. 111 и 112).

39. Ѻ҆ і҆є҆рда́нѣ рєцѣ (л. 48; изд. Арх. Ком., XVI, 113–115).

40. Ѻ҆́ градѣ Тивирїа́дѣ (л. 49 об.). Тут же рисунок, изображающий город Тивериаду (изд. Археогр. Ком., XVII, стр. 117–120).

41. Ѻ҆ лива́нѣ горѣ (л. 51, изд. Археогр. Ком., XVII, стр. 120–121).

42. Ѻ҆ фаворьстєи горѣ (л. 51, об.). Тут же рисунок изображающий Фаворскую гору и церковь Преображения Господня. (Изд. Археогр. Ком., XVIII, стр. 126–129).

43. Ѻ҆ Назарєфѣ гра́дѣ (л. 54). Тут же подлежащий рисунок (изд. Археогр. Ком., XIX, стр. 131–133, и XX, стр. 134–136).

44. Ѻ҆ свѣ́тє ст҃єⷨ г҃а на́шєⷢ҇ І҆с҃а Ха҃ (л. 56 об.; изд. Археогр. Ком., XXI, стр. 138–147).

* * *

1

Время написания определяется составителем Описания, А.Н.Поповым.

2

В Описании рукописей А.И.Хлудова А.Н.Попов определяет число листов в 244, основываясь на нумерации их в сборнике; но один лист, именно находящийся между 211 и 212, пропущен при пагинации.

3

На верхних полях листов кое-где сохранились славянские буквы, помеченные для пагинации листов по всей вероятности самим составителем сборника; но по этим отрывочным следам нет возможности вполне восстановить первоначальное расположение сборника.

4

Кроме того на листах 191 и 219 выписаны заглавия рисунков, но самых рисунков нет.

5

См. примеры этого в вашем исследовании о Хождении Игумена Даниила, стр. 53.


Источник: Статья Веневитинова читана в заседании Общества Любителей Древней Письменности 27 марта 1881 года

Комментарии для сайта Cackle