Азбука веры Православная библиотека История Церкви История Русской Церкви в период XV—XVII вв. Патриарх Никон: стяжание святой Руси – созидание государства Российского. Часть 1. Летопись жизни и деятельности патриарха Никона
С.М. Дорошенко

Патриарх Никон: стяжание святой Руси – созидание государства Российского. Часть 1. Летопись жизни и деятельности патриарха Никона

Источник

Часть 1Часть 2Часть 3

Летопись жизни и деятельности патриарха Никона, на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных (Светлана Михайловна Дорошенко)

Содержание

Слово к читателям!

Предуведомление

Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных Путеводитель по летописи жизни и деятельности патриарха Никона 1605–1617 годы: детство 1605 год 1606 год 1606–1607 годы 1607 год 1608 год Около 1609–1610 года 1610 год 1611 год Около 1612 года 1612 год 1613 год 1614 год Около 1615 года 1617–1622 годы: послушничество 1617 год 1618 год 1619 год 1620 год 1622–1624 годы: пребывание в отцовском доме 1621–1623 годы Около 1622 года Около 1624 года 1625–1635 годы. Священство 1624–1625 годы 1625 год 1626 год 1627 год 1628 год 1629 год 1630 год 1631 год 1632 год 1633 год 1634 год 1635–1643 годы: иночество 1635–1636 годы 1636 год 1638 год 1639 год 1640 год 1641 год 1642–1649 годы: настоятельство 1642 год 1643 год 1644 год 1645 год 1646 год 1647 год 1648 год 1647–1648 годы 1649–1652 годы: архиерейство 1649 год 1650 год 1651 год 1652–1666 годы: патриаршество 1652 год 1652–1654 годы 25 июля 1652 – 10 июля 1658 года 1653 год 1654 год 1655 год 1656 год 1657 год 1658 год 1656–1658 годы 1658–1660 годы 1658–1666 годы 1659 год 1659–1666 годы 1660 год 1660–1666 годы 1661 год 1661 – март 1664 года 1662 год 1662–1664 годы 1663 год 1663–1666 годы 1664 год 1665 год 1665–1666 годы 1666–1681 годы: ссылка и заточение 1666 год 1656–1666 годы 1668 год 1669 год 1670 год 1671 год 1672 год 1673 год 1674 год 1675 год 1676–1681 годы 1676 год 1677 год 1678 год 1679 год 1680 год 1681 год: блаженная кончина патриарха Никона и память о нем и его трудах 1681 год 1682 год 1683 год 1684 год 1685 год 1686 год 1689 год 1691 год 1692 год 1697 год 1699 год 1700 год 1701 год 1706 год 1712 год 1720-е годы 1721 год 1722 год 1723 год 1726 год 1728 год 1748 год 1757 год 1874 год 1875 год 1892 год 1904 год 1917 год 1919 год 1993 год 1994 год 1995 год 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год 2001 год 2005 год 2006 год 2008 год 2009 год Послесловие Словарь Литература и источники Список сокращений

Слово к читателям!

Этот обширный труд посвящен шестому Предстоятелю Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Никону.

Будущий Первосвятитель Русской Церкви родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово, близ Нижнего Новгорода (в настоящее время – Перевозский район, Нижегородской области). Детские годы он провел в нужде и после смерти матери претерпел много скорбей от мачехи. Хотя отец и жалел своего сына от первого брака, в двенадцать лет отрок принял решение покинуть родительский дом и стать послушником Макарьевского Желтоводского монастыря близ Нижнего Новгорода.

Еще в детстве Никита полюбил читать, поэтому в обители он особенно стремился постичь мудрость Священного Писания. Полученные в монастыре знания пригодились ему в годы священнического служения. Он придавал большое значение возрождению традиции церковной проповеди с амвона, которая призвана объяснять верующим смысл богослужебных текстов, растолковывать основы православной веры.

Святейший Владыка Никон был убежден, что Церковь не должна замыкаться в национально-государственных пределах, поскольку есть неотъемлемая часть Церкви Вселенской. Имея божественную природу, Церковь окормляет паству Христову и в этом своем делании является духоносным соработником государства в защите и охранении этой же паствы и ее земного Оте¬чества. Вот почему, став Предстоятелем Церкви, Никон способствовал, в том числе, и заключению договора о воссоединении Левобережной Украины с Россией (1654).

Благодаря Святейшему Патриарху Никону на Русской земле были созданы уникальные памятники архитектуры, из которых центральное место принадлежит подмосковному Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима, расположенному на берегу реки Истра. Эта обитель была задумана как образ Святой Земли с ее главными святынями – Храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом, рекой Иордан и т.д. Заботясь о просвещении иноков и мирян, монастырь собрал большую библиотеку, в том числе из личных книг Предстоятеля Церкви, греческих рукописей из афонских монастырей с текстами раннехристианских авторов.

Сложные исторические события на переломе эпох, участником которых довелось стать Святейшему Патриарху Никону, как и богатейшее его наследие, неизменно вызывали и продолжают вызывать горячий интерес. В настоящее трехтомное сочинение также вошли исследования и избранная археография, знакомящие нас, людей третьего тысячелетия, не только с трудами средневекового церковного деятеля, но и с жизнью Руси в XVII веке.

Да будет чтение ваше полезным и назидательным.

Варсонофий Архиепископ Саранский и Мордовский

Предуведомление

Получил я ко мне, бедному и нищему добродетелями, посланное тобою почтенное твое писание, лучше же сказать предписание и повеление,

превышающее силы мои; и я скажу, что если бы не было страха и

великой опасности свергнуть с себя иго послушания – этой матери

всех добродетелей, то не отважился бы я неразумно на дело,

превышающее силы мои. Тебе, чудный отец, надлежало спрашивать

о сем и учиться сему у тех, которые хорошо знают это дело,

а я состою еще в чине учащихся. Но поскольку богоносные отцы наши

и истинного ведения таинники поставляют послушание в том,

чтобы в делах, првышающих наши силы, несомненно

покоряться повелевающим, то смиренно решаюсь на то,

что выше меня; со страхом и усердием приступаю к исполнению

святого твоего повеления; тебе же, началовождь и чиноночальник

учителей, предоставляю украсить, уяснить сие очертание, и

как исполнителю скрижалей духовного закона, восполнить

недостаточное. Ради тебя приступаю к делу сему, умоляя

всех читателей, если кто увидит в труде моем что-либо

полезное, плод сего с благодарностию вменить превосходному

нашему начальнику, а мне испросить у Бога воздаяния

за одно исполнение труда, потому что и Бог вознаграждает

не за множество даров и трудов, а за многое усердие.

Иоанн Лествичник.

Послание к игумену Раифского монастыря

С именем Патриарха Никона в истории связана эпоха конца русского Средневеко­вья – начала Нового времени. Наиболее часто исследователи обращаются именно к ней – второй половине XVII в.; существует обширная литература, но это время, эта эпоха, ее образы, знаки и символы, ее действующие лица и силы все еще остается мало изученными. Но почему так происходит?

В общественном, в общекультурном умопредставлении «просвещенная» народность уверенно полагает себя далеко отринувшей средневековой Руси – России XVII в. и с трудом понимает историчность явлений, придавая при этом лицам того века черты своего времени и приписывая им свои воззрения, стремления и даже страсти. Но по сути, благодаря онтолингвистической матрице ортодокс-славянской картины мира, народность – все мы – все еще порождаем именно средневековые модели бытия, живем и еще долго будет жить в категориях Средневековья, несмотря на то, что окружающий нас мир в своем становлении-развитии уже преодолел антропоцентризм Нового времени и, оказавшись неспособным удержать гуманистический персонализм с его экзистенциалами, сакрализует денесонализированный кратоцентризм времени «пост-Пост» и ввергается в стихию космоцентричного, доантичного языческого бытия, понуждая всех и вся к своекорыстной универсализации – глобализации.

Представляемое здесь описание – летопись – жизни одного из могучих делателей рус­ского Средневековья, одной из ярчайших персон начала Нового времени – Святейшего Патриарха Никона (1605–1681) дает возможность увидеть совокупность исторических явлений и связанных с ними проблем, надеемся, в реальном историческом свете. Кроме того, Летопись дает основание для формирования собственного, если получится, отстра­ненно-непредвзятого представления о личности Святейшего Никона. Все это вместе, отдавая первенство документальному источнику, полагает (выразим надежду и на это) конец многовековым домыслам о нем и его трудах.

Неисповедимы пути Господни – неведомыми человеку путями ведет Он человека, общества-государства и властителей по жизни...

Настоящая Летопись родилась в Новом Иерусалиме – Воскресенском монастыре, построенном Патриархом Никоном. Ново-Иерусалимский монастырь, или Монастырь, в жизни автора этой летописи – С. М. Дорошенко – существовал всегда: он был виден от родительского дома; первые годы учебы прошли в здании бывшей монастырской школы, и ныне стоящей у стен обители, а следующие – в школе на Елеонском холме, с которого царь Алексей Михайлович нарек имя Монастырю – Новый Иерусалим; вокруг Монастыря они детьми гуляли, а около Скита купались во всегда бодрящем прохладой Иордане... Ее намять сохранила впечатления от рассказов матери и знакомых о Мона­стыре, о его подземных ходах, его ценностях, о его разрушении в войну (1941).

Начало работы над Летописью было ознаменовано образованием в начале 1992 г. церковной общины при храме Святых равноапостольных Константина и Елены Вос­кресенского монастыря Нового Иерусалима, над которым нависла угроза превращения в международный туристический центр; продолжение же работы стало своего рода церковным служением и вкладом Светланы Михайловны в дело возобновления сей святой обители. Немаловажными укрепляющими моментами для членов общины на этом многотрудном пути от организации общины до возрождения Монастыря и, в част­ности, в этом ее (С. М.) делании были поездки к последнему монаху Нового Иерусалима старцу архимандриту Иосифу, встречи у гробницы Патриарха Никона с архимандритом Иннокентием (Просвирниным). Особое значение имели и запечатлелись в памяти С. М. слова последнего: «...свою волю да под ноги», с характерным жестом – перстом, указую­щим долу. С большой теплотой вспоминается «первой братией» отзывчивый настоятель храма села Бужарово о. Николай (Гусаков), по просьбе общины совершавший молебны в монастырских стенах и на праздник Крещения Господня на Иордане, и тогдашний благочинный Истринского района протоиерей Георгий (Тобалов), у которого всегда находили прихожане духовное утешение, наставление и поддержку.

В стенах Нового Иерусалима Светлана Михайловна получила и первое напутствие, и благословение, отнесенное к Летописи, – «Ну что ж, спасайтесь!», – преподанное настоятелем Казанской церкви села Полевшина иереем Алексием Лобачевым, несшим свое служение в Монастыре в первые годы по его возобновлении.

Со временем община была упразднена, для монастырских трудов первым наместником архимандритом Никитой (Латушко) были призваны другие люди; участникам же открытия монастыря – так называемой «первой братии» – предстояли иные жизненные пути.

В то время появились и первые системные работы, среди которых и «Москва Пат­риаршая» протоиерея Льва (Лебедева), призванного к священству от монастырских стен – из музея «Новый Иерусалим». Все они внесли свой неоценимый вклад в научное освоение наследия Патриарха Никона и стали значительным подспорьем в работе над этой Летописью, в основе своей завершенной к 2000 г.

Осенью 1999 г. Летопись была представлена на «Никоновских чтениях», традиционно проходивших в музее «Новый Иерусалим». Тогда же копия Летописи была передана зам. директора музея по научной работе Г. М. Зеленской, которая не только много сил полагала ради дела популяризации наследия Нового Иерусалима, но и была иници­атором многих начинаний, в том числе и идейным вдохновителем трудов над этим сочинением. В своем ревностном делании, вознесшись до пределов «вершителя судеб», Галина Митрофановна сочла возможным передать копии Летописи С. В. Лобачеву (Санкт-Петербург) и С. К. Севастьяновой (г. Рубцовск), принявшим однажды участие в очередных «Никоновских чтениях». Какие назидания тогда преподала Зеленская Лобачеву и Севастьяновой – Бог весть, но уже в 2003 г. Санкт-петербургское издатель­ство «Дмитрий Буланин» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проекты РГНФ № 02–04–00251а, № 02–04–16060д) издает книгу С. К. Севастьяновой «Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона»», воспроизводящей, хотя и с немалыми дополнениями1, текст и структуру представленной в 1999 г. в музее «Новый Иерусалим» Летописи, материалы которой оказались даже не отредактированными2. В том же году также в Санкт-Петербурге капитальный труд «Патриарх Никон» издал С. В. Лобачев, положив в его основу свое диссертационное исследование «Патриарх Никон и взаимоотношения государства и церкви в середине XVII века» (СПГУ, 1998).

Публикация Севастьяновой «Материалов к «Летописи…»», предваренная предложе­нием С. М. Дорошенко отдать все наработанные к тому времени материалы, заставила последнюю обратиться за советом к старцу. Полученное в ответ разъяснение стало утешением и благословением продолжать работу, пока не придет время «...и проговорит ослица человеческим языком»3.

Приведем это письмо как завет и назидание.

«Дорогая С. М.!

Простите за задержку с ответом на Ваше письмо, мои возможности ограничены. Смутное время на Руси. Враг орудует уже и в церкви руками тех, кого он же и внедрил в нее. «Но по делам их узнаете их» – не нам ли это сказано в предостережение. И еще во времена апостольские говорилось о волках в овечьей шкуре. А мы Богу молимся, да не погибнем до конца. И Ваше смущение указывает Вам путь. Слу­шайтесь голоса сердца. Отойдите, отстранитесь от смутной политики – это дело не спасительное.

Молитесь, продолжайте свою работу, а в нужное время Господь изведет ее [работу] на стогна Града, н проговорит ослица человеческим гласом, останавливая безумие «новых пророков». Всё и все в руце Божией, но страшно впасть в восстание на Церковь, надмеваясь над соборным её разумом. Умудри Вас Бог н укрепи. Господь разоряет замыслы «мудрецов века сего». И как? А вот явившаяся непоря­дочность в отношениях с ближним вопиет о духе, которым водятся вчерашние друзья. Возверзи на Господа печать свою н тем утешишься и возблагодаришь Бога, что избавляет от обольщения».

и оставим здесь факт сотворенного Зеленской и Севастьяновой за рамками моральных оценок на суд истории во власть Утешителя в скорбех.

После случившегося С. М. Дорошенко оставалось лишь продолжить работу по уточ­нению и восполнению летописного жизнеописания Святейшего Патриарха, уделяя особое внимание тщательному изучению архивных, исторических и историософских, художественных и публицистических материалов, сопоставлению разноречивых сведе­ний, стремясь преодолеть вековые, переходившие из издания в издание, противоречия, заблуждения и ошибки.

В последнее время стало еще более очевидным и не требующим доказательств, что история исследований жизни Патриарха Никона зачастую переполнена человеческими страстями, межличностным непониманием и неприязненностью. Справедливо заметил В. Н. Хитрово, рассуждая о враждебных отношениях и нестроениях вокруг, в частности, Православного Палестинского общества, что бушевание страстей вокруг святого дела, видимо, попускается Богом для того, чтобы человек, работающий на ниве Божией, имеющий отношение к Святой Земле, занимающийся этой темой, не заносился и не забывал, что он всего-навсего работник у Бога, «раб неключимый», и делает не свое дело, а Божие.

Итак, богатейшее наследие эпохи Патриарха Никона и желание как можно полнее и достовернее начертать биографию Святителя сделали работу по составлению Летописи продолжительной и фактически бесконечной. В ее основу положены: документальные источники (архивные материалы, среди которых и опубликованные), представляющие как самого Патриарха, так и его творения; старопечатные книги, в основе своей относящиеся ко второй половине XVII в.; агиографические источники; историко-библиографические сочинения о Святейшем; большой круг сопутствующих материалов.

Летопись написана в такой форме, чтобы она была полезна не только специалистам, но и интересна, познавательна любому человеку, интересующемуся историей, культурой и вообще наследием своих предков, а в целом – боголюбцам, ищущим Царствия Небесного, потому что жизнь Патриарха Никона являет достойный пример исполнения евангельских слов «в мире скорбни будете, но мужайтесь, Аз победил мир». Святейший Патриарх еще при жизни стяжал благодать Духа Святаго, а по своей кончине помогает всем молитвенно притекающим к нему; образом своей жизни он являет пример мужественного несения креста, неколебимого стояния в Истине, кротко-дерзновенного исповедания веры и исполнения заповедей Господних – главного и единственного закона жизни. Как и ранее в истории, так и ныне многие свидетельствуют о желании совершать свой путь под его молитвенным покровом, поскольку напечатлены свидетельством образа этого Святителя – образа крепости и мужества жить по вере в исполнении заповедей Христовых во все более оскудевающем любовью и все дальше отходящим от Бога мире.

По слову одного из выдающихся русских архипастырей – митрополита Платона (Левшина), Патриарх Никои «...был пастырь, просвещением своим превышающий того века людей». Он принял первосвятительский жезл святого Петра в такое время, когда в недрах Церкви вели между собой борьбу два совершенно противоположных друг другу направления, одинаково враждебные истинному духу Церкви. С одной стороны, неве­жество, под именами дорогих русскому сердцу православия и священной древности исказившее богослужебные книги и сам чин богослужения, расстроившее собственно порядок церковного управления своеволием, и суеверие, не понимавшее, по словам одного из современников, «ни православия ни кривославия...», считавшее книжную мудрость ересью и пагубной заразой для чистоты веры, – породившие болезнь раскола, сильно зара­зившую тело Церкви. С другой – безотчетное стремление к иноверным новизнам, нарушавшим древние церковные постановления.

Неуважение к храмам Божиим, к установленным Церковью постам, к почитанию икон и мощей дошло у некоторых до глумления над церковными уставами. Внешнее благоустройство Церкви было также нарушено: церковный суд, церковное имущество, даже раздаяние священных степеней церковного служения – везде действовала мирская власть. И вот, чтобы остановить все разрастающийся поток зла, Господь поставил во главе Своей Церкви Никона, в преизбытке наделив его высокими талантами ума, воли и чувства, которые он долгим пустын­ным уединением и строгостью подвигов преумножил, утвердив в себе дух ревности по славе Божией и о спасении людей.

Патриарх Никон непоколебимо и небоязненно, шел наперекор господствовавшему духу времени, и, подобно всем великим мужам, правоту своих дел, запечатлел собственными страданиями. Плоды его пастырских трудов непреложно и неизменно утвердил на все вре­мена тот же самый Собор, по своему составу почти вселенский, который и осудил его.

Касаясь жизни и подвигов Патриарха Никона мы надеемся, что эта Летопись станет добротным основанием и подспорьем в деле осмысления заблуждений как для грубых «разночинцев» в Церкви, которые упорно продолжают считать его развратителем древ­него православия, так и для распространителей досужих мнений и отзывов, которые не чужды глумления над великими деяниями верного и ревностного хранителя Церкви – ее великого архипастыря и Предстоятеля. Кроме того, и в первую очередь мы надеемся, что эта Летопись достойно представит современному читателю – познакомит его с мону­ментальной личностью нашего исторического бытия – Святителем, трудами которого, образом дел которого эпоха в российской истории стала краеугольной, усвоив себе его имя – стала Никоновой.

Во время работы над Летописью и при подготовке ее к изданию все мы – и автор, и консультанты, и редакторы – старались избегать утвердительных и окончательных в своей уверенности оценок личности Святителя, безапелляционной конкретизации мотивов и целей его поступков (всего этого более чем достаточно в уже имеющихся публикациях на данную тему). Прежде чем объяснять душевные побуждения тех или иных личностей, необходимо, на наш взгляд, раскрыть ту историческую и нравственную атмосферу, в которой они жили и действовали, и которая, как сила необходимости, ставила каждую личность в зависимость от своих положений и определений. Исходя из такой установки, С. М. старалась предоставить слово бесстрастному документу, по возможности, не трактуя смысла полным переложением языка XVII в. на современный язык, и тем способствовать, приближаться к духу, объективности картины жизни и деятельности Святейшего Патриарха Никона.

При подготовке рукописи к печати сверка и уточнения проводились с учетом появив­шихся в настоящее время переизданий использованных в работе источников и исследо­ваний (доступность этих книг – большое удобство для тех, кто пожелает воспользоваться этой Летописью для дальнейшей уже своей работы).

Во второй половине XIX в. Н. Гиббенет положил много сил и осуществил издание документов «Дела Патриарха Никона» по мысли и инициативе директора Государствен­ного и Санкт-Петербургского главных архивов МИД К. К. Злобина, который «...с полною готовностию делился (с ним) своими познаниями, сведениями и материалами своей библиотеки» (РГАДА. Ф. 180. Он. 7. Д. 3466. Л. 21об.). Исследования такого масштаба, чтобы быть выполненными быстро, полно и точно, требуют помощников.

Эта Летопись создана трудом и личным подвижничеством одного человека, и уже по одной этой причине в ней неминуемо обнаружатся упущения, неточности и неполнота. Со временем к имеющимся критикам добавятся и кликуши, неизбывно сопровождающие подобного масштаба работы, но и это их усердное зло-добро-делание, надеемся, послужит во благо общему делу – развитию исследуемой предметной области и установлению исторической правды. Как бы там ни было, настоящая Летопись без всяких преувели­чений и оговорок является основательным и серьезным фундаментом отечественного никоноведения, а также небезынтересным справочником прежде всего, по истории феодальной Руси.

Обобщение и сведение воедино всех упоминаний о Патриархе Никоне в научной, об­щественно-популярной и художественной литературе позволили создать синопсическую летопись его жизни и деятельности, благодаря чему стало возможным четко выстроить событийную канву жизни великого Святителя, именем которого напечатлена эпоха, а отчасти и русская Церковь. Весь этот труд призван помочь современному исследовате­лю «в благоприятном режиме» ставить актуальные задачи и выяснять многие тонкие, неизученные моменты не только российской истории и истории Русской Церкви, но и всемирной истории и истории Вселенской Церкви, связанные с серьезнейшими явлениями общественно-политической, культурной и духовной жизни, с отдельными личностями, заметно повлиявшими на историческое будущее.

Заканчивая это предуведомительное к Летописи слово, заметим: архивы хранят еще немало документов, способных расширить наши знания о жизни Патриарха и его эпохе, и они ждут своего исследователя. Почему именно о Никоне? – Хотя бы уже потому, что именно Святейший принадлежит к числу тех немногих, весьма замечательных людей, которых Господь воздвигает в свое время – по особенным нуждам Церкви и государства. Константинопольский Патриарх Паисий в грамоте своему собрату кир Никону после возведения его (Никона) на патриарший престол писал: «Бог просвети тя во времена наша, да очистятся вся неудобная, и да исправятся».

Подвиги таких людей производят переворот в жизни народов. История называет их великими. Одаренные от природы, преимущественно пред современниками, светлым и обширным умом, расположенным ко всему доброму сердцем, твердой и могущественной волей, они всей силой своего ума и воли восстают против недостатков своего времени, словом и делом преследуют суеверия, разят пороки, истребляют невежество, и затем на истинно добрых и твердых началах устанавливают новый, лучший, совершеннейший порядок жизни общественной. За это их делание современники, не постигающие высоких их предначертаний, преследуют их ненавистью, клеветой, и нередко осуждают как вра­гов общественного благосостояния; и тогда великие люди сходят со своего поприща, но плоды их трудов не исчезают, оставаясь навсегда в веках и разливая свой свет далеко на грядущие поколения. «Вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение; они же суть в мире; плоды разума их верны, и имя их живо будет во век».

На всех путях своего служения – в звании мирянина, пресвитера, инока, митрополита, первоиерарха Церкви и осужденного страдальца – Патриарх Никон везде был равен себе, ни в чем себе не изменил. Его деятельность и ревность пастыря не полагали себе меры, но зависть и ненависть к нему, вызванные его неумолимой правдой, положили предел его ревности и сначала свели с патриаршего престола, а затем и осудили в заточение. 15-летние страдания сокрушили здоровье, но не сломили духа и уверенности в своей правоте, укорененной в следовании Христу.

И если современники, а вслед за ними и потомки, не смогли и не смогут понять и оце­нить подвигов Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, то Господь, которому он служил, воздаст ему за них в блаженной вечности по своему обещанию: «...приидите ко Мне вси труждающися и обремененнии, и Аз упокою вы».

С надеждой вглядываясь в будущее, актуализируем в этом предуведомлении и совре­менность словами Святейшего Патриарха Кирилла, сказанными во время его визита в Беларусь (Минск, сентябрь 2009): «Прошлое живет. Настоящее скоротечно. Оно между прошлым и будущим. Некоторые думают, что прошлое нас не касается...».

В.В. Шмидт

В.А. Юрчёнков

* * *

Примечания

1

Эти дополнения но большей части взяты из подготовленной нами – В. Ш. – описи «Судного дела» Патриарха Никона (переданы С. К. все той же Г. М.) – см.: Шмидт В. В. Религиозно-философские воззрения и система богословия Патриарха Никона: дисс.... канд. филос. наук. М.: МГУ, 2000 (Прил. 28); Он же. Свод «Судного дела» Никона, Патриарха Московского и всея Руси, и других архивных материалов как проблема интерпретации. М.: ИНИОН РАН, 1999. Ден. № 55296. Также заметим, что внесенные С. К. Севастьяновой в «Материалы...» сведения из фондов Крестного монастыря московских и санкт-петербургских архивов являются ценным вкладом в изучение жизни Патриарха Никона и весьма полезны для исследователей, но требуют весьма рассудительного использования, поскольку С. К. чаще работала лишь с описями, а не документами.

2

На этот весьма приметный, но лучше сказать выдающийся факт в жизни российской академической среды мы уже обращали внимание – см.: Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 3–4 (44–45) 2008. С. 176; Он же. Никон, Патриарх Святой Руси // Православное Приволжье. 2007. № 3, 4; 2008. № 1; Он же. Никон, Патриарх: история и истории // Патриарх Никон: История и современность: Мат-лы Всерос. науч, конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона. (Саранск, НИИ ГН при правительстве Республики Мордовия, 27–28 октября 2005). Саранск, 2007. С. 66.

Севастьянова С. К. в своем плагиат-сочинении «Материалы к «Летописи...»» все же не смогла совершенно игнорировать ни летописный труд С. М. Дорошенко (см. отсылку лишь на с. 91), ни наше диссертационное исследование (дает отсылку лишь на с. 8). Нелепость этих отсылок очевидна, как и факт сотворенного (остается гадать, случился бы этот возмутительный поступок, знай С. К. о наличии машинописи этих сочинений в крупнейших библиотеках, как РГПИ, РГБ, Синодальная библиотека Московского Патриархата, биб-ка Оксфордского ун-та и др. Тем не менее до настоящего времени С. К. не сочла необходимым ни дать какой-либо комментарий, ни принести извинения).

3

Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004 (2-е изд. 2006). С. 438–439. (Из писем 2003–2004 годов).


Источник: Патриарх Никон: стяжание Святой Руси - созидание государства Российского : В 3-х частях / [Сост. и общ. ред. В.В. Шмидта, В.А. Юрчёнкова]. – Москва : Изд-во РАГС, 2009-. / Ч. 1: Летопись жизни и деятельность патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных / С.М. Дорошенко. - 2009. – 1198, [1] с.; 160 илл.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle