прот. Лев Лебедев

Москва патриаршая

Источник

Содержание

К читателям

Десять московских патриархов Патриарх Иов (1589–1605) Патриарх Ермоген (1606–1612) Патриарх Филарет (1619 –1633) Патриарх Иоасаф I (1634 – 1640) Патриарх Иосиф (1642–1652) Патриарх Никон (1652–1658 Фактически и до 1666 года номинально) Патриарх Иоасаф II (1667–1672) Патриарх Питирим (1673) Патриарх Иоаким (1674–1690) Патриарх Адриан (1690–1700) Заключение Патриарх Никон Предисловие Начало жизненного пути Возвышение Никон – патриарх Московский и всея Руси Исправление церковных книг и обрядов Ссора с царем Окончательный разрыв. Оставление кафедры Новый Иерусалим Суд над патриархом Триумф патриарха Никона Заключение Москва XVII века глазами Павла Алеппского Глава I. Прибытие антиохийского патриарха в Россию Глава II. Религиозно-нравственное состояние русского православного общества середины XVII века Глава III. Религиозно-нравственное состояние русской церкви в середине XVII века Глава IV. Богослужение и церковные обычаи Глава V. Церковное управление, положение духовенства, церквей и монастырей Глава VI. Участие патриарха антиохийского Макария в русских церковных делах Заключение Богословие земли русской Комментарии Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4  

 
К читателям

Настоящая книга состоит из нескольких самостоятельных работ, связанных общей тематикой и общими идеями. Это не только и даже не столько хладнокровные научно-исторические исследования, сколько попытка раскрыть современникам глаза на истоки и причины того, что происходит с нами сейчас и к чему это может привести в будущем. В го же время здесь повесть о Москве и Московии XVII века, о том, какой сложной противоречивой действительностью того времени являло собой то, что называется Святой Русью, как шла (не на жизнь, а на смерть) борьба Московской Руси с Западом.

В наши дни с поразительной легкостью и под самыми благовидными предлогами «темному Западу» (богослужебное выражение) добровольно, без боя у нас отдается то, за что на протяжении веков были пролиты потоки русской крови, – и земля с ее богатствами, и культура, и даже православная вера и церковная жизнь – душа народа. Чего не могли достичь в древности мечом и огнем, интригами и заговорами недруги России, то самое теперь без труда достигается ими путем экономического, культурного, «духовного» обмена... Инвалюта и вообще – деньги все больше становятся в нашей жизни «богом», перед которым склоняются и раболепствуют высшие и низшие.

Для того ли больше тысячи лет назад, принимая святое православие, повергали в прах языческих кумиров, чтобы ныне поклониться кумиру «золотого тельца»?!

Можно выгодно, с пользой для себя продавать лен, пеньку, соболя или нефть, газ, уголь, но нельзя продавать Родину и веру! Эти «вещи» не продаются и не обмениваются. Можно идти на уступки и компромиссы даже с недругами, но до определенного предела. До какого? На это отвечает содержание данной книги, особенно описание деяний московских патриархов Гермогена и Никона.

Получается так, что чуть не тысячу лет мы находились в некоем кошмарном сне, борясь с враждебными силами за свою землю и душу, а в последние несколько лет вдруг проснулись, протерли глаза и с радостью обнаружили, что врагов-то нет! Вокруг – все милые, культурные люди! Все люди – братья! Всем вместе дружно нужно строить, всему человечеству нужно объединяться! А что строить? Новую Вавилонскую башню? Под чьим началом объединяться? Под началом Антихриста – этого нового и уже теперь действительно всемирного «вождя и учителя»? Так что не выглядит ли все как раз наоборот: тысячу лег мы бодрствовали, а теперь под воздействием злого экстрасенса погружаемся в гипнотический сон, где нам внушают, что никаких враждебных сил не существует?

В глубокой сущностной основе все люди – действительно братья (или по Ветхому – Адама, или по Новому – Христа). Но в реальности земного бытия подавляющее большинство людей этого не чувствуют и не сознают. Независимо от личных и национальных качеств люди в этой самой земной эмпирической реальности часто руководятся, вдохновляются не только Божьими и ангельскими силами, но и силами дьявольскими и демоническими. Мир сей – еще не Царство Небесное! Таким образом речь идет не о вражде с людьми других вер, других государств, других национальностей, а о борьбе с теми незримыми силами, которые враждебны и губительны для нашей православной веры, нашей Родины, нашей русской национальности. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), как говорит апостол Павел.

Однако трагический аспект такой борьбы состоит в том, что в земных условиях бытия она ведется не только в чисто духовном плане, но и в плане борьбы именно с людьми – носителями «тьмы века, орудиями духов злобы поднебесных». И не нужно лицемерить в этом деле, а не то оказывается, сплошь и рядом что под видом братания с людьми происходит братание с «тьмой века сего» и «духами злобы».

В русской древности все это умели очень четко и отчетливо видеть; особенно отличались духовной прозорливостью московские патриархи первого периода патриаршества (с 1589 по 1700 г.). Москва XVII века без малейшего преувеличения стала центром мировой борьбы за правду Божию. Тем и интересны московские дела трехсотлетней давности для нас, ныне живущих. Ибо эта борьба не окончена, она продолжается, и, какими бы огромными ни казались наши поражения и потери, нужно помнить, что «не в силе Бог, а в правде», как любил говорить Александр Невский.

Протоиерей Лев Лебедев


Источник: Москва патриаршая : [Сборник] / Протоиерей Лев Лебедев. - М. : ПИФ "Столица" : АО "Вече", 1995. - 365 с. ISBN 5-7141-0077-8

Комментарии для сайта Cackle