сост. свящ. Иоанн Кузнецов

Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве

Источник

Содержание

А. Верхний собор Б. Нижний собор Святый блаженный Василий, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Святый блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Лобное Место  

 

Покровский (Св. Василия Блаженного) собор построен царем Иваном Васильевичем Грозным в память взятия им в 1552 году г. Казани, столицы тогдашнего Казанского татарского царства и окончательного присоединения этого царства к России.

Возвратившись в Москву после взятия Казани, царь Иван Васильевич, обрадованный столь важной победой над исконными врагами и некогда грозными поработителями русского народа – татарами, решил для увековечения в памяти народной как этой, так и некоторых других раннейших побед над татарами построить в Москве по тогдашнему обычаю несколько церквей во имя тех святых, в день памяти которых по церковному календарю приходились числа, в кои были одержаны эти победы. К сожалению, то летописное сказание, по которому мы излагаем историю построения собора, не указывает определенно: сколько таких достопамятных событий из истории борьбы с татарами и какие именно царь приказал увековечить построением церквей, и только кратко замечает, ,,что об этом ясно рассказано в других» каких то летописях которые до нас не дошли или, по крайней мере,, доселе нам неизвестны1. Место для постройки было выбрано вне Кремля, близ главных ворот его – Фроловских (ныне называемых Спасскими) у моста надо рвом2. Стоявшие раньше здесь деревянные церкви, в том числе пришедшую в ветхость Троицкую, царь приказал снести, и на их месте воздвигнул восемь новых: семь деревянных, окружавших восьмую – каменную. – 1 Октября 1554 года они были освящены тогдашним митрополитом московским Макарием в присутствии царя и его брата Юрия. Таким образом, первоначально созданный в память взятия Казани храм представлял из себя не девятиверховой храм (девять церквей на одном общем для всех них основании), а восемь совершенно отдельных одна от друга церквей. Впрочем, семь деревянных церквей существовали весьма не долго: Грозный по совету митрополита Макария решил заменить их каменными. Нашлись два весьма искуссных зодчих русских, по прозвищу Постник и Барма́3, которым царь и поручил это дело. Зодчие совершенно изменили первоначальный, лишенный всякого художественного вкуса, план постройки и составили свой: они не захотели окружать большой каменный храм по-прежнему семью совершенно отдельными от него храмами, а решились прибавить еще один храм – вместо семи построить вокруг большого храма восемь, – эти девять храмов обединить, поставив их на одном общем основании, так чтобы в центре находился главный – самый большой по размерам – храм, а его окружали в строгой симметрии восемь меньших и вся группа этих храмов в виде восьмиугольной звезды представляла бы собой стройное и художественное целое.

Так было положено начало девятиверховному (девятихрамовому, девятиглавому) собору. Храмы в этом соборе предположено было устроить: 1., средний (главный) во имя Покрова Пресв. Богородицы (вероятно потому, что в день этого праздника – 1 Октября – начался (в 1552 г.) приступ, закончившийся взятием Казани); 2., во имя Св. Троицы (по всей вероятности: и в воспоминаше о существовавшей раньше здесь Троицкой церкви, а также и в славу Tрёхиконоcтаного Бога Христианского, помогшего русскому народу сокрушить враждебное христианству мусульманское царство); 3., во имя Входа Господа в Иерусалим; 4., во имя священномучеников Киприана и Иycтинны (конечно потому, что в день памяти их – 2 Октября – была взята Казань; в честь этих святых царь и во взятой Казани тотчас устроил церковь); 5., во имя св. трех патриархов константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового (память их празднуется 30 августа); 6., во имя преподобного Александра Свирского (память его тоже 30 Августа); 7., во имя св. священномученика Григория епископа Великой Армении (память его 30 Сентября. Не в воспоминание ли победы над татарами на Арском поле под Казанью – 30 Сентября 1552 года – устроен такой храм? Царь, по крайней мере, придавал большое значение этой победе и немедленно после неё велел в своей походной церкви отслужить благодарственное молебствие); 8., – во имя преподобного Варлаама Хутынского (память 6 Ноября). – Относительно девятого (прибавленного зодчими) храма – во имя какого святого устроить его – не было тогда еще решено.

Постройка началась и быстро пошла в ход; к лету (Июню месяцу) 1555 года собор был возведен от земли почти на сажень. В это время из Вятки был принесен в Москву на время для поновления чудотворный образ святителя Николая Мирликийского, называемый Великорецким. Образ был торжественно встречен в Москве царем и митрополитом и поставлен в Успенском соборе; во время пребывания образа в Москве от него было много чудес, в воспоминание которых царь решил – оставшийся без наименования девятый храм созидавшегося собора устроить во имя святителя Николая, приказал снять с чудотворного образа точную копию для этого храма и для помещения её пока до выстройки собора велел устроить вблизи воздвигаемого собора временную деревянную Никольскую церковь. К осени 1559 года стройка собора была совсем почти закончена, за исключением главного Покровского храма. 1 Октября того года все восемь окружавших главный храм приделов были освящены, а в следующем – 1560 году докончен постройкою и освящен и главный Покровский храм.

Каков же был первоначалниый вид собора? – Так как собор за три с половиной века своего существования испытал весьма много поправок, переделок, изменений и дополнений, то восстановить в настоящее время все подробности его первоначального вида не возможно, но с другой стороны, благодаря указаниям летописей и других памятников исторической письменности, а также по дошедшим до нас древним рисункам собора (снимки которых приложены к книге) и по найденным нами сметам на ремонты собора, произведенные в 1737, 1754, 1770, 1781, 1813, 1817 и др. годах, можно с приблизительною верностью описать первоначальный общий вид и план собора и указать наиболее важные позднейшие в нем изменения или существовавшие или существующие и теперь.

Несомненно, что первоначальный вид собора был не таков, как теперь. Собор вышел из рук зодчих, как мы уже упоминали, о девяти верхах (а не об одиннадцати, каким его сейчас видим): он состоял из девяти столповидных церквей, устроенных на одном общем основании, весьма близко друг к другу, и поэтому представлявших вид как бы одного храма с 9 куполами – верхами. План расположения этих 9 церквей был таков. Представим себе обыкновенной прямоугольной формы крест почти равносторонний (вертикальная полоса немного длиннее поперечной), на него наложим меньшего размера крест андреевской формы, так чтобы получилась форма звезды. В центре этой фигуры стоял главный храм Покрова восьмиугольной пирамидальной формы, самый высокий и широкий из всех 9 храмов, а на концах крестов остальные 8 приделов такой же восьмиугольной пирамидальной формы, но меньшего размера, при чем приделы на концах бо́льшего креста сравнительно больше и выше, а на концах меньшого и меньше и ниже (почти на 1/3). Приделы по размеру, таким образом, делились на два разряда: больших и меньших, по 4 в каждом разряде, и при своем кольцеобразном расположении вокруг главного храма чередовались: рядом с бо́льшим приделом стоял меньший, потом опять бо́льший и т. д. – Каждый храм состоял из двух этажей: нижний этаж (1/4 общей высоты храма), более широкий и массивный, заканчивался сводами и представлял каменный восьмиугольный полый (пустой внутри) столб, на плоской вершине которого возвышался второй трехярусный этаж (так как этот этаж был уже нижнего, то и не занимал всей его вершины, оставался кругом его свободный проход, из которого впоследствии образовалась теперешняя идущая вокруг всего верхнего этажа собора галерея). Все нижние этажи соединялись между собой (для большей прочности и устойчивости здания) вверху каменными сводообразными перемычками – арками, на этих арках во всех промежутках между храмами лежали каменные площадки, как что нижний этаж собора представлял сплошную каменную площадку, поддерживаемую девятью полными внутри столбами, на которой возвышались, как бы на высоком круглом основании, девять церквей (девять вторых их этажей). В нижнем этаже храмов (в строгом смысле этого слова) не было, по крайней мере, при первоначальном устройстве собора, летопись насчитывает и поименовывает только 9 храмов, которые помещались (и помещаются доселе) еси вверху, а о других каких-либо еще храмах не упоминается (за исключешем поставленного отдельно временного деревянного Никольского). Первоначально нижние этажи собора предназначались, кажется, для хранения, как тогда было в обычае, наиболее дорогого имущества живших по близости собора горожан. В тогдашнее время, когда Москва, вся состоявшая из деревянных построек, очень часто чуть не дотла выгорала, а с другой стороны подвергалась почти что каждые десять лет разорительным набегам татарских полчищ, грабивших все, – толстые каменные с надежными, конечно, запорами нижние этажи нашего собора представляли надежные кладовые для хранения всякого рода имущества. В 1595 году хранившееся в этих кладовых имущество, побудило некоторых искателей легкой наживы воспользоваться находившеюся там «казной»; в случившуюся тогда страшную бурю они задумали поджечь Москву с разных концов и затем во время пожара выкрасть эту казну из собора (Новый летописец изд. кн. Оболенского, стр. 2.), но это им не удалось: замысел был открыт, они были схвачены и преданы казни. Впоследствии, кажется, храмы надстраивались и в нижнем этаже собора: по крайней мере, принц Иоанн Датский, бывший в Москве в 1602 г., описывая Покровский собор, говорит, что «его внутренность снизу до верха наполнена приделами, коих считают до 100». Разумеется, число приделов здесь значительно преувеличено, но очень может быть, что их тогда было гораздо больше 9 и некоторые из них помещались внутри собора внизу. Самуил Маскевич в 1611 году насчитывал в соборе 30 приделов, из коих все нижние были обращены Поляками в конюшни, а серебряная рака над мощами бл. Василия оборвана. Может быть, по воспоминанию об этих, существовавших некогда в нижнем этаже собора, церквах, сюда же вниз под своды собора в конце XVII в. были перенесены с соседней с собором Красной Площади некоторой церкви (о них см. ниже). Не в нижние ли церкви ведут (на рисунке Олеария 1636 г.) двери, сделанные в нижних этажах некоторых приделов, напр. теперешнего Адрияновского (тогдашнего Киприяновского), Входо-Иерусалимского, Александра Свирского? Над последней дверью сделано даже крыльцо, вполне подобное соседнему, с которого идет ход в верхний собор.

Вторые этажи собора на высоте своего первого яруса, кажется, позднее были тоже соединены перемычками, на которых была положена крыша, защищавшая внутренние проходы между храмами. Кругом главного Покровского храма снаружи на высоте второго яруса верхнего этажа шла галерея, крыша которой покоилась на столбах. Шатровидный верх из кирпича на этом храме был украшен разноцветными поливными изразцами. Какие первоначально были главы на всех девяти храмах собора неизвестно; но в 1588 г. они были покрыты луженым железом, сделаны разнообразной формы.

Вокруг купола Покровского храма над теремками (кружалами) возвышалось 8 главок или башенок, отломанных в 1784 году.

Первоначальный вид нижнего этажа собора также был не таков, как теперь: составлявшие этот этаж столбы, нижние этажи храмов, кольцеобразно расположенные, соединены были между собою (как сказано было выше) только арками, под которыми были проходы. Уже впоследствии в разное время наружние арки были заложены, благодаря чему и образовалась нынешняя сплошная стена нижнего этажа собора.

Входы на верх, в приделы собора, были, судя по древним рисункам, с северо-западной и юго-западной сторон, в виде наружных лестниц4, (с юго-восточной стороны, как будто, был внутренний ход, наружное крыльцо коего примыкало к нижнему этажу Никольского придела; на рисунке здесь, в этом этаже, начинается широкая лестница, ведущая вверх). При соборе была устроена колокольня, стоявшая тогда отдельно от него, она была, судя по древним рисункам5, трехярусная и о трех верхах; теперешнюю же восьмиугольную пирамидальную форму она приняла в самом конце XVII или начале XVIII века. Вот каков был первоначальный вид Покровского собора.

Теперешнее наименование собора: «Покровский и Василия Блаженного, что на Рву», установилось за ним не сразу и не скоро. Сначало он долгое время назывался «Троицею, что на Рву», «Троицею у Фроловских ворот», (в воспоминание о бывшей здесь Троицкой церкви), иногда «Троицким, что на Рву (или что у Фроловских ворот) и Покровским». Назывался и «Иерусалимским» (по своему Входо-Иерусалимскому приделу; по Иерусалимскому ходу, – торжественному шествии на осле в этот придел в Вербное Воскресенье (о чем см. ниже) и по некоторому сходству с Иерусалимским храмом Воскресения). Впрочем, «Иерусалимским» его называли больше иностранцы в XVII в. Название «Троицкого» сохранялось за собором даже в первой половине XVIII в. Затем оно исчезает и за собором утверждается уже теперешнее наименоваше «Покровского и Василия Блаженного на Рву». Но и это наименование употребляется как оффициальное, в деловых бумагах, – в просторечии же собор известен более под именем храма Василия Блаженного (Прибавка: «что на Рву» дана была потому, что собор, как уже упомянуто выше, был построен близ рва, окружавшого тогда Кремль).

Вскоре пошли и изменения в соборном здании: в 1588 году Бог «проявил угодника своего блаженного Василия» Христа ради юродивого (погребенного близ Троицкого придела собора), «и были от гроба его чудеса великие6». Тогда по повелению сына Грозного, царя Федора Иоанновича над тем местом, где было погребено тело блаженного, воздвигли храм во имя этого угодника (Его житие см. ниже). Новый храм был примкнут к северо-восточной части нижнего этажа собора, при чем арки, соединявшие нижние этажи приделов: Троицкого и св. Трех Патриархов (теперешнего Григориевского) были разобраны и покоившаяся на этих арках часть верхней площадки, примыкавшае к северной стороне Троицкого и восточной (теперешнего) Григориевского приделов, была уничтожена, так что здесь в верхнем этаже собора остался только узкий проход круговой галереи. Этим впервые была нарушена симметрия северо-восточного угла собора: к 9 верхам – храмам прибавился, не гармонирующий с ними, десятый.

В течении XVII века собор испытал еще больше изменений в своем наружном и внутреннем виде, благодаря неоднократным поновлениям и поправкам: за это время ему пришлось много потерпеть и от нашествия неприятельского (Польского в 1612 г.) и от страшных Московских пожаров: 1626 г., 1635 г. (когда сгорела внутренность всех приделов) и 1668 г. когда (29 Августа) сгорели на соборе все главы, причем конечно, выгорела и вся внутренность, ибо 1-го Октября того же года обычный крестный ход в собор не ходил, а ходил на Арбат, в Николо-Явленскую церковь, где был храм тоже во имя Покрова.) Несомненно, что при каждом обновлении собора после этих разгромов и пожаров изменялся его и внутренний вид, да и наружный (в украшениях) не оставался без изменений. Около 1680 года над северо-западной частью нижнего Васильевского храма сделали второй этаж, вывели его на одну высоту с первым этажом собора, стены этого двух-этажного Васильевского храма соединили с собором и подвели под одну крышу. Здесь с 1680 по 1783 г. помещалась церковь во имя Св. Феодосии девы, а ныне помещается ризница. В 1682 г. сооружена была на Васильевском храме глава из белого луженого железа или из жести, таким же железом покрыта была и крыша на алтаре храма. (Вход в Васильевский храм, как и теперь, был с севера).

В конце XVII столетия перенесены были частью вниз под своды собора, частью под колокольню, частью, наконец, в возведённые нарочно для чего близ собора и колокольни постройки тринадцать церквей с Красной площади, во имя: 1) Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Всех Святых; 3) Зачатия Святой Анны (обе церкви сделаны приделами Богородице-Рождественской); 4) Великомученицы Параскевы; 5) Св. Василия Великого; 6) Св. Иоанна Предтечи; 7) Рождества Христова; 8) Св. Николая Чудотворца; 9) Св. Марка Евангелиста; 10) Богоявления; 11) Св. Сергия Преподобного; 12) Св. Феодосии девы, и 13) Положения Ризы Пресвятой Богородицы7. Около того же приблизительно времени (несколько раньше) прибавлены были к собору еще две церкви во имя Ап. Андроника и Преп. Марии Египетской. Вскоре затем некоторые из этих церквей были упразднены и в соборе осталось 20 храмов; 10 вверху (9 прежних и Феодосиевский) и 10 – внизу8.

К 1688 году собор пришел в состояше крайней ветхости и поэтому был значительно ремонтирован тогда на средства казны, во время этого ремонта черепичная крыша на соборных храмах была заменена деревянной, главы покрыты железом. В страшный Московский пожар 29 Мая 1737 г. собор сильно пострадал: деревянные кровли на всех 20 храмах собора сгорели, а в 4 пределaх сверх того «иконостасы, окончины, св. иконы и вся утварь сгорали без остатка». На средства Правительства собор был снова ремонтирован в 1739 году: кровли его опять были покрыты тесом, частью гонтом, сгоревшие железные главы заменены новыми, некоторый из них покрыты черепицею, иконостасы частью возобновлены, частью сделаны вновь. – В 1754 году внутрений ремонт был повторен. К 1772 году деревянная крыша на соборе обветшала и была заменена тогда железной. В 1781–84 г.г. собор был опять весь возобновлен по повеленио Императрицы Екатерины II на сумму 10000 рублей, отпущенную из казны. Во время этого ремонта железные крыши были починены и выкрашены, стены собора внутри и снаружи окрашены, все церкви, находившияся в нижнем этаже собора (за исключением Васильевской и Риз-Положенской), а также под колокольней и вблиз её, были разобраны, Феодосиевская церковь (вверху над северо-западной частью Васильевского храма) упразднена. Таким образом, собор был освобожден почти от всех, несоответствовавших его первоначальному плану, пристроек XVII века и ему был возвращен его прежний – 1588 года вид. Но реставрация не коснулась стен нижнего этажа собора, которые так и остались сплошными с заложенными наружными арками. Прежняя надпись на гончарных плитках, шедшая кругом собора по верхнему карнизу и гласившая о построении собора при ц. Иоанне Васильевиче и возобновлении при ц. Феодоре Иоанновиче была уничтожена ради экономии, так как потребовавшаяся на ремонт её сумма показалась значительной. 1 Октября 1785 года главный Покровский храм был освящен тогдашним Московским архиeпископом (впоследствии митрополитом) Платоном. Но, недолго востановленный приблизительно в прежнем виде собор спокойно простоял на Красной площади: в 1812 году он еще раз сильно пострадал: Наполеон при выступлении из Москвы велел своему начальнику артиллерш Ларибоасьеру срыть собор, к счастью такой варварский приказ не удалось исполнить и собор избавился от разрушения, но за то на нем частию совсем сгорели, частию были испорчены все крыши, оконные рамы также, всё внутреннее украшение было разрушено или разграблено, а внизу – в храме Василия Блаженного были устроены французами конюшни. Уцелело только то, что было отправлено с соборным диаконом Петром Михайловым на сохранение в Вологду. Впрочем запустение собора продолжалось не долго: 1 Декабря того же года был освящен храм св. блаж. Василия; а в 1813 г. Св. Синод назначил по Высочайшей воле 13000 рублей на поновление собора, при чем было предписано соблюдать «строжайшую сообразность с первобытным его состоящем как в расписаниях фигур, в цвете красок, так и в исправлении ветхостей». 1-го Октября 1813 года был освящен верхний храм Покрова9. Ремонт собора окончился в 1817 году. При этом ремонте ради экономических соображений старинное покрытие шатрового верха на главном Покровском храме разноцветными изразцами не было возобновлено, а шатер покрыли по изразцам крашенным листовым железом с росписью его применительно к прежнему узору. При производящемся в настоящее время ремонте железо с шатра снято и прежнее покрытие изразцами восстановлено. Затем собор возобновлялся в 1839–45 гг., производились в нем различные поправки и после, но к капитальному ремонту всего собора приступили с 1897 года. По смете составленной на этот ремонт теперь требуется свыше 215000 р.

Ныне в Покровском соборе 11 церквей: 9 в верхнем соборе и 2 в нижнем. Вот краткое описание их (план расположения церквей верхнего собора приложен при книге см. рис. 30).

* * *

1

Так что мы здесь можем только делать более или менее вероятные предположения на основании тех неясных данных, которые сообщает наша летопись. Судя по тому, что царь первоначально («как видно будет из дальнейшего) приказал поставить восемь церквей, можно, кажется, думать, что и достопамятных событий было восемь, а по наименованиям поставлен­ных церквей, пожалуй, можно указать некоторые из этих событий. (Об этом см. ниже)

2

Тогда весь Кремль был окружен выкопанным для его охраны глубоким рвом и пред каждыми воротами в Кремлевской стене был перекинут через этот ров мост; ров существовал до 1813 года, когда был засыпан.

3

«Барма́»областное слово, до сих пор существующее, например в некоторых местностях Владимирской губерни и прилагается к человеку, бормочущему, говорящему торопливо и неясно, говор такого человека не речь, а «бормота́» и сам этот человек «бормота́«, сокращено «бормота́», барма́. »Постник"проводящий в посте, может быть это было прзвищем, за его строгую постническую жизнь, а может быть(что, как-будто, вероятнее) это быо его имя, если его патроном был св. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский (память 2 сентября). У нас в то время не редко именовались, не собственными именамисвоих святых патронов, а их прозваниями. Были даже в ходу такие имена, как например «Верига», что собственно означало Петра, называли же не Петром, а Веригою в том случае, если тезоименитство носившего это имя было 16 Января, когда Црковью празднуется «Поклонение честных вериг (оков) ап. Петра».Приводимое нами летописное летописное сказание окончательно опровергает существующую легенду о строителе собора: по этой легенде собор строил какой-то иностранный зодчий; по окончании постройки, арь, восхщённый этой красотой, юудто бы призвал зодчего и спросил: может ли он выстроить храм лучшего этого? Тот отвечал, что может. Тогда царь приказал ослепить его, как бы он при случае не создал такого храма, который бы затмил Покровский собор.Эта легенда с лёгкой руки некоторых иностранных писателей о России (напр. Бернгархдта Таннера, бывшего в Москве в 1678 г., и др.) перешла во все «Путеводители по Москве» и «Описания» она и до сих пор многими повторяется. Мы ещё раньшев 1895 годудоказывали недостоверность этого рассказа в виду молчания об этом наших летописей; говорили, что Таннер и др. перенесли на наш собор легенду строителей собора св. Марка в Венеции, об участии которого подобное же рассказывается.Теперь, после ясного указания нашей летописи, легенду о несчастном иноземцестроителе собора нужно окончательно сдать в архив.

4

Эти лестницы были на том же месте, где и теперешния, ведущия в верхний собор, но не имели, как эти последние, входных крылец и крыш. Устроение входов на северо-западной и юго-западной стороне собора может быть обяснено тем, что здйсь были Входо-Иерусолимский и Никольский приделы, куда в то время совершались крестные ходы в Вербное Воскресенье и 29 июля. В эти входы крестные ходы прямо проходили по назначению.

5

Её рисунок и описание см. на плане Москвы времени царя Бориса Феодоровича в «Geographiae Blavianae» изд. 1662 г. (рис. 9), у Олеария (рис. 8), у Маейбсрга (рис. 7). (Там жс особенно ясно обозначены юго-западный и севсро-западный входы в всрхний собор). Таков же рисунок колокольни у Корба (бывшего в Москве в конце XVII в.).

6

Летопись о многих мятежахи разорении Моск. Госуд. от внут­ренних и внешних неприятелей М. 1771 г. стр. 11.

7

Эта последняя церковь была поставлена близ Васильевской, на том месте, где почивали мощи Св. бл. Иоанна Христа ради юродиваго, и впоследствии была соединена с ней в одну общую.

8

При каждом из этих двадцати храмов был особый иричт, так что всего при соборе насчитывалось тогда около 23 священииков (с протоиереем), б дьяконов и 40 дьячков с пономарями. Но во время чумы 1771 хода умерло из состоявших при соборе 14 священников и протоиерей. Не­которые из оставшихся в живых были размещены по приходским церк­вам. С тех пор отдельных при каждой соборной церкви принтов не было. В настоящее время при соборе состоит: протоиерей, 2 священника, 1 диакон и 3 псаломщика.

9

В начале при соборе было кладбище, но после мора, бывшего в Москве при ц.Алексее Михайловиче, оно было уничтожено и собор был огорожен деревянными столбами. Деревянная ограда после заменена была (на северной, восточной и Северно-восточной сторонах собора) кирпичной с пристроенными к ней лавками, при чсм в северо-восточном углу этой стены была сделана для удобства богомольцев лестница, ведшая снизу от лавок на площадь около колокольни. С южной стороны были дома. В 1817 году площадь около собора была очищена от деревянных лавок н друг. пристроек, выровнена, обращена в террасу, обложенную с северо­восточной стороны тесаным диким камнем и обнесенную железом решёткой вышеупомянутая лестница уничтожена. Площадь между собором и вос­точною стеною Кремля также была очищена от построек и образовала широкий проезд, служащий продолжением Красной площади до самой Московорецкой набережной.


Источник: Покровский (св. Василия Блаженного) собор в Москве : Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые. - Лобное место / Сост. свящ. И.И. Кузнецов. – Изд. худож. фотот. К.А. Фишер. - Москва : Типо-лит. Н.И. Гросман и К°, 1900. - 35 с., 30 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle