Источник

Деяние 85

Москва, четверг, 15/28 февраля 1918 г. 16.00–20.00.

Источники: ГАРФ № 86, л. 65–114, машинопись (Ср. РГИА № 6 протокол; Деяния НМ VII. С. 53–77, “Церковные ведомости” 1918, № 9–10. С. 342–358).

Повестка дня

Заседание, посвященное памяти митр. Владимира (Богоявленского).

1–2. При открытии заседания Патриарх Тихон соборно совершает панихиду по убиенному митр. Владимиру при общем пении всех присутствующих.

3. Патриарх Тихон: “Преосвященные архипастыри, отцы и братие. То ужасное кошмарное злодеяние, которое совершено было по отношению к высокопреосвященному митрополиту Владимиру, конечно, еще долго будет волновать и угнетать наш смущенный дух. И еще, надеемся, много и много раз православный русский народ будет искать себе выхода из тяжелого состояния духа в молитве и других сладостных воспоминаниях о почившем убиенном митрополите. Поэтому вполне естественно, достойно и праведно Освященный Поместный Собор почти сей час же после получения известия об убиении митрополита решил, чтобы ему, в Бозе почившему митрополиту, посвятить особенное печальноторжественное заседание. <...> Мы глубоко верим, как верно высказал на прошлом заседании высокопреосвященный митр. Антоний (Храповицкий), что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов Матушки России”153.

4. Речи, посвященные памяти митр. Владимира:

4а. Митр. Арсений (Стадницкий) рассказывает о своем знакомстве с митр. Владимиром, которое началось еще в 1896 году, а затем характеризует духовный облик митрополита. “Основной стихией его духовной жизни являлось смирение, смирение евангельское, смирение мытаря, а не фарисея. <...> Это смирение сказывалось в постоянной скромности его бытовой домашней жизни. <...> Затем это смирение выражалось в застенчивости в отношениях к людям. <...> Она вредила ему в мнении людей. Он казался сухим, жестким, безучастным, и о нем составлялось неправильное понятие у людей, мало знавших его. Эта застенчивость была одним из поводов к огорчению от перевода его из Петербурга в Москву. <...> На мой недоуменный вопрос по поводу этого назначения в столичный тогда город, Владыка со свойственным ему смирением ответил: “Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там ко двору; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости”. И действительно мы знаем, что он <...> не пришелся ко двору. Следствием этого, равно как и других обстоятельств, о которых я не считаю благовременным говорить, и было перемещение его в Киев. Эта застенчивость была причиной того, что на новых местах служения встречали его и относились к нему сначала очень сдержанно. Так и Москва отнеслась к нему сначала. Но я был свидетелем того, как та же Москва через 14 лет провожала своего уже горячо любимого архипастыря в Петербург. <...> В ноябре 1915 года состоялся неожиданный перевод его в Киев, о чем Владыка сам поведал мне первому. <...> Несколько минут мы молчали. Я прервал это молчание словами: “Владыко, а не лучше ли теперь уйти на покой?” <...> Владыка как будто ожидал от меня такого совета, но тут же совершенно спокойно ответил: “Да, судя по человеческим соображениям, я с Вами согласен. Пора и честь знать. А по Божьему как? Удобно ли испытывать и предупреждать волю Божию? А долг, который мы клятвенно обещались исполнять? Скажут, что ушел из оскорбленного самолюбия. Нет, видно такова воля Божия. А умереть все равно, где бы то ни было”“.

Недолго он святительствовал в Киеве. Присутствуя то в Синоде, то на Соборе, он не мог проявить в Киеве тех качеств души, которые, как я сказал, вследствие природной застенчивости, могли быть узнаны после некоторого промежутка времени. Он был только гостем в Киеве, и его не узнали. В конце ноября прошлого года, когда на Украине произошли известные политические и церковные события, и когда явился оттуда преосвященный викарий с просьбой идти спасать Церковь от разделения, он, верный своему долгу, правда после некоторого колебания, решил туда пойти, чтобы умиротворить свою паству и не допустить отделения Украинской Церкви от Российской. Может быть, он уже предвидел свою Голгофу. <...> Наступивший период гонения на Церковь Божию уже ознаменовался мученическими кончинами священнослужителей, а теперь и такою же кончиною Архипастыря. Но история показывает, что сила гонений всегда слабее духа исповедничества и мученичества”154.

4б. Члены Собора поют “Со святыми упокой”.

4в. Архиеп. Кишиневский Анастасий (Грибановский) рассказывает о церковном служении митр. Владимира: “Его мысль и сердце стремились назад, в глубь седой старины. Но это, однако, не препятствовало ему с особою чуткостью следить за вопросами современности и отзываться на них всем сердцем, а по некоторым вопросам даже и опережать свое время. Так будучи принципиальным сторонником союза Церкви с государством, он, однако, был решительным противником того, чтобы она продавала свое первородство за чечевичную похлебку в виде тех или других земных благ. <...> Он, один из первых иерархов Русской Церкви, громко заявил о высокой миссии, ожидающей женщину-христианку в условиях современной церковной жизни. <...> Его заветной мечтой было восстановление института диаконисс. <...> За несколько дней до кончины им по этому вопросу был составлен доклад Священному Собору. <...> Он радел о духовном просвещении народа, в особенности рабочей среды, он всегда напоминал себе и другим, что мы в долгу у рабочих, что мы должны “дать им ясти”, высказывал очень смелую по своему времени мысль, что Церковь должна выступить посредницей между предпринимателями и трудящимися, чтобы предотвратить кровавые столкновения между ними. <...> Мы не будем долго останавливаться на обстоятельствах его кончины, которые не ясны для нас, но мы ни на одну минуту не сомневаемся, что он принес себя в жертву <...> за единую неделимую Россию и единую Русскую Православную Церковь. <...> Священный Собор выработал правила чествования памяти нового священномученика митрополита Владимира: на сороковой день совершить по всей России заупокойное служение, таковым же служением почитать ежегодно день его мученической кончины, 25 января, составить его жизнеописание, кроме того, издать его в кратком виде, в форме листков для раздачи народу, повесить его портрет здесь, в епархиальном доме, и создать особый фонд имени митр. Владимира, имеющий своим назначением: 1) сооружение часовни на месте его мученической кончины и 2) образование особого капитала, из которого будут выдаваться пособия семьям священнослужителей, убиенных в настоящее безвременье и лихолетье и 3) создание народного дома его имени, который должен будет служить духовным очагом для рабочих по всей России”155.

4г. Еп. Черниговский Пахомий (Кедров) рассказал о последних днях митр. Владимира: “Как известно, там <в Киеве> пред Рождеством шли спешные приготовления к Украинскому Церковному Собору. Некоторые неразумные ревнители блага Украинской Церкви возымели смелость предложить владыке митрополиту, тормозившему, как им казалось, дело созыва Украинского Собора, оставить г. Киев в трехдневный срок. Владыка сказал им: “В чем вы меня обвиняете? Если я действительно в чем-либо виноват, то оставлю Киев, оставлю навсегда”. И действительно, Владыка митрополит готов был уйти на покой, и только желание до конца исполнить свой долг побуждало его оставаться на своем посту до времени. <...> Но вот 7 января сего года открылся Всеукраинский Церковный Собор в г. Киеве. Владыка митрополит с полною готовностью шел навстречу всем нуждам и желаниям Собора. Так, владыка изыскал до 60 тыс. рублей на содержание членов Собора, постоянно являлся на заседания Собора, тщательно вникая в его дела. <...> Но дни бытия Украинского Собора были уже сочтены: в пятницу следующей седмицы (19 января), вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств жизни в Киеве, первая сессия Собора была прервана до мая. Ни почивший Владыка, ни преосвященный председатель Собора еп. Пимен (Пегов), пребывавшие в отрезанной от города военными действиями Лавре, не могли быть на последнем заседании Собора. Председательство на нем было поручено мне. О результатах заседания я почитал себя обязанным доложить как Владыке митрополиту, так и преосвященному председателю Собора. Вот я на другой день по закрытии собора решился ехать в Лавру, хотя обстрел находящегося вблизи Лавры арсенала еще не прекратился. <...> Митрополит Владимир был весьма утешен моим сообщением о мирном окончании работ первой сессии Собора. Он предложил мне послужить с ним и с преосвященным Пименом (Пеговым) в воскресенье 21 января в Великой Лаврской церкви. Это было последнее соборное служение Владыки. После литургии мы с преосвященным Пименом (Пеговым) были приглашены разделить с Владыкой его трапезу. <...> По окончании трапезы я простился с Владыкой, думая на другой день отправиться лошадьми в Чернигов. Но сделать этого мне не удалось: на другой день снова начался артиллерийский обстрел города. 24 января я был ранен в живот осколком снаряда, упавшего в соседнюю комнату и наповал убившего там одного черниговского депутата (церковного старосту В. А. Островянского). Благодаря горячему участию в моей судьбе митр. Платона (Рождественского) и еп. Екатеринославского Агапита (Вишневского) вечером в тот же день я был доставлен в Софийский госпиталь, где мне была оказана надлежащая медицинская помощь. <...> Господь спас меня от смерти: через два дня мне стало лучше. Но каким ужасом омрачись моя радость о собственном моем спасении, когда я узнал о мученической кончине Владыки Киевского... Мне было разрешено врачами принять участие в погребении нового священномученика. Похороны почившего состоялись в понедельник 29 января. Народ во множестве шел в священную Лавру отдать последний долг ее мученически скончавшемуся священно-архимандриту. Совершено было изнесение тела почившего святителя из Нижней Крестовой церкви в Великую Лаврскую. Литургию отслужило пять архипастырей: митр. Платон (Рождественский), я, еп. Пимен (Пегов) и викарии Киевские Никодим (Кротков) и Димитрий (Вербицкий). На отпевание вышли еще еп. Агапит (Вишневский) и ректор Киевской духовной академии еп. Василий (Богдашевский). Надгробные речи говорили прот.-проф. Ф. И. Титов, инспектор академии архим. Тихон (Лященко) и митр. Платон (Рождественский). Последний закончил свою речь земным поклоном почившему от лица Его Святейшества и всего епископата Российской Церкви. Бренные останки Владыки взяли на рамена архимандриты и иеромонахи и понесли на дальние пещеры для погребения. День был изумительно теплый. Но вот торжественно-печальное шествие приблизилось к храму, устроенному при входе в дальние пещеры Лавры. Народ расступился на две стороны, не входя в самый храм – весьма малый по размерам. В храм пошли лишь священнослужители, вслед за коими был затем внесен гроб с телом почившего. Отслужена была заключительная лития, и гроб был опущен в землю”156.

4д. Еп. Челябинский Серафим (Александров) говорит о христианских добродетелях почившего и вспоминает о том времени, когда митр. Владимир был епископом Самарским.

5157. Митр. Анастасий (Грибановский) оглашает предложения Соборного Совета о мероприятиях по увековечиванию памяти митр. Владимира.

6. Производится сбор пожертвований на образование благотворительного фонда имени митр. Владимира.

7. Во время сбора народный хор храма Воскресения в Кадашах поет духовные песнопения.

8. Продолжаются выступления, посвященные памяти митр. Владимира.

8а. Прот. П. А. Миртов рассказывает о работе митр. Владимира по борьбе с народным пьянством.

8б. Настоятель Покровского собора в Москве прот. И. И. Восторгов делится личными воспоминаниями о митрополите Владимире, о его служении в Закавказье и Москве, а затем говорит о значении этой смерти: “Народ совершил грех... А грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, праведный, смиренный митрополит Владимир в мученическом подвиге сразу вырос в глазах верующих. Мученичество его ведомо теперь всему нашему народу. <...> Смерть человека менее всего причастного к прегрешениям этого образованного общества, столь много и тяжко и долго грешившего против народа, развязывающего в нем зверя и подавляющего человека и христианина – эта смерть есть воистину жертва за грех”158.

8в. Прот. П. Н. Лахостский выступает с личными воспоминаниями о митрополите Владимире. 8г. Священник московской церкви Воскресения в Кадашах Н. И. Смирнов говорит, что его задачей является “не широкое повествование о московском периоде священнослужения почившего Владыки, а только воспоминание конкретных фактов, которые довольно ярко характеризуют, как он болел душою и сердцем о верующем народе, как он стремился войти с ним в ближайшее соприкосновение, как он отечески любовно шел навстречу всем религиозным порывам народной души”159.

9. Архиеп. Анастасий (Грибановский) зачитывает список мероприятий по увековечиванию памяти митр. Владимира (Богоявленского), выработанный Религиозно-просветительским совещанием при Соборе.

10. Заседание закрыто в 20.00.

* * *

Примечания

153

Л. 65–66, ср. Деяния НМ VII. С. 53–54.

154

Л. 67–75, ср. Деяния НМ VII. С. 54–58.

155

Л. 79–82, ср. Деяния НМ VII. С. 59–60.

156

Л. 84–87, ср. Деяния НМ VII. С. 61–63.

157

№№ 5–6 приводятся по протоколу. Стенограмма этих действий не фиксирует.

158

Л. 106, ср. Деяния НМ VII. С. 72–73.

159

Л. 111, ср. Деяния НМ VII. С. 74.


Источник: Обзор Деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. [Электронный ресурс].

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle