Азбука веры Православная библиотека святитель Василий (Богдашевский), исповедник

святитель Василий (Богдашевский), исповедник

Апологетика

Патрология

Слова и речи

Священное Писание Нового Завета

Философия

святитель Василий (Богдашевский), исповедник
святитель Василий (Богдашевский), исповедник (19.10.1861–25.02.1933)

Архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии, ректор Киевской Духовной Академии, доктор богословия.

Биография

Родился 19 октября 1861 года в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Иванович Богдашевский получил дома, под руководством отца.

В 1876 году окончил Мелецкое духовное училище. В 1882 году окончил Волынскую духовную семинарию первым в выпуске.

В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии для приготовления к профессорскому званию.

В 1887—1890 годах — исполняющий должность доцента кафедры Киевской духовной академии по кафедре истории древней и новой философии.

В 1890 году удостоен звания магистра богословия за сочинение: «Лжеучения, обличаемые в первом послании святого апостола Иоанна». В том же году защитил диссертацию «Послание святого апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование» на соискание учёной степени доктора богословия.

В 1890—1897 годы — доцент по кафедре истории древней и новой философии.

В 1897—1902 — доцент по кафедре Священного Писания Нового Завета.

В 1902—1905 — экстраординарный профессор по этой же кафедре.

В 1905—1907 — сверхштатный ординарный профессор по первой кафедре Священного Писания Нового Завета.

В 1907—1912 — штатный ординарный профессор по той же кафедре.

С 1909 года — инспектор Киевской духовной академии. С 1910 года, одновременно, главный редактор «Трудов Киевской духовной академии».

святитель Василий (Богдашевский), исповедникВ 1909 году овдовел, после чего принял решение стать священнослужителем. В 1910 году он был рукоположен во диакона, затем — во иерея. В том же году во внимание к церковно-научным заслугам возведен в сан протоиерея.

В 1912 году в связи с 25-летием научной деятельности удостоен звания заслуженного ординарного профессора Киевской Духовной Академии.

24 сентября 1913 года в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Василий. В том же году возведен в сан архимандрита.

29 июля 1914 года назначен ректором Киевской Духовной Академии и настоятелем Киевского Братского Богоявленского монастыря, в котором размещалась Академия. Состоял членом Комиссии по научному изданию славянской Библии.

6 августа 1914 года в Софийском соборе Киева был хиротонисан во епископа Каневского, второго викария Киевской епархии.

Почётный член Московской духовной академии (1914), Петроградской духовной академии (1915), Казанской духовной академии (1915).

После Февральской революции 1917 года от лица профессоров и преподавателей КДА направил на имя главы Временного правительства князя Г. Е. Львова поздравительную телеграмму, от себя лично — приветствие новому обер-прокурору Синода В. Н. Львову.

В 1918 году был тяжело болен из-за систематического недоедания и проживания в неотапливаемых помещениях, но оставался на посту ректора. Руководил деятельностью академии и после того, как у неё были изъяты учебные помещения — занятия проводились на дому у профессоров. Выступал против автокефалистского движения в украинском православии, но, в то же время, был сторонником определённых шагов навстречу сторонникам «украинизации» церкви, не нарушавших канонических норм (так, в 1920 присутствовал на богослужении, проводившемся на украинском языке). С 1918 года — председатель Переводческого комитета при Киевской митрополии, задачей которого была работа над переводом Священного Писания и богослужебных текстов на украинский язык.

В 1921 году подписал обращение православного епископата Украины к верующим с призывом не признавать решений «Украинского церковного собора Киевщины», провозгласившего автокефалию украинской церкви. В 1923 году был арестован, отправлен в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. В 1923—1924 годах находился в ссылке в селе Ижма в Зырянском крае.

В 1924 году вернулся в Киев и был назначен епископом Прилуцким.

В 1925 года возведён в сан архиепископа и награждён правом ношения Креста на клобуке.

В конце 1925 - начале 1926 года вновь назначен архиепископом Каневским, первым викарием Киевской епархии.

12 марта 1926 года вместе с другими украинскими архиереями выступил против григорианского раскола, подписав обращение к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с осуждением организаторов раскола.

Скончался в 1933 году в Киеве.

Перезахоронен на Лукьяновском кладбище, где и в настоящее время находится его могила, вблизи храма вмч. Екатерины.

Труды

Архиепископ Василий является одним из значительных представителей дореволюционной русской богословской науки. Основную часть его наследия составляют труды по изучению Священного Писания Нового Завета - это магистерская и докторская диссертации, исследование Евангелия от Матфея, посвященное экзегетическому разбору текста с 8 главы, также несколько десятков журнальных статей (в основном в ТКДА) и брошюр по различным проблемам изучения Нового Завета и толкованию отдельных новозаветных книг. Во введении к докторской диссертации владыка Василий так определил свой метод исследования:

"Экзегесис должен утверждаться на филологии, носить... критический характер… При внимательном изучении обширной западной литературы о рассматриваемом послании нашими всегдашними руководителями в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были отцы и учители Церкви" (Послание к Ефесянам. С. 1-2).

Владыка Василий тщательно следил за развитием библейской науки на Западе, о чем свидетельствуют регулярно публиковавшиеся им "Экзегетические заметки". Но его современники отмечали, что он уделял излишнее внимание разбору гиперкритических гипотез западных библеистов, в т. ч. и не имевших серьезного научного значения, зачастую в ущерб изложению собственных взглядов или церковного учения. Анализ в его работах всегда преобладал над синтезом. По мнению К. Попова, в полемике с западной наукой владыка Василий во многом оказывался зависимым от господствовавшей в ней проблематики.

В ходе полемики с западными библеистами проявился апологетический характер трудов владыки. Так, например, несмотря на указание 1 Кор 5, 9, епископ Василий отрицает возможность того, что некоторые послания апостола Павла могли не сохраниться, на том основании, что это означало бы признать, что "некоторые писания Апостолов оказались бы бесполезными для жизни Церкви, или что последняя отнеслась к ним небрежно". Придерживаясь ранней датировки книги Деяния святых апостолов и доказывая историческую и литературную достоверность речей апостолов (Деян 2 и сл.), он отвергает возможность использования ее автором, евангелистом Лукой, письменных источников. Он защищал тезис об аутентичности Послания к Евреям, при этом он в решении вопроса об авторстве не основывал своих выводов на анализе языковых особенностей этого послания, его отличий от других посланий апостола Павла и специфических черт богословия этого текста. Исследуя Евангелие от Матфея, он настаивал на том, что все притчи 13-й гл. произнесены в один день и евангелист не мог их редактировать, объединяя относящийся к разному времени материал в тематические блоки (напр., Мф 5-7; 8-9; 13).

К наиболее сильным сторонам его экзегетических трудов относят филологический анализ текстов. Его толкования основываются на максимально точном выяснении значения отдельных слов и выражений и определении их синтаксических связей. Такое внимание к мельчайшим нюансам текста приводило в ряде случаев к несогласию исследователя не только с современным ему западным комментаторами, но и с православными толкователями, как древними, так и новыми. Он всегда учитывал варианты текста, известные из рукописей и святоотеческих произведений, пользовался критическими изданиями своего времени и обращал особое внимание на разночтения в славянских памятниках. Тон его сочинений, несмотря на полемическую остроту отдельных мест, всегда спокоен и уравновешен, литературный стиль отличается ясностью и точностью выражения мысли.

Ряд его сочинений посвящен проблемам философии (греческой, философии И. Канта) и патрологии, актуальным религиозным (теософия, учение Л. Н. Толстого) и социальным (благотворительность, воспитание) проблемам. Он перевел и опубликовал несколько сочинений Тертуллиана и блаженного Августина.

3 апреля 2019 года был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии Священным Синодом Украинской Православной Церкви, под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.